«Автоматизация и дифференциация звуков у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_n.v.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей групп компенсирующей направленности
«Автоматизация и дифференциация звуков у детей дошкольного возраста».
При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.
Для малышей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи.
Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.
У детей со стертой дизартрией закреплены неправильные стереотипы произношения звуков на различном речевом материале. Поэтому автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционных укладов. Она осуществляется по принципу «от простого — к сложному». Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог — это наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, а это облегчает их автоматизацию.
При включении автоматизируемого звука в слова необходимо предусматривать ряд требований к лексическому материалу. Во-первых, в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. Во-вторых, в нем не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков. В-третьих, необходимо учитывать смысловую доступность лексического материала.
При начальной автоматизации звук должен находиться в начале слова под ударением в сочетании с близким по артикуляции звуком:
1) шипящие — перед [о], [у] (губы выпячены);
2) свистящие — перед [и], [ы] (губы растянуты в
стороны и сближены);
[л] — в сочетании с [а] и [ы];
- [р] — после [т] и [д];
- [с], [з], [ш] — в открытом слоге;
- взрывные [ц], [ч], [щ], [к] — в закрытом.
В таких положениях звуки автоматизируются легче. Потом дети учатся произносить звуки в любых сочетаниях.
Начинать автоматизацию звука следует с прямых слогов. Сначала дается прямой слог с гласным [а], поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт, язык в нижнем положении, что не мешает артикуляции автоматизируемого звука. Потом автоматизируют звук с гласным [ы]. Это тоже нелабиализованный звук, и он меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с [о] и [у]. Прямые слоги в сочетании согласного с гласным [э] обычно не используются, т. к. они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах («мэр», «сэр» и т. п.). Затем звук закрепляется в обратных слогах. Далее рекомендуется закрепление звука в интервокальной позиции (между двумя гласными) и, наконец, в слоги со стечением согласных.
В соответствии с этой последовательностью для автоматизации звука в словах подбирается и соответствующий лексический материал (слова со слогами СГ, ГС, ГСГ, ССГ, ГСС и т. д.). Имеет значение и место звука в слове. Рекомендуют следующую последовательность автоматизации: сначала звук закрепляется в начале слова (перед гласным), затем — в конце (если звук глухой), далее в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. Сначала звук автоматизируют в словах с простой слоговой структурой, затем в словах более сложной слоговой структуры, содержащих сочетание этого звука с правильно произносимыми звуками.
Закрепление звука в предложениях проводится на основе отработанных слов в той же последовательности.
Определенные требования предъявляют к лексическому материалу в отношении семантики. Речевой материал (слова, фразы) должен быть доступен ребенку и по возможности заимствован из повседневного обихода, а затем используется лексикон, более сложный по семантике.
Лексический материал для закрепления звуков должен подбираться с учетом постепенного нарастания слоговой трудности слова. Предлагается сначала вводить звук в двух- и трехсложные слова с прямыми слогами. Затем переходят к словам с обратным слогом. И только потом переходят к односложным и двусложным словам со стечением согласных в начале слова. Постепенно слова с закрепленными звуками вводят во фразу и другие контексты.
Вопросам закрепления правильного звукопроизношения в спонтанной речи уделяется недостаточно внимания. Логопедическая работа сводится к воспитанию правильного произношения дефектных звуков в различного рода слогах и звукосочетаниях, затем в словах, предложениях и различных видах развернутой речи. Параллельно с этим проводится работа по дифференциации смешиваемых звуков. Эта схема без каких-либо существенных изменений применяется при коррекции любых фонетических нарушений, т. е. тогда, когда фонетический дефект является единственным дефектом всей речи ребенка и тогда, когда фонетическое нарушение входит в структуру дефекта более сложной речевой патологии.
Необходимым условием успешной автоматизации звука, по мнению Т.Б. Филичевой, является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Требование соблюдения строгой последовательности при работе над автоматизацией звука предусматривает постепенное и систематическое усложнение речевого материала. Переход от простых видов речевой деятельности к более сложным — от элементарного повторения слов к называнию предметов, действий, воспроизведению по памяти стихов и далее к пересказу, и наконец, к свободному речевому общению.
Автоматизация, по мнению Т.Б. Филичевой, должна проводиться в строгой последовательности:
- Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
- Автоматизация звука в предложении;
- Автоматизация звука в чистоговорках и стихах
5. Автоматизация звуков в коротких, затем длинных рассказах;
6. Автоматизация звуков в разговорной речи.
Методическое обеспечение к консультации «Автоматизация звуков у детей дошкольного возраста».:
Игры на автоматизацию звуков речи:
1. “Построй домик”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.
2. “Собери цветочек”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
3. “Солнышко”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).
Ход игры: взрослый предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, взрослый просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.
4. “Собери яблочки”.
Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.
Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.
Ход игры: взрослый рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Взрослый в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.
5. “Украсим комнату флажками”.
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход игры: взрослый сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника взрослый предлагает украсить комнату флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, взрослый просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.
6. “Собери бусы”.
Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры: взрослый предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.
Далее игры можно немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, можно внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.
8. “Веселые матрешки”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.
Также можно поиграть в данные игры:
9. «Загадки».
Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.
10. «Что лишнее?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету»-потому что неживая, затем «ворону»-потому что птица, потом «корову»-потому что домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.
Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.
11. «Найди ошибку».
Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ребенком и стихотворные варианты нелепиц.
Например, такие:
На бахче растут медузы. Расцвели на клумбе козы.
В море плавают арбузы. На лугу пасутся розы.
В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.
Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет заниматься, а, следовательно, повысится эффективность работы.
Советы педагогам:
- Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
- Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
- Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
- В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
- Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
- Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
- Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Современные подходы к организации коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО на этапах автоматизации и дифференциации звуков у детей с ОВЗ».
Это созданная мной презентация по автоматизации звука [ш]. Презентация сделана таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно без мамы автоматизировать , поставленый звук. На каждом слайде записан го...
Проект "Дидактические -логопедические пособия,как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего возраста"
Цель:Постановка и автоматизация звуков посредством дидактических игр....
Спивак Е.Н.: Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.
Спивак Е.Н.: Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.М.: Гном и Д, 2007В данном пособии предлагается практический материал по автоматизации и дифференциации свистящи...
Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Речевой материал Е.Н Спивак для автоматизации звуков речи Л,Ль,Р,Рь,Й...
Помощь в формировании дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, оказываемая родителями в системе коррекционной работы учителя-логопеда.
Работа с семьей в системе оказания логопедической помощи...
Использование дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР
Использование дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР...
Сообщение оз опыта работы «Применение игровых технологий на этапе автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет»
Использование игровых технологий на этапе автоматизации звуков позволяет решить сразу несколько задач:- снизить утомляемость;- повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;- побудить в...