Автоматизация звука "К". Речевые игры в рамках Модульной системы Архиповой Е.Ф.
презентация по логопедии

Данный материал рассказывает о том, как , использую поэтапное введение звука в речь у детей со стертой дизартрией по методике Е.Ф.Архиповой, сделать занятия разнообразными, интересными и продуктивными.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель: учитель- логопед Южанина Ирина Витальевна г. Мытищи, МБДОУ № 57 «Почемучка» КА КО КУ КЫ КЭ

Слайд 2

Автоматизация звука «К» Модуль 2 – прямой слог, слитное произнесение КУ КЫ КЭ Игра позволяет сделать сложную и кропотливую работу по исправлению дефектов звукопроизношения занимательной, увлекательной, весёлой и высокоэффективной. КА КО

Слайд 3

Игра 1 «В гости к Гном- Гномычу » Цель : выработать слитное и утрированное произнесение звука «К» в сочетании с гласными. Открытый слог. Оборудование : Гном. Прыгалки для обозначения границ домика гнома, символ звука К- «Каблучок». Методические рекомендации : Гном в домике. Приглашает детей в гости. Но попасть в гости может только тот, кто правильно отгадает и четко произнесет, какой гласный звук стучит каблучком. Дети с опорой на символ звука «К» и артикуляцию гласных по губам педагога отгадывают и произносят слоги: КА, КО, КУ, КЫ, КЭ . Кто правильно отгадал гласный по артикуляции и произнес слог верно – делает шаг к домику гнома. Пример : - КУ

Слайд 4

Упражнение 1 «Пропой слог» Цель : выработать слитное и утрированное произнесение звука «К» в сочетании с гласными. Открытый слог. Оборудование : демонстрационный символ звуков К- «Каблучок » и мини-символы гласных звуков на каждого ребенка. Методические рекомендации : с литно и утрированно произносим звук «К» в сочетании с гласными А, О, У, Ы, Э. Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаем к поверхности тренажёра. Словно играем на пианино и поём. Губы работают активно при произнесении гласных. Такой акцент на гласные звуки формирует четкие ощущения в органах артикуляции. 1. А------- Большой палец 2. О------- Указательный палец 3. У------- Средний палец 4. И------- Безымянный палец 5. Ы------- Мизинец 6. Э--------Вся ладонь Работа пальцев на тренажёре: Игра 2 «Играем и поём»

Слайд 5

Игра 3 «Помоги гномам собрать сокровища» Цель : закрепление правильного произношения звука «К» в слогах . Развитие чувства ритма. Оборудование : игрушки гномы, сундучки по количеству детей, мелкие предметы-сокровища. Зрительные символы звука «К» и гласных. Методические рекомендации : Взять сокровище своему гному может только тот, кто правильно произнесет «КА » столько раз, сколько хлопну: * * - КА, КА * * * - КА, КА, КА и так с другими слогами КУ, КО, КЫ, КЭ.

Слайд 6

Игра 4 « Сочинялки » Цель : закрепление правильного произношения звука «К» в слогах . Развитие чувства ритма. Оборудование : зрительные символы звука «К» и гласных. Методические рекомендации : Послушай внимательно, какой «КАБЛУЧОК» слышен в конце: КА , КО или КУ. Простучи нужным каблучком 3 раза. При затруднении используем опорные символы звуков. Взрослый Ребенок У окна видна О ка ка-ка-ка До Оки недале ко ко-ко-ко Дети ходят на О ку ку-ку-ку Дай котятам окунь ка ка-ка-ка Бегут котята к окунь ку ку-ку-ку У меня болит ру ка ка-ка-ка В школе будет нелег ко ко-ко-ко Для блинов нужна му ка ка-ка-ка Я куплю домой му ку ку-ку-ку

Слайд 7

После того, как ребенок научился четко и самостоятельно произносить сочетания «К»+ГЛАСНЫЙ слитно , начинаем вводить данные звукосочетания в слова. Лексический и картинный материал для речевых игр (Модуль 2) : кони , Коля, Капа, кофе, коса, косы , касса, коза, козы , кабина, канава, калина , колено, камин, кабан, каноэ, камень, кузина.

Слайд 8

Игра 5 «Карусель» Цель : закрепить правильное произношение звука «К» в словах. Выработать четкое плавное переключение артикуляционного аппарата со звука «К» на гласный. Оборудование : картинки Модуль 2 ( кони, Коля, Капа, кофе, косы, касса, козы, кабина, канава, калина, колено, камин, кабан, каноэ, камень, кузина) , песочные часы на 1 минуту. Методические рекомендации : прокати гномиков на карусели. Называй картинки четко. Интересно, сколько кругов сможет прокатиться каждый гномик. Каждому ребенку дается 1 минута. Все дети следят за правильным выполнением задания.

Слайд 9

Игра 6 «Дрессировщик» Цель : закрепить правильное произнесение звука «К» в словах. Оборудование : мелкие игрушки по количеству детей: собачка и печенье, ежик и грибок, заяц и морковка. То есть любой персонаж, который есть под рукой и поощрение. Картинки (Модуль 2), песочные часы на 1 минуту. Методические рекомендации : Проведи зайчика по дорожке и научи его красиво называть слова. Если он дойдет до конца, получит морковку. Пусть зайчик произносит слова все быстрее и быстрее. А ты следи, чтобы слова были красивыми.

Слайд 10

Игра 7 «Доктор» Цель : закрепить правильное произнесение звука «К» в словах. Оборудование : картинки Модуль 2, о клюдоры (по количеству детей), указка, шапочка доктора. Методические рекомендации : Один ребенок доктор. Другие пациенты. Проверяем сначала зрение одного, затем другого глаза. Кто назвал все картинки правильно, у того глазки видят хорошо.

Слайд 11

Игра 8 «Назови и перепрыгни» Цель : закрепить правильное произнесение звука «К» в словах. Оборудование : картинки Модуль 2 ( кони, Коля, Капа, кофе, косы, касса, козы, кабина, канава, калина, колено, камин, кабан, каноэ, камень, кузина). Методические рекомендации : Картинки раскладываются в ряд. Нужно назвать правильно картинку и перепрыгнуть ее

Слайд 12

Игра 9 « Отгадай картинку без звука К » Цель : закрепление правильного произнесения звука «К» в словах. Развитие фонематического слуха. Развитие чувства языка. Оборудование : картинки Модуль 2 ( кони, Коля, Капа, кофе, косы, касса, козы, кабина, канава, калина, колено, камин, кабан, каноэ, камень, кузина ). Методические рекомендации : Перед детьми разложены картинки. Логопед называет картинку без звука «К», ребенок отгадывает какую картинку загадал логопед. Отгадал – забери себе. Выигрывает тот, кто отгадает больше слов . ... они, .. оля , .. апа , .. офе , ..осы , ... асса, .. озы , .. абина , .. анава , ... алина , .. олено , ..амин, .. абан , ... аноэ , .. амень , ..узина

Слайд 13

Игра 10 « Запомни – повтори – закрой » Цель : закрепление правильного произнесения звука «К» в словах. Развитие фонематического слуха. Развитие чувства языка. Оборудование : картинки Модуль 2 ( кони, Коля, Капа, кофе, косы, касса, козы, кабина, канава, калина, колено, камин, кабан, каноэ, камень, кузина). Методические рекомендации : Повтори слова по 2-3 вместе, закрой их в нужной последовательности. Капа – кофе – кони кабина – канава – калина Кони - Коля – козы колена – каноэ – кузина Косы – козы – кабаны кабан – камин – камень

Слайд 14

Игра 11 « Закончи предложение » Цель : закрепление правильного произнесения звука «К» в словах. Развитие чувства языка. Оборудование : картинки Модуль 2 ( кони, Коля, Капа, кофе, косы, касса, козы, кабина, канава, калина, колено, камин, кабан, каноэ, камень, кузина ). Методические рекомендации : Перед детьми разложены картинки. Логопед называет предложение не договаривая его до конца. Кто-то из детей по смыслу догадывается каким словом его закончить. Закончил правильно - поставь на картинку свою фишку (можно использовать фигурки из киндер сюрпризов). Выигрывает тот, чьих фишек больше. Быстро скачут резвые…… кони. Новые брюки надел… Коля. Вкусный мёд у бабы… Капы . По утрам папа пьет ароматный…. кофе. У девчонок длинные…. косы.

Слайд 15

Часть машины, где сидит шофер… кабина. После сильного дождя вода заполняет глубокую… канаву. Мы набрали полное лукошко красной… калины . Красивый из кирпича выложен… камин. Индейцы плавают на…. каноэ. Перегородил дорогу крупный…. камень. Мою двоюродную сестру я называю… кузина . В лесу живет… кабан . У соседа болело…. колено.

Слайд 16

Вводим слова в предложения. Позиция автоматизируемого звука Модуль 2: «К»+ гласный (слитное произнесение) 12. «Капа купила (Коля купил)» Цель : закрепить правильное произнесение звука «К» в предложениях. Оборудование : картинки Модуль 2 ( кони, Коля, Капа, кофе, косы, касса, козы, кабина, канава, калина, колено, камин, кабан, каноэ, камень, кузина ), игрушки мальчик и девочка. Методические рекомендации : Шуточная фраза с наращиванием предметного ряда. Каждый раз добавляем по одной картинке. Расскажи , что купила Капа (что Купил Коля ). Капа купила козу . Капа купила козу и канаву . Капа купила козу , канаву и каноэ . Капа купила козу , канаву , каноэ и камень . И т. д.

Слайд 17

13. «Куча мала» Цель : закрепить правильное произнесение звука «К» в предложениях, правильное употребление предлога «НА ». Оборудование : картинки Модуль 2 ( Коля , Капа, кофе, коса, касса, коза, кабина, канава, калина, колено, камин, кабан, каноэ, камень, кузина). Методические рекомендации : Картинки в равном количестве раздаются детям. Нужно суметь выложить все свои картинки в общую стопку так, чтобы на руках не осталось ни одной картинки. Когда кладешь картинку, произносишь фразу: «На кофе кабина», «На кабине канава», «На канаве камень» и т.д.

Слайд 18

14. « Повторялки » Цель : закрепить правильное произнесение звука «К» в предложениях. Оборудование : картинки Модуль 2 ( Капа, кофе, колено, каноэ канава, калина, Коля). Методические рекомендации : повтори – не ошибись. С установкой на запоминание. К каждому предложению для ассоциативного запоминания предъявляется картинка. Капа купала Колю. (Капа) Коля , пей кофе. (кофе) У Лены болело колено. (колено ) Кузина купила каноэ. (каноэ ) Коля и Ваня копали канаву. (канава ) Коля и Нина ели калину. (калина ) Каля купил козу, а Капа коня. (Коля )

Слайд 19

15. «Веер» Цель : закрепление правильного произнесения звука «К» в предложениях, развитие зрительной ассоциативной памяти. Оборудование : картинки Модуль 2 ( Капа, кофе, колено, каноэ канава, калина, Коля). Методические рекомендации : Предварительно предложения отрабатываются отраженно за логопедом и ассоциативно связываются с картинками (дается установка на запоминание ). См. игру 14. Картинки собирают веером. Дети по очереди вытаскивают картинку из веера, вспоминают про неё предложение. Назвал правильно – оставил картинку себе. Ошибся – картинка возвращается в веер. Ход переходит к другому игроку. В конце игры количество картинок подсчитывается . Выигрывает тот, кто больше вспомнил предложений и набрал больше картинок.

Слайд 20

16. «Назови и перепрыгни» Цель : закрепление правильного произнесения звука «К» в предложениях, развитие зрительной ассоциативной памяти. Оборудование : картинки Модуль 2 ( Капа, кофе, колено, каноэ канава, калина, Коля). Методические рекомендации : Предварительно предложения отрабатываются отраженно за логопедом и ассоциативно связываются с картинкам (дается установка на запоминание ). См. игру 14. Картинки раскладываются в ряд. Нужно вспомнить предложение про картинку , четко его назвать и перепрыгнуть через картинку. Выигрывает тот, кто быстрее всех до конца, ни разу не ошибётся и проговорит все чётко и внятно.

Слайд 21

17. «Назови и перепрыгни» Цель : закрепление правильного произнесения звука «К» в предложениях, развитие чувство языка. Оборудование : картинки Модуль 2 ( кофе, камин, колено, каноэ, канава, калина, коза, кабан) Методические рекомендации : Послушай и скажи: так бывает или нет. Если нет - исправь меня. Переверни карточку, про которую ты исправил предложение, картинкой вниз. Кофе, пей Колю. Камин купил Колю. У колена болела Капа. Каноэ купило кузину. Коля и канава копали Ваню. Ели Нину калина и Коля. Коза купила Колю, а кабан купил Капу.

Слайд 22

Желательно домашние задания на закрепление звука так же давать в игровой форме, используя напечатанные на листе формата А4 черно-белые изображения. Варианты домашних заданий: Д/З №1 Повтори слоговые цепочки: ка-ка-ка, ко-ко-ко… Назови, раскрась картинки только на звук «К» Назови картинки по «Карусели», ускоряя темп, но не теряя четкости и внятности произнесения.

Слайд 23

Д/З №2 Повтори слоговые цепочки: ка-ка-ку, ку-ку- кы ….. По картинке из Д/З №1 скажи по образцу: коза - козы, кабан – кабаны… «Фраза с наращиванием предметного ряда»: По картинке из Д/З №1 нарисуй стрелки от картинки к картинке, рассказывая, что у Капы (у Коли). Ребенок каждый раз дорисовывая стрелку, добавляет название картинки к предыдущему названию. (У Капы косы. У Капы косы и кабина. У Капы косы , кабина и камень…т.д.) Д/З №3 Повтори слоговые цепочки: ка-ку-ка, ку-ко-ку…. Вспомни по картинкам предложения. Повтори каждое предложение 3-4 раза подряд, не теряя четкости и внятности произнесения. Если произнес предложение правильно, раскрась нужную картинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по технологии «Маленькие ручки играем, развиваем через пальчиковые игры» в рамках реализации программы «Здоровье».

Система работы по развитию мелкой моторики. Предлагаю конспект "Лесные чудеса"                           ...

Модульная система для ролевых игр в детском саду

Модульная система для ролевых игр в детском саду...

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Модульная система игровой технологии STEM»

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Модульная система игровой технологии STEM» STEM-технология – новая ступень в дошкольном образованииСовременный педагог – это прежд...

Модульная система обучения по приоритетному направлению «Развития творческих способностей детей в процессе театральной деятельности»

Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики с...

Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"

Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной  системы посредством игровой деятельности"...

Открытый просмотр «Речевые игры в рамках художественно- эстетического развития»

Открытый просмотр «Речевые игры в рамках художественно- эстетического развития»      ...

Мультистудия Я творю мир, в рамках модульной программы Стэм

В нашем учреждении успешно реализуется один из модулей «Мультстудия   “Я творю мир”.  Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты ...