Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с ОВЗ.
консультация по логопедии (старшая группа)

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной педагогике выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи. Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе. Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому эта тема очень актуальна в наше время. Основной целью в формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте и стимулирование творческого самовыражения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_5.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современной педагогике выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.

Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому эта тема очень актуальна в наше время.

Основной целью в формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте и стимулирование творческого самовыражения ребенка.

Подготовка к обучению грамоте

- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;

- формирование умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.

Воспитание звуковой культуры речи

- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением;

- выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

Формирование грамматического строя речи

- развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений;

- развитие процессов восприятия, мышления, речи - совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

В своей практике я выделяю следующие этапы работы по обучению грамоте:

Подготовительный этап.

Знакомство с неречевыми звуками.

Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук". Развивается слуховое внимание.

Чтобы сделать процесс овладения грамотой увлекательным и лёгким, опираюсь на золотой принцип дошкольного образования: основная деятельность дошкольника - это игра.

Вот какие игры мы проводим

• «Услышишь – хлопни»;

• «Узнай, что звучит?»;

• «Где звучит колокольчик?»;

• «Покажи картинку»;

• «Громко – тихо»;

• «Кто сказал?».

Основной. На этом этапе происходит знакомство с речевыми звуками. Главное - формирование фонематических процессов. Как происходит знакомство с гласными звуками?

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [А].  

Начинаем с артикуляционной гимнастикой.

Давайте разомнем наши губки и язычок.

- упражнения для губ: улыбка-хоботок, заборчик;

- упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».

 Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

- Сейчас давайте произнесем звук [А] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;

- А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

Акустико-артикуляционный образ звука. Работа с зеркалами.

- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [А] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

[А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды. Логопед дает обобщающие понятие: «Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Дети делают вывод о том, что [А] - гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть.

 Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогичным образом.

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук:

На этом этапе учу ребенка слышать гласные звуки. Например, найди звук [А]

• в ряду других звуков: а, у, и, а, о

• в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.

• в ряду слов: аист, усы, артист, осы

• в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.

Знакомство с согласными звуками.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.

Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук - согласный.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой.

Если горлышко звенит,

Значит звонкий звук бежит.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. Букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.

Знакомлю детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Помогаю запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь на свойственное ему наглядно – образное мышление. Прошу ребенка посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания).

Рассматриваются элементы, их количество. Заучиваем стишки для запоминания образа буквы

• Покатилось колесо, превратилось в букву О;

• У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;

• А – как лесенка стоит, начинает алфавит;

• Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;

“Вот какая буква “Ц”

   С коготочком на конце.

   Коготок-царапка,

   Как кошачья лапка”.

Ребенок изображает буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображает буквы позой.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Изучая литературу, я пришла к выводу, что при обучении грамоте необходимо включать все анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный, двигательный. В этом и заключается инновационный подход в обучении грамоте.

• Написать букву в воздухе, на столе, на руке, у товарища на спине;

• Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

• Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

• Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;

• Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

• Вылепить из пластилина, теста;

• Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

На основном этапе работы, кроме наглядных и практических методов использую и словесные методы, направленные на работу с художественным словом, для закрепления используется метод беседы.

После усвоения гласных, согласных звуков, перехожу к заключительному этапу – звуко-буквенный анализ:

• определение порядка звуков в слове;

• выделение отдельных звуков

• различение звуков по их качеству (согласные, гласные, твердые, мягкие).

Такие занятия предупредят многие будущие трудности в процессе обучения и помогут выявить невидимую трудность - фонетико-фонематического недоразвития. Эта трудность коварная, она остается долгое время скрытой и проявляется (в виде большого количества ошибок, особенно в диктантах) значительно позднее - во втором, третьем классе.

Что касается обогащения словарного запаса, развития речи, то здесь также необходима специальная и постоянная работа окружающих ребёнка взрослых людей (педагогов и родителей).

Поскольку большинство окончаний слов в русском языке являются безударными, то окружающим ребёнка людям следует достаточно отчётливо их проговаривать (даем речевой образец). Только так можно дать ребёнку правильный образец согласования слов (например, «пять деревьев, а не «пять деревьях», «много оленей», а не «много оленев» и т. п.).

Очень важно специально упражнять его в правильном употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.

В работе над культурой речи очень важна помощь родителей, поэтому в домашних заданиях я предлагаю такие игры, как «Назови ласково» (употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, «Пересчитай предметы» (на согласование существительных с числительными) и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей. Тема: "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей"

Сообщение подготовлено на педагогичкский семинар для воспитателей детского сада, составлено из личного опыта работы с детьми по побучению грамоте....

Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с ОВЗ

В статье представлены игры и гровые технологии, используемые при обучении грамоте дошкольников с речевыми нарушениями...

Игровые технологии как средство обучения грамоте.

Игровые технологиикак средствообучения грамоте...

«Игровые технологии как средство обучения грамоте»

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста  к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в  педагогике. Грамота — довольно сложный предмет для дошко...

Проект "ГРАМОТЕЙКА" "Игровые технологии - как средство обучения грамоте старших дошкольников."

ull;Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Развитие у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомление их с основами грамоты - одна из актуальных проблем...