Развитие связной речи у дошкольников. Консультация для родителей.
консультация по логопедии
Консультация учителя-логопеда для родителей по теме "Развитие связной речи у дошкольников."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvivat_svyaznuyu_rech_u_doshkolnikov.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Однако у многих детей 6-7 лет отмечается специфическое своеобразие связной речи: затруднения передачи логической последовательности, «застревания» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по несколько раз. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют короткие, малоинформативные предложения. Затруднено участие в коллективном разговоре, недостаточно сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответы.
Дети часто не могут: последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, серии картин с фабульным развитием действия (фабула-основа, «ядро» повествования).
Как же научить ребенка всему этому, чтобы ему легче было учиться в школе, общаться со сверстниками, взрослыми? Первое, и, наверное, самое главное, это приучить ребенка к чтению. Начинать надо в самом раннем возрасте: читать книги, рассматривать вместе с ребенком яркие иллюстрации, заучивать короткие стишки, потешки, рассказывать вместе с ребенком знакомый сюжет сказок по картинкам, инсценировать знакомые сказки с использованием игрушек. Читайте каждый день по 15-20 минут, это неосознанно сформирует у ребенка привычку к чтению, научит его слушать, воспринимать услышанное.
Для детей более старшего возраста можно использовать различные пособия, которые разработаны специалистами для родителей и педагогов.
В пособии «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР», авторы Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова для составления рассказов предлагаются сюжетные картинки, серии картинок с фабульным развитием действия, стимульные картинки, выполняющие функции мнемотаблиц, картинно-графические планы рассказов. В пособии даны картинки для формирования навыка подбора родственных слов и словообразования.
Составление рассказа и его пересказ целесообразно проводить в несколько этапов:
- Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно графические планы.
- Предложить детям рассмотреть картинку.
- Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с использованием схемы каждого предложения.
- Попросить детей послушать получившийся рассказ, который педагог излагает четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.
Помнить, что каждому слову соответствует определенный символ!
- Попросить детей придумать название рассказа.
- Предложить пересказать получившийся рассказ.
- Пересказ рассказа с использованием картинно-графических планов.
- Предложить детям послушать текст, привлекая внимание к каждой схеме предложения, к каждому его символу.
- Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы с использованием схемы данного предложения.
- Дать детям еще раз послушать рассказ, который педагог излагает четко по схеме.
- Попросить детей придумать название рассказа.
- Предложить детям пересказать весь рассказ.
- Пересказ рассказа цепной структуры.
- Прочитать текст, привлекая внимание детей к каждой схеме предложения, к каждому его символу.
- Предложить детям еще раз послушать рассказ, который педагог излагает четко по схеме.
- Попросить детей придумать название рассказа.
- Предложить пересказать рассказ.
- Составление рассказа по серии картинок с фабульным развитием действия.
- Предложить детям рассмотреть картинки и расположить их в нужной последовательности.
- Задать вопросы к каждой картинке серии, добиваясь ответов развернутыми полными предложениями.
- Попросить детей послушать получившийся рассказ и придумать название.
- Предложить детям пересказать рассказ.
- Рассказы по сюжетным картинкам без опоры на схему.
- Предложить детям рассмотреть картинку.
- Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа, добиваясь ответов развернутыми полными предложениями.
- Попросить детей послушать получившийся рассказ и придумать название.
- Предложить детям пересказать рассказ.
- Рассказы по сюжетным и стимульным картинкам.
- Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку.
- Прочитать текст рассказа.
- Предложить разложить стимульные картинки в соответствии с текстом.
- Попросить детей придумать название рассказа и обосновать его.
- Пересказать получившийся рассказ.
- Пересказ прочитанного рассказа.
- Прочитать текст.
- Рассмотреть картинку.
- Ответить на вопросы.
- Пересказать рассказ.
- Родственные слова.
- Предложить детям рассмотреть картинки, назвать их и найти, чем похожи все эти слова (какое слово их объединяет).
- Ответить на вопрос, как называются эти слова.
- Словообразование.
- Предложить детям рассмотреть картинки.
- Ответить на вопросы.
- Попросить придумать предложения с этими словами.
Если пройти с ребенком все этапы обучения, то в школе у него не возникнут трудности с пересказом, заучиванием стихов, написанием изложений и сочинений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие связной речи детей дома» (консультация для родителей)
Статья посвящена необходимости развития связной речи, поскольку речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе. Предлагаются игры и упражнения,...
«Развитие связной речи детей дома» консультация для родителей
Работы, проводимой в детском саду или на подгготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилие педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться...
Материалы по теме: «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников» (для воспитателей, родителей)
советы воспитателям по развитию связной речи...
Развитие диалогической речи у дошкольников ( консультация для родителей)
Развитие диалогической речи у дошкольников. Необходимые умения,навыки....
Консультация-практикум для родителей: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»Цель:Оказание помощи родителям в овладении основными п...
Развитие связной речи в семье. Консультации для родителей
В материале представлены примеры игр и упражнений, которые могут быть использованы родителями в домашних условиях....
"Формирование и развитие связной речи у дошкольников" консультация для педагогов
Консультация для педагогов...