Консультация для воспитателей"Логоритмика"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
В статье рассматривается вопрос логоритмического воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 19.45 КБ |
logoritmika.ppt | 285 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей: «Логоритмика, как эффективная здоровьесберегающая технология»
Подготовила: учитель-логопед Ткаченко Е.Ю.
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи. Прежде всего это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики является речь, музыка и движение. Логоритмика- это один из качественных методов логопедической работы по развитию речи малыша. (слайд 1)
Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно - сосудистой, двигательной, сенсорной, речедвигательной и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности. (слайд 2)
На логоритмических занятиях большое значение имеет музыка. (слайд 3) О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные возможности музыки, которая, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле.
Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В. М. Бехтеревым. И. М. Догелем, И. Р. Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.
Швейцарский педагог, композитор и общественный деятель Эмиль Жак-Далькроз доказал возможность переведения музыкального ритма в пластические движения человеческого тела, так как ритм музыки тесно связан с моторикой, мышечной реактивностью человека.
В 30-е гг. XX в. лечебная ритмика нашла применение и в коррекционных учреждениях. В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово, поэтому в практике появилось особое направление коррекционной работы — логопедическая ритмика (Г. А. Волкова, О. А. Крупенчук, И. Лопухина). Это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, заключающийся в синтезе слова, музыки и движения.
Задачи логоритмической работы в ДОУ (слайд 4)
• Развитие слухового внимания и фонематического слуха;
• Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
• Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики, пространственной организации движений;
• Развитие и коррекция слухо- зрительно- двигательной сферы;
• Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
• Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
• Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;
• Формирование навыка релаксации;
• Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
Занятия логоритмикой рекомендуются для работы с детьми всех возрастных групп детского сада. Их проводить могут музыкальный руководитель, воспитатель и/или логопед. (слайд 5)
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, мелкой моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
Если ребенок 2 лет не говорит или говорит плохо- есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. В этом возрасте очень сложно осуществлять логопедическое воздействие - ребенок быстро утомляется, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т. д. Детям более старшего возраста уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыков.
Логоритмические занятия ведутся с первой младшей группой, что дает возможность для раннtго выявления и коррекции нарушений речи. (слайд 6)
Занятия отличаются вариативностью. Педагог может заменить какую-либо часть занятия, включить в него чистоговорки или упражнения артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей. Так, в песенный репертуар можно включать знакомые песни, возможно изменение игрового материала, использование знакомых стихотворений и т. п.
Логоритмические занятия не регламентированы строго по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить.
Все занятия имеют сюжетную основу. Основа занятий очень разнообразна. На занятиях могут быть использованы сказочный сюжет, воображаемое путешествие, включение персонажей, элементов фольклора, сюжетно-дидактических игр и т. д. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положи-тельного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении. (слайд 7)
Логоритмическая работа в течение дня
Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов ДОУ в этом направлении.
Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.
1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы на занятиях.
5. Динамические паузы между занятиями.
6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
10. Логоритмические досуги.
Логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА — одно из звеньев коррекционной педагогики, которое связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
ЦЕЛЬ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды (Волкова Г.А.)
СОДЕРЖАНИЕ занятий напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе.
ЗАДАЧИ: развитие слухового внимания и фонематического слуха; развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса; развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений; развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое; развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом; формирование навыка релаксации. воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ: ходьба и маршировка в разных направлениях; упражнения для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата; чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков; упражнения на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), соответствующие возрастным особенностям детей; вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания; песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координированного тренинга; музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве; мело- и ритмодикламация для координации слуха, речи, движения; упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления; коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения; упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю, и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 30-35 мин. в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ , следует отметить, что логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики. С помощью логоритмики можно в доступной и интересной для дошкольников форме развить у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность и т.д. В ходе музыкально-дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые (фонопедические) упражнения. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.
Примерное планирование № Название занятия Содержание Месяц 1 В гостях у лесовичка (Деревья и кустарники) Песня-игра «Листочки» (7, с.16) Двигательные упражнения «Прогулка в лес» (10, с.8) Пальчиковая гимнастика «Деревце» Игра «Деревья» (11, с.9) Упражнение для передачи ритмического рисунка (20, с.6) Артикуляционная гимнастика (по плану логопеда) Коммуникативный танец-игра «Поиграем веселей» (3, с.6) Дыхательное упражнение «Ветерок ( f , mf , p )» (17, с.65) Октябрь 2 В траве сидел кузнечик (Насекомые) Фонопедическое упражнение «Муха» (9, с.54) Песни «Комар», «Жуки» (14, ч.1, с.98,99) Артикуляционная гимнастика «Муравьи» (10, с.172) Пальчиковая гимнастика «Кокон» (10, с.166-167) Дыхательная гимнастика «Поймаем бабочку» (13, с.38) Упражнение на развитие общей моторики «В полюшке за бугром» (8, с.11) Коммуникативный танец-игра «Поиграем веселей» (3, с.6) 3 Лесной магазин (Грибы, ягоды) Фонопедическое упражнение «Эхо» (Вопрос-ответ) (17, с.83) Упражнение на развитие координации «По ягоды» (15, с.140) Упражнение на развитие мимики «Малиновое и клюквенное варенье» Пальчиковая игра «Грибочки» (17, с.122) Артикуляционная гимнастика «Веселые слоги» (8, с.6-7) Песня «Загадка» (2, с.47-48) Коммуникативная игра-танец «Веселые пары» (3, с.14-15) 4 Осеннее настроение (Осень) Фонопедическое упражнение «Погреемся» (17, с.81) Песня-игра «Листочки» (7, с.16) Пальчиковая гимнастика «Осень» (15, с.245) Логопедическая распевка «Кормушка» (5, с.12) Коммуникативная игра «Туча» (10, с.44) Ритмическая игра «Капли» (11, с.28)(по плану логопеда) Упражнение на дыхание «Дует, дует ветерок» *(по плану логопеда)
Литература: Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: КАРО, 2005г. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб.: «Детство – пресс», 1999г. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. – СПб: «Музыкальная палитра», 2004г. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: «ВЛАДОС», 2003г. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2010г. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2006г. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Гном и Д, 2002г. Картушина М,Ю. Зеленый огонек здоровья. СПб, 2004 Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: «ТЦ Сфера», 2005г. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий тс детьми 6 –7 лет. –М.: «ТЦ Сфера», 2008г. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: «ТЦ Сфера», 2003г. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционной расстройств. – СПб.: «Литера», 2007г. Лазарев М.Л. Здравствуй! Книги песен ч.1-4 – М.: «Мнемозина», 2007г. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001г. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/ под ред.Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, М.: «Просвещение», 2008г. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду/ авт.-сост. О.Н.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2010г. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2005г. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 1. – М.: Гном и Д, 2001г. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 2. – М.: Гном и Д, 2001г. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 3. – М.: Гном и Д, 2001г. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 4. – М.: Гном и Д, 2001г.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Что такое детская логоритмика?»
Вам знакома ситуация, когда ребёнок говорит много и без умолку, но большую часть в его речи невозможно разобрать? Или напротив, ребенку уже исполнилось три года, но он практически не разговарива...
Консультация для воспитателей: Логоритмика как средство развития речевых, двигательных и музыкальных способностей детей
В данной статье указываются не только цель и коррекционные задачи, но и музыкальные средства коррекции, а также примеры ритмодекломации, которые можно применить на практике....
консультация для воспитателей " Логоритмика как один из видов речевой работы"
консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Логоритмика как средство развития речи дошкольников"
Логоритмика хорошее средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольника. Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной си...
Консультация для воспитателей «Логоритмика – это движение, движение – это здорово»
Консультация для воспитателей «Логоритмика – это движение, движение – это здорово»...
Консультация для воспитателей "Логоритмика. Развиваем речь. Практические упражнения" 4.11. 2021 г
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ЛОГОРИТМИКА. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ"...
Консультация для воспитателей. "Утренняя гимнастика с элементами логоритмики".
В материале представлены рекомендации для воспитателей по проведению утренней гимнастики с элементами логоритмики....