Современные логопедические технологии
методическая разработка по логопедии
Логопедический массаж
Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.
Основные виды логопедического массажа:
§ ручной (классический);
§ аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);
§ точечный (воздействие на биологически активные точки);
§ самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).
Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.
Показания:
§ короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);
§ ринолалия;
§ непроизвольное слюноотделение;
§ нарушения голоса;
§ алалия;
§ дисграфия;
§ нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
§ заикание невротической природы;
§ отсутствие четкого произношения.
На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.
Надо обязательно выбирать опытного специалиста, который сможет установить эмоциональный контакт с маленьким пациентом.
Достоинства процедуры:
§ возможность выполнения в домашних условиях;
§ простота и безболезненность;
§ положительное влияние на нервную и мышечную систему;
§ повышение эластичности мышечных волокон;
§ улучшение функции сосудов;
§ нормализация речевого дыхания;
§ снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);
§ увеличение амплитуды артикуляционных движений.
Противопоказания:
§ вирусные заболевания;
§ стоматиты, гингивиты;
§ конъюнктивиты;
§ кожные болезни.
Телесноориентированные техники
Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:
1. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.
2. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.
3. Растяжка—это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.
4. Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.
Пальчиковая гимнастика
Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.
Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.
Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на высшую квалификационную категорию по теме: "Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и современных логопедических технологий".
Выполнена в соответствии с ФГОС ДО...
Использование современных логопедических технологий в практике логопеда в условиях дошкольного логопункта
Обобщение педагогического опыта...
Современные логопедические технологии
Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При и...
Современные логопедические технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста
Инклюзивное образование – это образовательный процесс, в ходе которого предполагается доступность обучения для всех детей, среди которых и дети с особыми потребностями....
Современные логопедические технологии на развитие слоговой структуры у детей с ОНР
В статье рассказывается поэтапное формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР и комплекс дидактических игр по теме....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Современные логопедические технологии на развитие слоговой структуры у детей с ОНР
Опыт работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР , представленный на мастер классе учителей логопедов....
Презентация "Коррекция ТНР посредством современных логопедических технологий"
В презентации раскрыты категории детей с тяжелыми нарушениями речи, традиционные и нетрадиционные коррекционно -развивающие образовательные технологии, используемые в коррекционной деятельности ДОУ....