Технологические карты
план-конспект занятия по логопедии
Технологические карты с использовнием элементов ТРИЗ-технологий, помогут логопедам провести интересное и необычное занятие с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_podvodnyy_mir.docx | 31.21 КБ |
tehnologicheskaya_karta_vesna.docx | 25.5 КБ |
tehnologicheskaya_karta_vse_raboty_horoshi.docx | 31.74 КБ |
tehnologicheskaya_karta_zimushka_hrustalnaya.docx | 33.91 КБ |
tehnologicheskaya_karta_nasekomye.docx | 24.62 КБ |
tehnologicheskaya_karta_osen.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема: Подводный мир
Цель: уточнять и расширять знания детей о рыбах, закреплять знания об обитателях подводного мира с использованием элементов ТРИЗ.
Составление творческих рассказов по представлению от лица различных рыб.
Задачи:
Образовательная: расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «рыбы»; уточнить названия, внешние признаки и строение рыб;
упражнять детей в подборе слов-определений к каждой рыбе.
Коррекционная: упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица, развивать мышление, все виды восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений; стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе и её обитателям; воспитывать дружеские отношения к сверстникам, желание оказывать помощь.
Целевые ориентиры: активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, частично-поисковая.
Средства реализации: «волшебный» матерчатый мешочек, таблички с названиями видов рыб (пресноводные рыбы, морские рыбы, аквариумные рыбы), картинки с изображениями крупных и мелких пресноводных, морских и аквариумных рыб, опорный картинный план, специальные и призовые фишки.
№ п/п | Этапы занятия | Задачи | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
1. | Организационно-мотивационный этап | Мотивация к учебной деятельности | Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие: необычное, для ног утомительное, для глаз удивительное. В путешествие в таинственный, подводный мир. На улице зима, реки и озера скованы льдом, но море и океаны не замерзают, и под водой шумит разнообразная жизнь | Здороваются, слушают логопеда |
2 | Введение в тему занятия | Решение проблемной ситуации | А на чём можно попасть в подводный мир? | -на подводной лодке. -на батискафе. |
2 | Мотивация | Смотивировать детей на восприятие нового материала | Занимаем места в батискафе. Закроем все глазки и представим себе, что мы с вами опускаемся на морское дно. Звучит музыка моря. Мимо нас проплывают стаи рыб, по дну ползают моллюски. Открывайте глазки и посмотрим вокруг. Включается мультимедийная установка, слайды с морскими обитателями (скат, рыба еж, рыба клоун). Перед вами таинственный мир, полный чудес и необычных обитателей. Наш батискаф остановился. Мы можем выйти сразу с батискафа? А что нам поможет под водой дышать и видеть? | Садятся на стулья, закрывают глаза. Открывают глаза, рассматривают картинки. -не можем! -мы можем захлебнуться. -нужно надеть акваланг. -акваланг и маски |
3 | Упражнения на дыхание | Развитие целенаправленной воздушной струи | Давайте сделаем дыхательную гимнастику. Медленно вдыхаем и при выдохе бьем по крыльям носа | Выполняют дыхательную гимнастику |
4 | Актуализация опорных знаний | Актуализация опорных знаний о рыбах | Беседа о рыбах: Названия каких рыб вы знаете? Где живут рыбы? Чем отличаются рыбы от животных, птиц? | -Карась, щука, камбала, лещ, барракуда, неон, сом, сомик. Рыбы живут в реках, прудах, озерах, морях, океанах, аквариумах -Рыбы отличаются от животных и птиц тем, что обитают в воде, дышат жабрами и не издают привычных для человека звуков. |
5 | Постановка цели занятия | Сформировать образовательную цель занятия | Посмотрите, как много разнообразных рыб мы видим. Какие они интересные и непохожие друг на друга. Но у всех рыб есть отличительные признаки. Назовите эти отличительные признаки. Нужно обязательно рассказать родителям о жителях подводного мира. Для того чтобы рассказ получился интересным мы должны составить картину-план, которая поможет нам составить красивые, правильные предложения. | Слушают учителя-логопеда -Живут в воде, дышат жабрами, имеют конечности в виде плавников, тело покрыто чешуёй, рыбы не могут плакать, |
6 | Изучение нового материала | Развивать умение составлять правильные, полные предложения | Предлагается составить картинный план, включающий следующие пункты. 1.Как называются рыба 2.Где обитает (живет). 3.Как выглядит, отличительные признаки. 4.Чем питается. 5.Как выводит потомство. 6.Какие опасности её подстерегают. В зависимости от количественного состава группы каждый ребенок пробует составлять предложения по одному-двум пунктам плана. | Слушают учителя-логопеда. Дети предлагают свои варианты картин для плана. Составляют предложения по одному-двум пунктам плана. |
Физкультминутка | Создание благоприятного психологического климата, сохранение здоровья ребенка | Ходят волны на просторе. Вы узнали? Это море. Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. | -Дети идут по кругу, плавно машут руками. Делают произвольные движения. Приседают и встают. Сидя на корточках руками делают махи над головой | |
Осмысление и осознание изученного материала | Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления | Учитель-логопед предлагает вытянуть из волшебного сундука картинки мест обитания различных рыб. (Картинки: аквариум, река, океан). Из картинок, выставленных на доске, каждой команде нужно выбрать заданные виды рыб, живущие в реках, морях или аквариумах. | Слушают учителя-логопеда. Выбирают таблички с надписью, картинки с изображением рыб, необходимых данной команде. | |
Применение новых знаний | Обеспечить понимание данного материала детьми через нестандартные задания. | -Скажите ребята, рыбы умеют говорить?Как вы думаете, что бы они могли нам рассказать, если бы вдруг могли заговорить? -Давайте попробуем придумать небольшие рассказы из жизни рыб. У каждой команды есть картинки с изображениями рыб. Вам нужно посоветоваться и подобрать одну рыбу. После этого нужно выставить изображения этих рыб на доску, и от имени каждой рыбки участники команды должны составить рассказ об их жизни. Не забывайте, придерживайтесь картинного плана. | -Я карась. Живу в реках, прудах, озерах и даже болотах. Форма тела продолговатая, сплюснутая с боков. Цвет чешуи может быть от серебристого до золотого. Питаюсь червями, личинками насекомых, мелкими рачками. Мальки появляются из икринок, которые я откладывая в грунт водоема. Опасаюсь хищных рыб. -Я барбус алый. Живу в аквариуме. У меня вытянутое туловище, овальной формы. Усиков нет, брюшко серебристое. На теле виден сетчатый рисунок из чешуек. Питаюсь живым и сухим кормом. Откладываю икринки, из которых появляются мальки. Боюсь, что хозяйский кот может меня достать из аквариума. -Я осетр. Живу часть жизни в море, часть жизни в реке. Тело у меня сильно вытянуто. Туловище покрыто чешуей. Голова небольшая, рыло вытянутое, острое или чуть притупленное. На его конце расположены 4 усика. Питаюсь рыбами мелких и средних размеров. Откладываю икринки, из них выводятся мальки. Моя икра очень ценная, поэтому я опасаюсь, что меня выловят рыбаки. | |
Закрепление новых знаний | Обеспечить закрепление новых знаний детьми | Учитель-логопед предлагает провести игру : «Что никогда не смогут сделать рыбы и почему?». -Могут рыбы жить на суше? Почему? -Чистить перья? Почему? -Высиживать птенцов? Почему? -Строить гнезда? Почему? -Чесать лапой за ухом? Почему? -Убегать от хищника? Почему? | -Рыбы не могут жить на суше потому что они дышат жабрами . -Не чистят перья , потому что у них туловище покрыто чешуей. -Рыбы откладывают икру или выводят мальков. -Не сроят гнезда, потому что не живут на деревьях. -Не чешут лапой за ухом, потому что у них не лап, а есть плавники. -От хищников они не убегают, потому что у них нет лап, они. уплывают | |
Итог занятия | Подвести итоги, выявить качественную оценку работы детей | Учитель-логопед сообщает о том, что пришло время покинуть подводный мир. Предлагает занять места в батискафе. Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Название, каких рыб вы запомнили? С какими обитателями встречались? | Слушают учителя-логопеда | |
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности. | Учитель-логопед предлагает детям показать свое настроение, оно похоже на веселую рыбку-клоуна или на недовольного ерша. | Дети отмечают значком свое настроение на плакате. |
Муксинова Динара ХабирьяновнаМАДОУ №1 «Сказка»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема: Весна
Цель: уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе с использованием элементов ТРИЗ.
Задачи:
Образовательная: умение составлять небольшие по объему предложения. Формировать умения оценивать ощущения, воздействующие на организм.
Коррекционная: учить подбирать признаки к слову «весна» и согласовывать существительные с прилагательными в роде числе и падеже, расширять словарь антонимов.
Воспитательная: воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим весной, эстетическое восприятие весеннего пейзажа.
Целевые ориентиры: активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммукативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, частично-поисковая.
Средства реализации: рисунки и фотографии весеннего пейзажа, сюжетные картинки, ИКТ.
№ п/п | Этапы занятия | Задачи | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1 | Организационно-мотивированный этап | Мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию | Собрались все дети в круг, И друг другу улыбнёмся. | Речь с движениями у парт |
2 | Введение в тему занятия | Научить детей самостоятельно формулировать тему занятия | -Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? Давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я прочту. Светает рано по утрам. Проталины и тут и там. Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят, Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели, Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает? | Дети договаривают хором: весна |
2 | Мотивация | Смотивировать детей на восприятие нового материала | Мы отправляемся на встречу к весне. И сегодня мы увидим, как выглядит весна. Согласны со мной отправится к весне? | Да |
3 | Артикуляционная гимнастика | Развитие артикуляционного аппарата | «История веселого язычка» Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко. От его лучиков звонко закапала капель Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков. Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку. Сел язычок на пенёк и огляделся. На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко. Язычок поспешил домой к маме. | Дети открывают рот, облизывают губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую; цокают языком; звукоподражание; «лопатка», «грибок», «часики», рот открыть, медленно закрывают 5 раз. |
4 | Актуализация опорных знаний | Актуализация субъективного опыта детей об осени | -Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне. Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко. -Назовите весенние месяцы | Хлопают в ладоши |
5 | Постановка цели урока | Сформировать образовательную цель урока | -Сегодня мы с вами будем говорить о весне, о ее признаках, составлять рассказы. После этого вы вставите признаки весны в Лэпбук. | Слушают логопеда |
6 | Изучение нового материала | развивать умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением. | Упражнение "Что перепутал художник?" -Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник? | Слушают логопеда Весну Нет Весной не катаемся на санках, не лепим снеговика, не купаемся, не загараем |
7 | Физкультминутка | Сохранение здоровья ребенка, создание благоприятного психологического климата | За окном сосулька тает, Ветер тучи рвет в клочки. Разжимает, разжимает вниз Клен тугие кулачки. Прислонился он к окошку А, едва растает снег, Мне зеленую ладошку Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки | Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе. Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево; разжимают кулачки; рукопожатие. |
8 | Осмысление и осознание изученного материала | Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию | Давайте вспомним, какая погода бывает весной? -Подбери определения к слову ВЕСНА (какая?) | Ранняя, красивая, тёплая, весёлая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, долгожданная. |
9 | Применение новых знаний | Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи. | К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Посмотрите внимательно на картинку, на ней изображен весенний ветер. Что вы ощущаете от соприкосновения с ним. (дождь, грязь, сосулька, подснежник) | Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами. |
10 | Закрепление новых знаний | Обеспечить закрепление знаний детьми | Игра «Скажи наоборот» Тепло – холодно, пасмурный день – солнечный день, длинный день – короткий день, сухой – мокрый, ранняя осень – поздняя осень, листья вырастают – листья опадают, прилетают – улетают | Ответы детей |
11 | Итог | Подвести итоги занятия. Выявить качественную оценку работы детей. | Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Назовите признаки весны, весенние месяцы. Перед вами лежат лэпбуки, приклейте картинки с признаками весны. | -о весне -Тает снег, бегут ручьи, набухают почки, прилетают птицы, солнце греет -Март, апрель, май Дети выбирают признаки весны и вклеивают в лэпбук. |
12 | Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности | Логопед предлагает детям показать свое настроение -Моё настроение похоже на: Солнышко или тучку. | Дети выбирают для себя картинку, которая наиболее подходит к его настроению |
Муксинова Динара ХабирьяновнаМАДОУ №1 «Сказка»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема: Все работы хороши
Цель: уточнять и расширять представления детей о труде взрослых; закреплять знание о представителях разных профессий, с использованием элементов ТРИЗ.
Задачи
образовательная: учить составлять творческий рассказ о различных профессиях.
коррекционная: развивать связную и диалогическую речь; творческое воображение.
воспитательная: воспитывать уважительное отношение к труду взрослых
Целевые ориентиры: активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, частично-поисковая.
Средства реализации: «волшебный» тканевый мешочек, небольшие таблички с надписями: «Стройка» (архитектор, маляр), картинки с изображением: «Консерватория» (дирижер, скрипач), «Поликлиника» (врач, медицинская сестра); картинки: валик, архитектор, маляр, кульман, врач, медсестра, фонендоскоп, укол. Скрипач, дирижёр, смычек, рука, рогалик, директор, самовар, штурман, калач, трактора, микроскоп, прокол, плач, костёр, сверчок, берега, специальные и призовые - фишки, сюжетные картинки, ИКТ.
№ п/п | Этапы занятия | Задачи | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
1 | Организационный этап | Мотивация учебной деятельности | Мы сюда пришли опять Чтоб еще умнее стать На свои места садись Знанья получать стремись… | Здороваются с логопедом рассаживаются на свои места |
2 | Введение в тему занятия | Научить детей самостоятельно формулировать тему занятия | Учитель-логопед проводит с детьми интеллектуальную разминку. Игра с мячом: «Угадай по действию?». Учитель-логопед называет действия и бросает мяч ребенку. Ребенок называет профессию, возвращает мяч педагогу. Учит детей?…..Строит дома?…..Красит стены?….Чинит часы?……Лечит людей?…Вставляет стекла?.. Носит багаж?.. Лечит животных?...Рубит лес?... Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? | Учитель, строитель, маляр, часовщик, врач, стекольщик, носильщик, ветеринар, лесоруб. -о профессиях |
2 | Пальчиковая гимнастика | Развитие мелкой моторики | "Профессии" Много есть профессий знатных, И полезных, и приятных. Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… Сразу всех не называю, Вам продолжить предлагаю. | Повторяют слова, выполняют действия (Соединять пальцы правой руки с большим.) (Соединять пальцы левой руки с большим.) (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.) (Сжимать и разжимать кулачки.) (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.) |
3 | Актуализация опорных знаний | Актуализация субъективного опыта детей | Что такое профессия? Как появились профессии? Может ли человек, который не изучал профессию правильно выполнять действия связанные с этой работой? Как можно познакомиться с разными профессиями? | -Это труд человека, который дарит ему радость и дает возможность получать зарплату. Общество развивалось, люди обменивались продуктами своего труда, копились знания, передавались из поколения в поколения. Не может. Можно посмотреть о них фильмы, почитать книги. В специальных книгах. |
4 | Постановка цели урока | Сформировать образовательную цель урока | -Сегодня мы с вами будем говорить о некоторых профессиях людей, об инструментах, необходимых людям этих профессий и составлять о них рассказы. | Слушают учителя-логопеда |
5 | Изучение нового материала | развивать умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением. | На экране поочередно появляются изображения поликлиники, строительного объекта, консерватории. -Как называются места, изображенные на экране? -Кто изображен на картинке? Где работают эти люди? -Правильно. -Людей каких профессий вы видите на экране? Где они работают? - Что они делают на своей работе? - Как называются больные люди? - Врач слушает дыхание с помощью фонендоскопа, измеряет пульс, смотрит горло с помощью шпателя, Медицинская сестра выполняет назначения врача: ставит уколы, дает лекарство. - Людей каких профессий вы видите на экране? Где они работают? - Зачем люди ходят в консерваторию? Игра «Чьи это инструменты?». -Подойдите к доске, на которой расположены картинки с изображением инструментов. Каждый из вас должен выбрать и назвать любой инструмент, а затем рассказать о том, человеку какой профессии он принадлежит. Например: «Этот инструмент называется малярный валик. Он нужен маляру для покраски стен краской». | Слушают учителя-логопеда . -Стройка, поликлиника, консерватория. -Архитектор, маляр. Эти люди, которые работают на стройке. -Врач, медсестра. Они работают в больнице, поликлинике -Врач определяет, чем человек болен, а медсестра помогают больным людям выздороветь. -Пациенты -Это дирижёр и скрипач. Они работают в консерватории -Слушать музыкальные произведения -Этот инструмент называется малярный валик. Он нужен маляру для покраски стен краской. -Это фонендоскоп, он нужен врачу. -Это дирижёрская палочка, она нужна дирижёру. -Это смычок, он нужен скрипачу. -Это шприц, он нужен медицинской сестре. |
6 | Осмысление и осознание изученного материала | Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию | -Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? -О каких профессиях мы сегодня говорили? - Какие профессиональные инструменты вам были знакомы? - О каких инструментах вы узнали впервые? Сейчас мы составим картинный план, который поможет нам рассказать об этих профессиях. 1.Название профессии 2.Место работы 3.Что делает человек данной профессии 4.Что нужно для работы (инструменты, оборудование) | -На стройке, в поликлинике, в консерватории. -Архитектор, маляр, врач, медсестра, дирижёр, скрипач. -Кульман, рейсшина, фонендоскоп. -Рогалик. Директор. Самовар. Штурман. Калач. Трактора. |
7 | Физминутка | Повар варит кашу. Плащ портниха шьет. Доктор лечит Машу. Сталь кузнец кует. Дровосеки рубят. Строят мастера. Что же делать будет, Наша детвора? | Дети повторяют слова выполняют движения Имитация с вращением кистей рук) (Махи руками) (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок) (Хлопки) (Махи с наклонами) (Имитация с прыжками вверх) (Поднимание плеч) | |
8 | Применение новых знаний | Обеспечить понимание данного материала через нестандартные задания. | Учитель-логопед предлагает детям вытянуть табличку из «волшебного» мешочка. На табличках записаны места работы и профессии людей. Учитель-логопед выбирает для себя роль ведущего — журналиста, который начинает каждый рассказ. | Эта профессия называется архитектор. Он работает в архитектурном бюро. Он создает здание на бумаге. С помощью карандаша и специальной линейки- рейсшины на кульмане, это большой мольберт, чертит проект дома, высчитывает размеры дверей, окон, потолков, стен. -Эта профессия называется маляр, Работает маляр на стройке или там, где производится ремонт. Он шпаклюет и красит стены и потолки комнат в квартире. В своей работе он использует малярный валик, кисти, краски, шпаклевку. -Эта профессия называется медицинская сестра. Она работает в поликлинике, госпитале, больнице. Она выполняет назначения врача, делает иньекции, выполняет процедуры пациентам. Следит, чтобы больные не нарушали режим и правильно выполняли назначения врача. Эта профессия называется врач. Врач работает в поликлинике, больнице, госпитале. Врач обследует пациента, определяет, чем он заболел, выбирает способы его лечения. Врач записывает все данные о болезни человека в специальную книжку. С помощью фонендоскопа он слушает, как человек дышит, шпателем держит язык и смотрит горло, считает пульс с помощью секундомера. Это дирижёр. Он музыкант. Работает в консерватории. Он руководит группой других музыкантов. С помощью движений пальцев рук и головы дирижёр подсказывает музыкантам как им исполнять произведение. Эта профессия называется скрипач. Скрипач может работать в ансамбле, оркестре, дворце культуры. Скрипач исполняет музыкальные произведения, которое разучивает по нотам. С помощью смычка, которым водит по струнам скрипки, он исполняет мелодию. |
9 | Закрепление новых знаний | Обеспечить закрепление знаний детьми | Игра: «Чем отличаются профессии?» -Маляр и художник. -Тракторист и водитель. -Трубач и скрипач. -Врач и ветеринар. -Артист и архитектор. Составь правильное предложения, используя в своем ответе название заданных профессий. | Маляр красит стены ,потолки в зданиях, а художник рисует картины. Тракторист управляет трактором, а водитель может управлять любой машиной. Трубач играет на трубе, а скрипач играет на скрипке. Врач лечит людей, а ветеринар животных. Архитектор создает проекты зданий, а артист играет роли. |
10 | Итог урока | Подвести итоги занятия. Выявить качественную оценку работы детей. | -Ребята, о чем мы говорили на занятии? | -Мы говорили о профессиях. |
11 | Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности | Ребята, мне очень понравились рассказы, которые вы составляли сегодня. Оцените своё настроение с помощью солнца и тучки. | Берут картинки с соответствующим изображением своему настроению |
Муксинова Динара ХабирьяновнаМАДОУ №1 «Сказка»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема: Зимушка-хрустальная
Цель: уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе; закреплять знание о зиме с использованием элементов ТРИЗ.
Задачи
Образовательная: развивать связную и диалогическую речь; упражнять в подборе слов, отвечающих на вопрос «Какая?», «Какой?»; учить, составлять метафоры к слову снежинка; учить детей подбирать рифмующиеся слова.
Коррекционная: развивать мышление, творческое воображение; стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.
Воспитательная: воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам; воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.
Целевые ориентиры: активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммукативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, частично-поисковая.
Средства реализации: рисунки и фотографии зимнего пейзажа, сюжетные картинки, ИКТ.
№ п/п | Этапы занятия | Задачи | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1 | Организационно-мотивированный этап | Мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию | Садится тот, кто запомнит и повторит следующие слова: Холодная, морозная, снежная зима. Белый, пушистый снег. Холодные, крупные снежинки. Прозрачный, гладкий, ровный лед. Холодный, сильный ветер. Снегири, воробьи, синицы. | Дети повторяют и садятся |
2 | Введение в тему занятия | Научить детей самостоятельно формулировать тему занятия | Снег на полях, лед на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? - Какое сейчас время года? - Какая погода стоит зимой? - Если зимой холодно, то какая это зима? - Если зимой снежно, то какая это зима? - Если зимой морозно, то какая это зима? - Если зимой очень холодно, дуют сильные ветры, то какая это зима? Как вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем с вами говорить | Зимой Зима Зимняя Холодная Снежная Морозная Студеная Ветреная О зиме |
2 | Мотивация | Смотивировать детей на восприятие нового материала | -Ребята, Вы любите сказки? Тогда мы с вами отправимся в зимнюю сказку, которая называется «Снеговик-почтовик». Снеговик попал в беду и прислал нам письмо. Я его прочитала, но не поняла, что нужно сделать, потому что снеговик не умеет писать предложения. Может вы догадаетесь? В зимнем лесу мы с вами будем лепить снеговика, поэтому нам надо подготовить наши ручки | Да |
3 | Пальчиковая гимнастика | Развитие мелкой моторики | « Снежинки» Стою и снежинки в ладошку ловлю. Я зиму и снег, и снежинки люблю. Но где же снежинки? В ладошке вода! Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки – лучи. Как видно ладошки мои горячи! | Имитируют движения; ритмичные удары по ладони; сжимают кулаки; разжимают кулаки; пожимают плечами; потряхивают расслабленными ладонями |
4 | Актуализация опорных знаний | Актуализация субъективного опыта детей об осени | Как называется первый зимний месяц? Какой месяц в середине зимы? Какой последний месяц зимы? | Декабрь Январь Февраль |
5 | Постановка цели урока | Сформировать образовательную цель урока | -Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о ее признаках, составлять рассказы. - После этого вы нарисуете признаки зимы в Лэпбуке. | Слушают логопеда |
6 | Изучение нового материала | развивать умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением. | Игра «Предложение по цепочке» Составление предложений о зиме. - Будем учиться составлять предложения о зиме по схеме, Они должны быть разными, непохожими. Наступила холодная, суровая зима. - Вы говорили, что зимой падает снег. -Какой выпадает снег? - Какие бывают сугробы? - Какой бывает лед? - Если они зимуют, то как мы их назовем? - Если погода холодная, нет корма, то каково птичкам? Игра с мячом «Без чего не бывает зимы?» Теперь мы готовы рассказывать о самом главном - без чего не обходится наша зима? Что бывает зимой, и не бывает в другие времена года? Путешествие в зимний лес. Ну что ж, мы вспомнили самое главное, без чего не бывает зимы, и теперь мы готовы отправиться в путешествие в волшебный зимний лес. Вот мы и оказались в нашем зимнем лесу. Посмотрите, что это? (перед детьми на полу следы птицы, белки, медведя, зайца, лисы, волка) Игра «Опиши снежинки»
- логопед на листе бумаги пишет букву «С» и ставит стрелку вправо).
- Так что можно сказать про снежинки, какие они?
- Давайте теперь соединим эти два слова (логопед обводит круговым движением изображения). Произнесите эти два слова подряд!
| Ответы детей звучит музыка – метель, дети, кружась, «перемещаются» в зимний лес. Дети стоят полукругом возле столика. Выпал липкий белый снег. Большие, высокие, мохнатые, пушистые… Твердый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий… Голодно, холодно. Без морозов, снега, сосулек, безольда, коньков, лыж, ветра, катка, снежинок, сугробов, снежков, шапок, снеговиков, горок. Следы животных Снежинки Белая, пушистая, лёгкая Пух На заснеженных елках Пушинка, ель Пушинки на заснеженной ели. В зимнем лесу появились пушинки на заснеженных елях. Пушинки зимнего леса радовали глаз лыжников. |
7 | Осмысление и осознание изученного материала | Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию | Давайте вспомним, какая погода бывает зимой? -Подбери определения к слову ЗИМА (какая?) | Зимняя Холодная Снежная Морозная Студеная Ветреная |
8 | Применение новых знаний | Обеспечить понимание данного материала через нестандартные задания, разрешение противоречий, изобретательство | Логопед выставляет картинки с изображением зимы Ребята, нам нужно составить рассказ о зиме. А сейчас нужно приклеить картинки с признаками зимы в лэпбук Игра «Доскажи словечко» Посмотрели мы в окно. Все вокруг белым бело. Дуб кивает головой. Рад поздравить вас …. Возле дуба как всегда суетиться ... Мы из снега без совка, вылепим…В ветках дерева избушка. Эта же для птиц …. К мальчику бежит не птичка, а зверек тот невеличка, шубка теплая, как грелка кто же это дети … -Ребята посмотрите, нам с вами удалось создать красивый зимний пейзаж. Игра «Как можно перенести воду в решете» - ребята нам нужно перенести воду и у нас есть только решето. Давайте подумаем, как мы можем это сделать? | Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по - зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки. Работают в лэпбуках с зимой детвора снеговика кормушка белка заморозить воду и положить лед в решето |
9 | Закрепление новых знаний | Обеспечить закрепление знаний детьми | Игра «Снежный ком». Назовите родственные слова к слову снег. Составь предложения к этим слова. «Закончи предложение». Зимой бывает снегопад, а осенью? зимой снег падает, а весной? зимой катаются на санках, а летом? зимой катаются на коньках, а летом? Зимой бывает холодно, а летом...? Зимой деревья белые, а осенью...? Зимой растут сугробы, а летом растут..? | Снеговик, снежный, снегурочка подснежник, листопад тает на велосипеде на самокате жарко жёлтые грибы |
10 | Итог урока | Подвести итоги занятия. Выявить качественную оценку работы детей. | Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Вспомните, без чего не бывает зимы? | О зиме Без морозов, снега, сосулек, безольда, коньков, лыж, ветра, катка, снежинок, сугробов, снежков, шапок, снеговиков, горок. |
11 | Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности | Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать по нашему лесу, но надо возвращаться в детский сад. Но сначала я возьму на память о нашем интересном путешествии вот такого улыбающегося снеговичка. Если вам, как и мне, понравилось наше путешествие, у вас все получалось – возьмите себе такого же. Если вам было сложно, скучно или что-то не получилось – возьмите грустного. А теперь зимняя метель закружит нас, как будто мы снежинки, и перенесет назад в детский сад. | Берут одного из снеговика по своему настроению |
Муксинова Динара ХабирьяновнаМАДОУ №1 «Сказка»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема: Насекомые
Цель: развитие словесного творчества с помощью методов «Синектика», «Типовое фантазирование».
Задачи:
Образовательная: закрепить знания о жизни и особенностях насекомых; закрепить умение использовать мнемосхемы для составления рассказа о насекомых;
Коррекционная: работа над лексико-грамматическим строем речи, развитие мелкой моторики, развитие связной речи; активизация познавательной деятельности;
Воспитательная: воспитывать эстетические чувства, любознательность, любовь к природе и бережного отношения к насекомым.
Целевые ориентиры: активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммукативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, частично-поисковая.
Средства реализации: разрезные картинки насекомых, мнемосхема, набор картинок по теме, ноутбук, проектор, интерактивная доска.
№ п/п | Этапы занятия | Задачи | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1 | Организационный этап | Подготовка к учебной деятельности | - Здравствуете, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Давайте, к нему подготовимся! Повторяйте за мной: | Дети повторяют движения за логопедом |
2 | Введение в тему занятия | Научить детей самостоятельно формулировать тему занятия | Д/И "Кто живет в лесу?" -Молодцы! Вы верно назвали лесных обитателей, но кого-то не хватает. А кого - мы узнаем, когда соберем разрезные картинки Д/Игра "Собери картинку". -Как одним словом можно назвать этих лесных жителей? -Правильно! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир насекомых. Чтобы попасть на лесную полянку нам надо превратиться в насекомых. Произносим волшебные слова: Вокруг себя повернись, В насекомое превратись | -зайцы, лисы, медведи, лоси, совы, дятлы и т. д. Дети собирают разрезные картинки, получаются насекомые. -Насекомые! |
3 | Упражнения на дыхание | Развитие целенаправленной воздушной струи | «Божья коровка». Положите их на ладошку! Давайте дунем – чья коровка дальше улетит? | Воспитанники кладут божью коровку на ладонь и сдувают. |
4 | Основной этап | Составление описания | Поиграем в игру "Скажи какой и что умеет делать" («Лимерики») -комар какой? -что умеет -бабочка какая? -что умеет делать? -муравей какой? -что умеет? -жук какой? -что умеет? -кузнечик какой? -что умеет? -пчела какая? -что умеет? | -маленький, кровососущий, длинноносый. - летать, кусать, пить кровь. -бабочка красивая, пестрокрылая. -летать, кружиться, порхать. -маленький, трудолюбивый. -ползать, трудиться, строить муравейник. -жук коричневый, длинноусый. - летать, ползать, жужжать. -зеленый, стрекочущий. -умеет прыгать, скакать. -пчела мохнатая, трудолюбивая. -умеет летать, жужжать.собирать нектар. |
Развитие грамматического строя речи. | Звучат раскаты грома. Слайд 1. -ой! Пошел дождь. Ребята, а как вы думаете, почему насекомые боятся дождя. Дети: Боятся замочить крылышки, не смогут летать. Слайд 2. -помогите насекомым укрыться от дождя. Составьте предложения используя слова В и ПОД. - где спрячется бабочка? - Куда уползет муравей? - Куда ускачет кузнечик? - Где укроется жук? - Где спрячется пчела? -молодцы! | -боятся промочить крылышки и не смогут летать; -замараться в грязи; -не хотят промокнуть и т.д. -бабочка спрячется под цветком. -муравей уползет в муравейник. -кузнечик ускачет в траву. -жук укроется под кору дерева. -пчела спрячется в улье. | ||
5 | Физкультминутка | Сохранение здоровья ребенка, создание благоприятного психологического климата | «Дружные муравьи» (стоят на ковре) От друзей муравьишка отстал -прижимаем ладони к щекам, Опоздал он и очень устал -качаем головой. В муравейник скорей побежал -бег на месте. Но друзей он своих не догнал -прижимаем ладони к щекам, качаем головой. Ну а солнце за лес уж зашло -присели. Стало страшно и очень темно -обхватили себя руками. Хорошо, что друзья помогли -берёмся за руки,раскачиваем их вверх – вниз. Муравьишку домой привели. | Дети повторяют движения за логопедом. |
6 | Актуализация знаний | Составление рассказа-описания с опорой на мнемотаблицу | -ребята, выберите насекомое, о котором вам хотелось бы составить рассказ. Слайд № 3 -посмотрите на таблицу - схему, по которой мы будем составлять рассказ. Все обозначения вам понятны? -давайте составим рассказ по цепочке о жуке. -кто готов самостоятельно рассказать о своем насекомом? 2-3 рассказа. Молодец. | Дети выбирают понравившееся насекомое. Изучают мнемотаблицу. -да! -это жук. Он небольшое насекомое. Жук умеет летать, ползать. Уего есть голова, грудь и брюшко. На голове глаза, рот, два усика. У жука по два крылышка с каждой стороны и шесть лапок. Питается он листьями и корой деревьев. Жужжит. Рассказы детей о выбранных насекомых. |
Учить давать оценку работы товарищей | Чей рассказ вам понравился больше всего. -нам пора произнести волшебные слова и превратиться из насекомых в детей. Вокруг себя повернись, И в ребенка превратись. | Оценивают рассказы друг друга. Повторяют движения за логопедом. | ||
7 | Итог урока | Подвести итоги занятия. Выявить качественную оценку работы детей. | -вот и подошло к концу наше необычное занятие. Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? В кого превращались? А кто из вас каким насекомым был? Скажите, как нужно вести себя в лесу? Можно ли разорять муравейники?Можно ли губить бабочек, кузнечиков? -спасибо вам ребята! Вы молодцы! До свидания! | -сегодня мы побывали в лесу. -превращались в насекомых. -ничего не ломать. -не обижать насекомых и животных. -вести себя тихо. -нельзя! -до свидания! |
Муксинова Динара ХабирьяновнаМАДОУ №1 «Сказка»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема: Золотая осень
Цель: уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе; закреплять знание признаков осени с использованием элементов ТРИЗ.
Задачи:
Образовательная: формировать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Формировать умение выделять признаки объекта.
Коррекционная: развивать умение составлять небольшие по объему предложения; упражнять в образовании множественного числа существительных; в согласовании прилагательных с существительными.
Воспитательная: воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим осенью, эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Целевые ориентиры: активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммукативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое».
Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, частично-поисковая.
Средства реализации: рисунки и фотографии осеннего пейзажа, сюжетные картинки, ИКТ.
№ п/п | Этапы занятия | Задачи | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1 | Организационно-мотивированный этап | Мотивация учебной деятельности | Как листочки покружились Внимание включается. | Речь с движениями у парт |
2 | Введение в тему занятия | Научить детей самостоятельно формулировать тему занятия | -Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то, как называется это время года? | Осень |
2 | Мотивация | Смотивировать детей на восприятие нового материала | - Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернутся обратно в детский сад. Вы согласны? | Да |
3 | Упражнения на дыхание | Развитие целенаправленной воздушной струи | Игра «Ветер и листья» -Мы выполнили с вами дыхательное упражнение, а значит готовы к встрече с королевой осени. | После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»). |
4 | Актуализация опорных знаний | Учить детей выделять признаки времени года | Игра «Подбери признак». Дети подбирают признаки к слову «осень». Осень (какая?) | Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная и т.д. |
5 | Постановка цели урока | Сформировать образовательную цель деятельности | -Сегодня мы с вами будем говорить об осени, о ее признаках, составлять рассказы. | Слушают логопеда |
6 | Изучение нового материала | Развивать умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением. | -А сейчас королева осени расскажет нам о своем царстве. - Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Идет подготовка к листопаду! Игра «Чего не бывает осенью?» Игра «Узнай по описанию» -Ребята! Королева осень очень любит, когда о ней очень много знают. Она прислала нам загадки и просит отгадать, о чем идет речь. А чтобы нам было легче, у меня для вас есть подсказки. (Логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра) Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?) Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что?) Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что?) Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что?) | -Осенью не растут подснежники. -Осенью не купаются в речке. -Осенью не загорают. -Осенью не надевают шубы и т.д. -солнце -облака -дождь -ветер -листья |
Основная часть | Молодцы ребята! Вы отгадали все загадки осени. А теперь давайте попробуем рассказать какая же сама осень. Игра «Хорошо-плохо» Каждый ребенок строит предложение, начиная со слов «Хорошо, что осень пришла, она…» или «Плохо, потому что осенью…» | Наступила осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнышко стало реже появляться на небе. Летят листья по ветру, покрывают землю и образуют на земле разноцветный ковёр. Это явления называется листопад. Улетают птицы в тёплые края. -Хорошо, что осень пришла, она нарядная, яркая - Плохо, потому что осенью идут часто дожди, улетают птицы, солнце светит не так ярко. | ||
8 | Физкультминутка | Сохранение здоровья ребенка, создание благоприятного психологического климата | Вдруг закрыли небо тучи Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на поясе. Долго будет дождик плакать, Разведет повсюду слякоть. Приседают, держа руки на поясе. Грязь и лужи на дороге, (Идут по кругу, высоко поднимая колени.). Поднимай повыше ноги. | Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки |
9 | Осмысление и осознание изученного материала | Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию | Давайте вспомним, какая погода осенью бывает? Игра «Что делает?» Что делает дождь? Что делает ветер Что делают листья? | Дождливая Багряная Золотая Льет, моросит, идет, поливает.. Воет, дует, завывает… Опадают, порхают, шуршат, шелестят |
10 | Закрепление новых знаний | Обеспечить закрепление знаний детьми | Игра «Скажи наоборот» Тепло –…, пасмурный день –…, длинный день –…, сухой –…, ранняя осень –…, листья вырастают –…, прилетают – Игра «Подбери признак». Небо осенью (какое?) – Солнце – Погода – Деревья – Трава - | Холодно, солнечный, короткий день мокрый поздняя осень листья опадают улетают Пасмурное Желанное Осенняя Багряные жёлтая |
11 | Итог урока | Подвести итоги занятия. Выявить качественную оценку работы детей. | В чьем царстве мы побывали? Назовите приметы осени. | В царстве золотой осени. Дождливая, пасмурная, багряная |
12 | Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по вопросу эмоционального состояния, своей деятельности | Логопед предлагает детям показать свое настроение -Моё настроение похоже на солнышко или тучку. | Дети выбирают для себя картинку которая наиболее подходит к его настроению |
Муксинова Динара ХабирьяновнаМАДОУ №1 «Сказка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...