Экологическое воспитание дошкольников на логопедическом занятии
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребенок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о ее хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekolyata_-_yunye_zashchitniki_prirody.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема НОД: «Эколята–дошколята – юные защитники природы».
Цель: систематизация знаний по пройденным лексическим темам, воспитание экологической культуры у дошкольников.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизировать и актуализировать словарный запас.
- Развивать связную речь, навыки диалогической и монологической речи.
- Совершенствовать синтаксическую сторону речи: отрабатывать навыки построения развернутой фразы при ответах на вопросы.
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, образование притяжательных прилагательных, словообразование и словоизменение, согласование слов в роде, числе и падеже).
Коррекционно-развивающие:
- Развивать координацию речи с движением, общую моторику.
- Следить за четким и ясным произношением слов.
- Развивать память, зрительное восприятие, внимание, образное и логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные навыки, активность, доброжелательность, взаимопонимание, самостоятельность, инициативность, ответственность.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: декорации лесной поляны, сюжетные и предметные картинки по темам: «Лес», «Деревья», «Дикие животные наших лесов» пособие «Экологическое чудо-дерево».
Литература: Журналы «Логопед», №8/2015, №7/2017.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе. Как вы думаете, что такое природа?
Возможные ответы детей:
- Это леса.
- Природа - это все живое на Земле.
- Все то, что не создано руками человека.
- Природа это - растения, птицы, разные животные, рыбы, насекомые.
- Животные, птицы, насекомые, жители водоемов (рек, морей).
- Природа – это то, что существует без помощи человека.
- Природа – это все, что окружает нас.
Ведущий: Верно. Кроме того, мы с вами тоже часть природы, как и животные, и насекомые, и рыбы, и растения. Мы дышим с ними одним воздухом, пьём воду и получаем пищу, значит, мы можем назвать их нашими братьями меньшими.
Звучит музыка. Входит Матушка – природа.
Матушка – природа: Здравствуйте дети! Меня зовут Матушка – природа. Слышала, вы говорили о моих детях. Я хочу обратиться к вам с просьбой о помощи! К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность. Они натворили много бед! Пострадали лесные жители. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших!
Ведущий: Вот какая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в гости к Матушке – природе и помочь навести там порядок?
Ответы детей:
- Да!
- Хотим!
- Конечно, поможем!
Ведущий: Но прежде чем отправиться туда, нужно вспомнить правила поведения в гостях у Матушки – природы. Ну что, вы готовы? Тогда слушайте. Я буду задавать вопросы. Если это можно делать – скажите «хорошо», а если нельзя – скажите «плохо».
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Хорошо)
Матушка – природа: Молодцы, вы всё знаете. Поэтому, я к вам и обратилась. Теперь, давайте попросим ветерок помочь нам. Закроем глаза и дружно скажем: «Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей».
Дети: Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.
Играет музыка, появляются Эколята.
Матушка – природа: Ребята, нас встречают эколята – мои помощники и ваши давние друзья. Узнали?
Дети: Это Умница, Елочка, Шалун и Тихоня!
Ведущий: Ребята, давайте присядем и послушаем Матушку – природу. И вы, Эколята, присоединяйтесь к нам!
Матушка – природа: Возможно, те люди, которые натворили столько бед в лесу, когда были детьми, не были знакомы с моими ребятами – эколятами, вот и не научились правилам поведения в природе. Взрослых уже трудно переучит, они не слушают моих эколят, а вот вам они станут друзьями и расскажут о правилах поведения в моем доме. А вы, научите своих друзей, а может быть и родителей!
Матушка – природа: Итак, первое правило.
Эколёнок Тихоня:
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
На экране картинка леса.
Матушка – природа: Посмотрите, ребята! Люди шумели, и лесные жители испугались и потерялись. Помогите им найти друг друга. Я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А вот загадка:
- Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Значит это следы (чьи?) …волчьи. (Это волчьи следы.)
А кто у волка потерялся? …волчонок. (У волка потерялся волчонок.)
- Рыжая кума всех провела. (Лиса)
Значит это следы (чьи?) …лисьи. (Это лисьи следы.)
А кто у лисы потерялся? …лисёнок. (У лисы потерялся лисёнок.)
- Он всю зиму долго спал,
Лапу правую сосал.
А проснулся – стал реветь.
Этот зверь лесной …(Медведь)
Значит это следы (чьи?) …медвежьи. (Это медвежьи следы.)
А кто у медведя потерялся?…медвежонок. (У медведя потерялся медвежонок.)
- Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
Значит это следы (чьи?) …беличьи. (Это беличьи следы.)
А кто у белки потерялся? …бельчонок. (У белки потерялся бельчонок.)
- Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)
Значит это следы (чьи?) …заячьи. (Это заячьи следы.)
А кто у зайца потерялся? …зайчонок. (У зайца потерялся зайчонок.) Матушка – природа: Второе правило.
Эколёнок Елочка:
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Слайд: «С какой ветки детки».
Матушка – природа: Зимой трудно различить деревья. Ребята, я предлагаю вам по листикам узнать и назвать ветки деревьев.
Березовая ветка.
Дубовая ветка.
Кленовая ветка.
Сосновая ветка.
Еловая ветка.
Ой, какие молодцы, много знаете о природе.
Ведущий: Матушка – природа, вы с ребятами много потрудились, а теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка:
Дружат добрые зверята, (шагаем на месте)
Дружат малые зайчата, (прыгаем на месте, показываем руками ушки)
Дружат в озере бобры, (имитируем плавание)
Дружат в небе комары, (имитируем звук комара –з-з-з)
Дружат милые ежата, (повернуться друг к другу носами и пофыркать)
Дружат даже медвежата. (покачивание)
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались! (возвращаемся на свои посадочные места)
Ведущий: Ну вот, немного отдохнули, поиграли. Занимайте свои места и узнаем, какая еще помощь будет нужна Матушке – природе.
Матушка – природа: Третье правило.
Эколёнок Шалун:
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Матушка – природа: Ребята, вы любите животных, птиц, насекомых? Помогите назвать их ласково.
Белка – … (белочка),
лиса – …(лисонька, лисичка),
заяц – …( зайка, зайчик, заинька),
барсук – …(барсучок),
сова – …(совушка),
синица – …(синичка),
воробей – …(воробушек),
жук – …(жучок),
комар – …(комарик).
Матушка – природа: Четвёртое правило.
Эколёнок Умница:
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Матушка – природа: Ребята, у каждого из вас есть свой дом, а у животных, у птиц, насекомых есть свое жилище. Назовите, кто где живет:
Где живут волки?… Волки живут в логове.
Где живут лисы?… Лисы живут в норе.
Где живут медведи?… Медведи живут в берлоге.
Где живут белки?… Белки живут в дупле.
Где живут птицы?… Птицы живут в гнезде.
Где живут рыбы?… Рыбы живут в воде.
Где живут муравьи?… Муравьи живут в муравейнике.
Матушка – природа: Хорошо мы потрудились! За вашу помощь, я награжу вас, подарю Чудо – дерево! Если что-то захотите узнать нового о природе, оно вам всегда поможет.
Снимается накидка с дерева.
А мои ребята – эколята хотят дать вам наказ.
Эколёнок Умница:
Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Эколёнок Тихоня:
Прикоснуться к природе всем сердцем!
Удивиться, узнать, полюбить!
Эколёнок Елочка:
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли как цветы, малыши.
Эколёнок Шалун:
Чтоб для них экология стала –
Не наукой, а частью души!
Матушка – природа: А в завершение, расскажу вам поучительную историю-притчу: «Жил-был мудрец, его все уважали и шли к нему за советом. Но один недобрый человек-завистник сказал, что может обмануть мудреца.
«Я поймаю бабочку, зажму её в руках и спрошу: живое или неживое прячу. Если мудрец скажет «неживое», я выпущу бабочку. Если скажет «живое», я задавлю её, и он будет не прав. И больше никто и никогда не придет за советом». Завистник на глазах у всех спросил: «Отгадай, мудрец, что у меня здесь живое или неживое?» «Всё в твоих руках!» - ответил мудрец».
Все в ваших руках дети! Красота и чистота нашей планеты! Жизнь на Земле!
Спасибо всем за участие и доброту!
Ребята, я благодарю вас от всех моих жителей! Мы с эколятами ждем вас в следующий раз! Скажите волшебные слова: «Ветерок подуй опять, чтоб вернутся в детский сад!» и вы вернетесь домой! До новых встреч!
Ведущий: Ребята, давайте встанем, закроем глазки и скажем волшебные слова.
Дети: Ветерок подуй опять, чтоб вернутся в детский сад!
Ведущий: Вот мы и дома! Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Ребята, давайте повторим, чему учила нас Матушка – природа.
Дети: Быть добрыми по отношению к природе, ко всему живому. Беречь, охранять, любить природу. Природа – это наше богатство, это наша жизнь!
Ведущий: Молодцы, ребята, я очень надеюсь, что вы не забудете эти важные правила и сами будете их соблюдать.
А наше занятие подошло к концу. Но впереди нас ждут еще очень много интересных путешествий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Экологическое воспитание дошкольников логопедической группы через дидактическую игру
Мир окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинский.В дошкольном в...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
Патриотическое воспитание дошкольников на логопедических занятиях
Материал о том, как логопед может в своей работе воспитывать патриотические чувства у детей...
Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.
Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...