Развитие познавательной деятельности ребенка
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_deyatelnosti_rebenka.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной деятельности ребенка
Для развития познавательной деятельности ребёнка преддошкольного и дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание. При этом важно учитывать возрастные закономерности и механизмы умственного развития ребёнка.
Умственное воспитание ребёнка осуществляется в процессе различных видов его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим, путём специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для развития мышления имеют так называемые дидактические игры.
Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода его с так называемого дооперационного мышления на более высокий уровень конкретных операций (Ж.Пиаже). На первом этапе работы важной задачей является максимальное развитие так называемого дооператорного мышления. Известно, что период дооператорного мышления охватывает возраст от 2 до 7 лет. Важнейшими формами мышления дошкольника являются наглядно-действенное и наглядно-образное, которые имеют важное значение в общем процессе умственного развития ребёнка.
Концепция умственного развития ребёнка Ж.Пиаже имеет важное значение при разработке системы умственного воспитания дошкольника.
Для развития мышления ребёнка важное значение имеет его практическая деятельность, в процессе которой и развиваются наглядно-действенные формы мышления. Особенностью этого вида мышления является его неразрывная связь с практической деятельностью ребёнка.
В процессе наглядно-действенного мышления развиваются мыслительные процессы. У ребёнка формируется возможность соотнесения условий задачи с её требованиями, что является важным показателем умственного развития. Процесс мышления вплетается в практическую деятельность ребёнка. Наглядно-действенное мышление является основой формирования других, более сложных форм. Поэтому одной из важных задач подготовки к обучению детей с особыми нуждами является развитие у них наглядно-действенного мышления. Прежде всего, ребёнка необходимо научить соотносить условия задач с их требованиями. Вначале ребёнку предлагаются простые практические задания, например, в процессе его игры с кубиками, конструировании.
На основе наглядно-действенного мышления формируется новая, более сложная форма – наглядно-образное мышление. У ребёнка развивается возможность выполнять те или иные умственные задания без непосредственных практических действий.
В работах многих исследователей показана роль речи, в том числе и «речи про себя» для развития образного мышления. Отмечается также, что переход детей дошкольного возраста о наглядно-действенного к образному мышлению зависит от степени сформированности ориентировочно-исследовательской деятельности, умения устанавливать существенные ситуационные связи.
Ведущее значение для развития этой формы мышления имеют такие виды деятельности ребёнка как конструирование, изобразительная деятельность, труд.
В процессе развития образного мышления у ребёнка развивается возможность планирования своих действий.
Для развития познавательной деятельности ребёнка важно, чтобы он научился играть, а также, чтобы он владел определёнными систематизированными знаниями об окружающей действительности. Эти знания подразделяются на две группы: Первая – содержание знаний и умений, которые дети должны усвоить в повседневном общении со взрослым и, прежде всего, с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх.
Вторая – более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на специальных занятиях.
Эти знания усваиваются в процессе целенаправленного сенсорного воспитания ребёнка путём формирования у него обобщённых и систематизированных представлений об окружающей действительности. Важно, чтобы ребёнок усвоил систему сенсорных эталонов путём перцептивных и интеллектуальных действий. Важное значение при этом имеет развитие у ребёнка обобщённых способов обследования предметов с одновременным подключением нескольких анализаторов: зрительного, тактильно-кинестетического, слухового. Важно в процессе проведения каждого занятия по ознакомлению ребёнка с основными свойствами предметов организовывать и активизировать их познавательную деятельность, т.е. необходимо сочетать умственное и сенсорное воспитание. Во всех видах деятельности ребёнка необходимо активизировать как сенсорные, так и умственные процессы, развивая у ребёнка обобщённые способы обследования предметов и мыслительные процессы. Важно формировать у ребёнка обобщённый способ обследования предметов, выделения существенных связей в различных областях знаний, развивать самостоятельность мышления. При развитии самостоятельного детского мышления важно, чтобы педагог, ставя перед ребёнком ту или иную задачу, обучал его способам решения, формируя таким путем важнейшие мыслительные процессы: анализ, сравнения, обобщения.
Важнейшей задачей умственного развития ребёнка является формирование у него таких форм познания предметов и явлений окружающей действительности, которые отражали бы существенные признаки, связи и взаимоотношения между ними. Таким путём у ребёнка создаются предпосылки для формирования обобщённых представлений и элементарных понятий.
Формирование понятий является одной из важнейших задач подготовки ребёнка к обучению в школе.
В настоящее время многими выдающимися отечественными психологами показано, что в процессе чётко организованного воспитания и развития детей дошкольного возраста можно очень эффективно управлять их умственным развитием при правильном обучении на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. В развитии умственных действий важное значение имеют предметные действия, особенно тогда, когда ребёнок в предметной деятельности ориентируется на существенные признаки предметов. Поэтому очень важно с помощью с помощью специальных педагогических методов научить ребёнка выделять существенные признаки предметов. Существует специальная методика поэтапного формирования умственных действий, с помощью которых ребёнок усваивает системы понятий. Их основу составляют приёмы, обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний, отражающие существенные связи и зависимости окружающей действительности. Прежде всего, важно определить содержание знаний, которые должен усвоить ребёнок в период дошкольного развития. Важно использовать своеобразие каждой детской деятельности для стимуляции его умственного развития, которое, само по себе, является результатом формирования умственных действий. Для осуществления этой задачи необходимы глубокие знания о закономерностях детского развития. В настоящее время показана важнейшая роль ранних стадий развития и раннего обучения для формирования психики ребёнка. Стадии психического развития ребёнка, детерминированные генетической программой развития, конкретно реализуется в процессе общения со взрослым, воспитания и обучения. При этом особо важное значение имеет обучение ребёнка конструктивной деятельности, рисованию, ознакомление его с окружающим миром, развитие у него математических представлений, подготовка его к обучению чтению и письму.
Важное значение в дошкольном возрасте имеет развитие различных форм мыслительной деятельности: понятия, суждения и умозаключения. Перед поступлением в школу ребёнок должен овладеть не только единичными, но и общими понятиями типа: Кошка – это животное, машина – это транспорт и т.п. Наряду с формированием понятий о конкретных предметах, важно формировать абстрактные понятия о причинно-следственных связях, о временных отношениях, представления о количестве, пространстве и т.п.
В настоящее время большинство авторов показатели умственного развития не сводят только к знаниям и представлениям об окружающем мире, а обращают внимание на разные аспекты умственной деятельности, подчёркивая значимость активности, инициативы при выполнении ребёнком тех или иных умственных операций. Важным условием умственного развития считается приобретение знаний и умение оперировать ими.
В последние годы углубляются представления об умственном развитии ребёнка за счёт введения в его анализ предложенного Л.С. Выготским понятия психологического новообразования[1], т.е. того качественно нового, что появляется в умственном развитии на каждом возрастном этапе[2]. При этом основное внимание уделяется тем психическим функциям, которые находятся в зоне ближайшего развития[3].
Основным источником развития считается обучение[4]. Важной задачей обучения считается не только формирование у ребёнка конкретных знаний и представлений, а активизация познавательной деятельности самого ребёнка.
Развитие познавательной деятельности направлено на формирование логического мышления ребёнка. В логическом мышлении выделяют две основные стадии:
- конкретно-понятийную;
- абстрактно-понятийную[5].
На конкретно-понятийной стадии все мыслительные операции неразрывно связаны с конкретным наглядным материалом.
Абстрактно-понятийная стадия. На этой стадии ребёнок усваивает абстрактные понятия, формируются обобщённые мыслительные операции. В развитии абстрактного мышления ведущее значение принадлежит речи.
На конкретно-понятийной стадии ребёнка учат выделению признаков предметов на основе цвета, формы, величины, сравнению предметов по определённым заданным признакам. Например, сравнению предметов по длине, ширине, высоте. Ребёнок усваивает такие понятия как: одинаковые, длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, больше – меньше и т.п.
Затем ребёнка учат сравнивать предметы по степени выраженности того или иного признака, например, по интенсивности цвета, по убывающей величине. Для этой цели широко используются ряды матрёшек, которые ребёнок выстраивает по убывающей величине, а также ставит недостающую матрёшку в ряд. Умение строить последовательный ряд по величине является важным этапом в развитии конкретно-понятийного мышления.
Важное значение имеют занятия, направленные на обучение ребёнка узнавать предметы по определённым основным признакам. С этой целью широко используются загадки.
На конкретном, знакомом для ребенка материале, развивают обобщающие понятия и просят называть его обобщающим понятием определённые группы слов, например, стол, стул, шкаф, кровать… чашка, тарелка, стакан, блюдце и т.п. Ребёнка учат отвечать на вопросы:
Каких ты знаешь животных?
Какие ты знаешь фрукты?
Назови овощи.
Какие ты знаешь игрушки?
Что такое посуда? Перечисли предметы, которые относятся к посуде.
Что такое одежда? Назови предметы одежды и т.д.
Очень важно научить ребёнка группировать предметы по одному главному признаку: по цвету, форме или величине, предметные картинки по родовым и видовым понятиям (посуда, одежда, игрушки, овощи, фрукты и т.д.).
На следующем этапе ребёнка учат группировке предметов по двум признакам: например, одновременно по цвету и величине, по форме и цвету и т.п.
Важное значение для развития логического мышления имеют специальные игры-упражнения на классификацию предметов. Ребёнку даётся набор картинок с изображением отдельных предметов и предлагается разложить их на группы: «похожие с похожими» и назвать эти группы одним словом, например, овощи, фрукты, одежда, посуда и т.п.
Кроме того, проводят специальные занятия по развитию у детей понимания скрытого смысла рассказа или сказки. Например:
Нерешённый вопрос
Жили на одном дворе кот, петух, собака и коза. Жили они дружно, но один раз поссорились, так как не могли согласиться друг с другом, что вкуснее всего.
- Вкуснее всего молоко, сказал кот Васька.
- Ничего подобного, - сказал петух. – Вкуснее всего крупа или овёс.
- Пустяки вы говорите, сказала собачка Жучка, - вкуснее всего косточка.
- Нет, сказала коза, - я не согласна с вами, вкуснее всего сено. Так и спорят они до сих пор. Помоги им помириться. Как решить их спор?
Проводят также специальные занятия по развитию памяти, внимания, конструктивной деятельности (ребёнка учат из частей складывать целое: предлагаются разрезные картинки, разрезанные на две части, потом – на три, четыре и т.п.)
Для развития восприятия формы и пространственных представлений ребёнку предлагаются фигуры, разные по форме, и коробка, закрытая крышкой, на которой сделаны прорези, соответствующие форме данных фигур. Ребёнку предлагается опускать фигуры в соответствующие прорези коробки, которые ребёнок должен сам подбирать путём зрительного соотнесения.
Важное значение для развития мышления и речи имеют рассказы по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание метафор, пословиц, а также обучение счётным операциям.
Для развития и активизации познавательной деятельности детей учат отгадывать загадки. В процессе отгадывания загадок ребёнку задают наводящие вопросы.
Для стимуляции логического мышления проводятся также занятия по выделению линией четвёртой картинки.
Важное значение для развития познавательной деятельности и подготовки ребёнка к обучению имеет работа по совершенствованию связной речи, развитию словообразования, правильного употребления в речи предлогов, обучение рассказыванию, разучиванию стихотворений, работа с загадками, а также развитие памяти и внимания[6].
При развитии познавательной деятельности очень важно опираться на психическое состояние радости, ненапряжённости[7].
Педагогическое занятие должно всегда вызывать у ребёнка состояние радости и ненапряжённости.
Самочувствие и настроение ребёнка после занятий должны оставаться хорошими[8].
[1] Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1983.– С. 388
[2] Маркова А.К. Лидерс А.Г. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С. 16.
[3] Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1986. – С.55 – 66
[4] Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1983. – С.388
[5] Тигранова Л.И. Развитие логиического мышления детей с недостатками слуха. – М., Просвещение, 1991.
[6] Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
[7] Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л.: Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992. – С.73
[8] Там же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка
В статье определяются актуальность и особенности проектной деятельности дошкольников...
Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов ребенка ( на примере МДОУ дс «Зернышко»)
ОглавлениеВведение………………………………………………………………………......31. Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника………………………………………………………………………71.1 Исторические и теоретические пред...
Выступление на тему: "Развитие познавательной активности ребенка в процессе опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы"
выступление было подготовлено для педагогического совета по теме:"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников"...
Мастер - класс "Формирование познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка в различных видах деятельности""
Мастер- класс "Формирование познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка в различных видах деятельности"...
Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго
Оценка развития познавательной деятельности ребенка 3-6 лет...
консультация для родителей " Развитие познавательной деятельности ребенка через игру"
Развитие познавательной деятельности ребенка через игру"...
Развитие познавательной деятельности ребенка
Для развития познавательной деятельности ребёнка преддошкольного и дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также с...