Технологическая карта занятия "Путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Разработанная технологическая карта подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе позволит:
- закрепить умение отвечать на вопросы, согласовывая существительные с прилагательными; используя в речи сложноподчиненные предложения;
- продолжить учить использовать в речи существительные с обобщающим значением: «Пресноводные рыбы» и «Морские рыбы»;
- развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения;
- развивать координацию речи с движением.
Презентацию к занятию можно скачать или просмотреть по ссылке: https://yadi.sk/i/CcI_v-VtXFhmDA
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
madeeva_kv_tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация: «Лучшая технологическая карта урока, организованного для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием цифровых инструментов»
Автор: Мадеева Ксения Васильевна, учитель-логопед
Название образовательной организации: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области
Электронный адрес: ksvorobeva@yandex.ru
Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие
Тема: «Путешествие»
Возрастная группа: 6-7 лет
Образовательные области: ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Цель занятия: совершенствование диалогической и монологической форм речи детей.
Задачи занятия:
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять умение отвечать на вопросы, согласовывая существительные с прилагательными; используя в речи сложноподчиненные предложения.
- продолжать учить использовать в речи существительные с обобщающим значением: «Пресноводные рыбы» и «Морские рыбы».
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения;
- развивать координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, активность.
Словарная работа:
- активизировать словарь по теме: «Пресноводные рыбы», «Животный мир морей и океанов» (животное, рыба, море, озеро, кит, акула, дельфин, сом, щука, обитать, плавать, подводный);
Подготовительная работа:
- просмотр телепередач о животных морей и океанов, видеороликов, картинок по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов»;
- разучивание подвижной игры «Летучая рыба», пальчиковой гимнастики «Налим».
Материалы и оборудование:
- АРМ (ноутбук и телевизор);
- презентация Power Point с необходимым интерактивным материалом;
- песочница, пластиковые фигурки животных морей и океанов (рыбы, морские звезды, крабы, морские коньки);
- сосуды с пресной и соленой водой, стаканчики синего и зеленого цвета по количеству детей;
- на столах контейнеры с карандашами, карточки-задания по количеству детей формата А5, на которых изображены силуэты рыб и морских животных, обозначенные цифрами от 1 до 20.
Технологическая карта занятия
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1 | Организационно-мотивационный этап | Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона. | На экране слайд № 1. Логопед приглашает детей в кабинет, дети с педагогом встают в круг на ковре. - Доброе утро, дети! Кто знает, что значит путешествовать? - Куда можно отправиться в путешествие? - Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие на море. Вы согласны? - На чем мы можем отправиться в путешествие? Слайд № 2 - Берем свои рюкзачки и отправляемся в дорогу (логопед включает музыкальное сопровождение, в зависимости от совместно выбранного способа отправиться в путешествие) Слайд № 3 - Посмотрите, ребята, мы на берегу красивого синего моря. | Метод моделирования | Дети отвечают на вопросы Дети отвечают Дети предлагают свои варианты (поезд, самолет, машина, пароход) Дети вместе с педагогом двигаются по кругу под музыку по кругу, имитируя движения выбранного вида транспорта |
2 | Основной этап | Создание эмоционального положительного фона. Развитие слухового внимания и восприятия. | - Вместе присядем на песок, закроем глаза и послушаем. Что вы слышите? На экране видеоролик с морским побережьем - Верно. -А теперь посмотрите на экран, какое красивое море нас встретило. -Волны омывают берег и поют свою песню, море дышит - свежее, влажное, соленое дыхание, притягивает наши взгляды…. - Ребята, знаете ли вы, кто живет в море? - Вы хотите познакомиться с морскими обитателями поближе, увидеть их? - Мы с вами сейчас наденем акваланги и отправимся в подводное плаванье (логопед включает слайд № 4 со звуковым сопровождением, показывает детям, как «надеть» акваланги, и ведет их за собой к песочнице) | Дети садятся на ковер, закрывают глаза и отвечают - Шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек. Дети смотрят видеоролик и слушают комментарий логопеда. Дети отвечают Дети отвечают Дети с педагогом «надевают» акваланги и плывут к песочнице. | |
Развитие тактильного восприятия | 2. Упражнение «Узнай на ощупь» В песке спрятаны пластиковые фигурки животных морей и океанов (рыбы, морские звезды, крабы, морские коньки) - Посмотрите, сколько здесь на глубине морских обитателей (на экране слайд № 5) Найдите морских обитателей в песке и, ощупывая их, попробуйте узнать, кто это. Логопед делает вывод -Как много разных животных обитает в море. Вы всех их узнали. Молодцы! -Скажите мне, как вы думаете? А рыбы умеют летать? - Ребята, в море есть такая рыба, и зовут ее «Летучая рыба» - посмотрите на нее, вот она какая…(Слайд № 6 на экране) | Наглядный метод | Дети опускают руки в песок, находят предметы, ощупывают их, исследуют и называют животных. | ||
Координация речи с движением, развитие общей моторики | 3. Подвижное упражнение «Летучая рыба» Логопед предлагает детям встать в круг на ковре. - Она любит резвиться. Мы с ней сейчас поиграем. - Я летучая, прыгучая, Улетела бы за тучу я. Да соскучилась бы вскоре – До того люблю я море. И. Демьянов | Игровой метод | Дети выполняют знакомое упражнение Дети двигаются по кругу поскоками Двигаются, взмахивая руками, как крыльями. Вновь двигаются по кругу, совершая поскоки. | ||
Развитие вкусовой чувствительности, пополнение экспрессивного словаря словами-антонимами. | -Мы с вами замечательно поиграли с рыбой, а сейчас… - В наших аквалангах заканчивается кислород, нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег, снимайте костюмы. - Подойдите к столам. (на столах по два стаканчика синего и зеленого цвета, в синем стаканчике – соленая вода, а в зеленом – пресная). - Перед каждым из вас по два стаканчика. В них волшебная вода, нам надо определить какая она на вкус. Сделайте по глотку из каждого. - Какой была вода в синем стаканчике? - А в зеленом? - А как вы думаете, почему в синем стаканчике соленая вода? -Да, я посолила воду…. -А где еще можно встретить соленую воду? - Верно, в море вода соленая… - Как вы считаете, влияет ли соленость воды на то, какие животные в ней обитают? - А как вы думаете, могут обитатели морей жить в пресной воде? Или, наоборот, пресноводные рыбы в морской воде? - Правильно. У морских рыб и пресноводных рыб совершенно разный организм и обитать они могут только там, где родились и живут. Пресноводные – в пресной воде, а морские в соленой морской воде. Вот сейчас мы с вами поможем рыбам найти свой дом: свое озеро или море. | Игровой метод | Дети и логопед изображают, как выходят на берег и снимают костюмы. Дети пробуют воду. - Соленая. Дети отвечают. Дети отвечают. Дети отвечают. Дети отвечают. Дети отвечают. | ||
Развитие способности детей выполнять видовые обобщения «Пресноводные рыбы» и «Обитатели морей и океанов», совершенствова-ние навыка составления сложноподчинен-ных предложений | 5. Интерактивная игра «Найди дом для рыбы» Логопед предлагает детям сесть за столы и посмотреть на экран. На экране игра «Найди дом для рыбы» Слайд № 7 - Скажите, что изображено на слайде слева? Справа? - Верно, молодцы! - Если рыбы, обитают в озере, как они будут правильно называться – пресноводные рыбы или морские? - Правильно. Хорошо. А если рыбы живут в море? Как мы их называем? - Правильно – это морские рыбы. - Ребята, посмотрите, кого выбросило на берег? Логопед обращается к детям и просит сказать название рыбы - Правильно, это акула. Давайте поможем акуле найти свой дом. Говорить будем так: Акула отправляется в море, потому что она морская рыба. Логопед просит детей правильно повторить за ним - Верно! Молодцы! - Кого сейчас выбросило на берег? Логопед обращается к детям и просит сказать название рыбы Правильно, это щука. Поможем щуке найти свой дом. Логопед обращается к детям по-очереди - Куда отправится щука?
- Верно! Молодцы! Ребята, посмотрите, кто оказался на берегу? Логопед обращается к детям и просит сказать название рыбы - Правильно, это сом. Логопед обращается к детям по-очереди - Куда отправится сом? - Верно! Молодцы! Посмотрите, кого выбросило на берег? Логопед обращается к детям и просит сказать название рыбы - Правильно, это дельфин. Логопед обращается к детям по-очереди - Куда отправится дельфин?
(Слайд № 8) - Верно! Молодцы! | Наглядный метод | - Озеро и море - Пресноводные - Мы их называем обитатели морей (морские рыбы). Дети четко проговаривают - Акулу Дети по-очереди повторяют за логопедом Дети четко проговаривают - Щуку - Щука отправится в озеро, потому что это пресноводная рыба. Дети четко проговаривают - Сом - Сом отправится в озеро, потому что это пресноводная рыба Дети четко проговаривают - Дельфина - Дельфин отправляется в море, потому что он морская рыба. | ||
Развитие общих речевых навыков. Координация речи с движением. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация | 6. Пальчиковая гимнастика «Налим» На экране слайд № 9. - Ребята с нашими пальчиками хочет поиграть еще одна рыба – налим. Логопед предлагает детям знакомую пальчиковую гимнастику, нацеливает их на правильное звукопроизношение. - Жил да был один налим, Два ерша дружили с ним. Прилетели к ним три утки По четыре раза в сутки. И учили их считать: Раз, два, три, четыре, пят. Народная потешка | Метод упражнений | Ладони сложены, имитируют движения плывущей рыбки. Ладони раздвинуты, имитируют движения двух плывущих рыбок. Взмахи сложенными накрест ладонями. Кулаки сжимаются и разжимаются. Пальцы на обеих руках загибаются, начиная с большого. | ||
Развитие зрительного внимания, тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи. | 7. Игра «Волшебные картинки» -Путешествие наше продолжается, и сейчас мы с вами отгадаем, что изображено на волшебных картинках… Логопед предлагает детям листы формата А5, на которых изображены силуэты рыб и морских животных, обозначенные цифрами от 1 до 20 и стоят контейнеры с карандашами. - Дети, перед вами волшебная картинка. Соедините все цифры по порядку, разукрасьте и узнаете, кто спрятался на вашей картинке. - Узнали, что за животные на ваших картинках? - Молодцы! | Наглядный метод | Дети выполняют задания Дети отвечают | ||
3 | Заключительный этап | Оценка работы детей | - Ребята, вам понравилось наше путешествие? - Где мы были сегодня? -Какие рыбы живут в море? А в реке и озере? - Что интересного вы узнали? -Как называется рыба, которая умеет летать? - Молодцы! Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать…. -А теперь нам пора в группу… | Дети отвечают Дети отвечают Дети отвечают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...