Развитие фонематического слуха у детей с дизартрией во время домашних занятий с родителями.
консультация по логопедии

В настоящее время наблюдается рост детей с диагнозом « дизартрия». Это связано с множеством факторов: пренатальные и натальные патологии, токсикозы и интоксикации во время беременности, родовые травмы и так далее. Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из –под крана. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки различных бытовых предметных шумов.  За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение « языка» животных и птиц. Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха у детей с дизартрией во время домашних занятий с родителями.

В настоящее время наблюдается рост детей с диагнозом « дизартрия». Это связано с множеством факторов: пренатальные и натальные патологии, токсикозы и интоксикации во время беременности, родовые травмы и так далее. Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из –под крана. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки различных бытовых предметных шумов.  За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение « языка» животных и птиц. Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в произведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова.  Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи.
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения « принеси куклу»,  «сядь на машину».
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает большинство звуков (кроме шипящих – свистящих, и Р-Л, которые в норме должны появиться  до 6-7 лет).

В процессе формирования речевого слуха и развития речи сначала происходит развитие височной  зоны правого полушария, а затем левое полушарие начинает специализироваться на речи. Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку, а фонематический слух « обосновывается» в височной коре правого полушария. Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, но при этом не понимать человеческую речь. Таким образом,  можно сказать, что нарушение фонематического слуха – это неврологическое , нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально – волевой сферы.

В структуре речевого дефекта при дизартрии ведущим являются фонетические нарушения. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Так же отрицательно эти нарушения влияют на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это врожденная способность, позволяющая узнавать наличие данного звука в слове, различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, различать слова, отличающиеся только одной фонемой. В случае нарушения фонематического слуха у ребенка возникает трудность в определении неправильно звучащих звуков в своей речи. А это приводит к трудностям в постановке звуков. Однако, очень трудно организовать систематические занятия с ребенком по целенаправленному формированию фонематического слуха.  Эффективным методом, экономящим время логопедов и родителей, для объяснения логопедом родителям о понятии «фонематический слух» могут выступать информационные буклеты. В буклетах необходимо предоставить упражнения  для развития фонематического слуха: «Отгадай, что звучит?» Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, звенит бубен, погремушка, стучит карандаш о стакан и т.д.). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребёнок не видел сам предмет. А ребёнок должен постараться угадать, какой предмет издаёт такой звук. «Угадай, кто кричит?» Взрослый достаёт приготовленные игрушки (корову, собаку, кошку, козу и др.), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, Затем просит ребёнка послушать и угадать по голосу кто придёт к ним в гости. «Слышим звон и знаем, где он»

Попросите ребёнка закрыть глаза (или завяжите шарфом) и позвоните в колокольчик: вверху, внизу, сзади, спереди. Ребёнок должен,  не открывая глаз, рукой показать направление, откуда слышен звук. Коррекция должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питания мозга). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашнее задания. Правильный фонематический слух позволяет:

  • Правильно произносить звуки;
  • Четко произносить слова;
  • Владеть голосом;
  • Овладеть словарным запасом и грамматическим строем речи;
  • Успешно освоить письмо и чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста  с дизартрией  через систему игровых упражнений...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....