«Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения (традиционные и нетрадиционные формы)»
статья по логопедии

Вожова Ирина Александровна

доклад для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pedagogov_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9,10 г. Шебекино»

Доклад для педагогов

Тема: «Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения (традиционные и нетрадиционные формы)»

Подготовила: Вожова И.А.,

учитель-логопед МАДОУ

Шебекино, 2021-2022 учебный год

Каждый из нас хочет, чтобы ребёнок красиво говорил и выражал свои мысли. Мой собственный практический опыт и опыт моих коллег говорит о том, что постепенное формирование нашей речи, это не врождённая способность.

На первом месте становления звукопроизношения является зрелая, полноценная работа артикуляционного аппарата.  На мой взгляд, артикуляционные упражнения развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, то есть помогут ребёнку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков.

На подготовительном этапе выполнять артикуляционные упражнения необходимо ежедневно, поэтому учитель-логопед должен тесно взаимодействовать с воспитателями детского сада и родителями обучающихся.

Что же такое артикуляционная гимнастика? Это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Какова цель артикуляционной гимнастики?

Необходимо трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы и объединить их, получить требуемый артикуляторный уклад. Укрепить соответствующие мышечные группы, в процессе выполнения движений.

Каковы требования к проведению артикуляционной гимнастики?

- ребёнок артикуляционную гимнастику выполняет сидя перед зеркалом. Заним обязательно надо следить, чтобы он сидел прямо. Его ноги должны стоять на полу, а руки лежать на коленях;

- ребёнок должен хорошо видеть своё лицо, а также воспитателя (над зеркалом обязательно должно быть дополнительное освещение). Воспитанник может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему;

- Движения проводятся неторопливо, ритмично, чётко;

- Воспитатель должен часто сравнивать образец (его действия) с рабочим вариантом (действиями ребёнка);

- Выполняя упражнения для языка, можно использовать ладонь своей руки и руку малыша, имитируя движения языка;

Как проводить артикуляционную гимнастику?

- воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;

- показывает выполнение упражнения;

- дает поэтапную инструкцию по выполнению упражнения (Например, улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д.);

- каждое артикуляционное упражнение имеет свое название, которое отражает его действие. Для лучшего запоминания надо создать образ упражнения, для этого используется картинка.  

Артикуляционная гимнастика может быть (по количеству обучающихся которые выполняют упражнения): фронтальной, подгрупповой, индивидуальной.

Какие бывают виды артикул артикуляционных упражнений?

- Статические упражнения нужны для того, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

Исходя из моего опыта, если гимнастика ребёнку надоела или он от неё устал, надо прекратить занятие. Чтобы такого не произошло, учитель-логопед в своей работе должен использовать игровые приемы.

Если говорить о традиционных формах работы, то в работе можно использовать наглядно-дидактические пособия, где представлены упражнения артикуляционной гимнастики.

Детям очень нравятся встречи с героями «Весёлых полянок». Например, артикуляционная сказка «Как Язычок лепил снеговика» (Н.В. Рыжова).

Можно использовать мои авторские сказки.

Герои сказки «Теремок» выполняют вместе с детьми общий комплекс упражнений для языка.

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть.

Мы с животными играем, упражнения выполняем.

Они в тереме живут, очень любят разный труд.

Дети, в теремочке живут разные животные, каждый из них занимается своим делом. Первая просыпается мышка-норушка, смотрит на часы(упражнение «Маятник часов), еще очень рано, но надо для друзей приготовить завтрак. Мышка печёт блинчики (упр. «Накажем непослушный язык», «Лопаточка»). Проснулась лягушка-квакушка и улыбнулась до ушей (упр. «Улыбка», «Заборчик»). Она поставила чайник на плиту, а когда он нагрелся, заварила чай. Все звери проснулись, умылись, почистили зубы (упр. «Чищу зубы») и стали пить вкусный чай (упр. «Чашечка). Зайчик –попрыгайчик любил пить чай с вареньем (упр. «Вкусное варенье).  После завтрака лисичка-сестричка принялась за работу, стала белить потолок теремка (упр. «Маляр). Волчок-серый бочок сел на лошадку (упр. «Лошадка») и поехал в лес собирать грибы для супа (упр. «Грибок»). А медведь косолапый готовился к праздничному концерту для зверей. Он разучивал песню под гармошку (упр. «Гармошка).  Все в теремке дружно жили, и никто никого не обижал.

По сказке «Волк и семеро козлят».

Жили были козлята со своей мамой козой. Вот как-то коза ушла за молочком, а козлятам приказала выполнять домашние дела. Каждому козлёнку поручила одно дело. Первый козлёнок открыл окно и посмотрел какая погода на улице (ребёнок открывает и закрывает рот, упр. «Часики»). Светило солнышко и козлёнок решил ничего не делать, а выйти на улицу и покачаться на качелях (упр. «Качели»). Второй козлёнок стал мыть тарелочки (ребёнок берёт индивидуальную тарелку и облизывает её). Третий козлёнок взял шланг, вышел на улицу и стал поливать цветы (упр. «Трубочка»). Четвёртый козлёночек побелил потолок (упр. «Маляр»). Пятый козлёночек взял угли, лопату и стал топить печь (упр. «Лопатка»). Шестой козлёночек взял нитки, иголку и стал штопать носочки (упр. «Иголочка»). Седьмой козлёночек был самым маленьким, он покормил домашних животных, дал котёнку рыбки, а ролику лист капусты (упр. Кошечка сердится», «Кролик»). Тут и мама пришла. Она похвалила всех своих шестерых детей, а одному козлёночку похвала не досталась. Как ты думаешь почему?

Кошка Мурыся.

Жила была у дедушки с бабушкой кошка Мурыся. Очень она была непослушная. То на маятник часов прыгнет и качается (упр. «Часики»), то клубок у бабушки размотает. Бабушка её поругает, а она спинку выгнет (упр. «Кошечка сердится») и фыркает. Мурыся любила сметанку кушать (упр. «Вкусное варенье») и облизываться (круговые движения языка).  Вот раз прыгнула она на подоконник, посмотреть, что там на улице делается, а там индюки ходят по двору и болобочут (упр. «Индюк»), собака бегает и показывает зубы (упр. Заборчик»), лягушка прыгает по огороду и улыбается во весь рот (упр. «Улыбка»), а в конюшне у дедушки конь копытом цокает (упр. «Лошадка»). Надоело кошке смотреть в окошко, спрыгнула она с подоконника и пошла спать. Но поспать ей не пришлось! К бабушке с дедушкой в гости внуки приехали и давай концерт родственникам показывать. Егор в барабан стучит д-д-д (упр. «Барабанщик»), Ваня гармошку растягивает (упр. «Гармошка»), Варя в ложки бьёт (упр. «Дятел»), а самый маленький, Дима, танцует. Кошка замяукала, хватит уже!

Как гулял Ваня.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел Ваня погулять.

Раз – красиво улыбнулся (упр. «Улыбка»),

Два – так сладко потянулся (упр. «Заборчик»).

Три – в припрыжку побежал (упр. «Лошадка»),

А четыре - он упал.

Вот он быстренько поднялся (упр. «Грибок»)

Пять – тихонько рассмеялся.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будет он опять играть.

Также в работе используются нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики, которые носят игровой характер, вызывают заинтересованность, положительные эмоции у обучающихся. 

Упражнения с продуктами питания выполняются только с согласием родителей, если нет у ребёнка пищевой аллергии!

Упражнения с леденцом «Погремушка»

1. Сожмите леденец губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

2. Удерживая леденец губами, попробуйте подвигать палочкой сначало сверху – вниз, затем из стороны в сторону.

3. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку леденец и попробуйте удержать его только языком.

4. Поднимите широкий язык к небу, прижать леденец «грибок» к небу.

Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

Упражнения с ириской «Сладкие ворота»

Стол застелить индивидуальной клеёнкой. Построить ворота из ирисок.

Одна ириска — это «мяч». Языком надо забить «мяч» в ворота.

Упражнения с мармеладом «Кусаем зубками»

Обучающемуся даём мармеладку (с согласием родителей, если нет пищевой аллергии) и просим его быстро покусать сначала губами, а потом зубами.

Упражнение с конфетами драже «Тарелочка»

На тарелке лежат конфеты. Ребёнок губами переносит драже с тарелки на тарелку. Тарелки индивидуальные!

Упражнения с бананом «Банан»

Ребёнок кладёт кусочек банана и кладёт его за щёку. Просим языком вытащить его оттуда. Ребёнок делает упражнение «Чашечка», в чашечку кладём банан.

Хорошо использовать в работе биоэнергопластику, целью которой является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики.

Из моих наблюдений, детям очень нравится совместная работа пальчиков и языка или сопряженная гимнастика. Гимнастика позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки кары больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.

Авторская сопряженная гимнастика.

«Варенье»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Яблоки мы режем, режем,

Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу

Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д»

Яблоки мы трём, трём.

Трём кулаки друг о друга

Щёлкать язычком «Лошадки»

Мы варенье варим, варим, сахар мы кладём.

Пальцами, сложенными в щепотку «мешаем» по кругу

Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык

Закатали дружно в банки.

С силой сжимать и разжимать кулачки рук

Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке

А потом мы варенье в рот кладём и с вареньем чай мы пьём.

Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки

Имитируем процесс жевания с закрытым ртом.

На  занятиях дети любят необычные упражнения: с бусиной, ложкой, с водой, с бинтом. Эти упражнения очень эффективные, дети сразу проявляют большой интерес к предметам и стараются все задания выполнить.

Упражнения с бусиной

Диаметр бусины 2-3 см, длина шнурка 60 см, шнурок продет через сквозное отверстие в бусине и завязан на узел.

1. Двигать бусину по горизонтально натянутом на пальцах обеих рук шнурке языком вправо-влево.

2.  Двигать бусину по вертикально натянутом шнурке вверх (вниз бусина падает произвольно).

3. Толкать языком бусину вверх-вниз, шнурок натянут горизонтально. 

4. Язык – «чашечка», цель: поймать бусину в «чашечку».

5. Ловить бусину губами, с силой выталкивать, «выплевывая» её.

6. Поймать бусину губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать бусину от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки, чистоговорки с бусиной во рту, держа руками шнурок. 


Во время работы взрослый удерживает шнурок в руке. Бусину со шнурком после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Бусина должен быть строго индивидуальной!

Упражнения с ложкой


1.Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2.Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3.То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4.Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5.Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6.Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
7.Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
8.Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
9.Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
10.Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. 

Упражнения для языка с водой«Нерасплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз. 

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры:

 длина 25-30 см, ширина 4-5 см. 

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд. 

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз. 

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз. 
4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз. 
5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз. 
6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз. 

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6. 

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»). 

Можно сделать вывод, что формирование правильного звукопроизношения оставлять без внимания нельзя, необходимо ежедневно включать в свой план работы артикуляционные упражнения, которые можно давать детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов – выбор за вами. Занятия, конечно, становятся увлекательными, интересными для ребёнка. Обучающийся учится в игре, не замечая этого, преодоление трудностей проходит намного легче.

 

Литература

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  Хлоп – топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми – М.: «ГНОМ и Д», 2010. – 20 с.  – (Практическая логопедия).
  2. Комарова, Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника -  М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. – 32 с.
  3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – 4-е изд. – СПб.: КОРОНА-Век, 2009. – 80 с., ил.
  4. Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика 2. – СПб.: ООО – «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 32 с., цв. ил.
  5. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002. – 208 с.
  6. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [ш], [ж], [ч], [щ]. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"

Тренинг предназначен для родителей детей старшей логопедической группы. Время проведения: первый период обучения, октябрь....

Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения (традиционные и нетрадиционные формы).

Речь не является врожденной способностью, она формирует­ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения явля­ется полноценная ра...

Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»

·       упражнения для развития дыхания детей;·       упражнения для губ;·       упражнения для щек;·...

Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения

      Материал адресован родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения. Он может быть также полезен воспитателям дошкольных учреждений.   ...

Семинар-практикум для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"

Семинар-практикум для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"...

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа овладения правильным звукопроизношением"

Консультация для родителей дошкольников на тему "Артикуляционная гимнастика"...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения.

Цель: Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям...