Звукопроизношение
консультация по логопедии
1. Виды и формы нарушений звукопроизношения.
2. Требования.
3. Последовательность
4. Роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_formy_narushcheniya_zvukoproiznosheniya.docx | 16.43 КБ |
2_trebovaniya.docx | 16.81 КБ |
3_posledovatelnost.docx | 13.59 КБ |
4_rol.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды и формы нарушений звукопроизношения:
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются звуки простые по способу артикуляции м, н, т, п.
Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: сонорных (р, л), свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, щ, ч). Мягкие пары этих согласных (сь, зь, рь, ль) чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твёрдые варианты.
Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах.
Название | Характеристика | Примеры |
Отсутствие звука | В речи может выражаться в его выпадении в начале слова, в середине слова и в конце слова. | Например: Вместо рыба ребенок говорит «ыба», пароход- паохот. Шар-ша. |
Искажение звука. | 1-Выражается в том, что вместо правильного произноситься звук, которого нет в фонетической системе русского языка. 2- когда при произношении звука вибрирует тонкий край мягкого нёба или маленький язычок (увуля) вместо кончика языка; 3- когда при произнесении звука кончик языка вываливается между резцами; когда при произнесении звука провисает край языка и звук приобретает хлюпающий оттенок; двугубный л, когда звук произноситься с помощью губ и похож на звучание английского звука w и | 1-Например: велярный и увулярный р (картавость). 2- межзубные с, з, ц, ш, ж, щ, ч. 3- боковое произнесение звуков с, з, ц, ш, ж, щ, ч, |
Замены звука |
|
|
Смешение звука | Характеризуется тем, что ребенок умея правильно произносить звук в слогах, словах, в речевом потоке смешивает с другими артикуляторно или близкими звуками. | Чаши-часы, Нулжа-лужа. Небель-мебель. Том-дом. |
Предварительный просмотр:
Общие требования к работе по исправлению недостатков звукопроизношения:
При формировании правильного звукопроизношения у детей независимо от причин и характера дислалии должен соблюдаться ряд общих требований.
Так, при устранении недостатков в произношении того или иного звука необходимо придерживаться строгой последовательности этапов логопедической работы:
1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Постановка звука.
4. Автоматизация звука.
5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.
Если ребенок четко воспринимает формируемую фонему на слух, можно исключить первый этап работы.
Иногда оказывается, что ребенок без предварительной артикуляционной гимнастики воспроизводит все необходимые для данного звука дифференцированные движения языка, губ.
В этом случае можно исключить второй этап работы. Однако необходимо подчеркнуть, что последовательность всех остальных этапов должна строго соблюдаться.
При постановке звуков следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный и двигательный), облегчающую воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней.
По мере автоматизации навыков правильного произношения звука необходимость в зрительном контроле отпадает.
Дальнейшая работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.
С самого начала работы над звуком необходимо развивать у ребенка слуховой самоконтроль.
Для этой цели логопед привлекает внимание ребенка к неправильному произношению звука и предлагает сравнить его с правильным. Целесообразно, чтобы сам логопед имитировал искаженное произношение, чередуя его с нормальным, а ребенок сравнивал оба варианта и воспроизводил нужный. Следует постоянно напоминать детям о необходимости вслушиваться в то, как они произносят. На первых порах полезно уртированное произнесение ребенком звука. Так ему будет легче приобрести навыки слухового самоконтроля.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
2) автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
3) автоматизация звука в предложениях;
4) автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
5) автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
6) автоматизация звука в разговорной речи.
Лексический материал, подбираемый логопедом для автоматизации звуков (равно как и для дифференциации), должен отвечать специальным фонетическим требованиям. Прежде всего в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, т. е. тех, которыми он еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение.
Кроме того, необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала.
Логопед должен стремиться также к тому, чтобы в процессе работы над автоматизацией любого звука смысловой речевой материал над автоматизацией любого звука смысловой речевой материал преобладал над чисто слоговыми упражнениями.
Необходимым условием быстрейшей автоматизации звука является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. От неторопливого, утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить в более быстрому проговариванию слов, затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок. Только в таком случае осуществляется быстрое и прочное закрепление правильного произношения поставленного звука.
Следующее требование состоит в том, что нельзя одновременно работать над так называемыми "трудными" звуками, т. е. теми, произнесение которых вызывает у ребенка наибольшую затрату энергии. Так, например, одновременная работа над звуками р и ш, требующими большого напряжения дыхательных органов, может привести к быстрому утомлению вплоть до головокружения.
Если у ребенка нарушено произношение парных согласных звуков, то в первую очередь работают над глухими звуками, например над ш, затем усложняют артикуляцию, прибавляя к ней голос, и получают звук ж.
Определяя порядок работы над дефектным произношением ребенка, логопед должен обязательно учитывать и индивидуальные особенности логопата, в первую очередь податливость тех или иных дефектов к устранению. Поэтому в процессе обследования ребенка он должен точно установить, какие звуки легче поддаются исправлению, и при составлении плана работы включить их в первую очередь.
Занятия по формированию правильного произношения у детей должны отличаться строгой систематичностью. Их следует проводить не реже трех раз в неделю. Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях. Для этой цели объединяют детей, у которых в данное время исправляют один и тот же звук. Обычно таким образом составляются группы из трех-четырех человек. Состав групп подвижен и меняется с каждым новым звуком.
Продолжительность индивидуальных и групповых занятий не должна превышать 15 мин, поскольку дети дошкольного возраста не выдерживают большей активной речевой нагрузки и у них наступает переутомление.
С первых занятий по автоматизации звука и до полного завершения работы над каждой фонемой необходимо широко использовать для проговаривания наглядный материал: отдельные картинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Он помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, концентрировать их внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, способствует достижению наибольшего эффекта.
Предварительный просмотр:
Этапы коррекционной работы по фоормированию звукопроизношения.
Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников с особыми образовательными потребностями являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются преимущественно в дефектах звукопроизношения и искажениях звукослоговой структуры слова. Нарушения фонетической стороны речи у таких детей обусловлены целым комплексом факторов: несформированностью речеслухового восприятия, недостаточностью речевой моторики, несовершенством моторного программиро- вания речевого акта, особенностями аналитико-синтетической деятельности этих детей. Особенности коррекции нарушений звукопроизношения у детей с особыми образовательными потребностями проявляются в следующем:
1) формирование правильного звукопроизношения осуществляется на фоне развития и совершенствования звукослоговой структуры слова;
2) коррекция нарушений звукопроизношения проводится на основе развития речеслухового восприятия и артикуляторной моторики. При этом развитие артикуляторной моторики обеспечивается формированием как кинетической, так и кинестетической основы артикуляторных движений;
3) учитывая тесную связь в развитии звуковой стороны речи и фонематических процессов, коррекция нарушений звукопроизношения проводится одновременно с формированием фонематических процессов (фонематического восприятия и фонематического анализа);
4) коррекция нарушений звуковой стороны речи осуществляется в тесной связи с развитием лексики и грамматического строя речи;
5) у детей с особыми образовательными потребностями имеет место не только искажение звукопроизношения, но и задержка формирования звуковой стороны речи. В связи с этим, большое внимание уделяется активизации процесса формирования звукопроизношения, уточнению произносительного и слухового образа нормально произносимых звуков, что способствует совершенствованию артикуляторной моторики, речеслухового восприятия и спонтанному появлению звуков речи;
6) при определении последовательности работы над звуками, звукослоговой структурой слова необходимо учитывать минимальное усложнение заданий и речевого материала, постепенное введение трудностей с учетом зоны ближайшего развития этих детей. Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников с особыми образовательными потребностями можно выделить следующие стадии коррекционной работы:
I стадия (предварительная) имеет целью подготовить слуховую, моторную и зрительную систему к последующей работе над звуками.
II стадия — уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.
III стадия — коррекция нарушенных звуков речи. Рассмотрим содержание коррекционной работы на каждой из выделенных стадий.
I (предварительная) стадия. На предварительной стадии коррекционная работа проводится по следующим направлениям:
1) развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти;
2) развитие ручной и речевой моторики;
3) развитие зрительно-пространственных функций;
4) формирование временных представлений
; 5) развитие ритма;
6) формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.
Указанные направления коррекционной работы проводятся и на других стадиях, но на более сложных заданиях, в структуре других задач и содержания коррекционного обучения.
II стадия коррекции нарушений звукопроизношения. Основным содержанием этой стадии является уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.
На этой стадии логопедическая работа проводится в следующих направлениях:
1) развитие артикуляторной моторики;
2) развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза;
3) уточнение артикуляторного и акустического образа правильно произносимых звуков
. III стадия — коррекция нарушенных звуков речи В соответствии с традиционной методикой коррекции нарушений звукопроизношения на этой стадии ставятся задачи постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
Этап постановки звука: Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании.
На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.
Этап постановки звука у детей с особыми образовательными потребностями вызывает большие трудности, чем у детей с нормальным психическим развитием, что обусловлено недоразвитием слуховой дифференциации звуков речи, нарушением речевой моторики, снижением аналитико-синтетической деятельности.
В связи с психологическими особенностями детей с особыми образовательными процессами, на этапе постановки звука используется восприятие различной модальности: зрительное восприятие артикуляции, ис- пользование кинестетических, тактильных, тактильно-вибрационных ощущений, уточнение слухового образа звука, связь акустического образа звука с неречевыми звуками и др.
На данном этапе логопедическая работа проводится по следующим направлениям:
1) развитие восприятия речи, уточнение акустического и произносительного образа звука;
2) формирование фонематического анализа и синтеза;
3) развитие артикуляторной моторики;
4) работа по непосредственной постановке звука.
Этап автоматизации звук :Автоматизировать звук – это значить ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.
Этап дифференциации звука: Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:
развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя по закреплению речевых навыков у детей.
В специальных условиях коррекционной группы.
Коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи .
- обследование познавательной, изобразительной и других видов деятельности детей и установление их соответствия данной возрастной группе;
- проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми по программе и по заданию логопеда в вечернее время;
- создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
- систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;
- объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие неречевых процессов, игровой деятельности.
Ответственна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Так, например, при проведении занятий по развитию математических представлений в массовой группе воспитателю не рекомендуется называть предметы при их пересчете («одна елочка», «две елочки», «три елочки» и т.д.). И соответственно требовать этого от детей. Называется только итоговое число («Одна, две, три. Всего три елочки»).
Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми необходимо учитывать:
- структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;
- информацию о здоровье ребенка
- микросоциальные условия в семье;
- возраст ребенка, в котором он поступил в специальный детский сад;
- предполагаемую длительность пребывания ребенка в ДОУ компенсирующего вида и др
.Основные направления коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Ориентируясь на современную концепцию (С.Г. Шевченко, 1998.), в структуру коррекционно-педагогического процесса в специальном детском саду входят следующие блоки:
I - диагностический,
II - физкультурно-оздоровительный,
III - воспитательно-образовательный,
IV - коррекционно-развивающий,
V - социально-педагогический.
В условиях массовой группы в режиме инклюзивного образования логопатов.
Интеграция | Инклюзия |
Внимание направлено на проблемы «особых» детей | Внимание направлено на всех детей детского сада, школы |
Изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям | Изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей |
Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями | Преимущества получают все дети |
Организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги | Образовательный процесс, строится с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов |
Образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и терапии для детей с ОВЗ | Качественное обучение и воспитание всех детей |
Ассимиляция детей с ОВЗ под условия социальной системы | Трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы . |
Основными видами работы учителя-логопеда с детьми является:
-выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков;
-развитие выразительности речи (модуляции голоса);
-формирование активного словаря;
-обучение диалогу;
-формирование звуко-слоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога;
-формирование глагольного словаря;
-пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить ‒ потрогать, увидеть, услышать;
-формирование грамматического строя речи;
-развитие умения правильно отвечать на вопросы;
-развитие умения согласовывать слова в словосочетаниях;
-восприятие содержания маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и ответы на простейшие вопросы по сюжету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие грамматического строя речи и звукопроизношения детей.
Развитие грамматического строя речи и звукопроизношения дошкольников значимая проблема, требующая высокого уровня профессионализма, особенных средств обучения, но она может быть решена если спроектиро...
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Для того чтобы помочь детям справиться с ...
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви...
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на...
"Нарушения звукопроизношения у детей - дизартриков. Пути их преодоления"
Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. При тяжелых нарушениях ...
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗУВУКОПРОИЗНОШЕНИЯТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В ПРЯМЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ»ЦЕЛЬ: закрепление произношения звука «Л» в прямых слогах и слов...
Основные виды нарушений звукопроизношения и причины их появления у детей. Значение исправления недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте.
Материал о видах нарушений звукопроизношения и причинах их появлений....