Патриотическое воспитание дошкольников на логопедических занятиях
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Материал о том, как логопед может в своей работе воспитывать патриотические чувства у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание на логопедических занятиях
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека- гражданина. В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-патриота. Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами патриота-гражданина Родины и способной выполнять гражданские обязанности.Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они малышам?Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она – любовь к Родине? Задача педагогов пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества.
Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов.
Согласно календарно-тематическому планированию для детей с нарушениями речи проводятся логопедические занятия, где дети осваивают и закрепляют лексические темы, среди которых есть темы, направленные на патриотическое воспитание.
Тема: «Наш город Санкт-Петербург»использование материалов о родном городе повышает интерес детей к занятиям, так как дети с большим удовольствием узнают знакомые объекты, радуются, увидев их. На этих занятиях возрастает речевая активность детей, расширяется и обогащается словарь. В прошлом году дети участвовали в конкурсе рисунков «Наш любимый Петербург». Все дети подготовительного возраста в нашей группе знают стихи о Санкт-Петербурге, основные сведения о нашем городе,достопримечательности, свой домашний адрес. На логопедических занятиях дети проводят звуковой анализ слов на материале данной темы, собирают предложения о С-Петербурге из отдельных слов.
Тема: «Блокада Ленинграда»эта тема очень важна для всех людей, а особенно людей, живущих в нашем городе. В нашей группе мы уделяем этой теме особое внимание. Эту тему мы проходим с детьми подготовительного возраста. Детям необходимо рассказывать, на языке, доступном их возрасту, что происходило в нашем городе во время Блокады, как мужественно, достойно и самоотверженно вели себя люди. Необходимо доносить идею об ужасных последствиях фашизма, национализма и любой другой идеологии насилия над человеком, о превосходстве одних над другими. Воспитывать гордость от того, что мы живём в героическом городе, который выдержал все тяготы и не сдался врагу! А также благодарность всем тем людям, которые трудились на благо Победы!
Мы смотрим с детьми презентации, коротенькие фильмы по этой теме, дети рисуют, делают аппликации.
В теме «Мамин день. Семья» - формируется представление о родственных отношениях в семье. О любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому, к маме, подарившей жизнь.
Тема «Космос» - у детей формируется уважение к покорителям космоса, чувство гордости за своё Отечество, т.к. первым полетел в космос Советский космонавт- Юрий Гагарин. У детей возникает желание быть такими же смелыми, сильными, выносливыми, исследовать новое. В прежние годы мы с детьми группы даже посещали Планетарий.
Тема «Защитники Отечества» помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа. Воспитываем чувство уважения и благодарности к людям защищающих Родину, за их мужество и отвагу.
Особое внимание уделяется теме - главного праздника для нашей страны «День Победы». Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать у детей глубокую благодарность к ветеранам войны. Эта ниточка, которая связывает в нашей стране поколение за поколением. Этоособенно важно внаше непростое время, когда стараются переписать историю и очернить подвиги нашего народа. Нужно быть особенно внимательным к тому, какого характера информация доходит до наших детей.Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначально достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.
Речь является важным средством в познании окружающего мира. На логопедических занятиях работаем над системой развития речи на материале в том числе перечисленных выше тем. Развиваем речь в следующих направлениях:
- правильное звукопроизношение;
- лексико-грамматический строй речи;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие связной речи.
Развитие правильного звукопроизношения.
В данном направлении по вышеуказанным темам подбираются специальные задания и упражнения (чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры). Например:
АША-АША-АША — Россия — родина наша; ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ- Родину будим беречь; ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну и т. д.
На занятиях решаются речевые задачи – автоматизация звукопроизношения,развитие памяти и внимания, мелкой моторики.
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Используются логопедические игры, например
«Посчитай медали, правильно согласуя слова»,- согласование числительных с существительными;
«Назови ласково»- звезда-звёздочка, солдат-солдатик- отработка уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
Словообразование: граница- пограничник, кавалерия- кавалерист и т.д.
Преобразование прилагательных от существительных: слово- солдат( каша -солдатская.(какая?) ремень- солдатский (какой?), сапоги — солдатские (какие?)
Глагоды(действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.
Развитие фонематического анализа и синтеза
«Отгадай, какое слово прячется?», «Расшифруй слово»- подбор слов к звуковым схемам слов и мн.другое.
Обогащение словарного запаса детей.
Подбираем слова -синонимы( Родина — отечество, Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец); Расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д.
Развитие связной речи.
Работая над развитием связной речи, мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны» , с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие «Мир — строит, война — разрушает».
Таким образом на своих занятиях узкие специалисты ДОУ создают условия, которые способствуют правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.
Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы готовим их к этому!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях. Мнение практикующего педагога.
Нравственно-патриотическое воспитание обычно представляется музыкальными руководителями в узком, буквальном понимании. И ограничивается пением песен про Родину или танцем "Яблочко". Предлагаю рассмотр...
НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 ию...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях. Издательство "Саратовский источник" г.Саратов, 2015
статья (из опыта работы)...
Отчет по теме "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях"
Материал подготовлен к педагогическому совету и является осмыслением работы по направлению "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в работе музыкального руководителя"...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения-одна из самых актуальных задач нашего времени.Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы.Это касается нравственных ценностей ,отнош...
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях"
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях...
Патриотическое воспитание дошкольников. Тематическое музыкальное занятие "Чтим Великий День Победы". Старшая группа.
Цель: Закрепить знания детей о том, что 9 Мая – День Победы. Дать знания о том, что страну защищали не только армия, но и партизаны, среди которых были и дети. Воспитывать в детях чувство гордос...