Игры по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Козлова Елена Владимировна

Подборка игр, направленных на коррекцию нарушений слоговой структур слова у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

1)Упражнения на развитие  оптико-пространственной ориентации. Работа в этом направлении организуется в следующей последовательности:

  • сомато-пространственная ориентации (относительно собственного тела)
  • Вот какие мы (освоения детьми асимметрии собственного тела)

Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям.

Инструкции: «Покажите свой живот, свою спинку. Живот — впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у Лены (Коли, Вани…) впереди, что сзади?»

  • Наводим порядок (научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии)

 Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки,  расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д.

Дети выполняют  действия по инструкции.

Инструкции: «Найдите пару»; «Правильно поставьте тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений); «Правильно наденьте чешки». И др.

  • Одеваем куклу

Ход игры. Перед детьми — кукла и предметы одежды для нее. Дети выполняют действия по инструкции

Инструкции: «Застегните пуговицы спереди (сзади)»; «Завяжите шарф спереди (сзади)»; «Наденьте шапку, приколите цветок впереди (позади, сбоку)». И др.

  • Зарядка для кукол

Ход игры. Перед детьми - куклы, например: Буратино, Незнайка и др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»; «Расскажи, что ты сделал». И др.

  • Кто где находится

Вариант  1.  Освоение пространственного расположения предметов относительно сторон собственного тела.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции. 

Инструкции: «Возьми мишку, посади его впереди себя. Возьми куклу, посади ее позади себя»; «Расскажи, кто где находится». И т.д.

Вариант  2.  Освоение пространственных отношений между предметами и телом другого субъекта.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Посади мишку впереди <Светы>, куклу - позади <Светы>»; «Расскажи, кто где находится».

  • Далеко-близко

Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко). Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Скажи, где мишка». (Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от Светы (Маши, Васи…)».)

  • ориентация в трехмерном пространстве
  • Живые вагончики

Ход игры. Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют их пространственные позиции.

Инструкции: 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь котика позади мишки»;

2)  «Расскажи,  кто впереди мишки,  кто позади мишки». И др.

  • Угадай игрушку

Ход игры. Перед детьми - ряд игрушек или предметов. Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Угадай игрушку: она находится впереди куклы»; «Эта игрушка находится впереди мяча, но позади мишки». И др

  • Собери сказку

Ход игры. Перед ребенком - набор игрушек или предметов. Ребенок выполняет инструкции.

Инструкции: «Поставь лошадку близко к домику»; «Поставь елочку далеко от домика»; «Поставь человечка между домиком и елочкой». И др.

  • ориентация в двухмерном пространстве
  • Солнышко

Ход игры. На мольберте - изображение домика и солнышка.

Логопед меняет, расположение предметов в соответствии с текстом:: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером опускается низко, ложится спать».Вопросы : «Где солнышко находится утром?»; «А вечером?»; «Где солнышко находится днем?»

 Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели - солнышко низко,- встали - солнышко высоко; присели - солнышко низко).

  • Игрушки для зайчика

Ход игры. У каждого, ребенка - лист бумаги с изображением зайчика (мишки, котика) в нижнем левом углу и цветные карандаши.

Дети  выполняют  действия по иструкции.

Инструкции: «Нарисуйте красный шарик далеко от зайчика. Нарисуйте синий мяч близко к зайчику. Нарисуйте зеленый шар между мячиком и шариком. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю».

  • Коврики

Ход игры. У каждого ребенка - чистый лист бумаги и цветные карандаши.

Дети выполняют действия по инструкции

Инструкции: «Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга - красный квадрат. Снизу от круга — зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому желтому кругу».

2)Упражнения на развитие функций моторного планирования :серийной организации движений с различными темпо-ритмическими характеристиками

  • различение  и воспроизведение  заданных темпа и ритма
  • выкладывание (продолжение ) визуально-ритмических рядов (различной сложности)

-по образцу

-по словесной инструкции

-продолжение графического изображения

  • Веселые инструменты

Ход игры. Логопед берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе). Детям  нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем сосчитать количесто ударов

Инструкция: «Слушай внимательно, хлопай так же».

  • Передай привет

Ход игры. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и темпе, и ритме), затем отвечают на вопросы.

Инструкция: «Передай привет правильно». Вопросы: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?» И др.

  • Танцующие снежинки

Ход игры .Перед детьми - ряд изображений снежинок (листочков, предметов и т.д) Дети хлопают (топают, постукивают), воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов,например

Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте (топайте, постукивайте) правильно».

Упражнение может выполняться и наоборот: педагог отстукивает ритм, а дети подбирают  походящую картинку.

  • Бабочки и цветы

Ход игры. Логопед разъясняет значения символов: изображение цветка с бабочкой — сильный удар (хлопок); цветка без бабочки - слабый удар (хлопок). Перед детьми - ряд разных картинок (цветки с бабочками и без бабочек), расположенных таким образом, чтобы создавался определенный ритмический рисунок.

Инструкция: «Прохлопайте (протопайте, сыграйте) правильно» Движения могут совершаться руками, ногами, с помощью предметов , например ,игрушечного  молоточка, мяча….

  • Делай как я

(воспроизведение заданной последовательности движений общих, пальцевых, артикуляционных  - сопряженно, отраженно, с опорой на визуально-ритмический ряд)

- воспроизведение серии общих  движений

Ход упражнения. Дети, взявшись за руки, двигаются по кругу со словами «Ровным кругом, друг за другом мы идем за шагом шаг, стой на месте, дружно вместе сделаем вот так..» Логопед и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений:

    руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс...;

    руки за голову, в стороны, за голову, в стороны...;

    руки на пояс, вверх, на пояс, вверх...;

    руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи... И др.;

-воспроизведение серии движений пальцев :

    игра на пианино

    прикосновения пальцами одной руки к другой

прикосновения  большим пальцем поочередно к остальным

-воспроизведение серии артикуляционных движений

«улыбка»-«трубочка»

«окошко» -закрыли/открыли

«блинчик» - показали/спрятали

«толстячки»-«худышки» …и др.

Очень хорошо выполнять упражнения под счет или под музыку! (можно показать)

3) упражнения на развитие фонематических процессов

  • развитие слухового внимания на неречевом материале
  • Что звучит?
  • Где звучит?
  • Сколько раз звучит?
  • Что звучит сначала, что звучит потом?

Ход игры. Логопед демонстрирует детям

-звучание разных предметов (бумага, льющаяся вода, пакет и др..)

-музыкальных инструментов (погремушки, маракасы, бубен, колокольчик и др…)

- футляров от «киндер –сюрпризов» с различными наполнителями

Инструкция: «Послушайте внимательно и покажите, что вы сейчас услышали?Где?Сколько раз? Что звучало сначала, что звучало потом?» У детей такие же предметы и инструменты, как и у логопеда. Логопед прячет источник звука за ширмой, либо дети отворачиваются или закрывают глаза)

  • развитие фонематического слуха с использованием речевого материала (на этом этапе речевой материал произносит логопед!)
  • Длинные и короткие слова

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед произносит слова, дети  кладут  фишку на длинную или короткую полоску.

Вариант 2. Ребёнок раскладывает картинки (слушая , как слова называет логопед)  на две группы: к длинной полоске и к короткой

  • Поймай звук

Ход упражнения: логопед произносит отдельные звуки (начиная с гласных), ребенок совершает заранее оговоренное действие, когда услышит нужный звук.

Инструкция : «Хлопни в ладоши («поймай» в кулачок, брось фишку в коробку и т.д.), когда услышишь звук А»

Подключаем зрительные символы звуков !!!

  • Рыбалка  

               Ход игры: в импровизированном «озере» разложены бумажные рыбки , с прикрепленной к каждой рыбке с помощью металлической скрепки предметной  картинкой. Дети «ловят» рыбок магнитной удочкой.

Инструкция: «Посмотрим, что принесли нам рыбки. Если в названии предмета услышите звук А (любой другой), кладем рыбку в ведерко. Если этого звука там нет –«отпускаем» рыбку обратно в озеро»

 (пособие универсальное, практически , как чудесный мешочек!)

  • Спрячь слово в ладошки («Телеграф»)

Ход игры: дети отстукивают количество слогов в слове ( обучаясь практическим навыкам слогоделения)

Инструкция : «Сейчас мы с вами будем передавать телеграммы. Передайте слово : «машина» и т.д. Слова можно отхлопывать ладонями, отстукивать мячом, ложками, ногами и т.д.

  • Поезд

Ход игры : перед детьми вагончики с разным количеством окошек и предметные картинки.

Инструкция: « разложите груз по вагончикам. Если в слове слышим один слог (одну «песенку»), то кладем в вагончик с одним окошечком и т.д.

Перечисленные этапы  идут не последовательно, а параллельно!!!

4)  игры и упражнения на воспроизведение отдельных звуков и слогов. (используем символы звуков!!!)

  • Произнести звук столько раз, сколько точек на  кубике 
  • Произнесение серии звуков с опорой на визуально-ритмический ряд
  • Произнесение серии слогов с опорой на визуально-ритмический ряд

- прямые слоги (ма, на, па)

- обратные слоги (от, ут, ум)

- закрытые слоги (мак, кап, бух)

- открытые и закрытые (на-ан, пу-уп)

- со стечением согласных (мда-мдо-мды, анк-онк-унк)

5) воспроизведение слов различной слоговой структуры

На этом этапе последовательно отрабатываем слова в соответствии со слоговой структурой Марковой. (14 типов). В эту структуру входят не все существующие типы ссс, но их отработки достаточно ( остальные – составные). На примере 1 класса  ссс

  • Что спрятано?

Ход игры: с опорой на визуально ритмический ряд ребенок произносит последовательно два разных открытых слога. В конце логопед просит назвать, какое слово получилось и открывает спрятанный предмет (или картинку)

Важно! Игра даёт возможность многократного повторения слова

  • Конец слова за тобой

Ход игры:  Логопед, бросая мяч ребенку, называет первый слог слова. Ребенок, возвращая мяч, добавляет заданный слог, а затем произносит слово полностью.

  • Собери словечко

Ход игры:  Логопед, предлагает ребенку сложить разрезную картинку (из двух частей), в процессе выполнения задания называя каждый слог слова, изображенного на картинке,а затем все слово целиком. Вариант 1: с опорой на картинку – образец. Вариант 2 : без наглядного подкрепления.

  • Один – много 

Ход игры : Перед ребенком – картинки, на каждой из которой изображено несколько предметов.

Инструкция: «Я назову предмет, а ты найди картинку, где таких предметов много, и назови их (кот –коты, мак – маки, конь – кони и т.д.).

Отработав слова, сразу вводим их в предложения (все слова в предложении  -тоже 1 клас ссс).

  • Жадина

 Ход игры : перед ребенком раскладываются картинки  или мелкие игрушки и игрушка-персонаж

Инструкция: «Это Кеша. Он очень жадный. Как он будет говорить? (Образец: это моя вата, это моя ванна, это моё небо и тд.)

 По аналогии проводятся игры  с предложениями : «Мою….», «Вижу…», «Кто дома?» (дома Тома, дома Ваня, дома баба и т.д)

2 класс ссс:

  • Что спрятано?

Используем визуально-ритмический ряд из трех элементов

  • Один – много 

Играем на примере глаголов: бегала – бегали, лепила -  лепили, ходила – ходили, копала  - копали, болела- болели, катала- катали, давала- давали, гуляла – гуляли и т.д

  • Конец слова за тобой
  • Собери словечко

В словосочетаниях и предложениях  : «Мамина помада, мамины лимоны, мамины утята» и тд.. «Муха купила бананы, муха купила батоны» и т. д.

Аналогично продолжаем отрабатывать последовательно все 14 классов слоговой структуры. Для достижения результата необходимо многократное проговаривание речевого материала. Чтобы сделать этот процесс увлекательным для ребенка, используем как картинки, так и реальные предметы, а также специально изготовленные игры.

  • Игра с фонариком «Что я вижу?» (1 класс ссс)
  • Игра «Логдиски» (все классы ссс)

6)автоматизация в речи слов различной слоговой структуры

 (Пока только предложения, дети малы, не все звуки поставлены!)

  •  Отработка в стихах  (рифмованные тексты)

Пример

Это –аквариум, маленький пруд

В нем разноцветные рыбки живут

***

Стра-стра-стра, вот строитель у костра.

Стру – стру-стру, вот старик идет к костру.

Стры-стры-стры, на строительстве –костры.

(Т.А. Ткаченко)

  •  Отработка в рассказах (нерифмованные тексты)

Пример

На втором этаже школьного здания расположен медицинский кабинет. Здесь заболевших детей осматривает медсестра. Медсестра делает прививки и дает лекарства школьникам из младших классов и старшеклассникам. (Т.А. Ткаченко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников...

Деловая игра «Логопедическая ра-ду-га» на тему «Применение игр по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников на логопедических занятиях»

Деловая игра «Логопедическая ра-ду-га»На тему «Применение игр по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников на логопедических занятиях» Цель:Задачи:О...

Дидактические игры для развития слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Материал содержит игры , расработанные учителями - логопедами РМО г. ВОЛЬСКА...

дидактические игры и упражнения для улучшения слоговой структуры слова у дошкольников группы компенсирующей направленности

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в о...

Интерактивная игра по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР "У клоуна на фото..."

Интерактивная игра "У клоуна на фото..."Игра создана по лексической теме: ИгрушкиЦель: формировать умение употреблять имена существительные в именительном и винительном падежах.Ход игры:Клоу...

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...