Технологии речевого развития дошкольников в двигательной деятельности
статья по логопедии

Обзор технологий  речевого развития в активной двигательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Технологии речевого развития дошкольников в двигательной деятельности

Учитель – логопед

Троицкая Л.В.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01c6/0010de2d-7499460b/hello_html_m623162f.png

Двигательная активность - это не только здоровье, но и огромный потенциал личности. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, тем интенсивнее развиваются его речевые навыки. Прямая зависимость между двигательной деятельностью детей и развитием речи изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный (центр Брока) располагаются рядом, вернее один является частью другого. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений (мелкой и общей моторики), так же, как и их нарушения идут «параллельно». Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.

С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.

    Актуальность и значимость проблематики интеграции речевого и физического развития определяются практикой дошкольного воспитания.

 Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные инструкции. У большинства таких детей снижена работоспособность. Двигательные нарушения у них разнообразны как по своим проявлениям, так и по механизму их возникновения.

Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре, показали, что сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения.

Целью проведения такой работы является: развитие общей и мелкой моторики; пространственной ориентации; физиологического и речевого дыхания; координации речи с движением.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.  

Во время непрерывной образовательной деятельности прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихотворений, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

В совместной работе можно использовать следующие виды деятельности:

- общеразвивающие упражнения: укрепляют опорнодвигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивают координацию движений общей моторики и двигательную память, формируют правильную осанку. Данные упражнения подбираются с учетом лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.

 - артикуляционная гимнастика: проводится в виде артикуляционных сказок с целью развития функций речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое.

- пальчиковая гимнастика: тренирует пальцы и кисти рук, развитие мелкой моторики стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга. Гимнастика подбирается с учетом лексической темы, с речевым и музыкальным сопровождением.

- дыхательная гимнастика: способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развивает продолжительность выдоха, его силу и плавность.

- игропластика: помогает закрепить лексико-грамматические категории, дарит радостное настроение, свободу выражать свои эмоции. Выполняется в сюжетно игровой форме с использованием элементов гимнастики.

 - игровые задания: изучение букв по карточкам, с движением (ходьба, высоко поднимая бедро с перестроением…).

- оздоровительно-развивающие игры: позволяют решать двигательные задачи, координацию речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

В ходе целенаправленного комплексного обучения дети начинают овладевать разнообразными формами общения со сверстниками и взрослыми, готовых совместным действиям с окружающими, приобретают разнообразный активный словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как технология речевого развития дошкольника.

Всем известна техника оригами. Нельзя переоценить всех достоинств её влияния  на всестороннее развитие ребёнка.Меня же,  как педагога работающего с детьми старшей логопедической группы...

Развитие мелкой моторики как технология речевого развития дошкольников.

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальце...

Методическая разработка «Технологии речевого развития дошкольников».

Семинар – практикум для педагогов«Технологии речевого развития дошкольников»....

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ» ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»  Вид организованной образовательной деятельности: познавательный Тип организованной образовательной деятельности:...

2. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (речевые игры)

Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...

Памятка для воспитателей к использованию в педагогической деятельности «Современные технологии речевого развития дошкольников»

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возрас...

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....