Коррекционно-развивающая программа для детей с ТНР с использованием системы музыкальных игр и упражнений "Логонотки"
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Авторская программа для детей с ОНР 5-7 лет с использованием системы музыкальных игр и упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 68.02 КБ |
prilozhenie_1.doc | 76.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 65» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
443112 г. Самара, поселок Управленческий, ул. Крайняя, дом 13 тел\факс9502762e-mail:mdouds65@bk.ru
УТВЕРЖДЕНО «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад № 65» «Детский сад № 65» г.о. Самара г.о. Самара
Протокол №___ ________Е.М. Савушкина
от «__»___________2021 г. «____»__________2021 г.
Дополнительная коррекционно-развивающая программа
для детей с ТНР с использованием
системы музыкальных игр и упражнений
«Логонотки»
Автор – составитель:
Учитель-логопед: Мамаева Ольга Григорьевна
Самара 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка…………………………………………………….3
- Характеристика особенностей психоречевого развития детей 5-7 лет
с общим недоразвитием речи……………. ……………………………....7
1.3 Планируемые результаты освоения программы………………………..11
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Организация образовательной деятельности………………………………13
2.2 Условия реализации программы……………………………………………14
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Проектирование образовательного процесса…………………………...16
3.2. Диагностика речевого и музыкального развития детей…………….....23
Список литературы……………………………………………………………...26
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Использование музыкального сопровождения как здоровьесберегающей технологии в коррекционной работе логопеда с дошкольниками становится особо актуальным, если речь идет о детях, имеющих отклонения в развитии. У таких детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, познавательной активности, страдают все виды памяти, наблюдается нарушение общего и орального праксиса; незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с эмоциональной лабильностью, слабой мотивацией и заинтересованностью к занятиям.
Сегодня для многих из нас музыка – это лишь развлечение, некий продукт потребления или просто привычный «шумовой фон». Мало кто знает, что у музыкальных звуков есть особая сила. Ещё в IV веке до н. э. Платон утверждал: «Музыка – это самое мощное средство, потому что ритм и гармония живут в душе человека. Музыка обогащает ее, даруя ей блаженство и озарение». Таким образом, о сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях.
Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.).
В связи с этим в МБДОУ «Детский сад № 65» г.о. Самара была разработана и апробирована дополнительная коррекционно-развивающая программа для детей с ОНР с использованием системы музыкальных игр и упражнений «Логонотки»
Направленность программы – коррекционно-развивающая.
Настоящая программа рассчитана на детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 5-7 лет и составлена с учетом следующих программ:
- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, 2008 г.
- «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой, 2019 г.
- «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, 2009 г.
- Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
- Адаптированные образовательные программы воспитанников
Отличительной особенностью данной программы является
использование музыки в коррекционной работе логопеда.
В программе систематизированы и адаптированы к работе с детьми с ОНР отдельные приемы коррекционной работы по следующим видам музыкальной деятельности:
- Пение;
- Музыкально-ритмические движения;
- Игра на музыкальных инструментах;
- Эмоционально-волевой и креативный тренинг.
Система музыкальных игр и упражнений используется для поддержания интереса к занятиям и работы по совершенствованию сенсорных функций и произносительной стороны речи.
Цель программы: повышение эффективности коррекционной работы над произносительной стороной речи и сенсорных функций.
Задачи программы:
Коррекционно-развивающие:
- Устранение дефектов звукопроизношения и формирование полноценной фонетической системы языка (артикуляционных навыков, звукопроизношения).
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Развитие слоговой структуры слова, способствующей усвоению навыка слогового анализа и синтеза.
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.
- Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.
- Развитие навыков связной речи.
- Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики).
- Развитие речевого дыхания, просодики.
- Развитие и коррекция психических процессов.
- Развитие и коррекция сенсорных функций.
- Проведение исследований результатов коррекционной работы.
- Создание развивающей образовательной среды.
Музыкально-развивающие:
- Развитие музыкального слуха (звуковысотность, тембр), чувство ритма.
- Формирование и развитие певческих навыков (точное интонирование, четкая и ясная дикция, правильное распределение дыхания, продолжительный выдох).
- Формирование элементарных навыков игры на музыкальных инструментах.
Воспитательные:
- Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности дошкольников в целях дальнейшей успешной социализации
- Развитие музыкальных и творческих способностей, нравственно-эмоциональной отзывчивости
- Художественно-эстетическое развитие и воспитание
Для достижения эффективности в реализации программы с использованием системы музыкальных игр и упражнений необходимо соблюдение следующих принципов:
- Принцип систематичности обуславливает последовательность изложения материала, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, распределение материала. Систематичность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития и воспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах.
- Принцип сознательности и активности. В процессе коррекционного воспитания детей с речевыми расстройствами важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения.
- Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
- Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся более трудных новых заданий. Переход к новым заданиям осуществляется постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков.
- Принцип развития предполагает учет многих параметров: развитие личности ребенка с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем.
- Принцип всестороннего воздействия влияет на организм в целом.
- Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение логопедических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства.
- Принцип учета симптоматики определяет возможности людей с речевой патологией.
- Принцип комплексности предполагает связь логопедического занятия с медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (пение, ритмические движения, игра на музыкальных инструментах и т.д.)
Характеристика особенностей психоречевого развития детей 5-7 лет
с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
В старшей и подготовительной группе (5-7 лет) с общим недоразвитием речи преимущественно находятся дети со 2, 3 уровнем речевого развития.
У детей с ОНР 2 уровня страдают все компоненты языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.
Наиболее характерные фонетические трудности касаются нарушения произношения 10 – 20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие - твёрдые, глухие – звонкие, а также звуки Л – Р, С – Ш, ТЬ – Ч, Ш – Щ, СЬ – Щ и т.д., может быть нарушена звуконаполняемость слов, искажена слоговая структура, затруднения вызывает воспроизведение ряда слогов: ба – ба – па, тя – та – да – дя; слов, сходных по звучанию: кот – год – ход, палка - балка – скалка ...
Среди лексических нарушений можно назвать:
- невозможность или затруднения в назывании частей предмета;
- затруднения в назывании обобщающих слов;
- ошибки в подборе глаголов, обозначающих действия по голосу (каркает, чирикает, мычит), по способу передвижения (скачет, летит, ползёт), выражающих точность действий (чирикает, каркает, кукарекает – заменяют словом «кричит»; вместо уточнения скачет, мчится – «бежит; лижет, грызёт – всё выражают одним словом «ест»);
- не верное употребление или замена приставочных глаголов (пришёл, ушёл, зашёл, вышёл, перешёл);
- не верный подбор или не возможность выполнить задание, связанное с подбором противоположного или близкого по смыслу слова;
- не верное образование существительных при помощи различных суффиксов, с уточнением их значения: путают (листик – листок, грибик – грибок, слоник – слонёнок).
- большие трудности в образовании относительных и притяжательных прилагательных;
В грамматическом строе распространены ошибки:
- словоизменения различных частей речи;
- употребления предлогов («птичка села в дерево», «дятел живёт на дупле», «мальчик вышел из шкафа»);
- согласования различных частей речи с существительным;
- построения различных типов предложений;
- управления.
В связной речи находят отражение все вышеперечисленные ошибки. Однако развёрнутые высказывания детей с ОНР отличаются ещё и отсутствием четкости, последовательности изложения. Они характеризуются отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления. Детям трудно не только составлять самостоятельно рассказы, но и пересказывать за нормально говорящими сверстниками или за взрослым. Характерным для этой категории детей является трудность в овладении чувством ритма, что приводит к неумению или длительному заучиванию стихов.
Необходимо отметить, что у детей с общим недоразвитием наряду с указанными речевыми особенностями отмечается недостаточность сформированности неречевых процессов, которые тесно связаны с речью: память, внимание, мелкая и общая моторика, словесно-логическое мышление.
ОНР 3 уровня характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов.
На данном этапе речевого развития произносительная сторона речи в значительной степени сформирована. Дети пользуются достаточно свободно словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Но есть дети, которые испытывают ещё трудности.
Ошибки в смешении и замене, пропуске звуков, перестановке, употреблении слогов встречаются, как правило, при выполнении специально подобранных усложненных заданий.
Они достаточно уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов.
На фоне развернутой речи отмечаются отдельные отклонения в развитии каждого из компонентой речевой системы. В речи детей присутствуют элементы ситуативности, затруднения в использовании вариантов сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картине и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах этих детей нередко состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастии, деепричастии. Зачастую у них наблюдаются однообразие и неточность в употреблении слов, содержащих обобщения, оттенки значений, названия явлений природы, а также абстрактные понятия. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Не полностью усвоены сложноподчиненные союзы, почти нет условных, уступительных, определительных придаточных предложений.
Значительные трудности испытывают дети при самостоятельном образовании слов, наблюдаются ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний, характерно смешение форм склонения, особенно много трудностей при овладении предложными конструкциями. В активной речи правильно употребляются лишь простые и хорошо отработанные ранее предлоги.
Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.
В меньшей степени наблюдаются нарушения высших психических функций, общей и мелкой моторики.
У большинства детей к концу учебного года (к 7 годам) полностью скомпенсирована речевая недостаточность и сопутствующие ей психофизические нарушения, дети полностью готовы к обучению в школе.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы
В результате освоения данной программы дети научатся:
- в полном объеме и силе пользоваться артикуляционным аппаратом, артикуляционно-акустическим укладом, мимикой;
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- пользоваться интонационными средствами выразительности речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и сложные предлоги правильно употребляться;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- различать звуки по высоте, тембру;
- узнавать звучание музыкальных инструментов;
- играть на музыкальных инструментах;
- выразительно петь, точно интонируя мелодию;
- продолжительному выдоху, правильному распределению дыхания;
- четкой дикции;
- чувствовать и соблюдать ритм, ритмично двигаться под музыку;
- владеть мелкой общей и мелкой моторикой.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация образовательного процесса
Срок обучения по программе: 2 года
Категория детей – дети дошкольного возраста 5-7 лет с ОНР.
Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР длится с сентября по июнь. Первые две недели сентября и июня проводится диагностика уровня речевого и музыкального развития детей. Занятия начинаются с 3-й недели сентября.
Учебный план (примерный)
№ | Наименование разделов | Количество занятий | |
1-й год 5-6 лет | 2-й год 6-7 лет | ||
1. | Обследование | 2 | 2 |
2. | Подготовительный этап | 10 | 8 |
3. | Этап формирования первичных произносительных навыков и умений | 16 | 14 |
4. | Этап формирования коммуникативных умений и навыков | 10 | 12 |
5. | Итоговое обследование | 2 | 2 |
ИТОГО | 40 | 38 |
Количество занятий на каждом этапе может изменяться в зависимости от возможностей и потребностей детей, до достижения ожидаемого результата.
Форма занятий: подгрупповые занятия
Частота занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня
Длительность занятий: 20 минут
Количество детей в подгруппе: 3-4 ребенка, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения.
Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.
Основная цель подгрупповых занятий – закрепление поставленных звуков в различных фонетических условиях с использованием музыкальных игр и упражнений.
Условия реализации программы
(материально-техническое обеспечение)
Для проведения занятий подгрупповых занятий по формированию звукопроизношения с использованием музыкальных игр и упражнений используются:
- Музыкальные инструменты:
Беззвучные (пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и др.)
Звучащие –
- Игрушки-иснтрументы со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, кастаньеты, треугольники);
- Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты (свирели, дудки, рожки);
- Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, органчики);
- Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, флейты, баяны, саксофоны, гармоники, губные гармошки, колокольчики, домры, балалайки и др.)
- Музыкальный центр
- Ноутбук и различные музыкальные носители (флэш-карты, диски)
- Коврики
- Зеркала
- Столы
- Стулья
- Мячи
- Дидактический материал для развития мелкой моторики (шнуровка, бусины, пуговицы, прищепки, камешки, шишки, крупы, игрушки на пальчики и т.д.)
- Дидактический материал для развития дыхания (шарики, ватки, снежинки, трубочки, карандаши, вертушки, листья, помпоны и т.д.)
- Книги, альбомы, пособия, нотный материал по автоматизации звуков.
- Записи аудио, видео.
- Пособия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи (дидактические игры, картинки, планы, мультимедийные игры
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Проектирование образовательного процесса
Этапы и направления коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения.
№ | Содержание | |
1 этап. Подготовительный Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков | ||
1. 2. 3. 4. 5. | Нормализация моторики органов артикуляционного аппарата Нормализация голоса и голосовых модуляций Нормализация речевого дыхания Нормализация просодики Нормализация мелкой моторики рук | |
2 этап. Формирование первичных произносительных умений и навыков Цель: сформировать первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Выработка артикуляционных поз Развитие фонематического слуха. Автоматизация звуков Дифференциация звуков Отработка слов сложной звукослоговой структуры. Отработка правильных произносительных навыков с использованием разнообразного лексико-грамматического материала. | |
3 этап. Формирование коммуникативных умений и навыков Цель: сформировать умения и навыки правильного употребления звуков речи во всех ситуациях обращения | ||
1. 2. | Выработка самоконтроля Закрепление навыков правильного звукопроизношения и просодики в разных речевых условиях:
|
Все этапы и направления коррекционной работы систематизированы и адаптированы для детей с общим недоразвитием речи и распределены по следующим видам музыкальной деятельности:
- Пение
Цель: формирование правильного дыхания, продолжительного выдоха, умение распределять дыхание, формирование четкости дикции, развитие артикуляции, закрепление навыков правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики рук, речедвигательной координации органов артикуляции и рук.
- Музыкально-ритмические движения
Цель: развитие общей и мелкой моторики, чувство ритма, согласованности движений с музыкой и речью, усвоение фонетической стороны речи.
- Игра на музыкальных инструментах
Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма, развитие дыхания, творческих способностей, мелкой моторики, развитие звуковысотного, тембрового, динамического слуха.
- Эмоционально-волевой и креативный тренинг
Цель: создание благоприятной комфортной психологической обстановки; снятие мышечного утомления и напряжения; развитие сенситивных способностей; гибкости и оригинальности мышления; формирование навыка конструктивного выражения эмоций; развитие познавательной деятельности; мимических мышц; коммуникативной и регулирующей функции речи
Перспективный (примерный) план
по формированию правильного звукопроизношения
с использованием системы музыкальных игр и упражнений
Вид музыкальной деятельности | Содержание и формы коррекционной работы на подгрупповых занятиях | |
1 этап. Подготовительный | ||
1. | Нормализация моторики органов артикуляционного аппарата Цель: выработка правильных, полноценных движений артикуляторных органов, необходимых для правильного произношения звуков | |
Музыкально-ритмическое движение Эмоционально-волевой и креативный тренинг | Артикуляционная гимнастика с музыкальным сопровождением, под счет и ритмическую музыку Мимические упражнения | |
2. | Нормализация голоса и голосовых модуляций Цель: развитие силы, плавности и тембра голоса | |
Пение Музыкально-ритмическое движение Эмоционально-волевой и креативный тренинг | Голосовая гимнастика с музыкальным сопровождением Распевки Попевки Пение с движением Физ. Минутки | |
3. | Нормализация речевого дыхания Цель: формирование речевого дыхания на длительном плавном выдохе увеличение объема дыхания, нормализация его ритма | |
Игры на музыкальных инструментах Пение Музыкально-ритмическое движение | Дыхательная гимнастика с музыкальным сопровождением Игра на музыкальных инструментах Распевки Попевки Речедвигательные упражнения | |
4. | Нормализация просодики Цель: формирование темпо-ритмической организации речи, интонационной выразительности речи, тембра, слитности произнесения слов и фраз, четкой дикции | |
Пение Игра на музыкальных инструментах | Распевки Попевки Рифмовки Чистоговорки Речедвигательные упражнения Игра на музыкальных инструментах | |
5. | Нормализация мелкой моторики рук Цель: развитие координации и точности движений руки и глаза, гибкости пальцев, ритмичности | |
Пение Музыкально-ритмические движения Игра на музыкальных инструментах | Попевки, распевки, чистоговорки прорабатываются с «пропеванием» каждого слога пальчиками Речь с движением (игры) Пальчиковая гимнастика под музыку Игра на музыкальных инструментах | |
2 этап. Формирование первичных произносительных умений и навыков | ||
1. | Выработка артикуляционных поз Цель: формирование правильного артикуляционного уклада звуков | |
Музыкально-ритмическое движение Эмоционально-волевой и креативный тренинг | Артикуляционная гимнастика с музыкальным сопровождением, под счет и ритмическую музыку Мимические упражнения | |
2. | Развитие фонематического слуха Цель: развитие речевого слуха, формирование умения различать слова близкие по звуковому составу, развивать умение выделять звук на фоне слова | |
Пение Игра на музыкальных инструментах | Распевки Попевки Чистоговорки Песенки Игра на музыкальных инструментах (звучащих) | |
3. | Автоматизация звука Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале | |
Пение Музыкально-ритмические движения | Распевки Попевки Чистоговорки Логопедические песенки Физ. минутки Речь с движением | |
4. | Дифференциация звуков Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации | |
Пение Игра на музыкальных инструментах | Распевки Попевки Чистоговорки Песенки Игра на музыкальных инструментах (звучащих) | |
5. | Отработка слов сложной звукослоговой структуры Цель: формирование навыка воспроизведения ритмической структуры слов | |
Пение Музыкально-ритмические движения Игра на музыкальных инструментах | Распевки Рифмовки Попевки Чистоговорки Песенки Речь с движением Игра на музыкальных инструментах (звучащих, беззвучных) | |
6. | Отработка правильных произносительных навыков с использованием разнообразного лексико-грамматического материала. Цель: формирование лексико-грамматических средств языка | |
3 этап. Формирование коммуникативных умений и навыков | ||
1. | Выработка самоконтроля Цель: формирование способности контролировать умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи. | |
Пение Музыкально-ритмические движения | Распевки Попевки Чистоговорки Логопедические песенки Физ. минутки Речь с движением | |
2. | Закрепление навыков правильного звукопроизношения и просодики в разных речевых условиях Цель: формировать умений и навыков правильного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. | |
Пение Музыкально-ритмические движения | Распевки Попевки Чистоговорки Логопедические песенки Физ. минутки Речь с движением |
Перспективный план не является статичным по своему характеру.
Направления работы могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
Диагностика речевого и музыкального развития детей
Уровень речевого и музыкального развития дошкольников определяется в начале и конце года по следующим показателям:
- Артикуляционная и мимическая моторика
- Объём и качество движений губ;
- Объём и качество движений языка;
- Воспроизведение определенных мимических поз.
- Сенсорные функции
- Слуховое внимание;
- Музыкальный слух;
- Звуковысотность слуха;
- Тембровый слух;
- Динамический слух;
- Ритмическое чувство;
- Фонематический слух.
- Певческие и речевые навыки
- Продолжительность выдоха;
- Распределение дыхания;
- Чёткость дикции.
- Мелкая моторика
- Кинестетическая основа движения;
- Кинетическая основа движения.
Каждый из показателей определяется 3 уровнями:
Уровень показателя | Параметры | Баллы |
1. Высокий | Задание ребенок выполнил правильно, самостоятельно | 3 балла |
2. Средний | Задание ребенок выполнил после оказания некоторой помощи взрослого | 2 балла |
3. Низкий | Ребенок выполнил задания со значительными ошибками после оказания помощи | 1 балл |
Определение уровня речевого и музыкального развития осуществляется в непринужденной беседе с ребенком. Используются игровые приемы и многочисленные предметные пособия, дидактические игры, детские музыкальные инструменты. Результаты диагностики отображаются в диагностической карте (Приложение 1).
Уровень музыкального и речевого развития ребенка вычисляется по следующей формуле:
Формула 1.
Ур. муз. и реч. развития ребенка = (У дв.губ + У дв.яз. + У мим. + У сл.вним. + У муз.сл. + У зв.сл. + У темб.сл. + У дин.сл. + У ритма + У пр.выд. + У распр.дых.+ У дикции + У кинес. + У кин.) / 15
Уровень музыкального и речевого развития группы вычисляется по следующей формуле:
Формула 2.
Ур. муз. и реч. развития группы = У 1 реб. + У 2 реб. + У 3 реб. и т.д.
Количество детей в группе
Уровень музыкально и речевого развития по диагностическим блокам вычисляется по следующей формуле:
Формула 3.
Ур. муз. и реч. разв. по диаг. блокам = (У разв.диаг.бл. 1 реб. + У разв.диаг. бл. 2 реб. + У разв.диаг. бл.3 реб. + и т.д.) / количество детей в группе
Итоговые показатели: Высокий – 2,1-3 балла
Средний – 1,1-2 балла
Низкий – ниже 1,1 балла
Список литературы:
- «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, 2009 г.
- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, 2008 г.
- «Учите детей петь» Т.М.Орлова, С.И.Бекина, - М.: Просвещение, 1986.
- Алвин Джульетта, Уорик Эриел «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» - Теревинф, 2008.
- Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» - СПб.: КАРО, 2005.
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М.: Просвещение, 1981.
- Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» - М.: ВЛАДОС, 2003.
- Волкова Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
- Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, вспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Емельянов В.В., Трифонова И. «Развивающие голосовые игры» - СПб., 1997.
- Кабанова Т.В., Домнина О.В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» - М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2. - М.: Баласс, 1999.
- Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 3 и 4. - М.: Баласс, 1999.
- Костина Э.П. «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексного педагогического мониторинга»
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
- Крупа-Шушарина С.В. «Логопедические песенки для детей дошкольного возраста» - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
- Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи» - М.: ГНОМ и Д, 2002.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. - СПб.: Дельта, 1997.
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ» - М.: Айрис-пресс, 2004.
- Мусова И. «Логопедические чистоговорки» - М.: Тандем, 1999.
- Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004.
- Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки» - СПб.: КАРО, 2009.
- Овчинникова Т.С. «Подвижные игры и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду» - СПб.: КАРО, 2006.
- Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия» - М.: Композитор, 1997.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. – М.: ГНОМ, 2015.
- Чистякова М.И. «Психогимнастика» / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
Предварительный просмотр:
Приложение 1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
№ | Фамилия, имя ребенка | Артикуляционная и мимическая моторика | Сенсорные функции | Певческие и речевые навыки | Мелкая моторика | |||||||||||||||||||||||||||||||
Объем и качество движения губ | Объем и качество движения языка | Воспр. опред. мимич. поз | Слуховое внимание | Муз-ный слух | Звуковы-сотность слуха | Тембро-вый слух | Динамич. слух | Ритмич. чувство | Фонем. слух | Продолж-ть выдоха | Распере-ледение дыхания | Чёткость дикции | Кинест. основа движений | Кинетич. основа движений | ||||||||||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Условные обозначение:
Н – начало года - высокий уровень
К – конец года - средний уровень
- низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ.
Формы организации занятий.Педагог организует работу детей по подгруппам 6–8 человек. К концу учебного года можно постепенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от состояния и возможносте...
"Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе"
В данной статье представлены игровые упражнения для развития у дошкольников памяти, внимания, образно-логического мышления и другие психические процессы, необходимые для учебной деятельности в д...
Технологии, укрепляющие здоровье, в системе коррекционно-развивающего обучения учреждений для детей с ОВЗ.
Концепция дошкольного образования предусматривает не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Поэтому актуально говорить о здоровьесберегающ...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Построена построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...