Технологии речевого развития дошкольников в двигательной деятельности
статья по логопедии
Обзор технологий речевого развития в активной двигательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_rechevogo_razvitiya_doshkolnikov_v_dvigatelnoy_deyatelnosti.docx | 182.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Технологии речевого развития дошкольников в двигательной деятельности
Учитель – логопед
Троицкая Л.В.
Двигательная активность - это не только здоровье, но и огромный потенциал личности. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, тем интенсивнее развиваются его речевые навыки. Прямая зависимость между двигательной деятельностью детей и развитием речи изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный (центр Брока) располагаются рядом, вернее один является частью другого. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений (мелкой и общей моторики), так же, как и их нарушения идут «параллельно». Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.
С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.
Актуальность и значимость проблематики интеграции речевого и физического развития определяются практикой дошкольного воспитания.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные инструкции. У большинства таких детей снижена работоспособность. Двигательные нарушения у них разнообразны как по своим проявлениям, так и по механизму их возникновения.
Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре, показали, что сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения.
Целью проведения такой работы является: развитие общей и мелкой моторики; пространственной ориентации; физиологического и речевого дыхания; координации речи с движением.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Во время непрерывной образовательной деятельности прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихотворений, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.
В совместной работе можно использовать следующие виды деятельности:
- общеразвивающие упражнения: укрепляют опорнодвигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивают координацию движений общей моторики и двигательную память, формируют правильную осанку. Данные упражнения подбираются с учетом лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.
- артикуляционная гимнастика: проводится в виде артикуляционных сказок с целью развития функций речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое.
- пальчиковая гимнастика: тренирует пальцы и кисти рук, развитие мелкой моторики стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга. Гимнастика подбирается с учетом лексической темы, с речевым и музыкальным сопровождением.
- дыхательная гимнастика: способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развивает продолжительность выдоха, его силу и плавность.
- игропластика: помогает закрепить лексико-грамматические категории, дарит радостное настроение, свободу выражать свои эмоции. Выполняется в сюжетно игровой форме с использованием элементов гимнастики.
- игровые задания: изучение букв по карточкам, с движением (ходьба, высоко поднимая бедро с перестроением…).
- оздоровительно-развивающие игры: позволяют решать двигательные задачи, координацию речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.
В ходе целенаправленного комплексного обучения дети начинают овладевать разнообразными формами общения со сверстниками и взрослыми, готовых совместным действиям с окружающими, приобретают разнообразный активный словарный запас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оригами как технология речевого развития дошкольника.
Всем известна техника оригами. Нельзя переоценить всех достоинств её влияния на всестороннее развитие ребёнка.Меня же, как педагога работающего с детьми старшей логопедической группы...
Развитие мелкой моторики как технология речевого развития дошкольников.
Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальце...
Методическая разработка «Технологии речевого развития дошкольников».
Семинар – практикум для педагогов«Технологии речевого развития дошкольников»....
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ» ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Вид организованной образовательной деятельности: познавательный Тип организованной образовательной деятельности:...
2. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (речевые игры)
Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...
Памятка для воспитателей к использованию в педагогической деятельности «Современные технологии речевого развития дошкольников»
В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возрас...
Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»
Консультация-практикум способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....