Технологии, укрепляющие здоровье, в системе коррекционно-развивающего обучения учреждений для детей с ОВЗ.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Вялова Анна Игоревна

Концепция дошкольного образования предусматривает не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни  и здоровья воспитанников. Поэтому актуально говорить о здоровьесберегающих технологиях, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovezberegayushchie_tehnologii.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии, укрепляющие здоровье,

в системе коррекционно-развивающего обучения

учреждений для детей с ОВЗ.

Несмотря на то, что в сфере дошкольного физического воспитания существует и практикуется большое количество оздоровительных программ и мероприятий, здоровье детей с каждым годом ухудшается.

Поэтому имеет место говорить о здоровьезберегающих технологиях.

«здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии,

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг — это система статических растяжек. Любое движение нашего тела — это растяжка: глубокий вдох, улыбка, наклоны и др. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи (2 раза в неделю по 30 мин) со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении  под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. 

Игровой стретчинг -это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.  

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.  

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

Гимнастика пальчиковая – проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). 

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. "Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности, "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. И наша задача научиться и научить детей правильно дышать  

Использование дыхательных упражнений, в комплексах утренних зарядок, физкультминутках и занятиях, помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

Динамическая гимнастика – проводится ежедневно после дневного сна. Её цель — сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. Она может состоять из 4—6 упражнений, которые дети выполняют лежа или сидя в постели поверх одеяла. Можно заменить комплекс динамического часа самомассажем или речевыми упражнениями с движениями. Общая продолжительность динамической гимнастики — 5—10 мин.

Гимнастика корригирующая – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, направлена на укрепление мышечно-связочного корсета спины, исправление осанки. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

При проведении гимнастики специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими. В начале курса упражнения выполняют из исходных положений с разгрузкой стоп: сидя и лежа, затем в комплекс включают упражнения из стоя, в ходьбе. Гимнастику сочетают с ручным или аппаратным самомассажем. При занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать разнообразные яркие предметы, проводить занятия в форме игры.

Эффективность лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания - специальной обуви и ортопедических стелек.

Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.

Дети с ЗПР

У детей с ЗПР наблюдается торможение не только психических процессов, эмоционально-волевой сферы, но и недоразвитие тонкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений.

Традиционные занятия проводятся с элементами логоритмики. Это движения сочетающиеся с речевым сопровождением (звуком, словом, фразой, стихами). При коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов – слуховой, зрительный, кинестетический, речедвигательный.

Занятие с элементами психогимнастики. Структура сохраняется, однако центральное звено этой формы – создание образа («Лесные жители», «Гномики»), находясь в котором ребенок через движение показывает его характер, настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ – ЛОГОПАТОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад   общеразвивающего вида № 20Муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....

«Система коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога по повышению функциональных показателей детей с ограниченными возможностями здоровья»

В дошкольном  подразделении Центра учителем-дефектологом проводится коррекционно-развивающая работа по повышению функциональных показателей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностям...

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сегодня очень актуальным является проведение в ДОУ мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей.  Логоритмическая деятельность включает в себя здоровьесберегающие технологи...

Система коррекционно-развивающих занятий для развития внимания детей 4-5 лет

Данная коррекционно-развивающая система «Будь внимателен!» состоит из серии занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.Цель: развитие...

Система коррекционно-развивающих занятий для развития внимания детей 4-5 лет

Данная коррекционно-развивающая система «Будь внимателен!» состоит из серии занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.Цель: развитие...

Презентация "Игры и технологии, укрепляющие здоровье дошкольника "

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...