Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения (традиционные и нетрадиционные формы).
методическая разработка по логопедии на тему
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с воспитателем и родителями.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Т. е. цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
* Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
* Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
* Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
* Показывает выполнение упражнения.
* Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Артикуляционная гимнастика делится:
По количеству участников в ходе выполнения упражнений | По роли ребенка в процессе выполнения упражнений |
Фронтальная | Пассивная |
Подгрупповая | Пассивно-активная |
Индивидуальная | Активная |
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики
• Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики
• «Биоэнергопластика»;
• «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
• Встречи с героями «Весёлых полянок» ;
• Использование дидактической куклы Кваки;
• Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;
• Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);
• Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все» ;
• Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек — помогалочек»;
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Упражнения для языка с водой
"Не расплескай воду"
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры:
длина 25-30 см, ширина 4-5 см.
1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.
2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.
4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.
5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.
7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.
8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").
· Биоэнергопластика .
Включает в себя три базовых понятия:
био — человек как биологический объект;
энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики
* Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
* Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
“Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх
“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее .
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед .
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки” .
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена .
· «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.
«Капуста» | ||
Текст произносит взрослый
| Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
Мы капусту рубим, рубим,
| Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу | Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д» |
Мы капусту трём, трём, | Трём кулаки друг о друга | Щёлкать язычком «Лошадки» |
Мы капусту солим, солим, | Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу | Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык |
Мы капусту жмём, жмём | С силой сжимать и разжимать кулачки рук | Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке |
А потом мы капусту в рот кладём- Ам! | Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки | Имитируем процесс жевания с закрытым ртом. |
· Встречи с героями «Весёлых полянок» встречи с героями Веселых полянок (комплексы упражнений для развития движений органов артикуляционного аппарата, сопровождаемые стихами, рассказами)
· Использование дидактической куклы Кваки.
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.18 КБ |
![]() | 2.42 МБ |
![]() | 2.75 МБ |
![]() | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на
МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИЕ
УЧИТЕЛЕЙ – ЛОГОПЕДОВ от 11. 11. 2015 года
ТЕМА КОНСЕЛЬТАЦИИ:
«Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения (традиционные и нетрадиционные формы).»
Автор-составитель:
Учитель – логопед
МБ ДОУ «Золотой ключик»
сл. Большая Мартыновка
Ветрова Марина Владимировна
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с воспитателем и родителями.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Т. е. цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
- Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
- Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
- Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает выполнение упражнения.
- Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Артикуляционная гимнастика делится:
По количеству участников в ходе выполнения упражнений | По роли ребенка в процессе выполнения упражнений |
Фронтальная | Пассивная |
Подгрупповая | Пассивно-активная |
Индивидуальная | Активная |
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики
• Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики
• «Биоэнергопластика»;
• «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
• Встречи с героями «Весёлых полянок» ;
• Использование дидактической куклы Кваки;
• Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;
• Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);
• Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все» ;
• Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек — помогалочек»;
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Упражнения для языка с водой
"Не расплескай воду"
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры:
длина 25-30 см, ширина 4-5 см.
1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.
2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.
4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.
5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.
7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.
8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").
- Биоэнергопластика .
Включает в себя три базовых понятия:
био — человек как биологический объект;
энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики
- Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
- Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
“Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх
“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее .
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед .
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки” .
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена .
- «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.
«Капуста» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
Мы капусту рубим, рубим, | Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу | Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д» |
Мы капусту трём, трём, | Трём кулаки друг о друга | Щёлкать язычком «Лошадки» |
Мы капусту солим, солим, | Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу | Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык |
Мы капусту жмём, жмём | С силой сжимать и разжимать кулачки рук | Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке |
А потом мы капусту в рот кладём- Ам! | Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки | Имитируем процесс жевания с закрытым ртом. |
- Встречи с героями «Весёлых полянок» встречи с героями Веселых полянок (комплексы упражнений для развития движений органов артикуляционного аппарата, сопровождаемые стихами, рассказами)
- Использование дидактической куклы Кваки.
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе .
Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков
По количеству участников в ходе выполнения упражнений По роли ребенка в процессе выполнения упражнений Фронтальная Пассивная Подгрупповая Пассивно-активная Индивидуальная Активная
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования к проведению артикуляционной гимнастики Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза. Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает выполнение упражнения. Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Упражнения для губ «Улыбка»- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «Трубочка» - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперед. «Бублик», «Рупор» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. «Трубочка», «Бублик», «Улыбка», «Хоботок» - Чередование положений губ. «Кролик» - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ « Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. «Пятачок ». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. «Рыбки разговаривают ». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). « Недовольная лошадка ». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Упражнения для губ и щек Покусывание , похлопывание и растирание щек. « Сытый хомячок». Надуть обе щеки , потом надувать щеки поочередно . « Голодный хомячок.» Втянуть щеки . Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка. « Лопаточка ». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. «Чашечка ». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, не касаются зубов. «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»).Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. « Грибок ». Рот открыт . Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка. « Часики ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. « Качели ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. « Почистить зубы ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. « Лошадка ». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. « Маляр ». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом; «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку; «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на « два» - челюсть двигается вправо ( рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена , на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. .
Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики • « Биоэнергопластика »; • « Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика); • Встречи с героями «Весёлых полянок» ; • Использование дидактической куклы Кваки ; • Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»; • Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация); • Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов « Звукознайкин и все-все-все» ; • Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек — помогалочек »;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнения с ложкой Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
Упражнения для языка с водой " Не расплескай воду" Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз. "Язык-ковш " с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз. "Язык-ковш ", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом (Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.) Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").
« Биоэнергопластика » включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью , эмоциональной выразительностью. Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики .
“ Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо . “ Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз “ Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз. “ Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки ”
“Иголочка ” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед. “Заборчик” - пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. “ Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
« Театр пальчиков и Язычка» ( или сопряженная гимнастика ) Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.
«Капуста» Текст произносит взрослый Движения или статичная поза Рук Губ и языка Мы капусту рубим, рубим, Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д» Мы капусту трём, трём, Трём кулаки друг о друга Щёлкать язычком «Лошадки» Мы капусту солим, солим, Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык Мы капусту жмём, жмём С силой сжимать и разжимать кулачки рук Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке А потом мы капусту в рот кладём- Ам! Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки Имитируем процесс жевания с закрытым ртом.
Встречи с героями Веселых полянок (комплексы упражнений для развития движений органов артикуляционного аппарата, сопровождаемые стихами, рассказами).
Использование дидактической куклы « Кваки ».
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-513298-1414950629.jpg)
Семинар-практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"
Материал будет полезен логопедам для организации семинара-практикума для молодых педагогов ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/29/picture-676666-1443558842.jpg)
"Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"
Тренинг предназначен для родителей детей старшей логопедической группы. Время проведения: первый период обучения, октябрь....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/20/picture-231493-1516421702.jpg)
Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников
Консультация для родителей детей дошкольного возраста....
Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения
Материал адресован родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения. Он может быть также полезен воспитателям дошкольных учреждений. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/01/picture-1064094-1538394061.jpg)
Семинар-практикум для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"
Семинар-практикум для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/29/picture-1086422-1543491467.jpg)
Презентация "Основы формирования правильного звукопроизношения".
Выступление на родительском собрании "Основы формирования правильного звукопроизношения"....
- Мне нравится (1)