Здоровье на кончиках пальцев
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше будет у ребенка память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей. В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_na_konchikah_paltsev.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в сказку».
Цель: Развитие мелкой моторики руки через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.
Задачи:
Образовательные:
Решение задач коррекции (математические представления, ознакомление с окружающим миром, классификация обобщенных понятий).
Развивающие:
- Развивать силу мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений.
- Совершенствовать координацию речи с движением, плавность и силу голоса.
- Развивать навыки речевого общения.
- Развивать логическое мышление, творческие и композиционные способности, воображение.
- Активизировать биологические процессы организма и деятельность жизненно важных анализаторов.
Воспитательные:
- Воспитывать навык удержания позы.
- Воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь друг другу, умение видеть пользу от совместного труда.
- Учиться играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материалы и оборудование: фасоль и горох в коробочках, счетные палочки, бусинки, шнурки, игры-шнуровки, разрезные картинки, цветные камешки, мозаика «Сказки».
Предварительная работа: чтение сказок.
Логопед: Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?
(Ответы детей.)
Давайте все вместе отправимся в путешествие по сказкам. Возможно, кому-то из сказочных героев нужна наша помощь, а с кем-то мы просто поиграем.
Путешествовать мы будем с помощью загадок. Итак, начинаем!
Как называется сказка, в которой чудеса прекращаются, когда часы показывают полночь?
Дети: «Золушка», автор Ш. Перро.
Логопед: Чем же занималась Золушка? Что делала?
Дети: Ей приходилось выполнять самую трудную, сложную и тяжелую работу. Однажды мачеха заставила ее перебирать горох и фасоль. Девушка трудилась всю ночь.
Логопед: Давайте ей поможем?!
Задание № 1: Перебрать фасоль (в коробочках фасоль, горох).
Посчитайте, сколько у каждого из вас фасолинок и горошин?
(Ответы детей.)
Логопед: Золушке помогли, отправляемся в другую сказку.
В ней все герои крепко-крепко держались друг за друга и сделали одно общее доброе дело. Вы догадались, как называется эта сказка?
Дети: Русская народная сказка «Репка».
Задание № 2: Нанизывание бусинок.
Логопед: Вы должны взять столько бусинок, сколько героев было в сказке. И обязательно, чтобы первая бусинка была – желтая, а третья – красная.
Положите бусы на стол. Посчитайте и назовите по порядку героев сказки.
(Ответы детей.)
Логопед: Пора в следующую сказку отправляться. Отгадайте загадку:
Звери в домике живут, каждый занят делом тут.
Но медведь пришел сюда –
Разбегайтесь кто куда!
Дети: Русская народная сказка « Теремок».
Логопед: Правильно. В этой сказке все живут дружно: одна – зерно толчет, другая – пироги печет, один – играет на гармошке, а другой их охраняет.
Задание № 3: Каждый должен построить теремок из счетных палочек.
- Чей теремок выше? Ниже?
- Чей теремок шире? Уже? И т. д.
(Ответы детей.)
Логопед: Герой следующей сказки не человек и не животное. Узнаете, если отгадаете загадку:
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался наш дружок.
Дети: Русская народная сказка «Колобок».
Логопед: Поможем Колобку убежать от лисицы?
Задание № 4: Сказка на пальчиках.
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок - румяный бок.
Первым встретил он зайчишку, (показ зайчика кистью руки)
Маленького шалунишку.
Песню спел – не поленился, (сжимание- разжимание пальцев)
Ну и дальше покатился.
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок – румяный бок.
Потом встретился волчок, (показ волка кистью руки)
Волчок – серенький бочок.
Песню спел – не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Ну и дальше покатился.
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок – румяный бок.
Встретил мишку на пути, (показ медведя кистью руки)
От него он смог уйти.
Песню спел – не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Ну и дальше покатился.
А потом в густом лесу (показ кистью руки лисы)
Встретил кумушку – лису.
Песню спел - не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Еле – еле укатился! (быстрые круговые движения кистями рук)
Логопед: В сказке «Колобок» дикие или домашние животные упоминаются?
Может ли действие этой сказки происходить зимой?
А почему у зайца уши длинные? (Ответы детей.)
Логопед: Послушайте следующую загадку и угадайте сказку:
Злая мачеха не любила,
Голодом ее морила.
Работой нагружала,
В лес отвезти угрожала.
Дети: Русская народная сказка «Морозко».
Логопед: В этой сказке было две девочки, Настенька и Марфушенька. Вспомните, какие они были?
Дети: Настенька – добрая, трудолюбивая, ловкая. Марфушка – злая, жадная, ленивая.
Логопед: Поможем Настеньке?!
Задание № 5: Обвить шнурком фигуры.
Логопед: Какое время года в сказке «Морозко»? А какие вы еще знаете? Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их. (Ответы детей.)
Мороз Иванович ни разу не видел лето. Как бы вы ему объяснили, что это такое? ( Дети называют признаки и приметы лета.)
Логопед: Ребята, как зовут вредную старуху из русских народных сказок?
Дети: Баба Яга.
Логопед: Давайте все вместе расскажем про нее сказку.
Физкультминутка:
Избушка в сказочной глуши (дети поднимают руки вверх и соединяют их
над головой в виде крыши)
Стоит на курьих ножках. (встают на одну ногу, руки на поясе)
Из сказок знают малыши, (соединяют ладошки на уровне груди и
раскрывают их в виде книжки)
Живет в ней Бабка Ежка. (хлопают в ладоши)
Наверно очень скучно ей (руки на поясе, выполняют наклоны вправо
и влево)
Одной в своей избушке… (поднимают руки и соединяют их над
головой в виде крыши)
Сидит на печке, ждет гостей (приседают, встают и смотрят вдаль
из-под руки)
И в чай макает сушки. (выполняют упражнение «пальчики
здороваются»)
Как в сказку хочется попасть (встают на носочки, поднимают руки
вверх)
И в гости к Бабке Ежке… (встают на одну ногу)
На ступе вволю полетать, (машут руками, как крылышками)
Увидеть курьи ножки. (поочередно вытягивают вперед и ставят
на пятку то правую, то левую ногу, руки
на поясе.)
Логопед: Послушайте следующую загадку:
Она вся изо льда,
Холодом веет всегда.
Кая к себе увезла,
Но Герда его отняла.
Дети: Это сказка Г.Х Андерсена «Снежная королева».
Логопед: Давайте поможем Каю собрать картинки из льдинок.
Задание № 6: Разрезные картинки.
Логопед: Ребята, вспомните, как зовут деревянную куклу с длинным носом? Как называется сказка?
Дети: Это Буратино из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Логопед: Папа Карло подарил Буратино Азбуку и отправил в школу. И вы скоро пойдете в школу.
Задание № 7: Покажите, какие вы знаете буквы. (Пальчиковая азбука.)
Выложить буквы с помощью цветных камешков (первую букву имени, фамилии, времени года и т.д.)
Выкладывание слов, составление схем слов.
Логопед: Вам понравилось наше путешествие по сказкам? Где мы с вами только не бывали, что только не делали, всем старались помочь. Вы такие умные, ловкие, умелые. Наше занятие подошло к концу. Осталось выполнить последнее задание: соберите пазлы и назовите сказку.
Литература:
Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи
Логопед. Научно-методический журнал, 2007, №2
Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М., 2007.
Соколова Е.В., Нянковская Н.Н. С праздником, малыши!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие: «Здоровье на кончиках пальцев»
(Валеология или здоровый ребёнок)Для детей старшего дошкольного возраста...
Мастер-класс "Здоровье и ум на кончиках пальцев".
Мастер-класс смолиной....
выступление на круглом столе "здоровье на кончиках пальцев"
«ВОЗМОЖНОСТИ ДОУ В ВОПРОСАХ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «ЗДОРОВЬЕ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ,ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА» подготовила и провелаучитель-лого...
Технология сохранения и стимулирования здоровья. Пальчиковая гимнастика. Ум на кончиках пальцев. Методика Новиковской О.А.
Технология сохранения и стимулирования здоровья.Пальчиковая гимнастика. Ум на кончиках пальцев. Методика Новиковской О.А. Цель: интелле...
Конспект занятия на развитие мелкой моторики "Здоровье на кончиках пальцев"
Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Развивать мелкую моторику рук и зрительную -двигательную координацию, согласовывать движения пальцев рук, учить подражать движениям...
Дидактическое пособие «Кладовая здоровья, на кончиках пальцев».
laquo;Здоровье - важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&raq...
Самомассаж "Здоровье на кончиках пальцев"
Материал содержит упражнения для самомассажа головы, ушей, шеи, лица, пальцев и других биологически активных зон....