Что надо знать о речевом развитии ребенка 5-7 лет? ( материал для родителей детей 5-7 летнего возраста)
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Родители дошкольников довольно часто не могут дать объективную оценку речевого развития своего ребенка. Некоторые мамы и папы не видят проблем с речью, считая, что к школе «все само выправится», другие же взрослые, наоборот, требуют от 3-4 летнего малыша правильного произношения всех звуков. Консультативные встречи родителей воспитанников массовых групп детского сада с учителем-логопедом позволяют дать знания о физиологии и развитии речи на определенном возрастном этапе у дошкольника, заострить внимание на возможные речевые проблемы и предоставить необходимую информацию для определения путей исправления тех или иных недостатков речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_nado_znat_o_rechevom_razvitii_rebenka_5-7_let.ppt | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение речи интеллект развивается и совершенствуется только при непременном условии овладения речи; речь способствует осознанию, планированию и регуляции поведения; речь необходима для формирования социальных контактов, развития различных форм деятельности и включения в коллективное сообщество; речь является инструментом личности, формирования сложной и многообразной системы отношений , оценок.
Центральный аппарат речевой системы
Периферический речедвигательный аппарат
Оценка речевого развития ребенка включает в себя следующие компоненты: состояние звукопроизношения; развитие фонематического восприятия; сформированность навыков фонематического анализа и синтеза; способность к воспроизведению слов различной сложности; соответствие активного словаря возрасту; владение грамматическими категориями; состояние связной речи; состояние просодических компонентов высказывания.
Последовательность появления звуков в речи ребенка: До 3-х лет произнесение звуков раннего онтогенеза:[а],[о],[у],[и],[м],[п], [б],[д], [н],[к],[г],[х],[с ’ ],[з ’ ]. Характерны смягчения согласных. В возрасте 3-4 лет - появление звуков среднего онтогенеза: это звук [ы], звуки различаются по мягкости-твердости, глухости-звонкости, звук [л ’ ].Правильно произносятся свистящие, характерны замены [ ш ] - [ с ] , [ ж ] - [ з ] , [ л ] , [ р ] , [ р ’]- [j] , [ л ’] или отсутствуют В 4-5 лет - появление звуков позднего онтогенеза:, [ш ] , [ж ] , [ч ] , [щ ] , [л ] , [ц], [р], [р ’ ]. Характерно неустойчивость произношения звуков. В 5 лет все звуки речи должны произноситься в соответствии с нормативом. Могут наблюдаться трудности в дифференциации: [ р ] - [ л ] , [ р ’]-[ л ’] , [ ч ] - [ щ ] - [ ц ] .
Развитие фонематических процессов: Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Развитие звукослоговой структуры слова: Звукослоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звукослоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова. До 3 лет возможны ошибки при воспроизведении слов с сохранением «контура» слова. С 3-5 лет совершенствуется возможность воспроизводить сложные слова со стечением согласных. Происходит активное развитие словотворчества. С 5-7 лет правильно произносятся сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов (защитник, велосипед, мотоциклист). Ребёнок способен повторить фразу, насыщенную незнакомыми многосложными словами.
Состояние активного словаря: С пяти лет у ребёнка стремительно растёт словарный запас . Количественные нормативы не указываются, так как примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении достаточно сложно. Важен также качественный состав словаря: использование в речи слов различных частей речи, употребление синонимов и антонимов, слов с переносным значением, сущ. с обобщающим значением на основе тонких дифференцировок. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту способность, схватывать все на лету, надо использовать, организуя с детьми игры, читая книги и просматривая телепередачи. Пятилетние дети любознательны и любопытны. Познавательная потребность их должна реализовываться. Количество слов, находящихся в активном употреблении, во многом зависит от общей осведомленности ребенка: чем больше ребенок знает, тем богаче его словарный запас.
Развитие грамматического строя речи: В 5-6 лет продолжается период формирования грамматического строя речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, случаев словотворчества становится все меньше. Могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу — «хочут»), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — «дерева», карандаши — «нет карандашов») и т.д. В речи практически нет причастий или эти формы образуются неправильно («порезатый», «порватый»). К 7 годам приближается к нормативам русского языка. Ребёнок самостоятельно применяет грамматические категории : словоизменения и словообразования. Понимает и правильно использует простые и сложные предлоги. Могут наблюдаться ошибки в употреблении форм, являющиеся исключениями: некоторые глагольные формы спряжения (ехать — «ехают»); несклоняемые существительные («в пальте»); при этом данные речевые ошибки, характерны не только для дошкольников, но встречаются и у взрослых людей.
Состояние связной речи: На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. При пересказах, описаниях предметов отличается четкость изложения, чувствуется завершенность высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушкам, предметам; составить небольшой рассказ по серии картинок; раскрыть содержание картинки; пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Ребенок сам может придумать сказку, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Он способен передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти, не только рассказать о том, что изображено на картине, но и представить события, которые смогли бы предшествовать им, придумать и рассказать, как бы могли развиваться события дальше.
Рекомендуемая литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Что надо знать о речевых нарушениях"
Презентация может быть использована учителями-логопедами на родительских собраниях в средних группах дошкольных учреждений. В ней родители могут узнать причины речевых нарушений, а таже возрастные нор...
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей 5-6 летнего возраста
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей 5-6 летнего возраста включает материал разнообразной тематики:родительские собрания, семинары-практикумы, анкетирования родителей,...
План годичного семинара-практикума для родителей детей 5-6 летнего возраста "Мы учимся правильно"
Годичный семинар-практикум для родителей и детей 5-6 лет "Мы учимся правильно" расчинан на работу в парах "логопед-родитель", "логопед-ребенок" и "родитель-ребенок". Данный вид работы интересен тем, ч...
План взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей 4-5 летнего возраста
Календарно-тематическое планирование работы учителя-логопеда с родителями детей 4-5 летнего возраста в условиях логопункта. Профилактическая и просветительская работа ведется в двух группах детей 4-5 ...
Консультация для родителей детей 6-7 летнего возраста "Подготовка детей к школе"
Родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок в 1 классе, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником... По крайней мере, без троек. И изучение иностранных...
Советы родителям детей 4 -5 летнего возраста
Советы родителям...
О важности речевого развития детей 6-7 летнего возраста
Данный материал предназначен для родителей. Может быть использован на родительских собраниях, на консультациях для воспитателей, методистов и логопедов....