«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОНР»
проект по логопедии (старшая группа)
. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям, родителям. Применение кинезиологических упражнений поможет добиться хороших результатов коррекционно-развивающей работы. Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizitka_proekta.docx | 21.81 КБ |
plan_realizatsii_proekta.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИЗИТКА ПРОЕКТА
Авторы проекта
- ФИО, должность
- Регион\область:
- Район, в котором находится МДОУ:
- Полное название МДОУ:
- Описание проекта
- Название темы образовательного проект: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОНР»
- Сроки: долгосрочный (сентябрь 2020-май 2022 гг)
- Участники проекта: учитель-логопед, дети группы компенсирующей направленности, воспитатели группы.
- Актуальность проекта:
Рука является вышедшим
наружу головным мозгом.
И.Кант
С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, компьютерами, планшетами, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д.
Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.
Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий. Одной из важных проблем в развитии этих детей является недостаточность двигательных навыков (скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности); недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации (неловкость, несогласованность движений рук). Нарушение моторики отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Все это может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных методов профилактики и коррекции развития детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одним из таких методов является кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук. И. П. Павлов писал: «развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обеих полушариях даёт человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
- Краткое содержание проекта
- Цель проекта: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.
- Задачи проекта:
• Развитие межполушарной специализации.
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие общей и мелкой моторики.
• Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
• Развитие речи.
• Формирование произвольности.
• Снятие эмоциональной напряженности.
• Создание положительного эмоционального настроя.
• Профилактика дислексии и дисграфии.
- Ожидаемый результат проекта:
Дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят:
- улучшить зрительно-моторную координацию;
- развить мелкую и общую моторику;
- повысить способность детей к волевым усилиям, к произвольному контролю;
- снизить психоэмоциональное напряжение
- развить познавательные психические процессы у воспитанников (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь).
- повысить стрессоустойчивость организма;
- повысить уровень эмоционального благополучия
- Этапы реализации проекта
Этап I – подготовительный (октябрь2020г)
- Определить актуальность, цели, задачи, формы работы, расширить информационное поле по теме, подобрать литературу.
3. Определить диагностические методики.
4. Подобрать кинезиологические упражнения.
5. Подобрать схемы для зеркального рисования.
6. Провести первичную диагностику детей: насколько развита мелкая моторика, какая рука ведущая, насколько развиты память, внимание, речь.
Этап II- практический (ноябрь 2020г – апрель2022г)
- Систематизировать и внедрить комплекс упражнений для развития межполушарных связей.
- Непосредственная работа с детьми .
- Изготовить и апробировать кинезиологические тренажеры .
4. Провести консультации для родителей «Кинезиологические упражнения для развития ребенка»
5. Провести мастер-класс для педагогов: «Кинезиология как средство активного развития старших дошкольников»
6. Провести мастер-класс для родителей: «Зарядка для ума и тела»
Этип III – обобщение (май 2022г)
- Анализ результатов деятельности, соотнесение их с заявленными целями.
- Методы и приемы:
- Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
- Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Глазодвигательные упражнения – активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
- Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
- Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
- Самоссаж – воздействует на биологически активные точки.
- Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
- Зеркальное рисование - способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.
Методическое обеспечение:
Литература:
1. Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
2. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
3. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С.М. Масгутовой. – М., 1997.
4. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина.
5. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999
6. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей». Рабочая тетрадь.
7. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей». Раскраска.
8. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей». Прописи.
Предварительный просмотр:
План реализации проекта
Этап I – подготовительный | |
Октябрь | |
Содержание работы | Результат |
Изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта | Систематизация дидактического и методического материала по теме проекта |
Составление перспективного плана работы по проведению проекта | План реализации проекта |
Подбор упражнений, игр, изготовление дидактических пособий и тренажеров | Создание картотеки кинезиологических упражнений , межполушарных тетрадей, тренажеров. |
Этап II- практический | |||
Старшая группа | |||
Работа с детьми | |||
Ноябрь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Повтори упражнения: Колечки Кулак –ребро-ладонь Лезгинка. Занятие на тренажере | Повтори упражнения: Колечки Кулак –ребро-ладонь Лезгинка Занятие на тренажере | Повтори упражнения: Колечки Кулак –ребро-ладонь Лезгинка Ухо-нос Занятие на тренажере | Повтори упражнения: Колечки Кулак –ребро-ладонь Лезгинка Ухо-нос Зеркальное рисование |
Декабрь | |||
Повтори упражнения: Колено-локоть Колечки Кулак –ребро-ладонь Лезгинка Ухо-нос Зеркальное рисование | Повтори упражнения: Колено-локоть Кпопки мозга Колечки Кулак –ребро-ладонь Лезгинка Ухо-нос Занятие на тренажере | Повтори упражнения: Колено-локоть Кпопки мозга Шляпа ума Колечки; Кулак –ребро-ладонь Лезгинка Ухо-нос Змейка | Повтори упражнения: Колено-локоть Кпопки мозга Шляпа ума Крюки Колечки Кулак –ребро-ладонь Лезгинка Ухо-нос Змейка Горизонтальная восьмерка |
Январь | |||
Повтори упражнения: Колено-локоть Кнопки мозга Крюки Шляпа ума Горизонтальная восьмерка Медвежьи раскачивания Свеча Зеркальное рисование | Повтори упражнения: Колено-локоть Кпопки мозга Крюки Шляпа ума Глаз путешественник Качание головой Дышим носом Обведи двумя руками одновременно | Повтори упражнения: Колено-локоть Кпопки мозга Крюки Шляпа ума Глаз путешественник Медвежьи раскачивания Ныряльщик Занятие на тренажере | |
Февраль | |||
Повтори упражнения: Снеговик Колечки Кулак –ребро-ладонь Ладушки-оладушки Зеркальное рисование | Повтори упражнения: Дышим носом Колечки Кулак –ребро-ладонь Глаз -путешественник Занятие на тренажере | Повтори упражнения: Свеча Колечки Кулак –ребро-ладонь Ухо-нос; Ладушки оладушки Обведи двумя руками одновременно | Повтори упражнения: Ныряльщик. Колечки Кулак –ребро-ладонь Ухо-нос; Ладушки-оладушки Занятие на тренажере |
Март | |||
Повторить упражнение: Путешествие на облаке. Кулак-ребро-ладонь Ухо-нос Лезгинка Цепочка. Зеркальное рисование | Повторить упражнение: Дирижер Кулак-ребро-ладонь Ухо-нос Лезгинка Цепочка. Занятие на тренажере | Повторить упражнение: Ковер-самолет Кулак-ребро-ладонь Ухо-нос Лезгинка Цепочка Обведи двумя руками одновременно | Повторить упражнение: Горизонтальная восьмерка Кулак-ребро-ладонь ухо-нос лезгинка цепочка Занятие на тренажере |
Апрель. | |||
Повторить упражнения: Глаз путешественник Колено-локоть Кнопки мозга Крюки Шляпа ума Ладушки-оладушки Зеркальное рисование | Повторить упражнения: Слон. Колено-локоть Кнопки мозга Крюки Шляпа ума Кулак-ребро-ладонь Занятие на тренажере | Повторить упражнения: Массаж ушных раковин. Колено-локоть Кнопки мозга Крюки Шляпа ума Колечки Обведи двумя руками одновременно | Повторить упражнения: Массаж лица. Колено-локоть Кнопки мозга Крюки Шляпа ума Цепочки Занятие на тренажере |
Май | |||
Повторить упражнения: Дирижер Колено-локоть Кнопки мозга Крюки Шляпа ума Упражнения на развитие мелкой моторики Занятие на тренажере | Повторить упражнения: Путешествие на облаке Колено-локоть Кнопки мозга Крюки Шляпа ума Упражнения на развитие мелкой моторики. Обведи двумя руками одновременно | Повторить упражнения: Ковер –самолет Колено-локоть Кнопки мозга Крюки Шляпа ума Упражнения на развитие мелкой моторики Занятие на тренажере | Повторить упражнения: Велосипед Колено-локоть Кнопки мозга Крюки Шляпа ума Упражнения на развитие мелкой моторики Зеркальное рисование |
Работа с родителями | ||||
Консультации для родителей : «Кинезиологические упражнения для развития ребенка» | Декабрь | |||
Мастер-класс для родителей: «Зарядка для ума и тела» | Апрель | |||
Подготовительная группа | ||||
Работа с детьми | ||||
Сентябрь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Повтори упражнения:
| Повтори упражнения: | Повтори упражнения: | Повтори упражнения: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1
данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с нарушением речи
Кинезиология, как оздоровительная форма, применяется в умственном и физическом оздоровлении дошкольников...
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ
Кинезиологические упражнения, позволяющие улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольно...
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.
Данная презентация позволит читателям не только просмотреть материал, но и некоторые кинезиологические упражнения проделать самим. Получить положительный опыт, а через некоторое время почувствовать се...
Консультация для педагогов «Кинезиология - наука будущего» «Особенности использования кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Особенности использования кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»...
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ.
Использование специальных упражнений в работе с детьми с ОВЗ...