Программа дополнительного образования «Веселый язычок»
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Специалисты логопеды повсеместно сталкиваются с проблемами, во – первых, большого количества детей, нуждающихся в логопедической помощи; во – вторых, широкого спектра речевых нарушений (от мономорфного нарушения звукопроизношения до сложной речевой патологии). Как показывает практика, логопед, по ряду причин, не может охватить коррекционной помощью настолько большое количество воспитанников детского сада. Поэтому  вопрос ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальным.  Данная форма работы, логопедический кружок, позволяет оказывать логопедическую помощь в преодолении или профилактике речевых нарушение у детей 3-4 лет, которые в силу возраста не могут быть зачислены в логопедические группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselyy_yazychok.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

На заседании                                                                           Заведующий МДОУ ЦРР д/с №47

Педагогического совета                                                         ______________(Т.П.Харлахина)

Протокол№__________                                                          «___»_________ 20__г.

От «__»  _______ 20__г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР д/с №47  «Колокольчик» г.о.Истра

Программа дополнительного образования

«Веселый язычок»

Программа предназначена для детей 4-5лет.

Срок реализации программы – 1год.

                                                       Составитель: учитель-логопед: Сысоева Л.В.

Истра

2019г

Пояснительная записка.

Специалисты логопеды повсеместно сталкиваются с проблемами, во – первых, большого количества детей, нуждающихся в логопедической помощи; во – вторых, широкого спектра речевых нарушений (от мономорфного нарушения звукопроизношения до сложной речевой патологии). Как показывает практика, логопед, по ряду причин, не может охватить коррекционной помощью настолько большое количество воспитанников детского сада. Поэтому  вопрос ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальным.  Данная форма работы, логопедический кружок, позволяет оказывать логопедическую помощь в преодолении или профилактике речевых нарушение у детей 3-4 лет, которые в силу возраста не могут быть зачислены в логопедические группы.

Целью данной программы является профилактика и своевременная коррекция речевых нарушений у дошкольников. Представленная тематическая направленность способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение к логопедическим/логоримическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

На занятиях реализуются следующие задачи:

  • Развитие артикуляционного аппарата: тренировка мышц языка, губ, щек; уточнение артикуляции звуков
  • Расширение лексического запаса
  • Развитие слухового внимания, памяти
  • Совершенствование общей и мелкой моторики
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью
  • Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов речи.

Организация и порядок проведения:

  • Занятия в группе №12 проводятся в течение учебного года.
  • Один раз в неделю    с детьми  4-5 лет в количестве 26 человек.
  • Длительность занятий 20 минут
  • Занятия проводит учитель-логопед Сысоева Лариса Валентиновна

Занятия проходят в игровой форме, упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не заучивается детьми. Во время занятия дети стоят в кругу с педагогом или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Для достижения положительной динамики на занятиях используются следующие методы и приемы:

  • показ способов,  приёмов выполнения упражнений взрослым с подробным объяснением, поэлементный показ;
  • использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки и т.д.);
  • игровые  методы и приёмы: обследование, рассматривание, наблюдение;
  • индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

Представленные логопедические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (упражнения на развитие общей моторики, работа над речевым и неречевым дыханием, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).

Для проведения занятий необходимы следующие дидактические материалы: игрушки и картинки, соответствующие теме занятия, пособия для проведения дыхательных упражнений, пособия для развития мелкой моторики (шнурки, прищепки, бусы).

Результатом проводимой работы должны стать:

  • повышение уровня речевой активности ребенка
  • улучшение уровня звукопроизношения, за счет тренировки и укрепления органов артикуляции
  • улучшение координации движений детей
  • развитие фонематического слуха, слухового и зрительного внимания

Успешность работы зависит, в первую очередь, от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующей встречи.

Перспективный план работы кружка.

Месяц

№п/п

Название занятия

Сентябрь

1.

2.

Сказка о Веселом Язычке

Гласные звуки

Октябрь

3

4

5

6

Как язычок пил чай с друзьями

Как Язычок отмечал день рождения

Как язычок ходил в гости к белочке

Как язычок варил грибной суп

Ноябрь

7

8

9

10

Как Язычок навещал любимых питомцев

Как Мишутка искал мед

Как Язычок гулял в парке

Звуки «М-Мь»

Декабрь

11

12

13

Как язычок играл с друзьями зимой

Как язычок готовился к Новому году

Звуки «П-Пь»

Январь

14

15

16

Как Язычок лепил снеговика

Как Язычок строил дом

Звуки «Б-Бь»

Февраль

17

18

19

20

Как язычок делал уборку в квартире

Как язычок купался в ванне

Как язычок отдыхал в деревне

Звуки «Т-Ть»

Март

21

22

23

24

Как язычок поздравлял маму с 8 Марта

Как Язычок ходил в зоопарк

Как язычок спас ворону от кошки

Звуки «Д-Дь»

Апрель

25

26

27

28

Как язычок летал в космос

Звуки «К-Кь»

Как язычок учился кататься на велосипеде

Как язычок отдыхал на море

Май

Диагностика

         Календарный план работы кружка.

№п/п

Название

Виды работы

1

Сказка о веселом Язычке.

1.Познакомить детей с органами артикуляции

2.Дыхательное упражнение «Осенние листочки»(2,стр.23)

3. Речь с движением «Дождик»(2,стр.98)

2

Гласные звуки

1.Логопедич. упр. «Улыбка, окошечко, бублик, трубочка, пароход гудит, грозим пальчиком»(3).

2. Пропевание гласных звуков «Укачиваем куклу, Поезд,Лесенка»

4. Развитие силы голоса и дыхания. Игра «Эхо».

3

Как язычок пил чай с друзьями

  1. Речь с движением «Я большой стеклянный чайник» (2,стр.120)

2.Пальчиковая игра «Помощники»(2,стр.26)

3.Логопедическая гимнастика «Трубочка, Варенье, Чашечка»

4.

Как язычок отмечал день рождения

1.Динамическое упражнение «Мячик» (2,стр.111)

3.Дыхательное упражнение «Задуй свечку».

3.Логопедические упр. «Часики», «вкусное варенье», «Трубочка», «Футбол», «Лопаточка».

5.

Как язычок ходил в гости к белочке

1.Динамическое упр. «Ежик и барабан». (2,стр.104)

2.Массаж «Орешки»

3. Логопедические упр. «Грибок», «Качели», «улыбка», «Чашечка», «Лопатка», «Варенье».

6.

Как язычок варил грибной суп

1.Массаж спины « Дождик».

2.Динамическое упражнение (стр. 28)

3.Массаж «урожай»

4.логопедические упр. «блинчик, пирожок, варенье».

7.

Как язычок навещал любимых питомцев

1.Массаж спины «дождик»

2.Дыхательное упражнение «осенний ветерок».

3.Пальчиковая игра «капуста». Стр. 30

4. Логопедические упр. «варенье, блинчик, пирожок).

8.

Как Мишутка искал мед

1.Динамическое упражнение «медвежата».32

2.Массаж лица «пчела»29

3.Логопедическое упражнение «лошадка».

4.Пальчиковая игра «не плачь, куколка» (с исп. прищепок)

9.

Как язычок гулял в парке

1.Динамические упр. Стр. 35

2.Массаж пальцев «Рукавацы»

3.Пальчиковая игра «Белка»

4.Логопедические упражнения «блинчик, пирожок, лошадка, дятел».

10.

Звуки «М-Мь»

1.Динамическое упр. «На дворе мороз и ветер.» стр. 56

2.Дыхательное упр. со снежинками стр.57

3.Зрительная гимнастика со снежинками стр. 57

4.Логопедические упр. «горка», «саночки»

11.

Как Язычок играл с друзьями

1.Динамическое упр. «на дворе мороз и ветер»

2.Массаж биологически активных зон «наступили холода». Стр 55.

3.Логопедические упр. «горка», «саночки»

4. Гимнастика для глаз «Как на горке снег,снег». Стр.62

12.

Как Язычок готовился к Новому году

1.Массаж спины «паровоз» стр.52

2.Гимнастика для глаз «Елочка».

3.Массаж «наступили холода»

4. Логопедические упражнения «горка», «барабан», «саночки».

13.

Звуки «П – Пь»

1.Динамическая пауза (стр.72)

2.Массаж пальцев «орешник» стр.75

3.Фонопедическое упражнение «метель» стр. 75

4.Логопедические упражнения «саночки», «горка», «чашечка».

14.

Как язычок лепил снеговика

1.Динамическое упражнение «песня сороки» стр.64

2.Массаж рук «строим дом» стр.65

3.Массаж «труба»

4.Логопедические  упражнения «Трубочка», «Болтушка», «Окошко».

15.

Как язычок строил  дом

1.Динамическое упражнение «Гости»

2.Массаж спины «Барабан»

3.Мимическое упражнение «угости киску»

4.Массаж рук «Строим дом».

16.

Звуки «Б - Бь»

1.Ритмическая игра «Молоточки» стр.88

2.Массаж рук «строим дом» стр.65

3.Логопедические упр. «Молоток», «Маляр» стр. 96

4.Мимическое упр. «Подарки» стр.96

17.

Как язычок делал уборку в квартире

1.Комплекс общеразвивающих упражнений «Профессии» стр.98-99

2.Логопедические упражнения стр.99-100

3.Массаж рук «Строим дом» стр.65

4.Пальчиковая игра «Я-художник».стр. 103

18.

Как язычок купался в ванне.

1.Комплекс общеразвивающих упражнений стр.104

2.Логопедические упр. стр.105

3.Массаж ушей «На границе» стр.107

4.Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы»

19.

Как язычок отдыхал в деревне

1.Динамическое упр. «Ходьба на носочках и пяточках». стр. 110

2.Дыхательное упр. «Пузырьки»

3.Массаж груди стр.112

4.Логопедическая гимнастика «Заборчик», «Трубочка», «Молоточек».

20.

Звуки «Т - Ть»

1.Гимнастика для глаз стр.117

2.Динамическое упр. «Хорек» стр.117

3.Массаж ступни и пальцев ног. Стр. 116

4.Логопедическая гимнастика стр.120

21.

Как язычок поздравлял маму с 8 Марта

1.Комплес общеразвивающих упражнений «Каравай».стр. 122

2.Массаж биологически активных зон «Считалка для мышки» стр.123

3.Логопедические упр. « Блинчик», «Чашечка», «Лошадка», «Гармошка» стр.124

4. Пальчиковая игра «Птичка» стр124

22.

Как язычок ходил в зоопарк

1.Динамическое упр. «Веселые музыканты» стр.127

2.Логопедическая гимнастика стр.130

3.Массаж носа «Труба».стр.131

4.Дыхательное упр. «Гармошка» стр.131

23.

Как язычок спас ворону от кошки

1.Массаж рук «Скворцы». Стр.131

2.Загадка стр.133; логопедические упр. стр.133

3.Дыхательное упр. «Дятел» стр.135

4.Массаж биологически активных зон «Сорока»

24.

Звуки «Д - Дь»

1.Динамическое упр. «Зайкина зарядка»

2.Логопедические упр. стр.139

3.Дыхательное упр. «Ветерок» стр.141

4.Пальчиковая игра «Пирожки и плюшки»

25.

Как язычок летал в космос

1.Ритмическое упр. «Автомобиль»стр.147

2.Динамическое упр. «Лягушонок»стр.146

3.Подвижная игра «Светофор» стр.147

4.Массаж пальцев стр.148.

26.

Звуки «К - Кь»

1.Комплекс общеразвивающих упражнений «Будем космонавтами» стр.150

2.Голосовое упр. «Радиоволны».

3. Логопедические упр. стр.152

4.Массаж пальцев «Матрешки» стр.153

27.

Как язычок учился кататься на велосипеде

1.Динамическое упр. «В деревне».

2.Массаж шеи «Петушок».

3.Пальчиковая игра «Кря-кря».

4.Гимнастика для глаз «Сова»; логопедические упр. «Лошадка», «Дятел».

28.

Как язычок отдыхал на море

1.Дыхательное упр. «Ежик».стр.163

2.Ритмическая игра «Капли»стр.164

3.Логопедические упр. стр.165

4.Упражнение на релаксацию стр.166-167

Литература.

1. Рыжова Н.В.Артикуляционная гимнастика для малышей. М.,Сфера,2013.

2.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе. Сб.2003.

3. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей. М.,2008.

Лопухина И.С. Логопедия: звуки, буквы и слова. Спб.2004.

Табель  посещаемости  

кружка «Грамотейка» гр.№12

Ф. И.  Ребенка

март

апрель

май

Приложение №2

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

за 20__ – 20__ учебный год

по кружковой работе «Веселый язычок»

Было проведено занятий - __________

Кружок посещали__________ чел.  группы №__

Руководитель кружка: _________________________/                              

Приложение №3

Уровень развития основных направлений логопедической работы по программе дополнительного образования кружка «Веселый язычок».

Направление работы

Уровень сформированности основных показателей

НГ

КГ

Низкий

средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Общая моторика

Мелкая моторика

Артикуля

ционная моторика

Речевое дыхание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

Программа дополнительного образования  «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...

Титульный лист программы дополнительного образования "Непослушный язычок"

Титульный лист программы дополнительного образования "Непослушный язычок"...

Программа дополнительного образования "Непослушный язычок"

Оглавление   1. Пояснительная записка 2.Характеристика возрастных особенностей речевого развития детей 3.Цели и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития...

Программа дополнительного образования "Волшебный язычок"

Программа дополнительного образования кружок "Волшебный язычок" для детей 5-6 лет...

Конспект ООД по программе дополнительного образования «Веселый Язычок» учителя-логопеда в средней группе «Заюшкина сказка»

Конспект организованной образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Веселый Язычок» учителя-логопеда в средней группе «Заюшкина сказка»...

Мониторинг результатов освоения детьми 4-5 лет программы дополнительного образования «Веселый Язычок» по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года

Мониторинг результатов освоения детьми 4-5 лет программы дополнительного образования «Веселый Язычок» по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года...