Коррекционно-развивающая программа для детей с ТНР с использованием системы музыкальных игр и упражнений "Логонотки"
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мамаева Ольга Григорьевна

Авторская программа для детей с ОНР 5-7 лет с использованием системы музыкальных игр и упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx68.02 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc76.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 65» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

443112 г. Самара, поселок Управленческий, ул. Крайняя, дом 13 тел\факс9502762e-mail:mdouds65@bk.ru

УТВЕРЖДЕНО                                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим советом                                                            Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад № 65»                                                    «Детский сад № 65»                                                                                                                                   г.о. Самара                                                                                     г.о. Самара

 Протокол №___                                                                            ________Е.М. Савушкина

 от «__»___________2021 г.                                                         «____»__________2021 г.

                                                                                                       

Дополнительная коррекционно-развивающая программа

для детей с ТНР с использованием

системы музыкальных игр и упражнений

«Логонотки»

 

Автор – составитель:

Учитель-логопед: Мамаева Ольга Григорьевна

Самара 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2. Характеристика особенностей психоречевого развития детей  5-7 лет

с общим недоразвитием речи……………. ……………………………....7

1.3     Планируемые результаты освоения программы………………………..11

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Организация образовательной деятельности………………………………13

2.2 Условия реализации программы……………………………………………14

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1    Проектирование образовательного процесса…………………………...16

3.2.   Диагностика  речевого и музыкального развития детей…………….....23

         

Список литературы……………………………………………………………...26

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.

Использование музыкального сопровождения как здоровьесберегающей технологии в коррекционной работе логопеда с дошкольниками становится особо актуальным, если речь идет о детях, имеющих отклонения в развитии. У таких детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, познавательной активности, страдают все виды памяти, наблюдается нарушение общего и орального праксиса; незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с эмоциональной лабильностью, слабой мотивацией и заинтересованностью к занятиям.

Сегодня для многих из нас музыка – это лишь развлечение, некий продукт потребления или просто привычный «шумовой фон». Мало кто знает, что у музыкальных звуков есть особая сила. Ещё в IV веке до н. э. Платон утверждал: «Музыка – это самое мощное средство, потому что ритм и гармония живут в душе человека. Музыка обогащает ее, даруя ей блаженство и озарение». Таким образом, о сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях.

Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.).

В связи с этим в МБДОУ «Детский сад № 65» г.о. Самара была разработана и апробирована дополнительная коррекционно-развивающая программа для детей с ОНР с использованием системы музыкальных игр и упражнений «Логонотки»

Направленность программы – коррекционно-развивающая.

Настоящая программа рассчитана на детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 5-7 лет  и составлена с учетом следующих программ:

  • «Программа логопедической работы  по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, 2008 г.  
  • «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой,  2019 г.
  • «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, 2009 г.
  • Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
  • Адаптированные образовательные программы воспитанников

Отличительной особенностью данной программы является

использование музыки  в коррекционной работе логопеда.

В программе систематизированы и адаптированы к работе с детьми с ОНР отдельные приемы коррекционной работы по следующим видам музыкальной деятельности:

  • Пение;
  • Музыкально-ритмические движения;
  • Игра на музыкальных инструментах;
  • Эмоционально-волевой и креативный тренинг.

Система  музыкальных игр и упражнений используется для поддержания интереса к занятиям и работы по совершенствованию сенсорных функций и произносительной стороны речи.

Цель программы: повышение эффективности  коррекционной работы  над произносительной стороной речи и сенсорных функций.

Задачи программы:

Коррекционно-развивающие:

  1. Устранение дефектов звукопроизношения и формирование полноценной фонетической системы языка (артикуляционных навыков, звукопроизношения).
  2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  3. Развитие слоговой структуры слова, способствующей усвоению навыка слогового анализа и синтеза.
  4. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.
  5. Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.
  6. Развитие навыков связной речи.
  7. Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной,  мелкой и общей моторики).
  8. Развитие речевого дыхания, просодики.
  9. Развитие и коррекция психических процессов.
  10. Развитие и коррекция сенсорных функций.
  11. Проведение исследований результатов коррекционной работы.
  12. Создание развивающей образовательной среды.

Музыкально-развивающие:

  1. Развитие музыкального слуха (звуковысотность, тембр), чувство ритма.
  2. Формирование и развитие певческих навыков (точное интонирование, четкая и ясная дикция, правильное распределение дыхания, продолжительный выдох).
  3. Формирование элементарных навыков игры на музыкальных инструментах.

Воспитательные:

  1. Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности дошкольников в целях дальнейшей успешной социализации
  2. Развитие музыкальных и творческих способностей, нравственно-эмоциональной отзывчивости
  3. Художественно-эстетическое развитие и воспитание

Для достижения эффективности в реализации программы с использованием системы музыкальных игр и упражнений необходимо соблюдение следующих принципов:

  • Принцип систематичности обуславливает последовательность изложения материала, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, распределение материала. Систематичность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития и воспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах.
  • Принцип сознательности и активности. В процессе коррекционного воспитания детей с речевыми расстройствами важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения.
  • Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
  • Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся более трудных новых заданий. Переход к новым заданиям осуществляется постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков.
  • Принцип развития предполагает учет многих параметров: развитие личности ребенка с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем.
  • Принцип всестороннего воздействия влияет на организм в целом.
  • Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение логопедических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства.
  • Принцип учета симптоматики определяет возможности людей с речевой патологией.
  • Принцип комплексности предполагает связь логопедического занятия с медико-психолого-педагогическими воздействиями и  основными видами музыкальной деятельности (пение, ритмические движения, игра на музыкальных инструментах и т.д.)

Характеристика особенностей психоречевого развития детей  5-7 лет

с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

В старшей и подготовительной группе (5-7 лет) с общим недоразвитием речи преимущественно находятся дети со 2, 3 уровнем речевого развития.

У детей с ОНР 2 уровня страдают все компоненты языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Наиболее характерные фонетические трудности касаются нарушения произношения 10 – 20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие - твёрдые, глухие – звонкие, а также звуки Л – Р, С – Ш, ТЬ – Ч, Ш – Щ, СЬ – Щ и т.д., может быть нарушена звуконаполняемость слов, искажена слоговая структура, затруднения вызывает воспроизведение ряда слогов: ба – ба – па, тя – та – да – дя; слов, сходных по звучанию: кот – год – ход, палка - балка – скалка ...

Среди лексических нарушений можно назвать:

- невозможность или затруднения в назывании частей предмета;

- затруднения в назывании обобщающих слов;

- ошибки в подборе глаголов, обозначающих действия по голосу (каркает, чирикает, мычит), по способу передвижения (скачет, летит, ползёт), выражающих точность действий (чирикает, каркает, кукарекает – заменяют словом «кричит»; вместо уточнения скачет, мчится – «бежит;  лижет, грызёт – всё выражают одним словом «ест»);

- не верное употребление или замена приставочных глаголов (пришёл, ушёл, зашёл, вышёл, перешёл);

- не верный подбор или не возможность выполнить задание, связанное с подбором противоположного  или близкого по смыслу слова;

- не верное образование существительных при помощи различных суффиксов, с уточнением их значения: путают (листик – листок, грибик – грибок, слоник – слонёнок).

- большие трудности в образовании относительных и притяжательных прилагательных;

В грамматическом строе распространены ошибки:

- словоизменения различных частей речи;

- употребления предлогов («птичка села в дерево», «дятел живёт на дупле», «мальчик вышел из шкафа»);

- согласования различных частей речи с существительным;

- построения различных типов предложений;

- управления.

В  связной речи находят отражение все вышеперечисленные ошибки. Однако развёрнутые высказывания детей с ОНР отличаются ещё и отсутствием четкости, последовательности изложения. Они характеризуются отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления. Детям трудно не только составлять самостоятельно рассказы, но и пересказывать за нормально говорящими сверстниками или за взрослым. Характерным для этой категории детей является трудность в овладении чувством ритма, что приводит к неумению или длительному заучиванию стихов.

Необходимо отметить, что у детей с общим недоразвитием наряду с указанными речевыми особенностями отмечается недостаточность сформированности неречевых процессов, которые тесно связаны с речью: память, внимание, мелкая и общая моторика, словесно-логическое мышление.

ОНР 3 уровня характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная  сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов.

На данном этапе речевого развития произносительная сторона речи в значительной степени сформирована. Дети пользуются достаточно свободно словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Но есть дети, которые испытывают ещё трудности.

Ошибки в смешении и замене, пропуске звуков, перестановке, употреблении слогов встречаются, как правило, при выполнении специально подобранных усложненных заданий.

Они достаточно уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов.

На фоне развернутой речи отмечаются отдельные отклонения в развитии каждого из компонентой речевой системы. В речи детей присутствуют элементы ситуативности, затруднения в использовании вариантов сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картине и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах этих детей нередко состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастии, деепричастии. Зачастую у них наблюдаются однообразие и неточность в употреблении слов, содержащих обобщения, оттенки значений, названия явлений природы, а также абстрактные понятия. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Не полностью усвоены сложноподчиненные союзы, почти нет условных, уступительных, определительных придаточных предложений.

Значительные трудности испытывают дети при самостоятельном образовании слов, наблюдаются ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний, характерно смешение форм склонения, особенно много трудностей при овладении предложными конструкциями. В активной речи правильно употребляются лишь простые и хорошо отработанные ранее предлоги.

Для грамматического строя  характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.

В меньшей степени наблюдаются нарушения высших психических функций, общей и мелкой моторики.

У большинства детей к концу учебного года (к 7 годам) полностью скомпенсирована речевая недостаточность и сопутствующие ей психофизические нарушения, дети полностью готовы к обучению в школе.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы

В результате освоения данной программы дети научатся:

  • в полном объеме и силе пользоваться артикуляционным аппаратом, артикуляционно-акустическим укладом, мимикой;
  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • пользоваться интонационными средствами выразительности речи;
  • правильно    передавать    слоговую    структуру    слов, используемых в самостоятельной речи;
  •  пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями,  владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически  правильно  оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и сложные предлоги  правильно употребляться;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических   категорий   (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • различать звуки по высоте, тембру;
  • узнавать звучание музыкальных инструментов;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • выразительно петь, точно интонируя мелодию;
  • продолжительному выдоху, правильному распределению дыхания;
  • четкой дикции;
  • чувствовать и соблюдать ритм, ритмично двигаться под музыку;
  • владеть мелкой общей и мелкой моторикой.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организация образовательного процесса

Срок обучения по программе:  2 года

Категория детей – дети дошкольного возраста 5-7 лет с ОНР.

Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР длится с сентября по июнь. Первые две недели сентября и июня проводится диагностика уровня речевого и музыкального развития детей. Занятия начинаются с 3-й недели сентября.

Учебный план (примерный)

Наименование разделов

Количество занятий

1-й год

5-6 лет

2-й год

6-7 лет

1.

Обследование

2

2

2.

Подготовительный этап

10

8

3.

Этап формирования первичных произносительных навыков и умений

16

14

4.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

10

12

5.

Итоговое обследование

2

2

ИТОГО

40

38

Количество занятий на каждом этапе может изменяться в зависимости от возможностей и потребностей детей, до достижения ожидаемого результата.

Форма занятий: подгрупповые занятия

Частота занятий:  1 раз в неделю во второй половине дня

Длительность занятий:  20 минут

Количество детей в подгруппе: 3-4 ребенка, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения.

Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.

Основная цель подгрупповых занятий – закрепление поставленных звуков в различных фонетических условиях с использованием музыкальных игр и упражнений.

Условия реализации программы

(материально-техническое обеспечение)

Для проведения занятий подгрупповых занятий по формированию звукопроизношения с использованием музыкальных игр и упражнений используются:

  1. Музыкальные инструменты:

Беззвучные (пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и др.)

Звучащие –

  • Игрушки-иснтрументы со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, кастаньеты, треугольники);
  • Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты (свирели, дудки, рожки);
  • Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, органчики);
  • Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, флейты, баяны, саксофоны, гармоники, губные гармошки, колокольчики, домры, балалайки и др.)
  1. Музыкальный центр
  2. Ноутбук и различные музыкальные носители (флэш-карты, диски)
  3. Коврики
  4. Зеркала
  5. Столы
  6. Стулья
  7. Мячи
  8. Дидактический материал для развития мелкой моторики (шнуровка, бусины, пуговицы, прищепки, камешки, шишки, крупы, игрушки на пальчики и т.д.)
  9.  Дидактический материал для развития дыхания (шарики, ватки, снежинки, трубочки, карандаши, вертушки, листья, помпоны и т.д.)
  10.  Книги, альбомы, пособия, нотный материал по автоматизации звуков.
  11.  Записи аудио, видео.
  12. Пособия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи (дидактические игры, картинки, планы, мультимедийные игры

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Проектирование образовательного процесса

Этапы и направления коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения.

Содержание

1 этап. Подготовительный

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков

1.

2. 3. 4. 5.

Нормализация моторики органов артикуляционного аппарата

Нормализация голоса и голосовых модуляций

Нормализация речевого дыхания

Нормализация просодики

Нормализация мелкой моторики рук

2 этап. Формирование первичных произносительных умений и навыков

Цель: сформировать первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Выработка артикуляционных поз

Развитие фонематического слуха.

Автоматизация звуков

Дифференциация звуков

Отработка слов сложной звукослоговой структуры. 

Отработка правильных произносительных навыков с использованием разнообразного лексико-грамматического материала.

3 этап. Формирование коммуникативных умений и навыков

Цель: сформировать умения и навыки правильного употребления звуков речи во всех ситуациях обращения

1.

2.

Выработка самоконтроля

Закрепление навыков правильного звукопроизношения и просодики в разных речевых условиях:

  • в словосочетаниях
  • в скороговорках
  • в загадках
  • в четверостишьях
  • в пересказе
  • в составлении предложения по картине
  • в коротком тексте с просодической окраской
  • в составлении текста по опорным словам и т.д.

Все этапы и направления коррекционной работы систематизированы и адаптированы для детей с общим недоразвитием речи и распределены по следующим видам музыкальной деятельности:

  • Пение

Цель: формирование правильного дыхания, продолжительного выдоха, умение распределять дыхание, формирование четкости дикции, развитие артикуляции, закрепление навыков правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики рук, речедвигательной координации органов артикуляции и рук.

  • Музыкально-ритмические движения

Цель: развитие общей и мелкой моторики, чувство ритма, согласованности движений с музыкой и речью, усвоение фонетической стороны речи.

  • Игра на музыкальных инструментах

Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма, развитие дыхания, творческих способностей, мелкой моторики, развитие звуковысотного, тембрового, динамического слуха.

  • Эмоционально-волевой и креативный тренинг

Цель: создание благоприятной комфортной психологической обстановки; снятие мышечного утомления и напряжения; развитие сенситивных способностей; гибкости и оригинальности мышления; формирование навыка конструктивного выражения эмоций; развитие познавательной деятельности; мимических мышц; коммуникативной и регулирующей функции речи

Перспективный (примерный) план

по формированию правильного звукопроизношения

с использованием системы музыкальных игр и упражнений

Вид музыкальной деятельности

Содержание и формы коррекционной работы на подгрупповых занятиях

1 этап. Подготовительный

1.

Нормализация моторики органов артикуляционного аппарата

Цель: выработка правильных, полноценных движений артикуляторных органов, необходимых для правильного произношения звуков

Музыкально-ритмическое движение

Эмоционально-волевой и креативный тренинг

Артикуляционная гимнастика с музыкальным сопровождением, под счет и ритмическую музыку

Мимические упражнения

2.

Нормализация голоса и голосовых модуляций

Цель: развитие силы, плавности и тембра голоса

Пение

Музыкально-ритмическое движение

Эмоционально-волевой и креативный тренинг

Голосовая гимнастика с музыкальным сопровождением

Распевки

Попевки

Пение с движением

Физ. Минутки

3.

Нормализация речевого дыхания

Цель: формирование речевого дыхания на длительном плавном выдохе увеличение объема дыхания, нормализация его ритма

Игры на музыкальных инструментах

Пение

Музыкально-ритмическое движение

Дыхательная гимнастика с музыкальным сопровождением

Игра на музыкальных инструментах

Распевки

Попевки

Речедвигательные упражнения

4.

Нормализация просодики

Цель: формирование темпо-ритмической организации речи, интонационной выразительности речи, тембра, слитности произнесения слов и фраз, четкой дикции

Пение

Игра на музыкальных инструментах

Распевки

Попевки

Рифмовки

Чистоговорки

Речедвигательные упражнения

Игра на музыкальных инструментах

5.

Нормализация мелкой моторики рук

Цель: развитие координации и точности движений руки и глаза, гибкости пальцев, ритмичности

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на музыкальных инструментах

Попевки, распевки, чистоговорки прорабатываются с «пропеванием» каждого слога пальчиками

Речь с движением (игры)

Пальчиковая гимнастика под музыку

Игра на музыкальных инструментах

2 этап. Формирование первичных произносительных

умений и навыков

1.

Выработка артикуляционных поз

Цель: формирование правильного артикуляционного уклада звуков

Музыкально-ритмическое движение

Эмоционально-волевой и креативный тренинг

Артикуляционная гимнастика с музыкальным сопровождением, под счет и ритмическую музыку

Мимические упражнения

2.

Развитие фонематического слуха

Цель: развитие речевого слуха, формирование умения различать слова близкие по звуковому составу, развивать умение выделять звук на фоне слова

Пение

Игра на музыкальных инструментах

Распевки

Попевки

Чистоговорки

Песенки

Игра на музыкальных инструментах (звучащих)

3.

Автоматизация звука

Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале

Пение

Музыкально-ритмические движения

Распевки

Попевки

Чистоговорки

Логопедические песенки

Физ. минутки

Речь с движением

4.

Дифференциация звуков

Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации

Пение

Игра на музыкальных инструментах

Распевки

Попевки

Чистоговорки

Песенки

Игра на музыкальных инструментах (звучащих)

5.

Отработка слов сложной звукослоговой структуры

Цель: формирование навыка воспроизведения ритмической структуры слов

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на музыкальных инструментах

Распевки

Рифмовки

Попевки

Чистоговорки

Песенки

Речь с движением

Игра на музыкальных инструментах (звучащих, беззвучных)

6.

Отработка правильных произносительных навыков с использованием разнообразного лексико-грамматического материала.

Цель:  формирование лексико-грамматических средств языка

3 этап. Формирование коммуникативных умений и навыков

1.

Выработка самоконтроля

Цель: формирование способности контролировать умение правильного  произнесения звуков в спонтанной речи.

Пение

Музыкально-ритмические движения

Распевки

Попевки

Чистоговорки

Логопедические песенки

Физ. минутки

Речь с движением

2.

Закрепление навыков правильного звукопроизношения и просодики в разных речевых условиях

Цель: формировать умений и навыков правильного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Пение

Музыкально-ритмические движения

Распевки

Попевки

Чистоговорки

Логопедические песенки

Физ. минутки

Речь с движением

Перспективный план не является статичным по своему характеру.

Направления работы могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Диагностика  речевого и музыкального развития детей

Уровень речевого и музыкального развития дошкольников определяется в начале и конце года по следующим показателям:

  1. Артикуляционная и мимическая моторика
  • Объём и качество движений губ;
  • Объём и качество движений языка;
  • Воспроизведение определенных мимических поз.
  1. Сенсорные функции
  • Слуховое внимание;
  • Музыкальный слух;
  • Звуковысотность слуха;
  • Тембровый слух;
  • Динамический слух;
  • Ритмическое чувство;
  • Фонематический слух.
  1. Певческие и речевые навыки
  • Продолжительность выдоха;
  • Распределение дыхания;
  • Чёткость дикции.
  1. Мелкая моторика
  • Кинестетическая основа движения;
  • Кинетическая основа движения.

Каждый из показателей определяется 3 уровнями:

Уровень показателя

Параметры

Баллы

1. Высокий

Задание ребенок выполнил правильно, самостоятельно

3 балла

2. Средний

Задание ребенок выполнил после оказания некоторой помощи взрослого

2 балла

3. Низкий

Ребенок выполнил задания со значительными ошибками после оказания помощи

1 балл

Определение уровня речевого и музыкального развития осуществляется в непринужденной беседе с ребенком. Используются игровые приемы и многочисленные предметные пособия, дидактические игры, детские музыкальные инструменты. Результаты диагностики отображаются в диагностической карте (Приложение 1).

Уровень музыкального и речевого развития ребенка вычисляется по следующей формуле:

Формула 1.

Ур. муз. и реч. развития  ребенка = (У дв.губ + У дв.яз. + У мим. + У сл.вним. + У муз.сл. + У зв.сл. + У темб.сл. + У дин.сл. + У ритма + У пр.выд. + У распр.дых.+ У дикции + У кинес. + У кин.) / 15                                                            

  Уровень музыкального и речевого развития группы вычисляется по следующей формуле:

          Формула 2.

Ур. муз. и реч. развития группы = У 1 реб. + У 2 реб. + У 3 реб. и т.д.                                                                                                  

                                                                           Количество детей в группе

             Уровень музыкально и речевого развития по диагностическим блокам вычисляется по следующей формуле:

                 Формула 3.

Ур. муз. и реч. разв. по диаг. блокам = (У разв.диаг.бл. 1 реб. + У разв.диаг. бл. 2 реб. + У разв.диаг. бл.3 реб. + и т.д.) / количество детей в группе                                                                                            

Итоговые показатели:     Высокий – 2,1-3 балла

                                           Средний – 1,1-2 балла

                                           Низкий – ниже 1,1 балла        

Список литературы:

  1. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, 2009 г.  
  2. «Программа логопедической работы  по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, 2008 г.  
  3.  «Учите детей петь» Т.М.Орлова, С.И.Бекина, - М.: Просвещение, 1986.
  4. Алвин Джульетта, Уорик Эриел «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» - Теревинф, 2008.
  5. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» - СПб.: КАРО, 2005.
  7. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М.: Просвещение, 1981.
  8. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» - М.: ВЛАДОС, 2003.
  9. Волкова Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
  10. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  11. Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, вспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  12. Емельянов В.В., Трифонова И. «Развивающие голосовые игры» - СПб., 1997.
  13. Кабанова Т.В., Домнина О.В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» - М.: ГНОМ и Д, 2008.
  14. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  15. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2. - М.: Баласс, 1999.
  16. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 3 и 4. - М.: Баласс, 1999.
  17. Костина Э.П. «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексного педагогического мониторинга»
  18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
  19. Крупа-Шушарина С.В. «Логопедические песенки для детей дошкольного возраста» - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
  20. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи» - М.: ГНОМ и Д, 2002.
  21. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  22. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. - СПб.: Дельта, 1997.
  23. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ» - М.: Айрис-пресс, 2004.
  24. Мусова И. «Логопедические чистоговорки» - М.: Тандем, 1999.
  25. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  26. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  27. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004.
  28. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки» - СПб.: КАРО, 2009.
  29. Овчинникова Т.С. «Подвижные игры и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду» - СПб.: КАРО, 2006.
  30.  Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия» - М.: Композитор, 1997.
  31. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. – М.: ГНОМ, 2015.
  32. Чистякова М.И. «Психогимнастика» / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.                                   ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Фамилия, имя ребенка

Артикуляционная и мимическая моторика

Сенсорные функции

Певческие и речевые навыки

Мелкая моторика

Объем и качество движения губ

Объем и качество движения языка

Воспр. опред. мимич. поз

Слуховое внимание

Муз-ный слух

Звуковы-сотность слуха

Тембро-вый слух

Динамич. слух

Ритмич. чувство

Фонем.

слух

Продолж-ть выдоха

Распере-ледение дыхания

Чёткость дикции

Кинест. основа движений

Кинетич. основа движений

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

 

9

10

11

12

13

14

Условные обозначение:

Н – начало года                                              - высокий уровень

К – конец года                                               - средний уровень

                                                                         - низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ.

Формы организации занятий.Педагог организует работу детей по подгруппам 6–8 человек. К концу учебного года можно постепенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от состояния и возможносте...

"Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе"

В данной статье представлены  игровые упражнения для развития у дошкольников памяти, внимания, образно-логического мышления и другие психические процессы, необходимые для учебной деятельности в д...

Технологии, укрепляющие здоровье, в системе коррекционно-развивающего обучения учреждений для детей с ОВЗ.

Концепция дошкольного образования предусматривает не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни  и здоровья воспитанников. Поэтому актуально говорить о здоровьесберегающ...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Построена  построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...