ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-mon.rech_.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Формирование речи детей в дошкольные годы жизни - одна из задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребёнка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.
Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребёнок не cможет, не овладев грамматическим строем речи. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. У детей, усваивающих грамматические категории на практическом уровне, формируется и мышление. Отсюда следует, что каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение.
С точки зрения грамматики как науки определение грамматики означает науку, свод правил об изменении слов и их словосочетаний в предложении. Грамматический строй речи включает в себя три стороны речи:
- морфологию - систему склонений, традиционные формы словоизменения;
- синтаксис - многообразие способов построения простых и сложных предложений;
- словообразование - средства и способы образования слов;
В дошкольных учреждениях ведется последовательная и систематическая работа по морфологии, так как на протяжении всего дошкольного возраста у детей наблюдается несовершенство морфологической стороны речи. Морфологические ошибки связаны с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи. В целях всестороннего развития ребенка и правильного сочетания грамматических категорий, нужно обучать их правильному формообразованию слов.
Дошкольное детство является периодом интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой деятельности. Развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания. Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка: потребность в общении, желание узнать новое, стремление быть понятым, являются теми мотивами, которые побуждают ребенка к активному овладению языком.
Уровень развития связной речи тесно связан с уровнем овладения всеми сторонами родного языка. С возрастом все большую роль, в общем, и специально - речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения - специфические формы речевой деятельности человек. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.
К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Развитие особенности речевого развития рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка -дошкольника, который предоставляет богатые возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже). Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей). В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом
При организации обучения следует учитывать следующие моменты:
1. Разные стороны грамматического строя языка (синтаксис, морфология, словообразование) ребенок усваивает по-разному. Поэтому на каждой возрастной ступени на передний план выступает какая-то одна его сторона: в 3-4 года дети главным образом овладевают системой словоизменения; в 4-5 лет особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества; в 5-6 лет - элементарному анализу структуры предложения; в 6-7 лет - осознанию грамматических связей между производными словами, произвольному построению сложных синтаксических конструкций.
2. Грамматическую работу с детьми не следует рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, «зазубривания» отдельных трудных грамматических форм. Важно создавать условия для полноценного освоения грамматического строя языка на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики.
3. В процессе занятий обучать тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Однако не все трудные грамматические формы и категории подлежат усвоению на занятиях.
4. Языковой материал отбирать таким образом, чтобы давать ребенку: а)широкую и по возможности полную ориентировку в типичных способах словоизменения; б)воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку; в)помогать детям на практике овладевать правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении.
5. В каждой возрастной группе есть дети, имеющие высокий уровень владения родным языком, и отстающие от сверстников. Поэтому работа по грамматике должна строиться так, чтобы каждому ребенку была предоставлена возможность решать посильные речевые задачи.
6. Занятия по формированию грамматически правильной речи во всех возрастных группах носят характер дидактических игр и упражнений с наглядным материалом и без него. Игры и упражнения занимают 5-10 минут, составляют лишь часть занятия. Активными приемами обучения являются образец, объяснение, повторение, сравнение, а также исправление и подсказывание.
Ведущие приемы обучения грамматическим навыкам:
1. образец играет важную роль на 1-х этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их: ехать - приезжай, махать - маши, искать - ищи; снять (что?) - пальто, но раздеть (кого?) - куклу; надеть (что?) - шапку, но одеть (кого?) – мальчика;
2. объяснение, как употреблять трудные формы: пальто, кино, кофе, какао, метро, радио никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, много пальто, на пальто воротник. Эти слова надо запомнить.;
3. сравнение двух форм (чулок - носков; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон);
4. повторение применяется для прочного запоминания трудной формы вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному;
5. создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно.
Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок - показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи.
Дошкольный возраст является периодом, в котором имеется наибольшая чуткость к языковым явлениям - это твердо установленный факт. Самостоятельное словообразование является процессом, показывающим усвоение ребенком системы суффиксов родного языка, что тесно связано с формированием морфологической стороны речи. Несмотря на детское чутьё к языку, речь дошкольников всё-таки не безошибочна, они понимают смысл употребляемых ими грамматических форм, но еще не запомнили, как их надо употреблять в речи. Дети изменяют слова речи обычно по продуктивному типу склонения или спряжения, непродуктивный тип они усваивают обычно позже, и если им в этом своевременно не помочь, ошибки в словоизменении «доживают» до школы, когда исправлять их гораздо труднее. К непродуктивным типам словоизменения относятся, как известно, небольшие группы слов. Такие как: глаголы есть, ехать, расти, разносклоняемые имена существительные типа «имя» и другие. Но эти слова весьма часто встречаются в речи, поэтому ошибочное изменение их всегда заметно. Особенности формирования морфологической стороны речи заключаются в том, насколько у детей сформировано мышление, умение изменять слово с помощью разных суффиксов, рода падежей, числа, а также устойчивость внимания, конструктивного мышления.
Овладение правильной речью оказывает на ребёнка огромное влияние. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи и в играх. Так как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста - игра, в речевой работе дидактических игр и упражнений, способствующих более глубокому и осознанному усвоению детьми дошкольного возраста морфологической стороны речи.
Библиографический список
1. | Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. заведен. / М.М Алексеева, В.И. Яшина.– М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 448 с. |
2. | Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя речи. /А. Н. Гвоздев. – М.: Издательство «Детство-Пресс», 2015. - 231 с. |
3. | Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: Психическое развитие ребенка./ А.В Запорожец. – М.: «Педагогика», 2015. – 299 с. |
4. | Лямина, Г.М. Особенности грамматического строя у маленьких. Дошкольное воспитание. / Г.М. Лямина. //Издательский дом – Воспитание дошкольников 2014 №26 с. 19 |
5. | Павлов, И.П. Об уме вообще, о русском уме в частности /И. П. Павлов //Физиологический журнал им. И. М. Сеченова 2017 № 9 с.13 |
6. | Соловьева, О.И. Альбом по развитию речи "Говори правильно": Пособие для дет. Садов/ О.И. Соловьева. – М. : Уч. Пед., 2016 – 26 с. |
7. | Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста./ Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение .:М., 2017. - 223 с. |
8. | Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста./ Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2016. – 116 |
9. | Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т./ К.Д. Ушинский.- М.: Художественная литература 2018. – Т.2. – 436 с. |
10. | Чуковский, К.И. От двух до пяти./ К. И. Чуковский. – М.: Издательство Детская литература, 2017. – 364 с. |
11. | Ядэшко, В.И., Сохин Ф.А. Дошкольная педагогика – Учебники и учебное пособие для среднего профессионального образования./ В. И. Ядэшко, Ф.А. Сохина; пер. В. И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2017. – 413 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...
"Роль пальчиковой гимнастики в формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями"
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая...
Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"
Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....
Буклет "Задачи по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста"
разработан к семинару .Помогает нагяднее увидеть и сравнить задачи разных возрастных групп....
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь- могучий фактор психического развития человека. Она влияет на формирование сознани...
Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...