Автоматизация поставленных звуков на занятиях музыкального руководителя, инструктора физкультуры.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мирских Елена Александровна

Говорится о важности закрепления поставленных звуков на занятиях специалистов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автоматизация поставленных звуков на занятиях

 музыкального руководителя, инструктора физкультуры.

Консультация для педагогических работников.

Нарушение функций речи – это одно из изменений, отражающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека, поскольку по статистическим данным число детей с такими нарушениями растет, то проблема  работыприобретает особую важность. На протяжении длительного времени дошкольный возраст является ведущим в формировании физического, психического, социального и духовного развития. Важную роль в этом отводится дошкольному учреждению, кроме того огромную помощь приносят родители, педагогические и медицинские работники.

Степень развития двигательных способностей играет немаловажную роль в процессе двигательной деятельности ребенка, имеет большое значение и для других видов деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной). Формирование положительных эмоций, отражающих отношение дошкольников к совместным логопедическим и физкультурным занятиям у детей с нарушениями речи предполагает необходимость развития ряда качеств личности:

- положительного отношения к логопедическим и физкультурным занятиям,

- к преодолению трудностей, связанных с плохим звукопроизношениеми физическим состоянием детей;

- эмоционально-волевых качеств –решительности, целеустремленности, настойчивости, уверенности в себе, эмоционального состояния.

При работе над звукопроизношением и развитии двигательных умений и навыков следует обратить особое внимание на соотношение физической и речевой нагрузки, правильного дыхания при выполнении физических упражнений.

Существует несколько видов упражнений для автоматизациизвуков  свистящих, шипящих и сонорных.

Упражнения, направленные на развитие быстроты:

- при передаче мяча друг другу упражнения должны выполняться дугообразным движением рук от к груди и резкимброском вперёд, в момент выполнения производится шаг вперёд одной ногой с выдохом и одновременным произнесением поставленного звука «С»;

- при выполнении броска двумя руками от груди из положения стоя перед линией, ноги слегка согнуты, мяч перед грудью, бросок производится с выпрямлением ног, рук в локтевых суставах, доработкой кистями и выдохом с одновременным произнесением поставленного звука «Ш»;

-  при бросках мяча и ловли его от стены упражнения выполняются технически, как и прямая передача мяча в парах. Темп быстрый. Расстояние до стены определяетсядля каждого ребёнкаиндивидуально и согласно физической подготовленности. Упражнение выполняются на выдохе с произнесением поставленного звука «Р».

Упражнения, направленные на развитие силы:

- при сгибании и разгибании рук отжим от пола, разгибание производится на выдохе с одновременным произношением слов на автоматизацию поставленных звуков:

«С» - «САД», «САМ», «СОК», «СУП», «СУК», «СЫН».

«Ш» - «ШАГ», «ШАНС», «ШОВ», «ШОК»,«ШИК».

«Р» - «РАК», «РОВ», «РАБ», «РОЙ», «РЫСЬ», «РУЛЬ».

-  при подбрасывании мяча вверх и ловля его, выбрасывание производится на выдохе с одновременным произношением слов на автоматизацию поставленных звуков:

«С» - «СЛОН», «СТОК», «СКАТ», «СНЫ», «СЛУХ».

«Ш» - «ШЛЕЙФ», «ШТАМП», «ШЛЕМ», «ШПИГ», «ШВЕД».

«Р» - «ДРУГ», «ВРАГ», «ВРУН», «ГРАЧ», «ГРУЗ».

-  при приседаниях, разгибание ног производится на выдохе с одновременным произношением слов на автоматизацию звуков:

«С» - «НОС», «ПЁС», «ЛИС», «ЧАС», «МЫС», «БАС», «КИС».

«Ш» - «МЫШЬ», «ТИШЬ», «ТУШЬ», «ДУШ», «СУШЬ», «УЖ».

«Р» - «ПИР»,«ХОР», «МИР», «ВАР», «СЫР», «ДАР», «ПАР», «БОР».

-  при прыжках в высоту, выпрыгивание толчком ног производится на выдохе с одновременным произношением слов на автоматизацию поставленных звуков:

«С» - «СТОЛ – СТВОЛ», «РОС – ПЁС», «ВЕС – БЕС».

«Ш» - «РОЖЬ – БРОШЬ», «ШАГ – ШЛАК», «УЖ – ЗАМУЖ».

«Р» - «РОГ – РОТ», «МОР – ХОР», «РАК – БРАК», «РАД – БРАТ».

Музыкальный руководитель

Работу начинали с формирования вне- и речевого дыхания. Обучая детей внеречевому дыханию, учили спокойно, достаточно глубоко вдыхать и плавно, протяжно выдыхать без произнесения звуков с различной силой. Использовали игры “Погрей ладошки”, “Ветер”, “Чей одуванчик улетит дальше?”. Затем развивали переключаемость органов артикуляционного уклада на материале звуковых и слоговых сочетаний с чисто произносимыми звуками с подключением движения и мимики. Воспроизведение звуковых и слоговых рядов ведется с опорой на наглядность, и преподноситься в игровой форме. Например, мама Гусыня просит Гусенка не ходить далеко, произносятся слоги низким голосом: Га-га-га. Гусенок не послушался. Произносятся слоги гя-гя-ги высоким голосом. Он пошел и заблудился. Слоги произносятся печально. Его увидела кукушка (ку-ку-ку) и рассказала где гусенок. Гусыня ругает гусенка (га-га-га) сердитая интонация. Используем следующие звуковые сочетания: па-пу-пы, пы-по-па, та-ту-ты-тэ, до-ду-дэ, ди-дя-де, пта-пто-пту-пты-птэ, бда-бдо-бду,бдэ, фта-фто-фту-фтэ, мна-мно-мну-мны, пти-птя-пте-птю, бди-бдя-бде-бдю, па-та-ка, то-ко-хо. Для укрепления мышц губ энергично произносим “п-б”, “п-б”. Для укрепления мышц языка “т-д”, “т-д”, чтобы укрекпить мышцы полости глотки – высунув язык, энергично произносим “п-б”. В процессе постановки звуков работа усложняется.

Таким образом, для развития голоса и речевой моторики используем гласные и правильно произносимые согласные звуки.

Предлагаем вашему вниманию перспективное планирование в старшей группе.

Месяц

Неделя

Логопед

Музыкальный руководитель

сентябрь

1

Диагностика

Развитие внеречевого дыхания, слухового восприятия. Д/и “Рыбка ловит корм”, “Сдуй ватку”, “Где звенит колокольчик?”, “Какие часы тикают?”

2

3

Звук “А”

Пение вокализов “А”, д/и “На приеме у доктора Айболита”; “Плачет малыш”, чистоговорки звук “А”

4

Звук “У”

Пение вокализов “У”, д/и “Воет волк”

5

Звуки “А-У”

Пение вокализов “А-У”, д/и “В лесу”

октябрь

1

Звук “И”

Ослик кричит “иа”, “Ишак”. Песенки птиц (и-и-и). Произнести коротко (и-и-и) фортепиано.

2

Звук “М-м`”

“Ма-му”, “му-ма” пропевание гласных.

3

Звук “П-п`”

“Лепим ком” (па-пу-по). “Шарик лопнул” (п-п-п). “Мышки разговаривают” (пи-пи-пи).

4

Звук “Н-н`”

“Песенка слоненка”

5

Звук “О”

Болит зуб. Наматываем клубок. Длительно, коротко. Произнести три раза на одном выдохе.

ноябрь

1

Звуки “А-У-О”

Пропеваем гласные звуки длительно, коротко

2

Звук “Б-б`”

“Играем на барабане”. Играем в теннис. “Бананы”

3

Звук “Ы”

“Песенка Рёвы”

4

Звук “Т-т`”

Разговор зверят (та-та-ти-ти). Забиваем гвозди (т-т-т). Птенчик пробивает скорлупку. Распевка “Тень-тень”, “Утки”

5

Звук “Д-д`”

Громко забиваем гвозди. (д-д-д) Дятел долбит клювом. Распевки. Потешки “Дон-дон”, “Дождик”, “Дудочки”

Декабрь

1

Звук “Х-х`”

Погреем ручки. Клоуны смеются. “Дровосеки”

2

Звук “В-в`”

Вьюга воет. Распевки

3

Звуки “А-У-О-Ы”

Развитие силы голоса, на пройденных звуках. Подготовка к утреннику

4

январь

1

Диагностика

промежуточная

 

2

3

Звук “К-к`”

Пистолет стреляет. Кукушка поет. Распевка “Киса”, “Куд - куда”, “Кукушка”

4

Звук “Г-г`”

Гуси разговаривают. Позовем голубей (гули – гули). Потешка “Гули”, “Гусь”, “Га-га-га”

февраль

1

Звук “Э”

Пение вокализов. Распевка Эхо

2

Звук “Ф-ф`”

Фырканье

3

Звук “П-Б”

Звукокомплексы “П Б, К Г”

Распевки с гласными.

4

Звук “В-Ф”

Распевки с гласными.

март

1

Звук “Т-Д”

Звукосочетание “т-д; т-д”. Гудит мотор, пропевки

(та-да), “Радисты”. Поезд едет “ту-ду”

2

Звук “С-с`”

“Проколотый мяч”, “Шарик”. Распевка “Верба”

3

Звук “З-з`”

“Комар и комарики”

4

Звук “С-З`”

Распевки с гласными.

5

Звук “Ш”

“Гусь” - ш. Спускается по ступенькам. Распевка “Лягушка”, “Петушок”, “Индюшата”

апрель

1

Звук “Ж”

Жук жужжит. Близко – далеко. Распевка “Жук”

2

Звук “Ш-Ж”

Разговор шмеля с жуком. Распевки

3

Звук “С-Ш”

Распевка “Подснежник”, “Кормушка”

4

Звук “З-Ж”

“Пилим дерево” (за-жа; за-жа). “Комар и жук”

5

Звук “Л-л`”

Песенки. Распевка “Мамочка”

май

1

Звук “Л-л`”

Потешка “Лягушка”, чистоговорки со звуком “Л”

2

Звуки йотированные

Распевки

3

Диагностика

Диагностика

4

Работая на основе данных разработок мы рассчитываем  доказать эффективность совместной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции звукопроизношения.

Список использованной литературы

1. Коррекция звукопроизношений на основе оздоровительных видов физической культуры// методич. пособие, Абаза, 2013.

2. Педагогическая диагностика и коррекция речи (из опыта работы) / Под ред. Силуновой. – Ростов н\Д, 1997. – 296 с.

3. Физическое воспитание в реабилитации детей дошкольного возраста с особенностями физического развития: материалы междунар. науч. – практ. конференции – Витебск. 2000. – с. 14-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»

Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»...

«Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков»

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную ба...

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...

Тема: «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков».

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную ба...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [С].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....