Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Л, Ль
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Манданова Надежда Климентьевна

Комплекс упражнений для постановки звуков Л, Ль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_uprazhneniy_dlya_postanovki_l_l.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы упражнений для постановки звуков

Л, Ль

  • Заборчик
  • Трубочка
  • Окошко
  • Иголочка
  • Маляр
  • Оловянный солдатик
  • Качели
  • Непослушный язычок
  • Чистим зубки (верхние!)
  • Лошадка
  • Охотник идет по болоту

Заборчик

Цель. Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ.

Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти–десяти.

Указание.

Приготовься.

  Улыбнись.

    Покажи зубы.

       Удержи под счёт до 10 секунд.

Методические рекомендации. 1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Иголочка

Цель. Развить боковые мышцы языка.

Описание. Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5—6 раз.

Методические рекомендации. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Указание.

Приготовься. Начинай.

   Улыбнись.

     Покажи зубы.

        Приоткрой рот.

           Высуни узкий язык вперёд как можно дальше.

             Удержи под счет до 3-х секунд.

                Убери язык в глубь рта.

                   Удержи под счет до 3-х секунд.

                     Чередуй движения 10 раз.

Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Указание.

Приготовься.

    Улыбнись.

        Покажи зубы.

             Широко открой рот.

                 Тянись языком попеременно то за верхние зубы, то за нижние.

                   Повтори 5 раз.

Методические рекомендации. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Указание.

Приготовься. Начинай.

   Улыбнись.

     Покажи зубы.

       Приоткрой рот.

          Присоси язык к нёбу и щёлкай языком медленно и сильно до 10 секунд.

             Нижняя челюсть должна быть неподвижна

Методические рекомендации. 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Маляр

Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Указание.

Приготовься.

   Улыбнись.

      Покажи зубы.

         Приоткрой рот.

            Поставь язык за верхние зубы.

               Води языком по небу вперёд-назад.

                 Повтори 5 раз.

Методические рекомендации. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Непослушный язычок

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Указание:

Приготовься. Начинай.

   Улыбнись.

         Покажи зубы.

            Приоткрой рот.

               Высуни язык, положи на нижнюю губу.

                  Кусай язык: «та-та-та-та-та-та-та».

                     Шлепай язык «пя-пя-пя-пя-пя-пя».

                         Удержи язык широким под счет до 10 секунд.

Внимание!
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Окошко

Цель. Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении
Описание. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

Указание.

Приготовься.

   Улыбнись.

      Покажи зубы.

          Приоткрой рот.

             Удержи под счёт до 10 секунд.

Оловянный солдатик

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык за ВЕРХНИМИ зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, поставить узкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до десяти.

Указание.

Приготовься. Начинай.

   Улыбнись.

      Покажи зубы.

         Приоткрой рот.

             Поставь узкий язык за верхние зубы.

                Удержи под счет до 10 секунд.

Охотник идет по болоту

Цель. вырабатывать умение направлять воздушную струю через боковые края языка для сонорных звуков.

Описание. положить язык между зубами и на ВЫДОХЕ бьем по щекам.

Указание.

Приготовься. Начинай.

    Улыбнись.

       Покажи зубы.

          Приоткрой рот.

             Поставь язык за верхними зубами.

                Вдохни воздух через нос.

                    Выдыхай через рот и бей кулачками по щечкам.

                       Повтори 5 раз.

Чистим зубки

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние (нижние) зубы с внутренней стороны, делая движения языком с верху вниз и наоборот.

Указание.

Приготовься.

   Улыбнись.

      Покажи зубы.

         Приоткрой рот.

            «Почисти» кончиком языка верхние (нижние) зубы с внутренней стороны сверху вниз.

                 Нижняя челюсть неподвижна.

                    Повтори 10 раз.

Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л "Весёлый зоопарк"

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.В своей работе логопеда я част...

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков С, З, Ц

Подробное описание, методические рекомендации артикуляционной гимнастики, для коррекции и постановки свистящих звуков: С, З, Ц....

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р

Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Р....

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л

Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Л...

Памятка для родителей "Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков р. рь".

Буклет: Памятка для родителей с комплексом артикуляционной гимнастики для звуков р, рь. Описание выполнения упражнений....

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь

Материал для логопедов и родителей....

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь

Материал для логопедов и родителей....