Паспорт проекта "Мир игровых пособий"
проект по логопедии (старшая группа)
В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), вопрос создания предметно-развивающей среды в детском саду, стал особенно актуальным.Предметно-пространственная среда должна организовываться с учетом принципа интеграции образовательных областей, так как материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей. В группе должны быть центры развития ,в которых отображаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, познавательное.Если в группе создать интересную, насыщенную, развивающую среду, это будет способствовать возникновению интереса ребенка к игре, общению со сверстниками, развитию знаний, умений, навыков по всем образовательным областям, желания посещать детский сад с удовольствием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta-mir_igrovyh_posobiy.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 167»
Ленинского района г. Саратова
УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МДОУ «Детский сад комбинированного вида №167 ___________Н.А. Марченко Приказ № 154 от 31.08.2021г. |
Паспорт проекта
«МИР ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ»
Разработчики:
учитель-логопед: Цыбирганова Ю.М.,
воспитатели: Атикешева А.С .,Яценко Т.А.
Саратов-2021
Вид проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки проведения: октябрь 2021г. – май 2022 г.
Участники: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников.
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по изготовлению игровых пособий.
Актуальность:
В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), вопрос создания предметно-развивающей среды в детском саду, стал особенно актуальным.
ФГОС ДО предъявляет определенные требования к РППС, она должна быть содержательно-насыщенной (обеспечивать разные виды деятельности, трансформируемой (предоставлять возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, полифункциональной (содержать полифункциональные предметы, возможность их разнообразного использования, вариативной (обеспечивать периодическую сменяемость игрового материала, доступной (предоставлять свободный доступ) и безопасной. РППС необходимо строить с учетом возрастных особенностей дошкольников, ведь в каждой возрастной группе игровая среда имеет отличительные признаки.
Предметно-пространственная среда должна организовываться с учетом принципа интеграции образовательных областей, так как материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей. В группе должны быть центры развития ,в которых отображаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, познавательное.
Гипотеза:
Если в группе создать интересную, насыщенную, развивающую среду, это будет способствовать возникновению интереса ребенка к игре, общению со сверстниками, развитию знаний, умений, навыков по всем образовательным областям, желания посещать детский сад с удовольствием.
Цель: обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи , логопедического кабинета авторскими игровыми пособиями в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи проекта:
1.Изучить и внедрить в практику подходы к организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы и с учетом авторской программы «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»/ Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; под. ред. проф. Л. В. Лопатиной».
2. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, познавательно-исследовательской, изобразительной, восприятия художественной литературы и фольклора, конструирования).
3. Способствовать формированию у родителей воспитанников доверия к педагогам и желания активно участвовать в жизни ДОУ.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ:
БЛОК 1- Многофункциональные авторские логопедические пособия
(учитель-логопед: Цыбирганова Ю.М.)
| |||
Название пособия | Цель | Форма работы с детьми | Форма работы с родителями |
«Домик Весёлого язычка» | Укрепление мышц артикуляционного аппарата (языка ,губ, щёк). Выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата. | Проведение артикуляционной гимнастики –«Сказка о весёлом Язычке» на индивидуальных, подгрупповых НОД. | Тренинг «Артикуляционная гимнастика в игровой форме» |
«Осеннее дерево», «Новогоднее конфетти», «Волшебные ленточки» | Развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха. | Проведение дыхательной гимнастики на индивидуальных, подгрупповых НОД. | Мастер-класс «Учимся дышать правильно» |
Пальчиковый театр «Звуковички» | Познакомить детей со звуковыми символами, закрепить характеристику звуков, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать фонематический слух. | Варианты игр: «Найди звуковичка», «Найди окошко для звука», «Подружи звуковичков», «Подбери картинку(-и) на заданный звук» на индивидуальных, групповых НОД. | Представление разных видов театров- «Театр и дети» |
Пуговичная математика» | Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр логико-математического содержания, развитие мелкой моторики пальцев рук | Варианты игр: «Составь и реши задачу, пример», «Сравни числа», «Нащупай и посчитай пуговички, предметы» | Выставка нетрадиционного оборудования и природного материала для игр. |
«Лэпбуки. Времена года» | Систематизировать знания о временах года - осень, весна, развивать речевое дыхание ,мелкую моторику пальцев рук, лексико-грамматических категорий языка и связной речи . | Речевые игры с лэпбуками «Золотая волшебница Осень»,«Весна –красна» на индивидуальных, подгрупповых НОД. | Изготовление лэпбука –«Лето ,ах, лето..» совместно с родителями |
Плей-кейс «Зимушка-зима» | Обогащение и активизация словарного запаса, формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, развитие речевого дыхания ,мелкой моторики и логического мышления по лексическому циклу «Зима». | Речевые игры с плей-кейсом индивидуальных, подгрупповых НОД.. | Пополнение плей-кейса речевыми играми по теме «Новый год» |
«Фетровый лес. Лето. Зима», «Фетровые корзиночки» | Закрепление и правильное употребление лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные» посредством речевых игр с фетровыми элементами. | Речевые игры с пособиями: «Угадай на ощупь силуэт животного», «Кто чем питается?» на индивидуальных, групповых НОД. | Творческая мастерская «Знакомимся с фетром» |
БЛОК 2- Авторские пособия
(воспитатель: Яценко Т.А.)
Названия пособия | Цель | Форма работы с детьми | Форма работы с родителями |
Дидактическая игра "Математическое лото" | Формировать у детей количественные представления , умение считать, развивать представления о цифрах | Совместная игра с детьми | Предложить родителям сделать своими руками лото для закрепления цифр |
Карты- вкладыши "Геометрический чемоданчик" | Развивать у детей сенсомоторной координации пальцев рук и сенсорных представлений | Игра с детьми, закрепление представления о цветах и геометрических фигурах | Консультация «Знакомим детей с геометрией» |
Многофункциональное пособие "Математическая игротека" | Упражнять в счете в пределах 10, знакомить с цифрами и составом числа из 2х меньших чисел | Игры "Назови соседей числа", "Какое число пропущено" и т.д. | Рекомендации родителям по изготовлению пособия |
Математический планшет "Счет от 1 до 10" | Поощрять желание ребенка узнавать что-то новое, учить анализировать, обобщать | Познакомить детей с игрой, показать , как пользоваться планшетом | Мастер- класс "Планшет своими руками" |
Математический планшет с резиночками "Геометрик" | Развивать фантазию и творческий потенциал ребенка, мелкую моторику рук, формировать познавательные способности, закреплять геометрические фигуры, их разнообразие | Познакомить детей с игрой, показать , как пользоваться планшетом | Консультация «Какая польза от "Геометрика"- математического планшета» |
Игра - головоломка "Квадраты Воскобовича" | Развивать логическое мышление, пространственное воображение, коструктивные умения, счетные навыки, мелкую моторику рук | Совместные игры с детьми | Мастер- класс по изготовлению квадрата Воскобовича своими руками |
Геометрический коврик (напольный) со схемами | Развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, ориентировка в пространстве, умение пользоваться схемами | Самостоятельные игры детей в свободной деятельности | |
"Кубики историй" | Разнообразить образовательную деятельность с детьми, обогатить устную речь, облегчить процесс запоминания сюжета | Рассказывание историй с детьми | Познакомить родителей с настольной игрой "Кубики историй" (сторителлинг), развивающая фантазию и речь |
Игра "Цветик- Семицветик" | Закреплять представления детей о составе числа из 2х меньших, развивать логическое мышление | Рассказать детям несколько вариантов игры | Предложить родителям изготовить игру "Цветик-Семицветик" по развитию речи и окружающему миру |
БЛОК 2- Авторские пособия по развитию речи
(воспитатель: Атикешева А.С.)
Названия пособия | Цель | Форма работы с детьми | Форма работы с родителями |
«Назови столько предметов, сколько фигур» | Согласовать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже | На индивидуальных, | Консультация для родителей «Игры с прищепками» |
«Приметы весны» | Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе | Д/и «Закончи предложение», «Продолжи предложение», | Изготовление наглядного материала |
«Собери весёлую гусеницу» | Закрепить знания детей по лексическим темам «Перелётные птицы», «Животные Севера», | Д/и «Какого животного, насекомого не стало», «Какой, какая, какие?», «Назови одним словом» на индивидуальных, подгрупповых НОД, | Пополнение пособия заданиями по лексическим темам: «Овощи», |
«Теремок» | Развивать речевую активность детей | Д/и «Вспомни сказку», «Угадай, чей голосок, «Кто ,где живёт?», в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей, индивидуально и по подгруппам | Игра-драматизация сказки «Теремок» |
«Математические кубики» | Закрепить счёт в пределах 10, совершенствовать математические умения | Д/и «Считай дальше», «Повтори» | Мастер-класс «Математические кубики» |
Предполагаемые результаты:
для детей:
1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи и логопедического кабинета авторскими многофункциональными игровыми пособиями.
2. Повышение уровня речевой, игровой, двигательной и познавательной активности детей, развитие интеллектуальных способностей.
3. Развивать фантазию и творческий потенциал детей с тяжёлыми нарушениями речи.
для родителей:
1. Создание условий для участия родителей в работе, проводимой в ДОУ, продолжение тесного сотрудничества с родительским коллективом.
2.Оказание помощи родителям посредством консультаций и мастер-классов по изготовлению игровых пособий в домашних условиях.
3.Организация детско-родительских выставок изготовленных пособий.
для педагогов:
1. Обмен опытом работы на педагогическом совете, образовательных ресурсах в интернете.
2.Распространение положительного опыта посредством участия в конкурсах различных уровней.
3. Распространение положительного опыта посредством публикаций в научных сборниках.
Список литературы и пособий по проекту:
1.О.С.Гришанова,Н.А.Пушкарёва и др. «Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации: дидактические материалы учителей-логопедов Саратовской области,ГАУ ДПО «СОИРО»,2021
2 О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с
использованием нестандартного оборудования»,Детство- Пресс,Сп-б.2103
3.С.В.Исханова «Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения»,Феникс,Ростов на Дону,2014
4.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» ,М.: изд-во ГНОМ,2011
5.Л.В.Лебедева «Игры и упражнения с родственными словами»,М,2009
6. Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи.Книга1,2,3.4 Айрис Пресс,М,2007
7. Т.Б. Уварова «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками», ТЦ Сфера,М,2010
8. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с
использованием нестандартного оборудования», Детство- Пресс,Сп-б.2103
9.В.П.Новикова «Математика в детском саду» Мозаика-Синтез ,Москва ,2016
10.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду:старшая группа(5-6 лет)»
11.О.А.Соломенникова»Ознакомление с природой в детском саду.Старшая группа 5-6 лет»Мозаика-Синтез,Москва,2020 г.
12.О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию 3-7 лет»,Санкт-Петербург
Детство-Пресс,2021 г.
13. О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Издательство «Мозайка-Синтез» Москва 2005г.
14.О.Б. Дыбина «Ребенок и окружающий мир» Издательство «Мозайка-Синтез» Москва 2005г.
15.Бантикова С.Г. "Геометрические игры " Д\в 2012 №1стр.60-66
16.Бондаренко А.С. Дид.игры в д/с.Изд.: М: Просвещение 2013
17.Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. Ярославль 2014
18.Ерофеева Т.И.Знакомство с математикой.М: Просвешение 2006
19.Новикова В.П.Математику в д/с
20,Михайлова З.А. и др. "Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста- СПб :ДЕТСТВО-ПРЕСС
21.Вахрушева Л.М."Развитие мыслительной деятельности детей дошк.возраста-М:ФОРУМ,2009
22.Развивающие игры Воскобовича В.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение дидактических игровых пособий при подготовке детей с ОВЗ к обучению грамоте» Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных групп.
Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных рупп при подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Паспорт к дидактическому пособию по ФЭМП "Почтальон Математики"
Паспорт к дидактическому пособию по ФЭМП "Почтальон Математики"...
Паспорта авторских дидактических пособий
Техника изготовления, использованные материалы, особенности и примерные формы организации совместной деятельности с дидактическим пособием...
Паспорт дидактического игрового пособия «Помогай город»
В паспорте представлено дидактическое пособие "Помогай город" и дано описание по работе с ним...
Паспорт-описание игрового дидактического пособия «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»
Паспорт-описание игрового дидактического пособия«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА» Дидактическое пособие «Волшебный мир театра» изготовленодля детей среднего и старшего дошкольного во...
Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича.
Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича....
Моё классное пособие - Игровое пособие "Мир Эмоций"
Методическое пособие «Мир эмоций» может использоваться как дополнительный инструмент при исследовании психоэмоционального состояния ребенка, для знакомства детей с разными эмоциональными с...