Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с ОВЗ.
консультация по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_5.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной педагогике выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому эта тема очень актуальна в наше время.
Основной целью в формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте и стимулирование творческого самовыражения ребенка.
Подготовка к обучению грамоте
- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;
- формирование умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
Воспитание звуковой культуры речи
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением;
- выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.
Формирование грамматического строя речи
- развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений;
- развитие процессов восприятия, мышления, речи - совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.
В своей практике я выделяю следующие этапы работы по обучению грамоте:
Подготовительный этап.
Знакомство с неречевыми звуками.
Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук". Развивается слуховое внимание.
Чтобы сделать процесс овладения грамотой увлекательным и лёгким, опираюсь на золотой принцип дошкольного образования: основная деятельность дошкольника - это игра.
Вот какие игры мы проводим
• «Услышишь – хлопни»;
• «Узнай, что звучит?»;
• «Где звучит колокольчик?»;
• «Покажи картинку»;
• «Громко – тихо»;
• «Кто сказал?».
Основной. На этом этапе происходит знакомство с речевыми звуками. Главное - формирование фонематических процессов. Как происходит знакомство с гласными звуками?
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [А].
Начинаем с артикуляционной гимнастикой.
Давайте разомнем наши губки и язычок.
- упражнения для губ: улыбка-хоботок, заборчик;
- упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».
Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
- Сейчас давайте произнесем звук [А] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;
- А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.
Акустико-артикуляционный образ звука. Работа с зеркалами.
- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [А] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).
[А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды. Логопед дает обобщающие понятие: «Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Дети делают вывод о том, что [А] - гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть.
Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогичным образом.
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук:
На этом этапе учу ребенка слышать гласные звуки. Например, найди звук [А]
• в ряду других звуков: а, у, и, а, о
• в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.
• в ряду слов: аист, усы, артист, осы
• в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.
Знакомство с согласными звуками.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.
Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук - согласный.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой.
Если горлышко звенит,
Значит звонкий звук бежит.
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. Букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.
Знакомлю детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».
Помогаю запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь на свойственное ему наглядно – образное мышление. Прошу ребенка посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания).
Рассматриваются элементы, их количество. Заучиваем стишки для запоминания образа буквы
• Покатилось колесо, превратилось в букву О;
• У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;
• А – как лесенка стоит, начинает алфавит;
• Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;
“Вот какая буква “Ц”
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка”.
Ребенок изображает буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображает буквы позой.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Изучая литературу, я пришла к выводу, что при обучении грамоте необходимо включать все анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный, двигательный. В этом и заключается инновационный подход в обучении грамоте.
• Написать букву в воздухе, на столе, на руке, у товарища на спине;
• Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
• Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
• Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;
• Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
• Вылепить из пластилина, теста;
• Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
На основном этапе работы, кроме наглядных и практических методов использую и словесные методы, направленные на работу с художественным словом, для закрепления используется метод беседы.
После усвоения гласных, согласных звуков, перехожу к заключительному этапу – звуко-буквенный анализ:
• определение порядка звуков в слове;
• выделение отдельных звуков
• различение звуков по их качеству (согласные, гласные, твердые, мягкие).
Такие занятия предупредят многие будущие трудности в процессе обучения и помогут выявить невидимую трудность - фонетико-фонематического недоразвития. Эта трудность коварная, она остается долгое время скрытой и проявляется (в виде большого количества ошибок, особенно в диктантах) значительно позднее - во втором, третьем классе.
Что касается обогащения словарного запаса, развития речи, то здесь также необходима специальная и постоянная работа окружающих ребёнка взрослых людей (педагогов и родителей).
Поскольку большинство окончаний слов в русском языке являются безударными, то окружающим ребёнка людям следует достаточно отчётливо их проговаривать (даем речевой образец). Только так можно дать ребёнку правильный образец согласования слов (например, «пять деревьев, а не «пять деревьях», «много оленей», а не «много оленев» и т. п.).
Очень важно специально упражнять его в правильном употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.
В работе над культурой речи очень важна помощь родителей, поэтому в домашних заданиях я предлагаю такие игры, как «Назови ласково» (употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, «Пересчитай предметы» (на согласование существительных с числительными) и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для воспитателей. Тема: "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей"
Сообщение подготовлено на педагогичкский семинар для воспитателей детского сада, составлено из личного опыта работы с детьми по побучению грамоте....
Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...
Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с ОВЗ
В статье представлены игры и гровые технологии, используемые при обучении грамоте дошкольников с речевыми нарушениями...
Игровые технологии как средство обучения грамоте.
Игровые технологиикак средствообучения грамоте...
«Игровые технологии как средство обучения грамоте»
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в педагогике. Грамота — довольно сложный предмет для дошко...
Проект "ГРАМОТЕЙКА" "Игровые технологии - как средство обучения грамоте старших дошкольников."
ull;Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Развитие у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомление их с основами грамоты - одна из актуальных проблем...