Развитие фонематического слуха в младшей группе
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)
Конспекты логопедических занятий по развитию фонематического слуха в младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskoe_vospriyatie_mladshaya_gruppa.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 1
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Колокольчик, большая и маленькая матрешки.
Ход занятия
Игра «Поезд»
Звенит колокольчик. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к матрешкам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» — отправление поезда; «У-у-у» — поезд гудит; «Чух-чух-чух» — поезд останавливается около стула, на котором стоит большая матрешка.
Логопед и дети здороваются с матрешкой, просят поехать с ними в детский сад. Матрешка присоединяется к детям. Поезд едет дальше.
На другой остановке детей ждет маленькая матрешка. С ней дети тоже здороваются и приглашают поехать с ними.
Когда поезд останавливается, матрешки предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Потом логопед говорит: «Матрешки устали и хотят спать. Давайте им споем песенку: "Ааа-ааа..." (дети имитируют, что укачивают матрешек). Матрешки уснули, а вы садитесь на стульчики».
ЗАНЯТИЕ 2
Программное содержание. Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
Материал. Для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3x1 см).
Ход занятия
Упражнение «Подуем на пушинку»
Дети встают в круг, логопед раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки.
Упражнение повторяется 5-6 раз.
Игра «Медвежата едят мед»
Логопед говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед — дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий логопедом.)
Игра повторяется 3—4 раза.
Потом логопед говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2—3 раза).
ЗАНЯТИЕ 3
Программное содержание. Развивать речевой аппарат и речевое внимание детей.
Материал. По одной пушинке на ребенка.
Ход занятия
Игра «Покормим птенчиков»
Л о г о п е д. Я — мама-птица, а вы — мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», — и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание).
— Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. (Дети произносят: «Пи-пи-пи».)
— Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек (логопед имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат.
Игра повторяется 2—3 раза.
Упражнение «Подуем на пушинку»
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 2.
ЗАНЯТИЕ 4
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. На каждого ребенка шарик диаметром 2 см, сделанный из папиросной бумаги, на нитке длиной 10 см.
Ход занятия
Игра «Часы»
Л о г о п е д. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом...». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак...».
— Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза), идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5—6 раз).
— Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
Игра повторяется 2 раза.
Упражнение «Подуем на шарик»
Дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик).
Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.
ЗАНЯТИЕ 5
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; четыре кубика.
Ход занятия
Игра «Кто в домике живет?»
Л о г о п е д (показывая картинку с изображением кошки). Кто это? (Ответы детей.) Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза). (Показывает картинку с изображением котенка.) А это кто? (Ответы детей.) Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза). (Показывает картинку с изображением собаки.) Кто это? (Ответы детей.) Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза). (Показывает картинку с изображением щенка.) А это кто? (Ответы детей.) Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза).
— Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «Ав-ав» (произносится громко)! (Ответы детей.) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (Ответы детей.)
— Отгадайте, кто в этом домике живет: «Мяу-мяу» (произносится тихо)! Как котенок мяукал? (Ответы детей.)
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других Домиках, и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
Упражнение «Подуем на шарик»
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 4.
ЗАНЯТИЕ 6
Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Кукла (желательно в белом халате и шапочке).
Ход занятия
Игра «Лягушка и лягушата»
Логопед делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: "Ква-ква" (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают).
Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек».
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Упражнение «На приеме у врача»
Кукла — врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
Л о г о п е д. Покажите доктору свои зубы (логопед с куклой быстро обходит детей и говорит, что у всех зубы хорошие). Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот).
Врач доволен: горло ни у кого не болит.
ЗАНЯТИЕ 7
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Большой и маленький колокольчик (можно использовать елочные игрушки); мячи, вырезанные из цветной гуммированной бумаги (диаметр — 2 см, по одному на ребенка); мячи на нитке длиной в 10 см.
Ход занятия
Игра «Колокольчики»
Л о г о п е д. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».
Логопед предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение выполняется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Упражнение «Подуем на мячик»
Дети произносят звукосочетание: «Фу-у-у» — дуют на мячи. Упражнение проводится 4 раза, затем, после короткого отдыха, повторяется.
ЗАНЯТИЕ 8
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Фланелеграф, картинки к нему с изображением свиньи и поросенка.
Ход занятия
Игра «Кто как кричит?»
Л о г о п е д. У мамы свиньи (укрепляет соответствующую картинку на фланелеграф) был маленький детеныш-поросенок (выставляется картинка). Мама учила его хрюкать. Свинья хрюкала громко: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание). А поросенок отвечал тихо: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза).
Играл поросенок и убежал далеко от мамы (переставляет картинку с изображением поросенка подальше). Свинья зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с логопедом повторяют звукосочетание.)
Поросенок услыхал, что мама его зовет, и захрюкал. Как он хрюкает? (Дети тихо произносят звукосочетание.)
Прибежал он к маме (переставляет картинку). Свинья захрюкала громко. Как? (Ответы детей.)
Так она хвалила сыночка-поросенка. И поросенок отвечал ей. Как? (Ответы детей.)
Упражнение «Подуем на мячик»
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 7.
ЗАНЯТИЕ 9
Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.
Ход занятия
Игра «Барабаны»
Логопед делит детей на две команды — большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга.
Л о г о п е д. Вы будете музыкантами, играющими на барабанах. Большие барабаны стучат: «Трам-там-там» (дети повторяют звукосочетания). Маленькие барабаны стучат: «Трим-тим-тим (звукосочетания дети повторяют 2—3 раза).
Логопед в произвольном порядке дает задания командам 6-8 раз.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Упражнение «Почистим зубы»
Л о г о п е д. Мы будем учиться правильно чистить зубы. Посмотрите, как я «чищу» (около открытого рта проводит пальцем из стороны в сторону).
А теперь вы почистите зубы (проверяет правильность выполнения задания). Сейчас нужно почистить зубы так (проводит пальцем около открытого рта снизу вверх и обратно). И вы сделайте то же. Молодцы, теперь у всех чистые и красивые зубы.
ЗАНЯТИЕ 10
Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина.
Ход занятия
Игра «Научим мишку говорить правильно»
Л о г о п е д. Мишка сказал мне, что он не умеет правильно называть игрушки, и просит его научить. Давайте ему поможем. Мишка, как называется эта игрушка (показывает куклу)? (М и ш к а. Кула.) Нет, неправильно. Это... (дети хором называют игрушку). Скажи, Лена (имена вводятся для удобства изложения), как называется эта игрушка... Скажи, Вова, погромче... Мишка, теперь ты скажи правильно. Молодец, правильно назвал. Как называется эта игрушка, мишка (показывает зайку)! (М и ш к а. Зака.) Скажи, Коля, правильно. (Ответ.) Теперь все повторите слово... Мишка, теперь ты скажи.
Аналогичная работа проводится с названиями других игрушек: пирамидка (пирадка), машина (шимина).
Игра «Медвежата едят мед»
Правила игры изложены в занятии 2.
ЗАНЯТИЕ 11
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Большой и маленький кружки любого цвета;
Ход занятия
Игра «Звенят колокольчики»
Л о г о п е д. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.
Воспитатель показывает то большие (3 раза), то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).
Игра «Покормим птенчиков»
Правила игры изложены в занятии 3.
ЗАНЯТИЕ 12
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Ход занятия
Игра «Лошадки и поезд» (в кругу)
Л о г о п е д. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки... Лошадки отдыхают... Поехал поезд, застучал колесами... Поезд остановился.
Игра повторяется 3 раза.
Упражнение «Оближем губы»
Л о г о п е д. Давайте съедим конфету (дети и воспитатель имитируют, что едят конфеты, и причмокивают). Конфеты вкусные, оближем губы (показ: языком провести по верхней губе от края до края, затем по нижней губе — должны получаться круговые движения).
Упражнение повторяется 3 раза.
ЗАНЯТИЕ 13
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. На каждого ребенка по бабочке, вырезанной из прямоугольника цветной гуммированной бумаги (4x3 см), укрепленной на нитке длиной в 10 см.
Ход занятия
Игра «Большие и маленькие машины»
Логопед делит детей на две команды - большие и маленькие машины. Они встают друг против друга.
Л о г о п е д. Когда едут большие машины, колеса их громко шуршат: «Ш-ш-ш», они бибикают: «Бып-бып-бып» (дети повторяют звукосочетание 2—3 раза). Маленькие машины едут тихо, и колеса их шуршат тихо: «Ш-ш-ш». Они бибикают: «Бип-бип-бип» (дети повторяют звукосочетание 2—3 раза).
По сигналу «Поехали большие машины» дети первой команды имитируют, как едут машины — крутят руль и бибикают.
Затем по сигналу «Поехали маленькие машины» задание выполняет вторая команда.
Игра повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.
Упражнение «Подуй на бабочку»
Дети подносят ко рту бабочку, произносят: «Фу-у-у», — дуют на нее.
Упражнение с небольшими паузами повторяется 5—6 раз.
ЗАНЯТИЕ 14
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Такой же, как в занятии 13.
Ход занятия
Игра «Рыбки»
Л о г о п е д. Вы будете рыбками. Рыбки плавают в реке и плещут хвостом: «Флю-флю-флю». Они ныряют глубоко за кормом. Когда ныряют большие рыбы, то слышно: «Плюх» (произносит громко). Когда ныряют маленькие рыбки, то слышно: «Плюх» (произносит тише).
Дети повторяют оба звукосочетания 2-3 раза.
Л о г о п е д. Поплыли рыбки, хвостиком машут. (Дети говорят: «Флю-флю-флю».)
— Ныряют большие рыбы... маленькие рыбки. (Дети произносят «Плюх» то громко, то тихо.)
Без системы даются команды то маленьким, то большим рыбкам 5—6 раз. Задания выполняют все дети.
Упражнение «Подуй на бабочку»
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 13.
ЗАНЯТИЕ 15
Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Картинки на фланели с изображением гуся, гусенка, курицы, цыпленка; фланелеграф; кукла.
Ход занятия
Игра «Кто как кричит»
Л о г о п е д. Это гусь (показ картинки). Он громко гогочет: «Га-га-га» (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза).
— Это маленький гусенок — сыночек гуся (показ картинки). Он гогочет тихо: «Га-га-га» (дети повторяют 2—3 раза).
— Это курочка (показ картинки). Она громко кричит: «Ко-ко-ко» (дети повторяют). А цыпленок (показ картинки) ей отвечает: «Пи-пи-пи» (дети повторяют звукосочетание).
Все картинки логопед прикрепляет к фланелеграфу и говорит: «Послушайте, чья это песенка: «Га-га-га» (произносит тихо).
— Правильно, Саша, это песенка гусенка. Сними картинку и спой его песенку».
Аналогичная работа проводится со всеми персонажами.
Упражнение «На приёме у врача»
Л о г о п е д. Кукла – врач. Она хочет посмотреть, чистые ли у вас зубы. Давайте их оближем языком (логопед круговыми движениями языка при закрытом рте облизывает зубы, дети повторяют упражнение 5-6 раз).
Теперь откроем рот и ещё раз оближем зубы (показ, дети повторяют упражнение 5-6 раз).
Теперь у вас чистые зубы, покажите их доктору (подходит к детям вместе с куклой). Врач сказал, что у всех детей чистые зубы.
ЗАНЯТИЕ 16
Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Картинки с изображением ослика и слона.
Ход занятия
Игра «Слоны и ослики»
Логопед делит детей на две группы: осликов и слонов. Они встают друг против друга.
Л о г о п е д. Ослик (показ картинки) кричит: «Ииии-иии», а слон (показ картинки) кричит «Ыыыы-ыыы» (дети повторяют оба звукосочетания).
По команде «Идут ослики» первая группа детей передвигается по комнате и произносит соответствующие звуки.
По команде «Идут слоны» указанные выше действия выполняет вторая группа.
Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.
Упражнение «Уколем пальчик»
Логопед предлагает детям поднести указательный палец поближе ко рту, быстро «уколоть» его языком и убрать язык. Упражнение повторяется 6-7 раз.
ЗАНЯТИЕ 17
Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевое дыхание детей.
Материал. По одному круглому карандашу на каждого ребенка.
Ход занятия
Игра «Утки и утята»
Л о г о п е д. Вот утка (показ картинки), она крякает: «Кра-кра...» (дети повторяют звукосочетание 4— 5 раз). Вот, утенок (показ картинки), он крякает тихо: «Кря...» (дети повторяют звукосочетание).
Логопед делит детей на две команды — уток и утят.
Л о г о п е д. Плывут утки и громко крякают... Возвращаются к берегу. Плывут утята и крякают... Возвращаются к берегу.
Упражнение проводится 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Упражнение «Прокати карандаш»
Логопед предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола), положить перед собой круглый карандаш и подуть на него так, чтобы он покатился: «Фу-у-у».
Упражнение повторить 3—4 раза.
ЗАНЯТИЕ 18
Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Игрушки: лягушка, рыба, лиса, самолет.
Ход занятия
Игра «Телефон»
Л о г о п е д. Сегодня, мы поиграем в игру «Телефон». Сережа выйдет за дверь, а Катя спрячет игрушку и встанет рядом с Леной и Вовой. Мы все позовем Сережу: «Сережа, иди ищи!» Он войдет и встанет в ряд за Вовой. Катя тихо на ушко скажет Лене, где игрушка. Лена скажет Вове, а Вова — Сереже.
Если телефон работал хорошо, то Сережа все услышит
правильно и сможет найти игрушку.
— Сережа, выйди, пожалуйста, за дверь и жди, когда мы тебя позовем.
— Давайте спрячем зайца. Катя, прячь его. (Катя прячет зайца.) Зовите Сережу.
Сережа входит и встает в ряд. Дети тихо говорят друг другу, где спрятана игрушка. Когда Сережа услышит, какая игрушка спрятана и где, он ее находит и показывает всем детям.
Следующую игрушку прячут и находят другие дети.
Упражнение «Маятник»
Логопед говорит, что у некоторых часов есть маятник. Он качается (показ), и поэтому часы ходят. Если маятник остановится, встанут и часы.
Наши языки будут маятниками. Откройте пошире рот. Язык будет «ходить» между зубами (показ).
Упражнение повторяется 3 раза и после небольшого отдыха проводится вновь.
ЗАНЯТИЕ 19
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. По одному круглому карандашу на ребенка.
Ход занятия
Игра «Выполни задание» (в кругу)
Л о г о п е д. Я буду читать стихотворение, а вы должны выполнять действия, о которых в нем говорится.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем (дети берутся за руки)
И бегаем кругом (З раза).
Игра повторяется 3 раза.
Упражнение «Прокати карандаш»
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 17.
ЗАНЯТИЕ 20
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. 3—4 сюжетные картинки типа: девочка прыгает, мальчик умывается, дети поют; по одному граненому карандашу на ребенка.
Ход занятия
Игра «Телефон»
Логопед предлагает трем детям встать в ряд. Последнему на ухо говорит фразу, соответствующую содержанию одной из картинок. Ребенок тихо повторяет ее своему соседу, тот — первому ребенку в ряду, который произносит фразу громко, подходит к столу и берет нужную картинку.
Игра проводится 3—4 раза.
Упражнение «Уколем пальчик»
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 16.
Упражнение «Прокати гранёный карандаш»
Порядок выполнения упражнения аналогичен изложенному в занятиии17. Усложнением задания является то, что вместо круглого карандаша используется граненый.
ЗАНЯТИЕ 21
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Картинки с изображением взрослых животных и птиц на фланели — козы, овцы, петуха; их детенышей (у каждого ребенка по одной картинке детеныша); фланелеграф. На каждого ребенка круглый комок из ваты, слегка смоченный крахмалом (диаметр комка — 4 см).
Ход занятия
Игра «Будь внимательным»
Л о г о п е д. Это коза (показ картинки). Она громко кричит: «Ме-ме..» (дети повторяют звукосочетание 5— 6 раз). А это козлик — ее детеныш. Он кричит тихо (дети повторяют звукосочетание 5—6 раз). Это овца (показ картинки). Она блеет — кричит громко: «Бе-бе...» (дети повторяют 5—6 раз), а ее детеныш — ягненок кричит тихо (дети повторяют 5—6 раз).
— А это кто? (Показ на картинку с изображением петуха.) Как он кричит? Он громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!», всех будит (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза). У петуха и курицы есть детеныши. Как их зовут? (Ответы детей.) Как пищат цыплята? (Ответы детей.)
Картинки выставляются на фланелеграф.
Л о г о п е д (раздает детям картинки с изображением детенышей этих животных и птиц). Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов), травку щиплют, крошки ищут. Чья мама или чей папа позовет детеныша, тот должен покричать — ответить им — и побежать — поставить картинку рядом с ними.
Логопед воспроизводит крик животного или птицы. Дети, у которых на картинках изображены их детеныши, произносят, например: «Я — ягненок: "Бе-бе-бе"», — и ставит картинку на фланелеграф.
После того как будут поставлены все картинки, дети называют взрослого животного и его детеныша, птицу и ее детеныша.
Упражнение «Прокати снежный ком»
Логопед предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола), положить перед собой комочек ваты («снежный ком») и подуть на него так, чтобы он покатился: «Фу-у-у».
Упражнение повторить 3—4 раза.
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 13.
ЗАНЯТИЕ 22
Программное содержание. Развивать голосовой аппарат, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. По одному ватному шарику на ребенка.
Ход занятия
Упражнение с заданиями
Л о г о п е д. Вышли дети на прогулку (дети ходят по группе). Стали они прыгать (прыгают), бегать (бегают), но пошел дождик: «Кап-кап, кап-кап» (дети с воспитателем медленно произносят звукосочетание).
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить.
Кап-кап-кап (дети вместе с воспитателем произносят звукосочетание в быстром темпе).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (дети имитируют, что раскрывают зонт).
Произносятся звукосочетания сначала быстро, затем все медленнее и медленнее (воспитатель дирижирует).
Л о г о п е д. Кончился дождик и дети пошли в группу.
Упражнение «Прокати снежный ком»
Порядок выполнения упражнение изложен в занятии 21.
ЗАНЯТИЕ 23
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.
Ход занятия
Игра «Забей гвоздик молоточком»
Л о г о п е д. Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5— 6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).
Давайте забьем гвоздь большим молотком...
Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком...
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы логопед повторяет звукосочетания 4—5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).
Упражнение «На приеме у врача»
Л о г о п е д. Кукла — врач. Врач пришел к нам, чтобы посмотреть, не болит ли у кого-нибудь из детей горло. К кому врач подойдет, тот пусть широко раскроет рот (дети выполняют).
Врач сказал, что все дети здоровы и ни у кого горло не болит.
Давайте проверим зубы, пусть врач посмотрит, не болят ли они у вас. (Дети вместе с воспитателем проводят по зубам круговыми движениями языка с закрытым и открытым ртом.)
К кому врач подойдет, тот Покажет зубы (зубы сомкнуты).
Врач сказал, что зубы у всех здоровы.
ЗАНЯТИЕ 24
Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф; на каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика.
Ход занятия
Игра «Научим зайку правильно говорить»
Л о г о п е д. У меня на фланелеграфе картинки. Зайка будет говорить, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите его говорить правильно.
Ишка — дети поправляют «Мишка».
Елочка — белочка.
Оник — слоник.
Зьянка — обезьянка.
Ичка — птичка.
Бака — собака.
После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.
Л о г о п е д. Молодцы, научили зайку правильно говорить.
Упражнение «Забей мяч в ворота»
На каждый стол — на противоположный от детей край — ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга.
Дети дуют на ватные шарики-мячи так, чтобы попасть в ворота.
ЗАНЯТИЕ 25
Программное содержание. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
Ход занятия
Игра «Лягушка и лягушата»
Л о г о п е д. Вы будете маленькими лягушатами, а я — мамой-лягушкой. Лягушка по дорожке скачет, вытянув ножки: «Ква-ква-ква», выходи-ка детвора: «Ква-ква-ква». (Дети имитируют, как скачут лягушата, и квакают.) Сядьте, лягушата, отдохните (дети присаживаются на корточки).
— Наловила я много вкусных мошек. Откройте пошире ротики — я вас покормлю... Наелись лягушата, громко заквакали... легли спать на листики... проснулись и заквакали.
Дети выполняют указанные действия. Игра повторяется.
Упражнение «Забей мяч в ворота»
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 24.
ЗАНЯТИЕ 26
Программное содержание. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
Материал. На каждого ребенка по одной картинке с изображением детенышей животных и птиц: цыпленка, щенка, котенка, поросенка, лягушонка, жеребенка, теленка, утенка, медвежонка, гусенка, птенчика. У логопеда соответствующий набор взрослых животных и птиц.
Ход занятия
Игра «Позови свою маму»
Л о г о п е д. Кто у тебя нарисован, Коля? (Цыпленок.) Кто у цыпленка мама? (Курица.) Позови, цыпленок, свою маму. («Пи-пи-пи».) (Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.)
Такая же работа проводится со всеми детьми.
Упражнения «Уколем пальчик» и «Маятник»
Упражнения описаны в занятиях 16 и 18.
ЗАНЯТИЕ 27
Программное содержание. Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.
Ход занятия
Игра «Идут животные»
Логопед делит детей на четыре группы — это слоны, медведи, поросята и ежики.
Л о г о п е д. Идут слоны, они топают очень громко (дети громко произносят звукосочетание «Топ-топ-топ», повторяют его 3—4 раза).
— Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза немного потише).
— Идут поросята, они топают еще тише...
— Идут ежики, они топают очень тихо...
— Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).
Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.
Упражнение «Заморозим руку»
Дети подносят руку ко рту на расстояние примерно 10 см, произносят: «Фу-у-у» — дуют на руку. Упражнение проводится 4—5 раз.
Упражнение «Постучи зубами по языку»
Дети высовывают язык и 5—6 раз слегка прикусывают его зубами. После короткого отдыха упражнение повторить.
ЗАНЯТИЕ 28
Программное содержание. Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.
Материал. Картинки с изображением куклы, мяча, пирамидки, машины, зайца, медведя, коровы, лошади, ежа; на каждого ребенка по синему и красному кружку.
Ход занятия
Игра «Будь внимательным»
Л о г о п е д. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.
Логопед показывает картинки (произвольно), а дети выполняют действия.
Упражнение «Заморозим руку»
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 27.
Упражнение «Маятник»
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 18.
ЗАНЯТИЕ 29
Программное содержание. Развивать речевое внимание и голосовой аппарат детей.
Материал. Картинки на фланели с изображением всех знакомых детям животных и их детенышей; фланелеграф.
Ход занятия
Игра «Отгадай слово»
Л о г о п е д (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе). Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно. Я скажу: «Лоша...», а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Логопед произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
Упражнение с заданиями
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 22.
ЗАНЯТИЕ 30
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.
Материал. Игрушечный мишка; картинка, изображающая кукушку.
Ход занятия
Игра «Кукушка и дудочка»
Л о г о п е д. В лесу живет птица — кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ky-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3—4 раза).
Логопед делит детей на две группы — кукушки и дудочки. Без системы 6—7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Делай, как я»
Л о г о п е д. Мишка хочет с вами поиграть— давать вам задания.
М и ш к а. Я косолапый, хожу вот так (показ). И вы походите так же (дети выполняют).
Я умею рычать: «Хр-хр-хр». И вы порычите...
Я люблю есть мед. Я ем его вот так (протягивает лапу и имитирует, что слизывает с нее мед). Ешьте мед...
Мед очень вкусный. Надо облизать губы вот так..1
Надо облизать зубы вот так... Погладить животик и сказать: «Фу-у-у». Порычите погромче...
Л о г о п е д. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплекс занятий по развитию фонематического слуха в средней группе
занятия по логопедии...
Методические рекомендации по развитию фонематического слуха в средней группе
Методические рекомендации для воспитателей детских садов...
Игры для развития фонематического слуха для подготовительной группы
Подборка актуальных игр в красочном исполнении....
Конспект проведения упражнения на развитие фонематического слуха в младшей группе "Узнай по голосу"
Очень интересное упражнение на развитие фонематического слуха «Угадай по голосу»...
Развитие фонематического слуха у младших дошкольников
Картотека игр...