Речевое развитие ребенка дошкольного возраста
презентация по коррекционной педагогике
Представлены особенности речевого развития детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2rechevoe_razvitie_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внутренние факторы Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей: - заболевания матери во время беременности (острые и хронические); - искусственное прерывание предшествующих беременностей; - алкоголизм, курение и наркомания; - профессиональные факторы (работа с химически активными веществами, в условиях повышенных вибрационных нагрузок, наличие радиации и т. п.). Факторы, влияющие на развитие речи ребенка
Внутренние факторы: - экологическая обстановка в стране и в мире в целом; - окружение, в котором растёт ребёнок; - психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Факторы, влияющие на развитие речи ребенка
Как формируется речь ребенка от рождения до 1 года 0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. 2 – 3 месяца. Гуление . На смену плачу приходит гуление . Появляются звуки «а», « ы », «у». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями. 3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. 6 месяцев. Первые слоги: «ба», « ма » .Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат. 7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: « ма-ма-ма », « дя-дя-дя », «ба-ба-ба». 9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет». 11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». В 12 месяцев п онимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания.
Как формируется речь ребенка от 1 до 3 лет С появлением первых слов начинается этап развития активной речи. Ребенок с огромным удовольствием повторяет за взрослым и сам произносит слова, при этом он может путать и искажать звуки и слова. К полутора годам словарный запас ребенка увеличивается до 100 слов, в речи появляются простые предложения. Звукопроизношение: - в 2 года для произношения доступны звуки - о, н , т’, д ’, т, д , к, г, х , в, ф. К 3 годам словарный запас увеличивается до 1500 слов. В своей речи малыш использует сложные предложения, появляются союзы: когда, потому что и т.п. Речь детей трехлетнего возраста очень интересна: они образуют новые слова, произносят интересные словосочетания – все это свидетельствует о том, что малыш развивается. Звукопроизношение: - к 3 годам доступны следующие звуки - й , л’, э, с’. В данном возрасте малыш еще физиологически не готов произносить сложные звуки.
Как формируется речь ребенка от 3 до 5 лет В 3 года словарный запас дошкольника может составлять до 3000 слов. Он постепенно увеличивается и совершенствуется. Практически у всех детей наблюдаются недостатки произношения. Звукопроизношение: - в 3 - 4 года в речи ребенка должны появиться звуки - ы , с, з , ц . К 5 годам у ребенка: - приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей); - расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл); - речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов). Звукопроизношение: - от 4 до 5 лет появляются звуки - ш , ж, ч, щ , л, р , р ’.
Когда нужно обращаться к логопеду Следует обратиться к логопеду, если: - до 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь составляет не более 10 слов; - в 1,5 - 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», « би-би », «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно; - ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: « пувица » - «пуговица», « гебимот » - «бегемот»; - в 4 - 5 лет смягчает все звуки: « кися », « щапка », « тяйник », « лямпотька »; - более 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка, ведь в это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно; - ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки); - если ребенок изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия - нарушение овладения письменной речью.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Пальчиковая гимнастика - это комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Дыхательная гимнастика - это комплекс упражнений, направленных на усиление, развитие целенаправленности и длительности воздушной струи.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика позволяет: - подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой , тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как «Р», «Л»); - артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты; - артикуляционная гимнастика очень полезна детям , у которых снижен тонус мышц щек, губ и языка.
Виды артикуляционных упражнений Статические упражнения Динамические упражнения
«Заборчик» «Улыбка» «Хоботок» «Лопаточка» «Качели» «Часики» «Вкусное варенье» «Лошадка» Упражнение Упражнение Упражнение Упражнение Упражнение Упражнение Упражнение Упражнение
Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения
Несовершенства речевого дыхания у дошкольников: 1.Очень слабый вдох и выдох. 2.Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. 3.Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». 4.Неравномерный толчкообразный выдох.
Пальчиковая гимнастика
Упражнение «Зайка»
Упражнение «Дом и ворота»
Упражнение «Кукушка»
Упражнение «Добрый друг»
Упражнение «Капуста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических представлений в процессе речевого развития ребенка дошкольного возраста.
этапы формирования лексико-граматических представлений у детей дошкольного возраста...
доклад из опыта работы по теме "Речевое развитие ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Опыт работы педагога по театрализованной деятельности...
Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста. Практика показывает, что своевременное, правильное (согласно возрастным нормам) формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основн...
Мнемотехника в познавательно-речевом развитии ребенка дошкольного возраста
Современная развивающая технология мнемотехника специально разработана для развития памяти. Мнемотехника – искусственн...
Статья "Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка дошкольного возраста: аспекты ФГОС"
Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка и его речевого развития. Задачи и содержание работы родителей и воспитателей по ознакомлению детей с художественной литературой....
Статья "Речевое развитие ребенка дошкольного возраста"
Информация для родителей о развитие речи ребенка....
Нормы речевого развития ребенка дошкольного возраста
Нормы речевого развития дошкольника...