Консультация- практикум «Логопедический мониторинг, как «компас» коррекционного сопровождения детей с нарушениями речи в ДОУ»
консультация по логопедии

Тебенькова Надежда Владимировна

Вопрос оценки качества работы учителя-логопеда является актуальным как никогда. Единых требований, регламентирующих какой-либо показатель, не существует. Результативность работы на пальцах не покажешь. Однако каждый специалист видит результат своего труда и по- своему может его представить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА

Консультация- практикум

«Логопедический мониторинг, как «компас» коррекционного  сопровождения детей с нарушениями речи в ДОУ»

Материал подготовила:

учитель-логопед

Тебенькова Надежда Владимировна

30.10.2018 г.

        СЛАЙД 2

Вопрос оценки качества работы учителя-логопеда является актуальным как никогда. Единых требований, регламентирующих какой-либо показатель, не существует. Результативность работы на пальцах не покажешь. Однако каждый специалист видит результат своего труда и по- своему может его представить. 

СЛАЙД 3

В соответствии с профилем группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционное направление является приоритетным, а образовательная область «Речевое развитие» выдвинута на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности,   а также имеется в виду, принцип интеграции образовательных областей, который включает задачи речевого развития не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области

СЛАЙД 4

Мониторинг –это одно из главных направлений работы учителя-логопеда, именно после его проведения выстраивается модель сопровождения ребенка в процессе коррекционного воздействия.

СЛАЙД 5

Основной документ, заполняемый в процессе мониторинга – это речевая карта. В процессе заполнения речевой карты учитель-логопед вписывает анамнез, ответы детей на различные предложенные задания, в итоге, выносит логопедическое заключение и на основе полученных результатов оценивает уровень его речевого развития и выстраивает коррекционную работу по разным направлениям: фонематические процессы, звукопроизношение, экспрессивная и имперссивная лексика, грамматический строй и связная речь.

СЛАЙД 6

        Предлагаю остановиться на наиболее распространённом нарушении речевой сферы, которое слышно даже окружающим людям- это нарушение звукопроизношения и думаю, что в вашей практике есть такие дети. Рассмотрим нарушение звукопроизношения сонорных звуков Р и РЬ.

Правильная артикуляция звука Р.

Губы: открыты.

Зубы: разомкнуты.

Язык: кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, переднесредняя часть спинки языка слегка прогибается, задняя часть приподнимается к мягкому небу.

Воздушная струя: проходит посередине и  с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать.

Голосовые складки: колеблются, производя голос.

Мягкий звук [Р] отличается от твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к твердому нёбу.

СЛАЙД 7

Разновидности ротацизма: (искажение)

        Фонема р может быть лишена собственной присущей ей артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного (абота- вместо работа, коова - вместо корова) . Такое произношение мы характеризуем, как отсутствие звука.

        Часто фонема р выступает в виде горлового дрожащего звука .

        Первый тип подобной артикуляции - это велярного р (velum - мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специфическое дефектное звучание.

        

        Второй тип - увулярное р (uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибрация носит гармонический характер и слышится отчетливый рокот. Такое звучание можно сравнить с французским произношением.

 

        Встречается «кучерское» робразуемое вибрацией обеих губ, а также воспроизведение фонемы р с помощью образования двугубной или губно-зубной щели, когда слышится нечто вроде английского v или русского в.

        Вместо р порой встречается носовой звук G , как английское или немецкое ng, например, в словах long, long, образуемый путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

        Нередко встречается боковое рпри котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме л . Получается звук, напоминающий сочетание рл .

        Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при котором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.

        В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным р, при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует и слышится звук, напоминающий английское (альвеолярное) d .

        В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердую фонему р , так и мягкую р’. Нередко, однако, при дефектном р отмечается нормальное р’. Иногда бывает и обратное, когда искажается р’ , а р остается нормальным.

СЛАЙД 8

Разновидности параротацизма (замена р согласными р’, л,  л’, й, г, д, в ). Некоторые из них, в частности замена р на р’ , на л или л’ часто находят свое отражение в письме.

        Характер детскости речи придает наблюдаемая также замена фонемы р фонемой  j . Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются. У дошкольников часто наблюдается замена фонемы р посредством л и л’ или полумягкого l , которая обычно носит временный характер.

        Иногда отмечается замена твердой фонемы р мягкой р’ . Возможна и обратная замена.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

СЛАЙД 9

На слайде представлено фото артикуляционного аппарата в норме.

СЛАЙД 10

Бывают случаи, что к ротацизму ведут АНАТОМИЧЕСКИЕ аномалии: короткая подъязычная связкаузкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык

СЛАЙД 11

Но чаще всего это причины пренатального, натального и постнатального генеза- гипоксии плода, недоношенность, асфиксии новорождённых, гематомы головного мозга и т.д. ИНЫМИ СЛОВАМИ- НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА.

СЛАЙД 12

которые приводят к ДИЗАРТРИИ. При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов.

СЛАЙД 13

В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы).

        Тройничный нерв иннервирует жевательные мышцы, нижнюю часть лица. При поражении - трудности в открывании и закрывании рта, жевании, глотании, движениях нижней челюсти.

        Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица. При поражении - лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмурить брови, надуть щеки.

        Подъязычный нерв иннервирует мускулатуру двух передних третей языка. При поражении - ограничивается подвижность языка, возникают затруднения в удержании языка в заданном положении.

        Языкоглоточный нерв иннервирует заднюю треть языка, мышцы глотки и мягкого неба. При поражении - возникает носовой оттенок голоса, наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка в сторону.

        Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба, глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру. Поражение ведет к неполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхания.

СЛАЙД 14, 15, 16

-Предлагаю вам, услышать, нормативная ли речь у ребёнка или есть нарушения речи, по возможности определить, замена сонорного звука Р или искажение. Какие ваши действия  в данной ситуации будут?

СЛАЙД 17 ФГОС ДО предполагает, что при реализации программы учителем- логопедом проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Она связана с оценкой эффективности педагогических воздействий и лежит в основе дальнейшего планирования коррекционно-образовательной деятельности. По сути, согласно ФГОС ДО, педагогическая диагностика выступает как механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности развития ребенка, выявить характер речевой патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления, установить иерархию выявленных отклонений, а также наличие сохранных звеньев, на основе чего определить его перспективы и в направлении их достижения индивидуализировать коррекционную деятельность, выбрав  адекватные методы коррекции и компенсации дефектных механизмов.

СЛАЙД 18 Дети с речевой патологией имеют различные стартовые возможности, вариативность недоразвития основных компонентов речевой системы. Динамика развития ребенка детерминирована большим количеством факторов, среди которых, в первую очередь, необходимо отметить уровень развития и возможность реализации компенсаторных возможностей. Важно иметь представления о различном реабилитационном потенциале детей, включающем когнитивный, мотивационный, коммуникативный компоненты.

СЛАЙД 19

Педагогический мониторинг, которым пользуемся мы, учителя-логопеды Режевского городского округа разработан на основе технологии обследования Трубниковой Натальи Михайловны, идет от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии и уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, а также с учетом образовательной области «Речевое развитие» и её приоритетных направлений, определенных ФГОС ДО.

СЛАЙД 20

 Регулярный контроль результатов коррекционно-развивающей деятельности позволяет не только отслеживать динамику речевого развития детей, но и способствует эффективному планированию дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Используемая мной в работе система мониторинга индивидуальных достижений воспитанников отражает динамику речевого развития каждого ребёнка и группы детей в целом.

СЛАЙД 21, 22

Предлагаю вашему вниманию посмотреть промежуточные результаты коррекционной работы на двух примерах. И ответить на вопрос: «Нуждается ли данный ребёнок в коррекционной помощи?»

СЛАЙД 23

Таким образом, ведение мониторинга всеми специалистами детского сада позволяет:

  • Создать систему контроля коррекционного процесса на основе конечного результата.
  • Повысить качество работы, в результате своевременного выявления причин затруднения детей.
  • Оценить значимость образовательного маршрута, внести изменения в коррекционно-развивающую программу.
  • Оказать оперативную помощь воспитанникам.
  • Стимулировать мотивацию, развивать самоконтроль воспитанников.

Разновидности параротацизма 

(замена р на согласный р’)

ЗАДАНИЕ:

Произнесите предложение дефектно:

Вороны, сороки и грачи живут в городских парках.

Разновидности параротацизма 

(замена р на согласный л)

ЗАДАНИЕ:

Произнесите предложение дефектно:

 

Чёрные грачи ходят по борозде за трактором.

Разновидности параротацизма 

(замена р на согласный л’)

ЗАДАНИЕ:

Произнесите предложение дефектно:

Острым топором Рома срубил трухлявую грушу.

Разновидности параротацизма 

(замена р на согласный й). 

ЗАДАНИЕ:

Произнесите предложение дефектно:

 

Зимой рыбаки ловят рыбу в проруби.

Разновидности параротацизма 

(замена р на согласный г). 

ЗАДАНИЕ:

Произнесите предложение дефектно:

Вера и Рома собирают рыжики и грузди.

Разновидности параротацизма 

(замена р на согласный в). 

ЗАДАНИЕ:

Произнесите предложение дефектно:

Родион рубит дрова, а Вера и Ира носят дрова в сарай.

Разновидности параротацизма 

(замена р на согласный д). 

ЗАДАНИЕ:

Произнесите предложение дефектно:

Вороны, сороки и грачи живут в городских парках.

        

  1. Отобрал в садике у меня игрушки

Мальчик воспитанный, его любят все

Плакала, плакала я в свою подушку

Думала, что никто не поможет мне.

Не обижайте дети друг друга никогда

И будет настроение хорошее всегда

Не отбирайте кукол, машинки и ежа        

Дарите радость другу и счастье малышам.

  1. А потом, а потом в гости он пришёл к нам

Я ему чай дала, коржик и банан

Я простила его потому что знаю

Что обиду свою никому не дам

Не обижайте дети друг друга никогда

И будет настроение хорошее всегда

Не отбирайте кукол, машинки и ежа

Дарите радость другу и счастье малышам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль логоритмических занятий для детей с нарушением речи".

       Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с ре...

Консультация для родителей "Создание домашней игротеки для детей с нарушением речи"

В этой консультации даны рекомендации родителям о подборе игр для развития психических процессов у ребёнка....

Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи»

Консультация для родителей на тему:                   «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением ре...

консультация для воспитателей ДО "Особые образовательные потребности детей с нарушением речи"

Вашему вниманию предлагается презентация, которая является  консультацией для воспитателей ДО. Данное мероприятие востребавано перед проведением планого обследования воспитанников ОО и набором де...