НОД в старшей группе (ОНР) «Весна пришла!»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
обобщение и закрепление представлений о весне как о периоде пробуждения природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_vesna.docx | 37.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №261» городского округа Самара
НОД в старшей группе (ОНР)
«Весна пришла!»
Провела: воспитатель
Санько Елена Валериевна.
Самара.
Цель: обобщение и закрепление представлений о весне как о периоде пробуждения природы.
Задачи:
- закрепить характерные признаки весны, умение называть и устанавливать последовательность весенних месяцев; активизировать словарь признаков, антонимов;
-упражнять в словообразовании относительных прилагательных и существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, сложных слов;
- развивать словесно - логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
- закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 10, умение ориентироваться в пространстве;
- совершенствовать навык употребления простого распространённого предложения;
- воспитывать любознательность, наблюдательность; бережное отношение к природе; взаимовыручку и самостоятельность.
Предварительная работа:
- наблюдение в природе;
- рассматривание весенних пейзажей;
- чтение художественной литературы на весеннюю тематику;
- рисование весенней природы.
Оборудование:
проектор, ноутбук, музыкальный центр, презентация «Весенние переливы», разноцветные конверты с цифрами от 1 до 7, голубые полоски различные по длине, схемы – настроение, макеты льдин с буквами.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемые результаты | |
Мотивационно – ориентировочный этап | |||
Воспитатель. (слайд - дети) Предлагает встать в круг. (слайд - радуга) Что за чудо – чудеса! В гости радуга пришла и дорожки принесла. Все дорожки не простые, а волшебные такие. По дорожкам кто пройдёт – тот играет, Много знает, всегда красиво говорит, В подготовительную группу перейти спешит. (слайд - радуга исчезает) Воспитатель сообщает детям о том, что совместно они могут попробовать создать свою радугу с помощью цветных волшебных конвертов с заданиями. | Встают в круг и приветствуют друг друга. Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты мой друг! Крепко за руки возьмитесь И друг другу улыбнитесь! Рассматривают радугу, запоминая последовательность расположения её цветов. Собираются перейти по радуге в подготовительную группу? Выдвигают проблему и высказывают свои предложения о восстановлении радуги. . | Формирование положительного эмоционального настроя. Создание мотивации к последующей образовательной деятельности. Формирование умения поиска решений. Создание благоприятных условий для высказывания детьми своего мнения, поддержки речевой активности. | |
Основной этап | |||
Игра «Разложи по порядку» Педагог предлагает разложить конверты с цифрами по порядку. Игра «Весна» Светает рано по утрам. Ручей шумит как водопад, Скворцы в скворечники летят, Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко теплом ласкает, Кто это время года знает? (слайд - изображение ранней и поздней весны) Какая бывает Весна? Игра «Дополни предложения» (слайды) Какие изменения происходят в природе с приходом весны? Дополните предложения.
Почему в народе говорят: «Весенний день – что ласковое слово». (Слайд) Появляется красный цвет на радуге. Игра «Хитрые вопросы» (слайды) - Сколько всего времен года? - После какого времени года наступает весна? - Зимой дни холодные, а весной? - Зимой день короткий, а весной? - Какую птицу считают символом весны? - Какая птица не высиживает свои яйца? - Какой сок собирают весной? - Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? . Появляется оранжевый цвет на радуге. Игра «Дорожка» Педагог зовёт детей по дорожке перейти на волшебную полянку: - сделайте один шаг вперёд, 2 шага вправо, 1 шаг влево; - найдите правое ухо, поверните голову влево; - похлопайте в ладоши над головой. Часто Зима не желает уступать Весне дорогу, поэтому люди в старину дружно зазывали Весну. Педагог предлагает позвать Весну – красну! Игра «Весна красная» (слайд) Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, Приди, весна с милостью, С корнем глубоким, С хлебом обильным. Игра «Настроение» Педагог предлагает детям рассказать о своём настроении, возникающем, когда они говорят о весне и выбрать схемы, подходящие к этому настроению. Игра: «Какой, какая, какое, какие» Воспитатель просит детей образовать новое словечко. Настроение весной - … Ручьи весной -… Дождь весной -… Погода весной -… Появляется желтый цвет на радуге. Игра «Ах, как пахнет!» Педагог предлагает понюхать, как пахнет весной воздух, трава и первые цветы. Игра «Капель» (слайд) Педагог просит детей прислушаться, как звучит капель и повторить её ритмы. Игра «Весенние месяцы» (слайд) Педагог предлагает вспомнить три весенних брата месяца. Март, март – солнцу рад. Апрель, апрель – открываем дверь. Май, май – сколько хочешь, гуляй! Какой весенний месяц идёт сейчас? Образуйте слова. День в апреле -… День в марте -… День в мае - … Объясните пословицу: « В марте – вода, в апреле – трава, в мае – цветы». Игра «На реке» (слайды) просит детей выяснить, что происходит со льдом на реке весной? (слайд) Льдины передвигаются по реке, лёд ходит, значит идёт … Педагог просит детей найти льдины с правильными буквами и причалить свои льдины к гласной и согласной пристани. Скоро льдины растают, и река будет полна воды, начнётся… Воды в реке станет так много, что она будет разливаться, начнётся… Появляется зелёный цвет на радуге. Воспитатель предлагает следующую игру и обращает внимание детей на экран с предметными картинками. Игра «Лишнее слово» (слайды)
Появляется голубой цвет на радуге. Игра «Перелётные птицы» Учитель – логопед предлагает рассмотреть перелётных птиц. Гимнастика для глаз с птичкой (вверх, вниз. направо, налево). «Птички» Летели птички, Прослеживание глазами за предметом по кругу Собой невелички. Как они летели, Движения глазами вправо – влево Все люди глядели. Как они садились, Движения глазами вверх – вниз Люди все дивились. Игра «Ласковые слова» Учитель – логопед акцентирует внимание детей на пении птиц, которое раздается музыкальным сопровождением. Предлагает рассмотреть картинки с птицами, разложенные на столе у каждого и просит назвать ласково. Скворец -.. Соловей -.. Журавль - … Лебедь -.. Утка -.. Кукушка -… Учитель – логопед просит детей объяснить пословицу: «Грач на горе, весна на дворе». Слушает предположения детей, поощряет правильные ответы. Игра «Покормим птиц» Учитель – логопед объясняет правила следующей игры: хлопайте в ладоши, если услышите то, что могут есть птицы; топайте ногами, если это птицы не едят.
Появляется синий цвет на радуге. Воспитатель. Игра «Чей домик» Педагог предлагает вспомнить, какая птица, где живёт и, разделившись на команды, сложить разрезные картинки и провести птичку в домик. Появляется фиолетовый цвет на радуге. | Дети раскладывают конверты с цифрами по порядку. Весна Светит солнце. Сосульки. Капель. Проталины. Ручейки. Почки. Распускаются листочки. Перелётные птицы. Насекомые и дикие животные. Дети объясняют пословицу: весной вся природа оживает, как и от ласкового слова человек. Дети предлагают разные варианты деления на 2 команды (мальчики – девочки, высокие – низкие…). Воспитанники коллективно выбирают лишний предмет, объясняя свой выбор. Дети, работая в команде, посовещавшись, дают ответ на вопрос. Выполняют инструкции. Дети встают в круг. Руки вверх, сжимание и разжимание кулачков поочерёдно. Взмахи рук по направлению к груди. Руки вверх, скрестив их. Руки вниз, кисти рук в замочек. Руки вверх, раздвинуть пальцы. Каждый ребёнок выбирает схему, соответствующую своему настроению и характеризует его (весёлое, радостное, прекрасное, задорное, прелестное, замечательное). Весеннее. Весенние. Весенний. Весенняя. Дети образуют новое слово на хлопок в ладоши. Глубокий вдох носом – медленный выдох ртом (рука на животе). Три коротких вдоха носом – один длинный выдох со словом «Ах!». Отхлопывание ритмов по образцу. Март, апрель, май. Хлопки. Руки вверх. Хлопки. Поставить ладони тыльной стороной перед собой, а затем параллельно друг другу. Хлопки. Топот ногами. Апрель. Апрельский. Мартовский. Майский. Дети образуют новое слово на хлопок в ладоши. Дети объясняют пословицу. Лёд треснул. Ледоход. Половодье. Разлив. Рассматривают картинки на слайде и определяют лишнюю: -весенние месяцы (август); -признаки весны (листопад); -весенние цветы (роза); -перелетные птицы (снегирь). Дети следят за перемещением птиц глазами, не двигая телом. Дети рассматривают картинки на столах и называют их с уменьшительным суффиксом. Скворушка. Соловушка. Журавушка. Лебёдушка. Уточка. Кукушечка. Дети высказывают свои предположения. (Грачи открывают весну.) Дети слушают внимательно, и выполняют соответствующие движения: топают или хлопают. В скворечнике – скворец. На дереве – грач. В гнезде под крышей – ласточка. В гнезде на крыше – аист. Чайка на берегу реки. | Закрепление навыков употребления количественных и порядковых числительных. Активизация словаря признаков. Совершенствование навыка употребления простого распространённого предложения. Развитие умения толкования пословиц. Развитие словесно – логического мышления. Развитие навыков сотрудничества, способности к согласованному взаимодействию. Совершенствование логического мышления. Работа малыми группами. Развитие слухового внимания, совершенствование пространственной ориентировки. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук. Активизация словаря признаков. Словообразование относительных прилагательных. Совершенствование диафрагмального дыхания. Развитие слухового восприятия, чувства ритма. Уточнение знаний о весенних месяцах. Совершенствование общей и мелкой моторики. Словообразование относительных прилагательных. Толкование значение пословиц. Развитие навыка образования сложных слов. Совершенствование навыка образования предмета от действия. Расширение и уточнение знаний о признаках весны. Активизация словаря. Развитие внимания, словесно – логического мышления.. Снятие напряжения, снижение утомления и усталости глаз. Закрепление знаний о перелетных птицах. Закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Развитие слухового внимания, памяти, мышления. Закрепление представлений детей о корме для птиц. Развитие навыков конструктивного праксиса и зрительно – пространственной ориентировки. | |
Рефлексивно – оценочный этап | |||
Воспитатель. Педагог нацеливает детей к подведению итога занятия об охране природы. Он говорит, что Весна с нами не прощается, её следы мы будем замечать везде. | Делают вывод и вспоминают пословицы о весне. | Умение самостоятельно оценивать свою работу, формулировать выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»
Аннотация Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...
Конспект открытого занятия по развитию речи для старшей группы. Тема: "Весна пришла".
Работа для воспитателей....
Презентация к конспекту открытого занятия по развитию речи для старшей группы. Тема: «Весна пришла»
Работа для воспитателей....
Конспект занятия в старшей группе, тема "Весна пришла"
В конспекте занятия мы с детьми беседуем о времени года весны, о признаках, и в конце занятия нам нужно нарисовать весну....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна пришла»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна пришла» Воспитатель Шибаева И.В. Цель: Составление описательного рассказа о весне.Задачи: а) образовательные: - с...
Беседа с детьми старшей группы о весне "К нам пришла весна".
Данная беседа может быть полезна так и родителям. Давайте вместе с детьми откроем секреты этого прекрасного времени года и узнаем изменения в природе и в жизни людей. Эта беседа поможет закрепить знан...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна пришла»
Цель: Составление описательного рассказа о весне.Задачи:а) образовательные:- систематизировать знания детей о весне и её признаках;-уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Вес...