Конспект семинара для педагогов детского сада «Развитие фонематического слуха детей в группе»
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Конспект семинара для педагогов детского сада
«Развитие фонематического слуха детей в группе»
1. Приветствие «Запретная тройка».
Все участники встают и образуют сплошной круг. Начинается порядковый счет до 30 по кругу. Но вместо числа, которое делится на 3 (6, 9, 12, 15), участник хлопает, не произнося число вслух. После 30 счет начинается заново. Те, кто ошибся, выбывает из игры. Оставшийся считается победителем.
2. Мини-лекция «Фонематический слух».
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:
- узнавать наличие данного звука в слове;
- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем
БАНКА-КАБАН НОС-СОН;
- различать слова, отличающиеся только одной фонемой
СЫР – СОР, БОЧКА – ПОЧКА.
Фонетический слух осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов: все звуки должны произноситься нормировано, чтобы их смогли опознать слушающие. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.
Фонематический слух и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:
- определение наличия или отсутствия звуков в слове;
- местоположение звуков в слове;
- определение линейной последовательности и количества звуков в слове.
Значение фонематического слуха для обучения грамоте
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова "кар-ти-на" - "ти-ти-та"), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
Другими словами: звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии, а, следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте.
Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трёхлетняя девочка Вера С. на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Вея», «Тебя зовут Вея?» - «Не Вея, а Вея - я е пьявильно говоить не могу». В это время ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.
Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес).
Итак, если у ребёнка нарушена моторика артикуляционного аппарата и фонематическое восприятие, то тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме, и поэтому ему необходимы специальные коррекционные занятия.
Работа по развитию фонематического слуха и восприятия состоит из шести этапов:
Первый уровень
Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй уровень
Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Третий уровень
Различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Четвертый уровень
Различение слогов.
Игра «похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.
Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.
Пятый уровень
Различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.
Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.
Шестой уровень
Освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о).
3. Воспитатели представляют домашнее задание «Игры на развитие фонематического слуха в разных возрастных группах».
4. Проведение игр на развитие фонематического слуха с педагогами.
- Игра «Чей это звук?» (использование ТСО).
- Игра «Исправь ошибки».
Логопед предлагает детям найти ошибки в стихотворении и при повторном прочтении его исправить их.
«Буква заблудилась»
Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться ...
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (А. Шибаев)
- «Кто внимательный?»
При чтении детских стихотворений взрослый заменяет в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю) Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными,
***
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в кости.
***
Самолёт построим сами,
Понесёмся над весами.
Понесёмся над весами,
А потом вернёмся к маме.
***
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лампочки погреть.
***
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
***
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
***
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
***
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
***
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
***
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
***
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.
- Где звук?
Цель: Нахождение места звука в слове.
Игровой материал.
Домик из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).
Описание игры.
Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть домика. Можно ограничиться только одним домиком большого формата на столе педагога или раздать каждому ребёнку фишки.
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине.
Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).
Аист, рекА, мАк тигР, Рак, коРоб Сани, леС, уСы
Цапля, заяЦ, овЦы Щепка, овоЩ, моЩный .
- Начало, середина, конец. (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.
- Цепочка
Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.
- «Живая азбука»
Игра для развития звукового различения
Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
5. Раздача педагогам картотек игр на развитие фонематического слуха для каждой возрастной группы.
Учитель-логопед Е.Л. Придатко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»...
Семинар – практикум для педагогов детского сада «Развитие познавательной сферы дошкольников»
Цель семинара-практикума: актуализация понятий «познавательная сфера», «психические процессы», пополнение педагогической копилки воспитателей играми и упражнениями, направленными на развитие познавате...
Консультация для родителей в детском саду «Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»
формирование восприятия и развитие исследовательских умственных способностей....
Опыт работы музыкального руководителя детского сада. Развитие творческих способностей у детей 5-7 лет по ФГОС
Работа музыкального руководителя над развитием творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для педагогов детского сада «Развитие речи детей посредством пескотерапии в старшей группе»
Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир...
Мастер-класс для педагогов детского сада «Развитие творческого мышления, воображения и эмоциональной сферы дошкольников средствами изотерапии»
Использование методов арт-терапии на занятиях по изобразительной деятельности способствует исцелению психоэмоционального состояния ребёнка с помощью искусства, некоторые виды искусств: литература, жив...
Консультация для педагогов детского сада: "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНСТРУМЕНТАРИЯ SMART ТЕХНОЛОГИИ"
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего пок...