НОД в старшей группе (ОНР) «Весна пришла!»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

обобщение и закрепление  представлений о весне как о периоде пробуждения природы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_vesna.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного  вида №261» городского округа Самара

НОД в старшей группе (ОНР)

«Весна пришла!»

Провела: воспитатель

 Санько Елена Валериевна.

Самара.

Цель: обобщение и закрепление  представлений о весне как о периоде пробуждения природы.  

Задачи:

- закрепить характерные признаки весны,  умение называть  и устанавливать последовательность весенних месяцев;  активизировать словарь признаков, антонимов;

-упражнять в словообразовании относительных прилагательных и существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, сложных слов;

- развивать словесно - логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;

- закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 10, умение ориентироваться в пространстве;

- совершенствовать навык употребления простого распространённого предложения;

- воспитывать любознательность, наблюдательность; бережное отношение к природе; взаимовыручку и самостоятельность.

Предварительная работа:

- наблюдение в природе;

- рассматривание весенних пейзажей;

- чтение художественной литературы на весеннюю тематику;

- рисование весенней природы.

Оборудование:

проектор, ноутбук, музыкальный центр, презентация «Весенние переливы», разноцветные конверты с цифрами от 1 до 7, голубые полоски различные по длине, схемы – настроение, макеты льдин с буквами.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Мотивационно – ориентировочный этап

Воспитатель.

(слайд - дети)

Предлагает встать в круг.

 (слайд  - радуга)

Что за чудо – чудеса!

В гости радуга пришла и дорожки принесла.

Все дорожки не простые, а волшебные такие.

По дорожкам кто пройдёт – тот играет,

Много знает, всегда красиво говорит,

В подготовительную группу перейти спешит.

(слайд   - радуга исчезает)

Воспитатель сообщает детям о том, что совместно

они  могут попробовать создать свою радугу с помощью цветных волшебных конвертов

с заданиями.

Встают в круг и приветствуют

друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

Рассматривают радугу, запоминая последовательность

расположения её цветов.

Собираются  перейти по радуге

в подготовительную группу?

Выдвигают проблему и высказывают свои предложения о восстановлении радуги.

.

Формирование положительного эмоционального настроя.

Создание мотивации к последующей образовательной деятельности.

Формирование умения поиска решений.

Создание благоприятных условий для высказывания детьми своего мнения, поддержки речевой активности.

Основной этап

Игра «Разложи по порядку»

Педагог предлагает разложить конверты

с цифрами по порядку.

Игра «Весна»

Светает рано по утрам.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы в скворечники летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?

(слайд  - изображение ранней и поздней весны)

Какая бывает Весна?

Игра «Дополни предложения» (слайды)

Какие изменения происходят в природе с приходом     весны? Дополните предложения.

  • Весной ярко…
  • С крыш свисают…
  • Сосульки тают и начинается …
  • Снег тает, и на земле появляются…
  • Журчат…
  • На деревьях набухают …
  • Почки лопаются и из них…
  • Возвращаются из тёплых краёв…
  • Просыпаются…

Почему в народе говорят: «Весенний день – что ласковое слово». (Слайд)

 Появляется красный цвет на радуге.

Игра «Хитрые вопросы» (слайды)

- Сколько всего времен года?

- После какого времени года наступает весна?

- Зимой дни холодные, а весной?

- Зимой день короткий, а весной?

- Какую птицу считают символом весны?

- Какая птица не высиживает свои яйца?

- Какой сок собирают весной?

- Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает?

.

Появляется оранжевый цвет на радуге.

Игра «Дорожка»

 Педагог зовёт детей по дорожке  перейти на волшебную полянку:

- сделайте один шаг  вперёд, 2 шага вправо, 1 шаг влево;

- найдите правое ухо, поверните голову влево;

- похлопайте в ладоши над головой.

Часто Зима не желает уступать Весне дорогу, поэтому люди в старину дружно зазывали Весну.

Педагог предлагает позвать Весну – красну!

Игра «Весна красная» (слайд)

    Весна, весна красная!

    Приди, весна, с радостью,

    Приди, весна с милостью,

    С корнем глубоким,

    С хлебом обильным.

Игра «Настроение»

Педагог предлагает детям рассказать о своём настроении, возникающем, когда они говорят о весне и выбрать схемы, подходящие к этому настроению.

Игра: «Какой, какая, какое, какие»

Воспитатель просит детей образовать новое словечко.

Настроение весной - …

Ручьи весной -…

Дождь весной -…

Погода весной -…

Появляется желтый цвет на радуге.

Игра «Ах, как пахнет!»

Педагог предлагает понюхать, как пахнет весной воздух, трава и первые цветы.

Игра «Капель» (слайд)

Педагог просит детей прислушаться, как звучит капель и повторить её ритмы.

Игра «Весенние месяцы» (слайд)

Педагог предлагает вспомнить три весенних брата  месяца.

Март, март – солнцу рад.

Апрель, апрель – открываем дверь.

Май, май – сколько хочешь, гуляй!

Какой весенний месяц идёт сейчас?

Образуйте слова.

День в апреле -…

День в марте -…

День в мае - …

Объясните пословицу: « В марте – вода, в апреле – трава, в мае – цветы».

Игра «На реке» (слайды)

  просит детей выяснить, что происходит со льдом на реке весной?

(слайд)

Льдины передвигаются по реке, лёд ходит, значит идёт …

Педагог просит детей найти  льдины с правильными буквами и причалить свои  льдины к гласной и согласной пристани.

Скоро льдины растают,  и река будет полна воды, начнётся…

Воды в реке станет так много, что она будет разливаться, начнётся…

Появляется зелёный цвет на радуге.

Воспитатель предлагает следующую игру и обращает внимание детей на экран с предметными картинками.

Игра «Лишнее слово» (слайды)

  • Август, март, апрель, май.
  • Почки, проталины, ледоход, листопад.
  • Роза, одуванчик, ландыш, подснежник.
  • Грач, скворец, снегирь, журавль.

Появляется голубой цвет на радуге.

Игра «Перелётные птицы»

Учитель – логопед  предлагает рассмотреть перелётных птиц.

Гимнастика для глаз с птичкой (вверх, вниз. направо, налево).

«Птички»

Летели птички,

Прослеживание глазами за предметом по кругу

Собой невелички.

Как они летели,

Движения глазами вправо – влево

Все люди глядели.

Как они садились,

Движения глазами вверх – вниз

Люди  все дивились.

Игра «Ласковые слова»

Учитель – логопед акцентирует внимание детей на пении птиц, которое раздается музыкальным сопровождением. Предлагает рассмотреть картинки с птицами, разложенные на столе у каждого и просит назвать ласково.

Скворец -..

Соловей -..

Журавль - …

Лебедь -..

Утка -..

Кукушка -…

Учитель – логопед просит детей объяснить пословицу: «Грач на горе, весна на дворе».

Слушает предположения детей, поощряет правильные ответы.

Игра «Покормим птиц»

Учитель – логопед  объясняет правила следующей игры: хлопайте в ладоши, если услышите то, что могут есть птицы; топайте ногами, если это птицы не едят.

  • Хлебные крошки.
  • Пшено.
  • Сало.
  • Помидоры.
  • Конфеты.
  • Семечки.
  • Лук.
  • Ягоды.
  • Колбаса.

Появляется синий цвет на радуге.

Воспитатель.

Игра «Чей домик»

Педагог предлагает вспомнить, какая птица, где живёт и, разделившись на команды, сложить разрезные картинки и провести птичку в домик.

Появляется фиолетовый цвет на радуге.

Дети  раскладывают конверты с цифрами  по порядку.

Весна

Светит солнце.

Сосульки.

Капель.

Проталины.

Ручейки.

Почки.

Распускаются листочки.

Перелётные птицы.

Насекомые и дикие животные.

Дети объясняют пословицу: весной  вся природа оживает, как  и от ласкового слова человек.

Дети предлагают  разные варианты деления на 2 команды

(мальчики – девочки, высокие – низкие…).

Воспитанники коллективно выбирают лишний предмет, объясняя свой выбор.

Дети, работая в команде, посовещавшись, дают ответ на вопрос.

Выполняют инструкции.

Дети встают в круг.

Руки вверх, сжимание и разжимание кулачков поочерёдно.

Взмахи рук по направлению к груди.

Руки вверх, скрестив их.

Руки вниз, кисти рук в замочек.

Руки вверх, раздвинуть пальцы.

Каждый ребёнок выбирает схему, соответствующую своему настроению и характеризует его (весёлое, радостное, прекрасное, задорное, прелестное, замечательное).

Весеннее.

Весенние.

Весенний.

Весенняя.

Дети образуют новое слово на хлопок в ладоши.

Глубокий вдох носом – медленный выдох ртом (рука на животе).

Три коротких вдоха носом – один длинный выдох со словом «Ах!».

Отхлопывание ритмов по образцу.

Март, апрель, май.

Хлопки. Руки вверх.

Хлопки. Поставить ладони тыльной стороной перед собой, а затем параллельно друг другу.

Хлопки. Топот ногами.

Апрель.

Апрельский.

Мартовский.

Майский.

Дети образуют новое слово на хлопок в ладоши.

Дети объясняют пословицу.

Лёд треснул.

Ледоход.

Половодье.

Разлив.

Рассматривают картинки на слайде и определяют лишнюю:

 -весенние месяцы (август);

 -признаки весны (листопад);

 -весенние цветы (роза);

 -перелетные птицы (снегирь).

Дети следят за перемещением птиц  глазами, не двигая телом.

Дети рассматривают картинки на столах и называют их с уменьшительным суффиксом.

Скворушка.

Соловушка.

Журавушка.

Лебёдушка.

Уточка.

Кукушечка.

Дети высказывают свои предположения.

(Грачи открывают весну.)

Дети слушают внимательно, и выполняют соответствующие движения: топают или хлопают.

В скворечнике – скворец.

На дереве – грач.

В гнезде под крышей – ласточка.

В гнезде на крыше – аист.

Чайка на берегу реки.

Закрепление навыков употребления количественных и порядковых числительных.

Активизация словаря признаков.

Совершенствование навыка употребления простого распространённого предложения.

Развитие умения толкования пословиц.

Развитие словесно – логического мышления.

Развитие навыков сотрудничества, способности к согласованному взаимодействию.

Совершенствование логического мышления.

Работа малыми группами.

Развитие слухового внимания, совершенствование пространственной ориентировки.

Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.

Активизация словаря признаков.

Словообразование относительных прилагательных.

Совершенствование диафрагмального дыхания.

Развитие слухового восприятия, чувства ритма.

Уточнение знаний о весенних месяцах.

Совершенствование общей и мелкой  моторики.

Словообразование относительных прилагательных.

Толкование значение пословиц.

Развитие навыка образования сложных слов.

Совершенствование  навыка образования предмета от действия.

Расширение и уточнение знаний о признаках  весны.

Активизация словаря.

Развитие внимания, словесно – логического мышления..

Снятие напряжения, снижение утомления и усталости глаз.

Закрепление знаний о перелетных птицах.

Закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

  • Уточнение и расширение знаний детей о птицах весной.
  • Развитие познавательной деятельности детей.
  • Активизация речи детей.

Развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Закрепление представлений детей о корме для птиц.

Развитие навыков конструктивного праксиса и зрительно – пространственной ориентировки.

Рефлексивно – оценочный  этап

Воспитатель.

Педагог нацеливает детей к подведению итога занятия об охране природы. Он говорит, что Весна с нами не прощается, её следы мы будем замечать везде.

Делают вывод и вспоминают пословицы  о весне.

Умение самостоятельно оценивать свою работу, формулировать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

Конспект занятия в старшей группе, тема "Весна пришла"

В конспекте занятия мы с детьми беседуем о времени года весны, о признаках, и в конце занятия нам нужно нарисовать весну....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна пришла»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна пришла» Воспитатель Шибаева И.В. Цель: Составление описательного рассказа о весне.Задачи: а) образовательные: - с...

Беседа с детьми старшей группы о весне "К нам пришла весна".

Данная беседа может быть полезна так и родителям. Давайте вместе с детьми откроем секреты этого прекрасного времени года и узнаем изменения в природе и в жизни людей. Эта беседа поможет закрепить знан...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна пришла»

Цель: Составление описательного рассказа о весне.Задачи:а) образовательные:- систематизировать знания детей о весне и её признаках;-уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Вес...