Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа)

Папина Мария Валерьевна

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" — "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно. Актуальность профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста обусловлена высокой распространенностью этих нарушений у младших школьников.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется намного глубже. При этом почерк таких детей иногда бывает неразборчивым или неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то он может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого такой ребенок  не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового, зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию.

Многие игры и упражнения, используемые педагогами в ходе совместной деятельности и индивидуальной работы с детьми в ДОУ, направлены на профилактику дисграфии

В зависимости от того, какое нарушение лежит в основе дисграфии, выделяют следующие ее виды:

1. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.

2. Аграмматическая дисграфия.

3. Оптическая дисграфия.

4. Акустическая дисграфия.

5. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения:

  • на развитие внимательности и памяти;
  • на развитие мыслительных процессов;
  • на развитие пространственного восприятия;
  • на развитие зрительной и слуховой дифференциации;
  • и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.

Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк.

Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока проявляется в следующих нарушениях: несоблюдение границ предложений; пропуски;  перестановки; искажение слоговой структуры слов; уподобление слогов; слитное написание слов; разрывы слов.

Профилактика данного вида дисграфии включает в себя ряд заданий: задания для работы над предложением; над слоговым анализом и синтезом слов и задания для работы над фонематическим анализом и синтезом.

Важно сразу разграничить понятия «буква» и «звук», объяснив детям, что буквы мы пишем и видим, звуки слышим и произносим.

Говоря о буквах, можно перейти к следующему виду дисграфии – оптической, в основе которой лежит неразличение букв, сходных по оптическим признакам. Для этого вида дисграфии характерно зеркальное написание букв.

Чтобы избежать ошибок в дальнейшем, при изучении букв следует обращать внимание на то, из каких элементов состоит буква, в какую сторону «смотрит». Для лучшего усвоения материала можно предложить детям занимательные игры с буквами («На что похожа буква», «Спутанные буквы», «Заштрихованные буквы» и т.д.).

У детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения звукопроизношения, выраженные в заменах или в отсутствии некоторых звуков, что может привести к артикуляторно-акутической дисграфии.

Исходя из того, что принцип русской словесности построен на проговаривании записываемых слов, можно сделать следующий вывод: ребенок запишет слово так, как произнесет, поэтому крайне важно исправить неправильное звукопроизношение до школы на занятиях с логопедом.

Ребенок может правильно произносить все звуки, но не различать на слух акустически близкие (шипящие – свистящие, р – л, звонкие – глухие, твердые – мягкие), аффрикаты и их составляющие гласные по степени лабиализации (О – У, Ё – Ю, Е – И) и даже далекие по акустическим признакам звуки (Л – Н). Такие нарушения приводят к акустической дисграфии.

Важно четко произносить неразличаемые звуки, прибегая к помощи зрительного и тактильного анализаторов. Объясняя твердость и мягкость звуков, в качестве наглядности можно использовать мягкую зеленую губку и твердый синий карандаш. Для определения звонкости и глухости звуков дети могут приложить тыльную сторону ладони к горлу или закрыть уши руками и послушать, как произносится звук (при звонкости будет вибрация на гортани, звон в ушах). Дифференцируя звуки «О» - «У», можно использовать зеркало, в котором ребенок увидит свою артикуляцию, четко произнеся звук. Также используются символы звуков: «О» обозначается овалом, «У» - маленьким кружком.

Следующим видом дисграфии является аграмматическая дисграфия, в основе которой лежат морфологические и синтаксические аграмматизмы. Если не исправлять неправильно сказанные ребенком слова, подобные нарушения укрепятся в его речи (В парке растет много деревов. В комнате стоит маленький стольчик.).

Направления работы воспитателя по профилактики дисграфии включает в себя: контроль за речью детей; развитие мелкой моторики; включенность в непосредственно-образовательную деятельность игр и упражнений согласно тематическому планированию; индивидуальная работа с детьми.

В результате целенаправленных действий учителя-логопеда и воспитателей  у детей: повышается обучаемость, улучшается внимание и восприятие;   появляется интерес к процессу письма, понижается эмоциональное напряжение и тревожность.

Особое внимание нам хотелось бы обратить на то, что в группах нашего детского сада была создана предметная развивающая среда, формирующая у детей интерес к буквам, к процессу их написания. В частности, мы оформили для детей книжные выставки «Детям - о детях», «В гостях у сказки».

Таким образом, чтобы в дальнейшем избежать специфических ошибок на письме, необходимо еще в дошкольном возрасте принять необходимые меры:

- четко произносить звуки и слова, чтобы ребенок мог слышать правильную речь;

- исправить неправильное звукопроизношение;

- исправлять неправильно произносимые ребенком слова;

- проводить работу по развитию фонематической стороны речи (деление предложений на слова, звуко-слоговой анализ и синтез слов, работа с буквами).    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.

Шестакова М.А., воспитатель МАДОУ №16 г. Армавир

Папина М.В., учитель-логопед МАДОУ №16 г. Армавир

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" — "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно. Актуальность профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста обусловлена высокой распространенностью этих нарушений у младших школьников.

Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка. Письменной речью дети овладевают к моменту поступления в школу или непосредственно в первом классе. Для того чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основой письменной речи.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется намного глубже. При этом почерк таких детей иногда бывает неразборчивым или неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то он может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого такой ребенок  не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового, зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию.

Многие игры и упражнения, используемые педагогами в ходе совместной деятельности и индивидуальной работы с детьми в ДОУ, направлены на профилактику дисграфии

В зависимости от того, какое нарушение лежит в основе дисграфии, выделяют следующие ее виды:

1. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.

2. Аграмматическая дисграфия.

3. Оптическая дисграфия.

4. Акустическая дисграфия.

5. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения:

  • на развитие внимательности и памяти;
  • на развитие мыслительных процессов;
  • на развитие пространственного восприятия;
  • на развитие зрительной и слуховой дифференциации;
  • и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.

Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк.

Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока проявляется в следующих нарушениях: несоблюдение границ предложений; пропуски;  перестановки; искажение слоговой структуры слов; уподобление слогов; слитное написание слов; разрывы слов.

Профилактика данного вида дисграфии включает в себя ряд заданий: задания для работы над предложением; над слоговым анализом и синтезом слов и задания для работы над фонематическим анализом и синтезом.

Важно сразу разграничить понятия «буква» и «звук», объяснив детям, что буквы мы пишем и видим, звуки слышим и произносим.

Говоря о буквах, можно перейти к следующему виду дисграфии – оптической, в основе которой лежит неразличение букв, сходных по оптическим признакам. Для этого вида дисграфии характерно зеркальное написание букв.

Чтобы избежать ошибок в дальнейшем, при изучении букв следует обращать внимание на то, из каких элементов состоит буква, в какую сторону «смотрит». Для лучшего усвоения материала можно предложить детям занимательные игры с буквами («На что похожа буква», «Спутанные буквы», «Заштрихованные буквы» и т.д.).

У детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения звукопроизношения, выраженные в заменах или в отсутствии некоторых звуков, что может привести к артикуляторно-акутической дисграфии.

Исходя из того, что принцип русской словесности построен на проговаривании записываемых слов, можно сделать следующий вывод: ребенок запишет слово так, как произнесет, поэтому крайне важно исправить неправильное звукопроизношение до школы на занятиях с логопедом.

Ребенок может правильно произносить все звуки, но не различать на слух акустически близкие (шипящие – свистящие, р – л, звонкие – глухие, твердые – мягкие), аффрикаты и их составляющие гласные по степени лабиализации (О – У, Ё – Ю, Е – И) и даже далекие по акустическим признакам звуки (Л – Н). Такие нарушения приводят к акустической дисграфии.

Важно четко произносить неразличаемые звуки, прибегая к помощи зрительного и тактильного анализаторов. Объясняя твердость и мягкость звуков, в качестве наглядности можно использовать мягкую зеленую губку и твердый синий карандаш. Для определения звонкости и глухости звуков дети могут приложить тыльную сторону ладони к горлу или закрыть уши руками и послушать, как произносится звук (при звонкости будет вибрация на гортани, звон в ушах). Дифференцируя звуки «О» - «У», можно использовать зеркало, в котором ребенок увидит свою артикуляцию, четко произнеся звук. Также используются символы звуков: «О» обозначается овалом, «У» - маленьким кружком.

Следующим видом дисграфии является аграмматическая дисграфия, в основе которой лежат морфологические и синтаксические аграмматизмы. Если не исправлять неправильно сказанные ребенком слова, подобные нарушения укрепятся в его речи (В парке растет много деревов. В комнате стоит маленький стольчик.).

Направления работы воспитателя по профилактики дисграфии включает в себя: контроль за речью детей; развитие мелкой моторики; включенность в непосредственно-образовательную деятельность игр и упражнений согласно тематическому планированию; индивидуальная работа с детьми.

В результате целенаправленных действий учителя-логопеда и воспитателей  у детей: повышается обучаемость, улучшается внимание и восприятие;   появляется интерес к процессу письма, понижается эмоциональное напряжение и тревожность.

Особое внимание нам хотелось бы обратить на то, что в группах нашего детского сада была создана предметная развивающая среда, формирующая у детей интерес к буквам, к процессу их написания. В частности, мы оформили для детей книжные выставки «Детям - о детях», «В гостях у сказки».

Таким образом, чтобы в дальнейшем избежать специфических ошибок на письме, необходимо еще в дошкольном возрасте принять необходимые меры:

- четко произносить звуки и слова, чтобы ребенок мог слышать правильную речь;

- исправить неправильное звукопроизношение;

- исправлять неправильно произносимые ребенком слова;

- проводить работу по развитию фонематической стороны речи (деление предложений на слова, звуко-слоговой анализ и синтез слов, работа с буквами).    

Литература:

1. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2005. – 127 с.

2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – С. 3-88.

3. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.

4. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Сфера, 2003. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте

Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте...

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.

Просмотрев презентацию Вы можете узнать: •Определение дисграфии;•Виды дисграфии;•Игры и упражнения для профилактики дисграфии в дошкольном возрасте–Оптическая дисграфия–Дисграфия на почве нарушен...

Презентация "Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте"

Рекомендации воспитателю по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте...

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте

Поскольку одной из целей дошкольного образования является формирование предпосылок учебной деятельности, а дети с ОНР находятся в группе риска по возникновению школьных трудностей, а в частности наруш...

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Большинство детей, поступающих в первый класс, функционально готовы к выполнению школьных требований и без труда справляются с новым видом деятельности...

Брошюра "Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте"

Дисграфия-явление характерное для детей школьного возраста. У дошкольников нарушение закреплено только на физиологическом уровне. Для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста в своей практи...

Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте

В данной работе описаны основные моменты, на которые необходимо обратить внимание родителям дошкольников по профилактике нарушений письменной речи....