стихи с логопедическими упражнениями
картотека по логопедии (средняя группа)

Королева Валентина Владимировна

материал можно использовать для детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_s_logopedicheskimi_uprazhneniyami.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Стихи с логопедическими упражнениями

Логопедические упражнения - дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть - другое дело.

Мы учили эти стихотворения сами и вспоминали о них несколько раз в течение дня: увидим кошку - покажем, как она умывается, балуемся - изображаем вместе пугливую рыбу, одеваемся на прогулку - поговорим о качелях во дворе.

Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой - двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом "логопедические", можно даже не рассказывать.

К сожалению, выполнение этих упражнений не заменит полноценные занятия с логопедом, зато поможет подготовить к ним и существенно сократить их количество.

* * *

Налью в чашечку котенку (1)

Молочко, молочко.

Он начнет лакать в сторонке (2)

Молочко язычком.

Служит ложечкой котенку (1)

Язычок, язычок.

И дрожит хвостик тонкий,

И вздыхает бочок.

А когда закончит ужин

Наш усатый чудак,

Зная, что быть чистым нужно,

Умывается так:

Он оближет свои губки, (3)

А потом - еще раз,

Чисто вымоет шубку (4)

Язычком, а подчас

Лапой мордочку моет -

Как мочалкой скоблит.

"Мурр!" - мне скажет с любовью:

"Все, спасибо: я сыт! "

(1) - "Чашечка": рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

(2) - "Котенок": имитируем движения язычка котенка - "захватываем язычком молочко и отправляем его в рот".

(3): облизываем по кругу губы.

(4): имитируем вылизывание котенком шерстки.



Реклама

* * *

Наварила Катя кашки:

Подставляйте, куклы, чашки!

Чашка - Саше, чашка - Маше, (1)

Эта чашечка - Наташе

И пол-чашки - Валеньке,

Кукле самой маленькой.

Эта - зайке, эта - мишке,

Буратино-шалунишке.

Буратино, сядь, как взрослый! (2)

Кушай ложкой, а не носом!

Кто все быстро сможет скушать,

Тот пирог получит с грушей.

Ну-ка, быстро взяли ложки! (3)

Быстро съели все до крошки!

(1) - "Чашечка".

(2) - "Ложечка": язычок становится более узким и длинным.

(3): широко открываем и закрываем рот).

* * *

Еле маленький грибок

Через мох пробиться смог.

Целый день он подрастал,

К вечеру огромным стал.

Нас увидев, удивился,

И, подумав, поклонился:

Шляпку снял и выгнул спинку:

- Не возьмете ли в корзинку?!

Упражнение "Грибок": язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

* * *

А теперь - смотри, смотри -

Мы с тобой - богатыри:

Рухнул старый-старый дом -

Мы поднимем крышу в нем.

Упражнение "Грибок".

* * *

Ветер в трубочку свернул

Листик, в дудочку подул:

Песенка - дыханье ветра -

Зазвенела... где-то, где-то,

Там, за синими лесами

Обернулась парусами.

Морской ветер - старший брат -

Этой песенке так рад! -

Щеки надувает,

Парус наполняет:

Облака-кораблики -

Белые журавлики -

Снова за леса плывут -

С моря дождики везут.

Упражнение: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

* * *

- Эй, зайчонок, серый зайка,

Мне сыграй на балалайке!

Подыграй, а я спою

Песню лучшую мою!

Зайка серый разыгрался,

Зайка очень постарался,

Балалаечка звенела,

Белка рыженькая пела.

- Ты устал? Ну, отдохни

И опять играть начни.

Молодчина, зайка!

Вот так балалайка!



Упражнение "Балалайка": напряженную верхнюю губу раздражаем языком.

* * *

- Кто в лесу стучит, стучит?

- Дятел дерево долбит:

- Д-д-д-д-д-д-ды,

Нелегки мои труды:

Я не просто так стучу -

Это дерево лечу:

Под корой - жучков ходы,

Д-д-д-д-д-д-ды.

Упражнение "Дятел": "выбиваем" звук "Д" кончиком язычка на верхних альвеолах.

* * *

Гусь поспорил с индюком:

"Птичник, чей же это дом?"

Гусь шипит: "Да ты малыш!

Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!"

А индюк: "Бл-бл-бл-бла!

У тебя нет ни кола!

Всем понятно: птичник - мой!

Я иду к себе домой!"

Воробьи взлетают с крыш,

Испугавшись: "Ш-ш-ш!"

И бегут на край села

Уточки от "Бл-бл-бла!"...

Ты пугать умеешь, друг,

И как гусь, и как индюк?

Нас немного посмеши:

Двух задир нам покажи!

Упражнение "Гусь": шипим - дуем на язык, подняв его к небу.

Упражнение "Индюк": широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося: "Бл-бл-бл".

* * *

Львенок учится рычать,

Очень хочет "Рррр!" сказать.

Мордочку свою задрав,

Хочет - "Рррр!", выходит: "Мяв!"

Как он стать львом грозным сможет?

Мы с тобой ему поможем!

Трактор - синий богатырь -

Как мотор заводит? - Тррр!

Молния сверкает! Гром!

Мы его не пустим в дом -

Крыша прочная! Нет дыр!

Пусть себе ворчит: - Гррр! Грррр!

Берег речки. Гладь воды.

Слышно катер: "Ды-ды-ды".

Вот подходит пассажир -

Катерок взревет: "Дрррр! Дрррр!"

Львенок маленький старался,

Львенок долго упражнялся.

Он, как папа, на весь мир

Скажет громко, звонко: "Ррррр!"

Учимся "рычать": тренируемся произносить "Р".

* * *

Как-то раз решил свой домик

Привести в порядок гномик:

Краску, кисточку нашел -

Потолок белить пошел.

Кисточка: назад - вперед, - (1)

Еще краску гном берет,

Красит вновь: вперед - назад.

Как красиво! Гномик рад.

Он теперь сушеной тиной (2) (на верхних зубах)

Выметает паутину

И в углу, и на комоде:

- Пауки пусть в сад уходят!

Сверху - все. Спускаюсь вниз.

Ну, грязюка, берегись!

Гномик, стоя на коленках, (2) (на нижних зубах)

- Влево-вправо! - моет стенку:

- Вправо-влево! - вновь и снова.

Дом сияет, словно новый!

Положил половичок (3)

На забор наш старичок:

- Пыль стряхну с него раз пять -

На пол постелю опять.

Вымыт пол. Приятно в доме.

И решил усталый гномик:

- Заслужил я угощенье -

Чай малиновый. С вареньем!

(1): широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба.

(2): языком чистим зубы изнутри влево-вправо.

(3): широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок - снова расстелить на губе широкий ("стряхиваем пыль").

* * *

Во дворе стоят качели.

Вы качались? В самом деле?

Ну-ка, заинька, садись:

Вверх-вниз, вверх-вниз!

Вот лисичка:

- Стойте! Дайте!

Меня тоже покачайте!

Что ж, исполним твой каприз:

Вверх-вниз, вверх-вниз!

Ох, качели косолапый

Останавливает лапой:

- Я качаюсь! Берегись!

Вверх-вниз, вверх-вниз!

Упражнение "Качели": язык движется вверх-вниз.

* * *

Едет к бабушке Егорка: (1)

Забирается на горку, (2)

После горки - вновь низина. (3)

Речка... Мостик выгнул спину. (2)

Дальше ровная дорожка. (3)

Брызнул дождь - чуть-чуть, немножко.

В небе радуга проснулась,

Над дорожкой изогнулась. (2)

(1): улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам.

(2): выгнуть "спинку" языка.

(3): опустить язычок.

* * *

Серый волк под старой елкой

Два часа зубами щелкал.

Широко рот открывал,

Но зайчишку не поймал.

Упражнение "Крокодил": широко открываем и закрываем рот.

* * *

Слоненок и зебра

В зоопарке жарко-жарко.

Как слоненку зебру жалко! -

Солнце жарит целый день,

Бесполезна даже тень.

Бедной зебре очень плохо!

Только слон не будет охать:

В пруд свой хобот опускает - (1)

Воду до-о-олго набирает.

Хобот - вверх: теперь дуть надо. (2)

- Дождь! - ах, как же зебра рада!

(1): имитировать всасывание воды через тонкую трубочку.

(2): вытянуть губы вперед трубочкой и дуть.

* * *

У медведя нет корзины - (1)

Собирает в рот малину. (2)

(1): рот широко открыть и закрыть.

(2): плотно сжать губы.

* * *

Рыбка

Не наживка - без крючка

Рыбке дали червячка.

Рыбка радуется: "О-о-о!

Я, пожалуй, съем его!"

Упражнение "Рыбка": округляем губы, делаем захватывающее движение губами.

* * *

Слоненок

Посмотрите на слоненка:

Хобот длинный у ребенка!

- А я так умею тоже! -

Маме говорит Сережа.

Губы трубочкой свернул

И вперед как потянул!

- Посмотрите, как хорош! -

Я на слоника похож!

Упражнение "Хоботок": сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.

* * *

Бурундук

Бурундук, нас встретив, в спешке

Прячет за щекой орешки -

Щечка стала, словно мяч!

- Покажи, что там, не прячь!

Злится бурундук в ответ:

- Ничего за щечкой нет -

Видишь, тонкая какая.

- Видим - круглая другая.

Ты в секрете не держи -

Что за щечкой? Покажи!

- И за этой пусто тоже! -

Бурундук всерьез встревожен,

Он орешки взад-вперед

Перекатывает: - Вот!

Здесь их нет, и здесь их нет!

Мы достали свой обед:

- Не тревожься и не злись!

На морковку - угостись!

Мы пойдем - нас ждет медвежка...

- Эй, ребята! Там - орешки.

Упражнение "Перекатываем орешки": язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.

* * *

Пони

Сбоку - дорожка, а в центре - лужок.

Маленький пони, мой добрый дружок,

Снова и снова катает ребят:

Слышишь, копыта стучат и стучат.

Раз поиграть он со мною не может,

Стану как будто лошадкою тоже:

Словно копыта, звучит язычок:

- Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!

Упражнение "Лошадка": улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.

* * *

Леденец от щечки к щечке

Перекатывает дочка.

Не спешит, не разгрызает:

Пусть подольше он не тает!

Упражнение "Перекатываем орешки".

* * *

Мы с тобой когда проснемся,

Сразу солнцу улыбнемся!

Упражнение "Улыбка": удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.

* * *

На даче

Мы посадим лук и репку

И забор поставим крепкий. (1)

В нем калитку сделать надо - (2)

Мы гостям хорошим рады!

(1) - "Заборчик": губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны 2 ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе; 2) "воротца": то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке)

* * *

Круглый бублик получаю

Я всегда на завтрак к чаю.

Упражнение "Бублик": зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.

* * *

Вот - забор, а в нем - дыра,

Я за ней смотрел вчера:

В детский сад детей ведут -

Все через дыру идут:

Вот влезают за забор

Тетя Света и Егор,

Дядя Федя и двойняшки,

Вот - Борис с сестрой Наташкой,

Тащит Димку баба Галя,

Пыхтит повар тетя Валя.

Тете Вале нелегко:

На тележке - молоко.

Пролезают: "Ох!" да "Ах!"...

А калитка - в двух шагах!

Чередование упражнений "Бублик" и "Заборчик".

* * *

Кролик - беленький пушок,

Поиграй со мной, дружок!

Упражнение "Кролик": зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

* * *

А теперь на две минутки

Станем мы с тобой как утки:

Губы вытянем вперед -

Станет плоским клювом рот.

(Упражнение "Уточка": вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

* * *

Дам лошадке я картошку:

- На, полакомись немножко!

- Фрр! - лошадка недовольна.

- Лучше хлеб дай черный с солью!

Упражнение "Недовольная лошадка": поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади.

* * *

Шар воздушный ярко-красный

На столе лежит напрасно.

Я его надую лучше:

Станет он большой, летучий!

Упражнение "Воздушный шар": надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки.

* * *

Чтобы зубки стали чище,

Каждый день их щеткой чищу.

Упражнение "Чистим зубы": рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами.

* * *

Дети свинку угощают,

Свинкин носик выбирает:

Держит высоко Андрюша

Сладкую большую грушу.

Справа - рыженький Антошка

Предлагает ей картошку.

Может, у Катюшки шустрой -

Там, внизу, - забрать капусту?

Слева - с яблоками Лада.

Хрюшке что-то делать надо:

Ищет пятачок опять:

"Это выбрать? Это взять?"

Упражнение "Пятачок": вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

* * *

Что-то рыбку испугает -

Рыбка щеки надувает: (1)

Мол, меня не трогай лучше! -

Я большая! И в колючках!

Как опасность миновала, (2)

Рыбка вновь худышкой стала.

(1): надуть щеки.

(2): втянуть щеки.

* * *

Мышка выглянет из норки -

Очень хочет сыра корку! -

Тут же прячется опять:

Рядом кошка - страшно взять!

Упражнение "Прятки": быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот.

* * *

У меня сегодня - чудо-настроенье:

Бабушка сварила вкусное варенье. (1)

Я раз сто, наверное, губки оближу, (2)

А потом "спасибо" бабушке скажу.

(1) - "Вкусное варенье": облизать верхнюю губу справа налево, затем - слева направо.

(2): облизывать губы по кругу.

* * *

Улыбнись скорей, дружок!

А теперь, ребенок,

Покажи мне хоботок,

Словно ты - слоненок!

Чередуем упражнения "Улыбка" и "Хоботок".

* * *

Пыльный и большой ковер

Положили на забор,

Выбиваем: "Та-та-та!"

Будет в доме чистота!

Упражнение: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: "Та-та-та".

* * *

Как часы, заладим в такт:

- Тик-так! Тик-так!

Разговариваем так:

- Тик-так! Тик-так!

Мы не просто так болтаем,

А секундочки считаем,

Отставать нельзя никак:

- Тик-так! Тик-так!

Упражнение "Часики": приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.

* * *

Если губки я кусаю,

Значит, я переживаю.

Если губки я чешу,

Значит, сладкого прошу.

Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем - нижнюю губу.

* * *

Открываем сумочку -

В сумке видим трубочку.

Чередуем упражнения "Улыбка" и "Хоботок".

* * *

Рыбка рыбке говорила:

- Я сегодня борщ сварила

Из ракушек и из ила,

Очень-очень вкусно было!

Рыбка рыбке отвечала:

- Ты, кума, не то сказала:

Это был не борщ, а щи -

Для борща траву ищи!

Упражнение "Рыбки разговаривают": хлопаем губами друг о друга.

Стихи для развития речи

«Р»

* * *

- Кар - кра - кра! Все вглубь двора!

Драка началась с утра!

Два задиры-петуха

Перья рвут и мнут бока:

- А я лучше всех украшен!

- Я как радуга раскрашен!

Драка из-за красоты...

В клочья крылья и хвосты!...

И в хвостах остались - кра! -

Только пух и два пера!

Логопедические стихи

* * *

Розовый грустит щенок:

"Я бы быстро бегать смог,

Кошек прогонять, рычать...

Как мне настоящим стать?"

* * *

Сразу сорок семь сорок

Прилетели на урок:

Тараторили, галдели...

Что понять они сумели?

* * *

Слышишь, ручеек журчит?

Он торопится, спешит

К речке быстрой, говорливой,

Где живут рачки и рыбы.

* * *

Дождь: "Трам-трам," - стучал по крышам.

Дробь дождя Егор услышал -

Старый барабан достал,

Тоже барабанить стал.

* * *

- Расскажи, сестра Маринка,

Что стрекочет у тропинки?

Кто заводит разговорчик?

Может, затрещал моторчик?

Может, трактор у букашек -

Они в травах поле пашут?

Может, стража у находки -

Страшный жук шумит трещоткой?

Может...

- Милый человечек,

Так скрипит крылом кузнечик...

Логопедические стихи

* * *

Посмотри, посмотри:

Ярче утренней зари,

Ярче солнца ясного

Птичек грудки красные!

На рябину сели гости -

Словно ягод ярких грозди

Загорелись там и тут...

- Как, красавцы, вас зовут?

- Мы - любимцы Дед Мороза,

Снег нам - радость, не угроза.

Холод, бодрость подари! -

Любят зиму снегири.

* * *

Застучали топоры:

- Мы остры и мы быстры:

Рядом с этим крошкой - домом

Завтра вырастут хоромы.

* * *

Спорил с полем старый бор:

"Разве гордость - ширь, простор?

Грибов море, ягод горсти -

Торопитесь, люди, в гости!"

Проворчало горько поле:

"Говор трав утихнет вскоре.

Снег запорошит просторы -

У зимы свои узоры.

Вот ручьев проснется хор -

Мы весной продолжим спор."

Логопедические стихи

«Р/Л»

* * *

В январе смолил лис лыжи,

Куртку сшил, беретик рыжий,

И с утра - стрелой на горку,

Где растет осинник горький...

Куропатки вверх взлетают!

Хвост среди стволов мелькает!

- Караул! Беда! Кошмар!

В роще жар! Костер! Пожар!

-Ты, сорока, балаболка!

Не кричи, кума, без толку:

Присмотрись: кататься вышел

Рыжий лис на красных лыжах.

* * *

Яркой радостной весною

Зайка дом в лесу построил:

Рядом - ёлка, ее лапы

Будут всех волков царапать!

Луг, цветы перед крылечком,

Близко-близко плещет речка...

В доме стулья, стол, окошки,

Шторы; есть запас: немножко

Огурцов, клубники вкусной,

Рис, морковка, лист капустный...

Рано утром, на рассвете,

Новости приносит ветер -

Зайка новый день встречает

С солнца первыми лучами! -

Сварит морс, нажарит пышек -

В гости ждет друзей - зайчишек.

* * *

Горе Мишке! Вот так дело -

Горло страшно заболело:

Мишка в речке в октябре

Искупался на заре,

Весь продрог и слег до срока...

"Караул!" - кричит сорока, -

"Доктора! Сюда! Скорей!"

Пришел старый Еремей:

"В речку, внук, нырнул? Проворно!

Порычи... Открой рот... Горло

Быстро деду покажи,

Громко-громко "A-а-а!" - скажи...

Так и есть.. Вот приключенье!

М-да... Лекарство? Вот леченье:

Сорви красную калину,

Кушай горькую рябину,

Лапы грей да в непогоду

Спи в берлоге..." "Ррр! А меду?

Ты врач, дедушка, суровый...

Чтоб медведю быть здоровым,

Чтоб прибавилось силенок,

Надо меду съесть бочонок!

Наш таков медвежий нрав!

Дедушка, родной, я прав?!"

* * *

Грозный рык и красный зев:

Страшно гневается лев.

Ах, у льва такая пасть,

Что нетрудно в ней пропасть...

А какая голова!..

Полны силы мышцы льва!

Лишь слоны и носороги

Не уйдут с его дороги.

У него такие лапы...

Подрасту - буду как папа!

«Л»

* * *

Ласточка мошек ловила, искала,

Ласково возле гнезда щебетала.

Надо немало поймать мелких мошек:

Клювы раскрыли пять ласточек-крошек.

* * *

Киска белая так ласкова:

В темноте мерцает глазками,

Лапкой локотка касается...

Слышишь? - Песня начинается...

* * *

Заквохтала клуша Клавка:

- Надоело жить под лавкой!

Лапой клад в золе отрою -

Классный дом себе построю.

* * *

Любит лопать Вовка сладкое:

И лукум, и шоколадки,

Липких петушков на палочке,

Мармелад в стеклянной баночке,

И халву с вареньем яблочным,

И рулет с клубникой праздничный,

Рад колбаске свежей сливочной,

Пирогу с начинкой сливовой,

И пломбиру, и пирожным...

Милый, за тебя тревожно!

Ты, Володенька, стал лакомкой,

В сладких кляксах весь, заляпанный.

Столько сладостей есть глупо:

Заболят живот и зубы!

«С»

* * *

Здесь, в лесу, нам каждый друг:

Гости в дверь с утра: "Тук-тук!"

Прилетали птички,

Принесли бруснички.

Принесли лягушки

Сто грибов в кадушке.

Соня - медвежонок

Меда дал бочонок.

Напечем мы пирожки

Да из рисовой муки,

В гости позовем друзей:

"Приходите поскорей!"

«С/Ш»

* * *

Умывайся, соня Саша!

Бабушка сварила кашу!

Каша сытная, пшеничная!

Масло сладкое, отличное!

А все съешь - с тарелки донышка

Улыбнутся слон и солнышко.

* * *

Мышиная уборка

Наши мышки в своей норке

Занимаются уборкой:

Сыр - в буфет, блестяшки - в шкаф,

Синий шарф - туда ж, для лап

Коврик шерстяной, носочки,

Шелковые лоскуточки...

Занавески - на окошко...

- Мышеловку?! - К спящей кошке!

* * *

Сразу сорок шесть мышат

По углам с утра шуршат:

Сорок шустрых шалунишек

И шесть скромных крошек-мышек.

* * *

Белка шишки шелушила,

На сучках грибы сушила:

Скоро осень. Белка - в спешке:

"Мне б собрать еще орешки!"

«Ш»

* * *

Шорохи в ночной тиши:

Зашуршали камыши,

Шепот листьев, стук по крыше -

Дождь пошел: ты слышишь? Слышишь?..

Ветер бьется в гладь окна...

Стих... И снова - ти-ши-на...

* * *

Тише, тише, тише, тише:

Ходит - бродит кот по крыше,

Ходит-бродит круглый год,

Он мышат к себе зовет:

- Мышки, мышки-шалунишки,

Мышки - серые плутишки,

Выходите погулять,

В небе звезды посчитать!

В небе звезд блестящих много,

В небе - млечная дорога.

Звездочка - кошачий глаз -

Смотрит в темноте на нас.

Только тише, мыши, мыши!

Лучше не шуметь на крыше:

Рядом дремлет у окошка

Старая седая кошка.

Кошка много не болтает,

Кошка звезды не считает -

Ловит старая мышей,

И больших, и малышей.

Поднимайтесь тише, мыши,

В темноте ко мне на крышу:

Будем рядышком сидеть,

В небо звездное глядеть!

«Ш, Ч»

* * *

- Кошка, кошка, кошка-крошка,

Молочка попей немножко!

Скушай курочки кусочек!

Хочешь сливочек глоточек?

Что же ты не ешь, глупышка?!

- Мяу! Поймай, хозяйка, мышку!

«Ч, Щ»

* * *

Черный жук в траве как в чаще:

Панцирь черный и блестящий,

Черные торчат усищи...

- Жук, скажи нам, что ты ищешь?

* * *

Песенка зубной щетки

I. Я - чистюля! Я - трудяжка!

Без меня живется тяжко.

Не ворчунья, не трещотка, -

Я твоя зубная щетка.

Припев:

Не лентюшка, не трещотка -

Я твоя зубная щетка!

Чищу, чищу, чищу, чищу -

Будут зубы лучше, чище!

Зубы - роща, зубы - чаща, -

Надо чистить зубы чаще!

Щели, щелочки и щелки

Вычистят щетинки щетки...

Ах, как чисто и красиво!

Будь здоровым! И счастливым!

II. У меня растет щетинка:

Я зубам почищу спинки,

Я зубам почищу брюшко,-

Я твоим зубам подружка!

Припев.

III. Чтобы зубка не болела,

Я возьмусь скорей за дело:

Пища, грязь, микроб злой грубый,

Прочь!.. Блестят чистюли-зубы!

Припев.

IV. Чистить, чистить мне не лень, не лень!

Дважды, дважды каждый день, день, день!

Я кручусь - верчусь - кружусь - скачу!

Чтоб рот чистым-чистым стал, хочу!

Припев.

* * *

У сарая в досках - щелка,

В щелку лезет собачонка,

Что-то тащит... Может, пищу?

Мы нашли ее добычу:

У стены лежали в ряд

Пять игрушечных щенят,

Погремушка, часть трещотки,

Старая зубная щетка,

Шарфик, мяч, обломок рога...

Ничего не будем трогать!

Мы тихонечко уйдем -

Ни щеночка не возьмем!

* * *

В речке, в камышовой чаще,

Ершик бант нашел блестящий:

"Ты - не рыба! И не пища!

Может, тебя щука ищет?

В роще прячусь очень часто

Я от хищницы зубастой:

Здесь защита, пища, тишь...

Почему же ты молчишь?"

* * *

Лес-лесочек, гриб-грибочек,

Там - смородины кусточек,

Шепоточек, говорочек -

Там и там мелькнет платочек:

Кто грибов корзину хочет?

Есть в лесу такие чащи,

Где густые ели чаще,

Ветер по верхушкам свищет,

Звери по тропинкам рыщут...

Где не волки, а волчищи,

Где не зайцы, а зайчищи,

Где неведомых птиц тыщи,

Не грибы растут - грибищи!

«Щ»

* * *

Как-то вечером щенок

В наш дом щетку приволок:

Бросил, громко: "Гав!" - сказал,

Долго нюхал, полизал...

Щетка - словно еж - щетиной

Нос щенку пощекотила...

Как рассердится щенок!

Как укусит щеткин бок

И давай ее трепать

И по комнате таскать...

И упала щетка близко

От щенячьей полной миски.

- Как?! Она меня щекочет,

Да еще съесть мясо хочет?!

От соперника щенок

Пищу защищал, как мог:

Щетку бедную стращал:

Ощетинившись, рычал,

Лаял, выл, но все напрасно -

Не уходит... Он ужасно

Разобиделся и лег

На подстилку в уголок...

- Не сердись, щенок, на щетку -

Унесем твою находку.

А ты выйди лучше в сад -

Поищи других щенят!

«Ж»

* * *

В жаркой Африке жираф,

Важно голову задрав,

Разговаривал с ребенком -

Длинношеим жирафенком:

- Пап, зачем жирафу пятна? -

Жирафенку непонятно.

- Чтоб средь веток линий, листьев,

Легче было в жару скрыться.

- А копытца тонких ножек?

А антенны мягких рожек?

- Ну, копытца - чтоб в час ранний

Ты по выжженной саванне

Мог бежать и без дорожек,

Не поранив быстрых ножек.

А антеннок желтых рожки...

Гм... подумаю немножко...

Жаль, но сразу не скажу -

Деда Джеральда спрошу.

* * *

Побежали по дорожке

Быстро маленькие ножки...

Добежали до ворот,

Пробежали поворот:

Здесь была большая лужа -

Им бы поплескаться нужно.

Солнца жаркий шарик светит -

Выпил лужу на рассвете...

Ножки дальше побежали...

Солнце жжет так, словно жалит,

Желтый жжет песок дорожек

Пятки голенькие ножек.

- Ну, жарища! Где прохлада?

Искупаться ножкам надо...

Ножки к речке повернули:

Жаб в густой траве вспугнули,

Поплескались, порезвились,

Ножки начисто отмылись

И обратно по дорожке

К дому побежали ножки.

...В мире множество дорожек

Ждет следочки этих ножек.

Наливайтесь, ножки, силой!

Подрастай, стрижонок милый!

* * *

На лужайке спозаранку

Ждал журавль подружку Жанку.

Приготовил Жан для Жанки

Свежих жаб одну вязанку,

Двух лягушек, двух сазанов...

Ждет и ждет: "Ну где же Жанна?!"

«С/З, С, З»

* * *

Сонный зайка спозаранку

Собирался на полянку:

- Вот сейчас глаза открою,

Лапки, шерстку, нос умою -

Поспешу за земляникой:

Сладкой, спелой, сочной, дикой...

Землянички огонечки

Затаились у кусточков.

Зайкин чуткий нос - понятно! -

Слышит всюду аромат их:

- Соберу все это в кружку:

Зайку угощу подружку,

Поедим с сестренкой сами

И оставим зайке-маме.

* * *

Дождь рассеивает капли...

Руки мокрые озябли,

Мокнут плечи, всюду лужи,

Ветер-злюка листья кружит...

Бабушка с утра сказала:

- Чтобы ты не замерзала,

Внучке подарю любезной

Зонт волшебный, зонт чудесный!

Зонт притягивает взоры,

Зонт с затейливым узором:

Там, как в небе ночью поздней,

Собрались в созвездья звезды...

Звени, дождик, нам в окошки!

Я в резиновых сапожках

Выйду к туче сизой слезной

Под зонтом с узором звездным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека стихов для ритмических упражнений на музыкальных занятиях

Такие коротенькие стихи я использую  в работе с малышами для усвоения простейших ритмических формул и, одновременно, для освоения приемов игры на простейших ударных инструментах (погремушки...

Стихи и речевые упражнения по теме "Овощи"

Развитие логического мышления и речи детей....

Стихи с логопедическими упражнениями.

Логопедические упражнения – дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть – другое делоМы учили эти стихотво...

Особенности заучивания стихов на логопедических занятиях с детьми, имеющими ФФНР, осложненное дизартрией

В данной методической разработке показаны приёмы по заучиванию стихов детьми с ФФНР, осложненном дизартрией,  в основе которых лежит  воздействие на двигательную сферу ребёнка.  Рекомен...

Стихи с логопедическими упражнениями.

Логопедические упражнения - дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть - другое дело. Дети обожают строит...

Стихи с логопедическими упражнениями

Логопедические упражнения - дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть - другое дело....

Новогодние стихи для детей 4-6 лет. Изучение стихов в логопедических группах.

Новогодний праздник — это  праздник детства, игр, песен и отличного настроения. И именно от взрослых зависит настроение малышей в этот светлый день.Новогодние стихи для детей 4-6 лет с ТНР ...