Современные логопедические технологии
методическая разработка по логопедии

Ефимова Марина Геннадьевна

Логопедический массаж

Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.

Основные виды логопедического массажа:

§  ручной (классический);
§  аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);
§  точечный (воздействие на биологически активные точки);
§  самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).

Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.

Показания:

§  короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);
§  ринолалия;
§  непроизвольное слюноотделение;
§  нарушения голоса;
§  алалия;
§  дисграфия;
§  нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
§  заикание невротической природы;
§  отсутствие четкого произношения.

На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.

Надо обязательно выбирать опытного специалиста, который сможет установить эмоциональный контакт с маленьким пациентом.

Достоинства процедуры:

§  возможность выполнения в домашних условиях;
§  простота и безболезненность;
§  положительное влияние на нервную и мышечную систему;
§  повышение эластичности мышечных волокон;
§  улучшение функции сосудов;
§  нормализация речевого дыхания;
§  снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);
§  увеличение амплитуды артикуляционных движений.

Противопоказания:

§  вирусные заболевания;
§  стоматиты, гингивиты;
§  конъюнктивиты;
§  кожные болезни.

Телесноориентированные техники

Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:

1. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.

2. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.

3. Растяжка—это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.

4. Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.

Пальчиковая гимнастика

Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.

Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.

Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные логопедические технологии

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При и...

Современные логопедические технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста

Инклюзивное образование – это образовательный процесс, в ходе которого предполагается доступность обучения для всех детей, среди которых и дети с особыми потребностями....

Современные логопедические технологии на развитие слоговой структуры у детей с ОНР

В статье рассказывается поэтапное формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР и комплекс дидактических игр по теме....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Современные логопедические технологии на развитие слоговой структуры у детей с ОНР

Опыт работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР , представленный на мастер классе учителей логопедов....

Презентация "Коррекция ТНР посредством современных логопедических технологий"

В презентации раскрыты категории детей с тяжелыми нарушениями речи, традиционные и нетрадиционные коррекционно -развивающие образовательные технологии, используемые в коррекционной деятельности ДОУ....