Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация»
план-конспект занятия по логопедии
Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.
Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация»
Цель:
- закреплять умение слышать и выделять звук [ш] в потоке других звуков;
- закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове;
- закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш];
- продолжать учить составлять предложение с использованием заданных слов;
- продолжать учить пересказывать текст с опорой на драматизацию событий;
- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- развивать пространственное воображение;
- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Оборудование:
- песочница с песком размером 100 х 140 х 8 см;
- щёточка (широкая кисточка), валик, палочка, спиртовые салфетки;
- деревянные кружочки, крышки, счётные палочки;
- мелкие игрушки ( слон, страус, собака, мишка, лягушка, мышка);
- фигурки настольного театра (Машенька, лиса, змея, волк, камень);
- символы звуков [с]- «насос» и [ш]- «воздушный шар»;
- щётка для разравнивания песка.
Предварительная работа:
Подбор речевого материала и игрушек, знакомство с адаптированной сказкой «Как лиса Маше помогла», создание предметно-игровой площадки для драматизации сказки, знакомство с правилами поведения в песочнице.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребёнок стоит у стола с песочницей, логопед располагается напротив. Педагог предлагает ребёнку вспомнить правила поведения в песочнице: «Нельзя брать песок в рот. Нельзя кидаться песком. Песок не должен высыпаться из песочницы. Отряхивать руки и играть можно только над песочницей. После игры надо помыть руки и убрать за собой рабочее место».
После этого ребёнок и педагог кладут руки на сухой песок, здороваются с ним, делятся своими тактильными ощущениями.
Взрослый объявляет ребёнку, что на занятии они следят за правильным произношением звуков [с] и [ш].
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Логопед даёт задание: «Если ты услышишь звук [ш], спрячь ладошки в песке. На другие звуки – руки держи над песочницей». Ребёнок выполняет соответствующие движения, логопед одновременно произносит ряд согласных звуков.
Автоматизация изолированных звуков.
Логопед даёт следующее задание и настраивает ребёнка быть внимательным: «Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш». Ребёнок вместе со взрослым или самостоятельно выполняет инструкцию.
Автоматизация и дифференциация звуков в слоге.
Логопед предлагает ребёнку построить на песке из кружочков дорожку (выложить их в ряд, змейкой или по кругу).
Логопед: «Шагай двумя пальчиками по дорожке и повторяй «сва-сво-сву», «сма-смы-смо», «ску-ско-ска» и т.д.
А теперь рядом построй дорожку из крышек, шагай по ней и повторяй «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо», «што-шту-шта». (Можно повторять слоги с оппозиционными звуками «сма-шма», «шка-ска», «сву-шву». Речевой материал зависит от уровня речевой подготовки ребёнка и стадии автоматизации звука).
Автоматизация и дифференциация звуков в слове.
Логопед предлагает ребёнку закрыть глаза и быстро закапывает в разных местах песочницы мелкие предметы и игрушки. Ребёнок открывает глаза и слушает задание взрослого: «В песочнице для тебя закопаны игрушки. Возьми кисточку и аккуратно раскопай их. Назови, что ты нашёл. Звуки [с] и [ш] произноси правильно».
Далее логопед выкладывает на песок в противоположные стороны два символа звуков и даёт инструкцию: «Разложи игрушки к картинкам: со звуком [с] – к «насосу», со звуком [ш] – к «шарику». Назови, с каким звуком игрушек больше».
Автоматизация и дифференциация звуков во фразе.
Логопед: «Из палочек, в левом верхнем углу песочницы выложи девочку. Придумай ей имя со звуком [с]». Ребёнок: «Соня, Саша, Света».
Логопед: «Соня нарисовала воздушный шар. Возьми палочку и нарисуй на песке справа внизу от Сони свой воздушный шар. Придумай предложение про Соню и воздушный шар, звуки [с] и [ш] произноси правильно».
Ребёнок: «Соня купила воздушный шар. Соня надула воздушный шар. Соня нарисовала воздушный шар. Соне купили воздушный шар». Ребенок из палочек составляет схему предложения.
После этой работы в сухой песочнице, логопед и ребёнок переходят к песочнице с мокрым песком. Начинается второй этап занятия. Возможно, разделить одно занятие на два. Стоит отметить, что в песочнице заранее ребёнком, взрослым или ими обоими подготовлена предметно-игровая площадка для драматизации сказки:
- расставлены герои (Машенька, змея, волк, лиса);
- размещен камень.
Драматизация сказки «Как лиса Маше помогла».
Ребёнок рассказывает, выполняя по ходу действия героев:
Шла Машенька по лесу, шла, да и заблудилась. Стоит, смотрит по сторонам не знает куда идти. Вдруг видит - змея под камнем шипит: "Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш". И говорит ей змея: "Маш-ш-ш-ш-ш-шенька, не спеш-ш-ш-ш-ши, освободи меня, отодвинь камеш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-шек."
Пожалела Машенька змею, отвалила камень и выпустила её на волю. А та подпрыгнула, обвилась вокруг шеи и говорит: "Вот теперь я тебя укуш-ш-ш-ш-шу."
- За что? - удивилась Машенька.
"Хорош-ш-ш-ш-шо, - говорит змея - Если найдутся две живые душ-ш-ш-ш-ши, которые тебя пожалеют, я тебя отпущу."
Идут они глухими лесами. Встречают волка. Спрашивает змея:
- Ш-ш-ш-ш-што делать с Маш-ш-ш-ш-шенькой?
Волк, не долго думая отвечает:
- Не надо её жалеть.
"Вот беда! - думает Машенька. - Придется погибать".
Идут дальше. Встречают лису. Спрашивает змея, как с Машенькой быть.
-Змея, я рассудить вас не могу. Пойдемте на то место, где вы встретились.
Пришли они к камню, лиса и говорит:
-Змея, я хочу видеть, как это было. Как лежал камень, как ты лежала.
Спустилась змея с шеи Машеньки, легла на землю.
-Ну, теперь ты, Машенька, покажи, как змея была придавлена.
Машенька быстро навалила камень на змею.
-Вот так,- сказала лиса. - Так и лежи здесь, неблагодарная.
Пошли себе лиса и Машенька, а лисичка ещё Машеньке и песенку спела:
-Хотя её опасный яд
В лекарства входит, говорят,
Но чтоб к врачам не обращаться,
С ней лучше не встречаться.
После драматизации логопед предлагает ребёнку вспомнить все слова со звуком [с] из сказки, затем со звуком [ш].
Итог занятия.
Логопед хвалит ребёнка за работу и умение произносить звуки и предлагает, следуя правилам, навести порядок в песочнице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе по теме:" Звук (с)".
Вашему вниманию предлагается конспект индивидуальной совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группе по автоматизации звука (с)....
Конспект группового занятия с элементами песочной терапии. Тема: «Путешествие в страну Цифр»
Конспектгруппового занятия с элементами песочной терапиидля развития познавательной и эмоционально-волевой сферы детей.Тема: «Путешествие в страну Цифр»...
Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии Тема: «Праздник в доме у Алёнки»
Конспектиндивидуального занятия с элементами песочной терапиис учетом особенностей развития познавательной сферы ребенка.Тема: «Праздник в доме у Алёнки»...
Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии Тема: «Город Радости»
Конспектиндивидуального занятия с элементами песочной терапиис учетом особенностей развития эмоционально-волевой сферы ребенка. (6 лет, агрессивность)Тема: «Город Радости»...
Конспект аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарикам"
Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарикам"...
презентация к конспекту аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарика
презентация к конспекту аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарика...
Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»
Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»...