Зачем развивать фонематический слух?!
презентация по логопедии
Консультация для родителей о важности развития фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зачем развивать фонематический слух?! | 291.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Обычно к пятилетнему возрасту он уже развит достаточно. Но если были проблемы со здоровьем во время внутриутробного развития и в младенчестве, формирование фонематического слуха задерживается. При этом физиологический слух может быть прекрасно развит. Речь (звукопроизношение) может быть правильной. В этом случае родители не замечают проблемы, пока ребенок не идет в школу и не начинает неправильно писать. Когда учитель рекомендует обратиться к логопеду, многие родители недоумевают. Зачем, если ребенок чисто говорит? Но часто нарушение (недоразвитие) фонематического слуха сопровождается нарушением звукопроизношения. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п. Что происходит в мозге ребенка? Звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры, распознается, преобразуется в нейронный код. Далее сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока), где подается на артикуляционный аппарат. Если в начале пути звуковой сигнал воспринят с нарушением, нарушение передается дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку.
В процессе слушания основную роль играет процесс обработки слуховой информации, что в итоге дает нам возможность обучаться и развивать когнитивные навыки. Фактически, мы слышим нашим мозгом, а не ушами. Уши являются приемником и передатчиком в мозг «необработанной» информации для дальнейшего её анализа. Если нарушений нет, то слуховые центры мозга быстро и корректно производят расшифровку. Качество интерпретации поступающей в мозг информации зависит от уровня навыков слухового восприятия (обработки). В возрасте до трех лет мозг является наиболее восприимчивым для развития языковых навыков. В этот период в языковых центрах мозга запечатлеется информация, состоящая из различных слов и звуков.
Как развивать у ребенка фонематический слух? учиться различать высоту, тембр, силу звуков; развивать навыки дифференциации фонем; развивать навыки дифференциации слогов; развивать навыки дифференциации неречевых звуков; проявлять внимание к звукам окружающего мира и звукам речи; развивать навыки определения источников и направления звука; развивать навыки элементарного звукового анализа; развивать навыки различения слов, близких по своему звуковому составу.
Игры для развития слухового внимания. ЧТО ЗА МАШИНА? Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону? УСЛЫШЬ ШЕПОТ. Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь? УГАДАЙ ЧТО ЗВУЧИТ. Взрослый играет на каком-либо музыкальном инструменте (дудочка, колокольчик, барабан и т. д.), а ребенок с закрытыми глазами узнает по звуку и называет звучащий инструмент. Можно использовать и другие звучащие предметы. (переливать воду из одного сосуда в другой; стучать ложкой по банке, кастрюльке; мять бумагу, целлофан; и др.) ОТКУДА РАЗДАЛСЯ ЗВУК? Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок рукой показывает, откуда раздался звук. ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ? Во время прогулки взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, шум машины, шорох листьев…) ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ. Взрослый насыпает в непрозрачные банки (можно в футляры от киндер сюрпризов) крупу: манку, гречу, горох,… Ребенок просит продать ему любую крупу. Взрослый (продавец) предлагает выбрать нужную крупу по звуку. Ребенок трясет банки и угадывает по характерному звуку, что это за крупа. СЛУШАЙ И СЧИТАЙ. Взрослый хлопает в ладоши, стучит, топает,… А ребенок слушает и считает звуки. Можно меняться ролями.
Игры для развития фонематического слуха. ЗООПАРК. Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость). ЦЕПОЧКА. Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру. ПРИДУМАЙ СЛОВО СО ЗВУКОМ … (например, Ш) РАЗЛОЖИ ВЕЩИ ПО ПОЛКАМ. На первую полку положи картинки, в названии которых звук находится в начале слова, на вторую – в середине, на третью – в конце ЛОВИШКИ. Взрослый произносит разные звуки, слоги, слова. А ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук. ТИМ И ТОМ. Две картинки (или игрушки), которым нужно дарить подарки на праздник. Тиму, только те, которые начинаются с мягкого звука (печенье, мишку, телефон,…), а Тому – с твердого (шоколад, машинку, цветы,…). ПОЙМАЙ РЫБКУ. Вытащив рыбку, ребенок должен последовательно перечислить все звуки, из которых складывается ее название. СОБЕРИ СЛОВО. Взрослый по звукам произносит слово, а ребенок произносит слово целиком. Д, о, м –дом; т, у, ч,а – туча; к, о, нь, кь, и – коньки, и т.д.
1. «Хлоп - топ» Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...), когда они услышат слова, с заданным звуком. Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. 2. Вы читаете слова или слоги, в которых чередуются глухие и звонкие пары звуков. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладоши если слышит звонкий согласный звук: са - за - зы - сы со - сэ - зо - зэ сани, сайка, зайка, знамя, скалка, свалка, звание, стакан Аналогично проводятся упражнения на дифференциацию твердых - мягких звуков (л - л', р - р' ). 3. «Повтори, не ошибись» Попросите ребенка повторить за Вами слоговые ряды: та - да - да па - ба - ба са - за - за ка - га - га да - та – да ба - ба - па за - са - за га - ка - ка и т.д. .
4.Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова). Сначала надо убедиться в том, что ребенок понимает значение этих самых слов, для чего попросите его показать начало, середину и конец строки, небольшой веревки, линейки и т.п. Затем предложите ему определить, в каком месте слова находится, например, звук Ш начало середина конец ШУМ МЫШКА ДУШ ШКОЛА МЕШОК КАМЫШ 5.Выделение звука из начала и конца слова. Сначала учимся выделять ударный гласный звук . - Какой первый звук в слове А СТРА ? А в словах: У ЛИЦА, А ЗБУКА, О СЕНЬ, Э ХО, И НЕЙ ….. - Какой последний звук в словах: ОКН О , МЕТЛ А , КЕНГУР У ,ЗИМ А ,. Выделение согласного звука из начала и конца слов - Какой первый звук в словах: С ТОЛ, Ш КАФ, С ЛОН, М АК, Ш АР. - Какой последний звук в этих же словах? 6. «Пиши кружочками». Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слов СТОЛ надо изобразить четырьмя кружочками. Диктуйте ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков. В дальнейшем кружочки нужно рисовать цветными – красные обозначают гласные звуки, синие твердые согласные, а зеленые – мягкие согласные звуки. И тогда слово С Т О Л
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативно - методическая работа с воспитателями " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников ".
Консультация для воспитателей " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников "....
Развиваем фонематический слух у дошкольников
Развитый фонематический слух – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамотой и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети,...
Развиваем фонематический слух
В статье предлагаются игры и упражнения для развития фонематического слуха. Рекомендована воспитателям и родителям....
Как и зачем развивать фонематический слух ребенка
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Период наибол...
Как и зачем развивать фонематический слух ребенка?
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Период наибольшей ч...
Коллажи на автоматизацию звуков Цели: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста. 2. Развивать фонематические функции. 3. Развивать зрительно - пространственные представления. 4. Формировать грамматический строй речи. 5. Активизировать
Коллажи на автоматизацию звуковЦели:Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.Развивать фонематические функции.Развивать зрительно - пространственные представления.Формировать граммат...
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....