Мастер-класс «Использование технологии МНЕМОТЕХНИКА в развитии речи детей»
методическая разработка по логопедии
Цель: представить педагогам личный опыт работы в реализации технологии МНЕМОТЕХНИКА, оказывающей положительное воздействие на речевое развитие детей.
Задачи:
- Дать понятие о мнемотехнике, как о современной образовательной технологии.
- Познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов.
- Дать возможность педагогам овладеть мнемотехническими приёмами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass_mnemotehnika.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
апрель 2018 г.
Цель: представить педагогам личный опыт работы в реализации технологии МНЕМОТЕХНИКА, оказывающей положительное воздействие на речевое развитие детей.
Задачи:
- Дать понятие о мнемотехнике, как о современной образовательной технологии.
- Познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов.
- Дать возможность педагогам овладеть мнемотехническими приёмами.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен учителям-логопедам, воспитателям, педагогам начальных классов в работе по развитию связной речи и памяти детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Результат: практическое составление мнемотаблиц на стихотворение Зинаиды Александровой «Мой мишка».
Оборудование: аппаратура для воспроизведения презентации, электронная презентация, картинный материал на каждое четверостишие к стихотворению (8 листов), 8 пронумерованных листов формата А4, ножницы, клей.
План мастер-класса:
- Вступительная часть. Актуальность использования технологии мнемотехника.
- Практическая часть: отгадывание пословиц с помощью интерактивных мнемотаблиц.
- Практическая работа: составление мнемотаблиц из картинного материала на стихотворение Зинаиды Александровой «Мой мишка».
- Презентация составленных мнемотаблиц с озвучиванием полного текста стихотворения.
- Итог.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
- Вступительная часть. Актуальность использования технологии мнемотехника.
-Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом работы в реализации технологии МНЕМОТЕХНИКА. В связи с интенсивным использованием информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, закономерно происходит их внедрение и в сферу образования. Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении развёрнутой речью и облегчить этот процесс, я использую технологию МНЕМОТЕХНИКА.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.
А вот использование мнемотехники для развития речи это новое направление.
Мнемотехника помогает развивать:
-речь;
-ассоциативное мышление;
-зрительную и слуховую память;
-зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших МНЕМОКВАДРАТОВ, последовательно переходим к МНЕМОДОРОЖКАМ, и позже – к МНЕМОТАБЛИЦАМ.
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Работу по мнемотаблицам строю в три этапа:
I этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
II этап: осуществление перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов, слов в образы.
III этап: осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме.
Мнемотаблицы – схемы служат хорошим дидактическим материалом в коррекционно-развивающей работе. Использую при обучении составлению рассказов, пересказах произведений, отгадывании и загадывании загадок, заучивании чистоговорок и стихов.
На занятиях использую не только готовые мнемо – карты Ткаченко Т. А. Новиковой Н.А., но и собственные дидактические и интерактивные мнемо- схемы по разным лексическим разделам.
Для их изготовления не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу или стихотворению.
- Практическая часть: отгадывание пословиц с помощью интерактивных мнемотаблиц.
Предлагаю вам прочитать по мнемосхемам пословицы о добре и дружбе.
- Человека хорошее дело красит!
- Дерево держится корнями, а человек- друзьями.
- Вода у друга лучше, чем у врага- мёд.
- Добрый человек придёт- словно свет принесёт.
- Практическая работа: составление мнемотаблиц из картинного материала на стихотворение Зинаиды Александровой «Мой мишка», данное произведение я использую в качестве материала на автоматизацию звуков, так как работаю на старшем дошкольном возрасте, а не в качестве материала по речевому развитию, соответствующего НОД во 2 младшей группе.
Предлагаю вам составить мнемотаблицы из картинного материала на стихотворение Зинаиды Александровой «Мой мишка».
Мне необходимы активные участники 8 человек. У каждого участника будет одно четверостишие из стихотворения и картинный материал, представленный в произвольной форме. Ваша задача- на чистом листе бумаги составить мнемотаблицу к вашему четверостишию, запомнить его, уничтожить текст. Затем все в порядке числового ряда (номер написан у вас на листах) с помощью зрительной опоры на мнемотаблицу озвучиваем полностью всё стихотворение.
- Презентация составленных мнемотаблиц с озвучиванием полного текста стихотворения.
- Итог:
-Какие бы формы, методы технологии мы не использовали в работе, все они хороши и я хочу закончить своё выступление словами Анатолия Васильевича Луначарского: «Игра- в значительной степени основа всей человеческой культуры».
-СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...
Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...
мастер -класс " Использование интерактивных дидактических игр в развитии речи детей дошкольников."
Применение интерактивных дидактических игр с использованием компьютерных технологий позволяют стимулировать непроизвольное внимание детей, позволяют сделать процесс обучения интересным....
Мастер-класс "Использование игровых приемов ТРКМ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Мастер-класс предназначен для педагогов с целью дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словар...
Мастер- класс "Использование Су- Джок массажеров для развития речи детей дошкольного возраста".
Пример одной методики стимуляции речевого центра ребенка и общего оздоровления. (нестандартный подход к развитию речи дошкольника)....
Мастер-класс «Использование метода «Сторисек (storysack)» в развитии у детей интереса к художественной литературе»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!Вами был просмотрен мастер-класс с педагогами на тему: «Использование метода «Сторисек (storysack)» в развитии у детей интереса к художественной литер...
Мастер-класс :"Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста."
Данный материал предназначен для педагогов. Здесь предложены сособы и приемы использования фольклора для развития речи детей...