Консультация для педагогов «Моделирование, при работе над словом и предложением»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Захарова Марина Александровна

Уважаемые коллеги. Здесь располагается материал для консультаций педагогам ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 28 "Рябинушка"

Консультация для педагогов

 «Моделирование, при работе над словом и предложением» .

(речевое сопровождение к слайдам)

Подготовила: учитель-логопед Захарова

Марина Александровна.

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.

При специальном обучении, основанном на поэтапном формировании умственных действий, успешно и довольно быстро формируются представление о словесном составе предложения и умение анализировать предложения.

              Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов.

                 В какой последовательности проводить работу?

Начальное представление о значении слова начинают с беседы о словах, обозначающих предметы и явления природы.

К усвоению этого материала детей готовят постепенно, используя систему все более усложняющихся заданий.

Для такого вида работы у каждого ребенка имеется комплект фишек с условными обозначениями: квадрат белый – неодушевленное существительное; квадрат красный – одушевленное существительное; треугольник – прилагательное, стрелка -  глагол; спец. символы – предлоги.

Понятие «слово – предмет»

«Нас повсюду окружают предметы. Они имеют свои названия: стол, дом, девочка, улица и т. д.. Свои названия имеют и различные явления природы: гроза, дождь, снег. Это все слова. Посмотрите вокруг и назовите предметы, которые окружают нас». Уточняется, что предметы могут быть «живыми» и «неживыми». Среди картинок выбираются картинки с изображением «живых» и «неживых» предметов. К «живым» предметам ставится вопрос «Кто это?», к «неживым» - «Что это?».

Вводятся фишки:       - «живые» предметы,        - «неживые» предметы.

Практическая часть:

Игры и упражнения на закрепление понятия «слова-предметы»:

  1. Поставь вопрос к картинке и ответь на него.
  2. Игра «Отгадай вопрос».

Бросают ребенку мяч и называю имя существительное, а ребенок, бросая обратно – вопрос к нему (кто? что?)

  1. Игра «Кто больше?»

Детям предлагается за одну минуту назвать как можно больше слов:

1-ый ряд отвечает на вопрос «Кто?»

2-ой ряд – на вопрос «Что?»

  1. Фишечный диктант с использованием 2-х фишек: читаю детям ряд слов, а дети выкладывают их, заменяя фишками.

Например: лось, книга, друг, врач

Вопросы:

- Сколько слов я сказала?

- Назови «живые» слова.

- Назови «неживые» слова.

- Назови первое слово, последнее.

- Поставь вопрос к слову.

При работе над словами особое внимание обращают на слова малопонятные, незнакомые. Хорошо специально включать их в фишечный диктант, чтобы порассуждать о значении этих слов, ввести их в лексикон детей.

После того, как дети хорошо усвоят понятие «слово-предмет», одушевленное и неодушевленное существительное, приступают к формированию понятия о словах, обозначающих действия.

Понятие «Слово-действие»

Предлагают детям игру «Угадай, что я делаю». По демонстрации действия дети угадывают и называют слова-действия.

Раздают картинки, на которых нарисовано: бабушка спит, вяжет; мальчик читает и т.д.

Задают вопросы: что делает бабушка? Мальчик что делает?

Подводят детей к тому, что слова, отвечающие на вопрос «Что делает?» обозначают действие предмета. В зависимости от картинки изменяют вопросы: что делают? Что я делаю?

Практическая часть

Игры и упражнения на закрепление понятия «слово-действие предмета»:

  1. Упражнение: к словам отвечающим на вопрос кто? что? подобрать слова, отвечающие на вопрос что делает?

Например: что делают дети - читают, рисуют, прыгают...

                                         ветер - воет, дует, свищет, задувает...

2. Упражнение: к словам, обозначающим действие предмета подобрать слова, обозначающие предметы и наоборот.

Например: 

Дует - ветер

Бежит - волк

Лает - собака

Кошка - лакает

Врач – лечит

Белка – прыгает

3. Послушайте загадки и отгадайте кто это? или что это?

Например: Сторожит, грызет, лает- (собака)

Летает, жужжит, жалит - (оса)

Ржет, бегает, скачет - (лошадь)

4.Упражнение «Подбери словечко»

Подобрать слова-действия к картинкам, на которых изображены человеческие эмоции

Например: что делает человек, если он испытывает грусть?(грустит), радость(радуется),тоску(тоскует),обиду(обижается),злость(злится),удивление (удивляется).

5. Фишечный диктант с использованием 3-х фишек.

Вначале обговариваем, что слова, обозначающие действия будем обозначать стрелкой

Например:   Врач лечит. Листья опали. Идёт дождь.

        .        .        .

Сколько фишек ты положил(а)?

Какое первое слово?

Что оно обозначает?

Второе слово?

Что оно обозначает?

Понятие «слово-признак»

        Прежде, чем перейти к формированию понятий о словах, обозначающих признаки предметов, детям предлагается нарисовать флажок. Дети рисуют разные флажки по форме, по цвету. Уточняется, почему флажки получились разные. Затем просят нарисовать красный мяч. Мячи у всех получаются примерно одинаковые. Спрашивают, какое слово, вам подсказало, какой мяч надо нарисовать. Показывают мяч и предлагают назвать, какой он. Отвечая на вопрос, какой?, дети называют: резиновый, полосатый, мягкий, гладкий, круглый, разноцветный. В заключение беседы обращают внимание детей на то, что слова, отвечающие на вопрос "Какой? Какая? Какое? Какие?" помогут нам лучше, ярче представить какие-либо предметы и явления. Помогают нам в этом руки (на ощупь), глаза, уши, язык (на вкус) и др.

Загадывают загадку:

Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий,

С полосатой кожей   гладкой.

А разрежешь - посмотри:

Красный, красный он внутри.    (Арбуз)

Вопросы:

- Какие слова помогли догадаться, что это арбуз?

- Какие слова указывают на форму арбуза,  цвет?

Вводится фишка -        - слова, обозначающие признаки предмета.

Практическая часть

Игры и упражнения на закрепление понятия "слова-признаки предметов"

  1. Упражнение: к картинке подобрать слова, отвечающие на вопрос какая? -ое? - ие? - ой?

2.Упражнение: скажи слова «наоборот» (слова-антонимы): слон - большой, а мышка маленькая; сладкий - кислый.

  1. Упражнение: к словам, обозначающим признаки, подобрать слова-предметы (картинки)

Например:  Мягкое - одеяло

                Удобное  - кресло

                Красивые - туфли

                Душистый – пион

                   Сочный- апельсин

При выполнении задания требуют правильного согласования прилагательного с существительным.

4.Упражнение: выбрать картинки, которые отвечают на вопрос - какой? Какая? Какое?

  1. Игра «Кто больше?»

Придумать как можно больше определений, т.е. слов, отвечающих на вопрос «какой?» к предмету.

Кошка (какая?) - пушистая, красивая, ласковая, домашняя...

6.        Упражнение, придумать описательную загадку про животное:

Например: трусливый, длинноухий, короткохвостый, косой, пугливый и т.д. Кто это? (заяц)

  1. Фишечный диктант (4 фишки)

Например:    Летнее утро. Играют маленькие дети.

Вопрос: Назовите слова, обозначающие предмет, признак и действие предмета(ов).

Такие задания направлены на формирование умения последовательно выделять существенные признаки предметов и явлений. И чем больше ребенок найдет, подберет определений, тем лучшей словесной оценки (похвалы) он заслужит.

Вводят понятие «предложение - законченная мысль».

I этап. Вычленение предложений из потока речи.

Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий ( в три- четыре предложения) рассказ, который специально составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения воспитатель интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями. Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч. Воспитатель спрашивает детей: «О ком был рассказ?»

Затем задает конкретные вопросы:

Что я сказала про детей?

Что я сказала про мальчика?

Что я сказала про девочку?

Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения: первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к паузе в конце каждого предложения. Послушав, сколько раз голос были паузы, дети определяют число предложений. Затем рассказ заучивается, для того, чтобы дети могли  рассказать его и назвать первое предложение, второе и третье. Задания на вычленение предложений из текста повторяется в течение нескольких занятий.

         Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение. Воспитатель повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения. Дети считают предложения, выкладывая палочки, фишки,  загибая пальчики.

Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несет ложки.

Воспитатель спрашивает: сколько предложений в нашем рассказе? Какое первое предложение (второе…) Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке.

   Вопросы, которые задает воспитатель ( о ком, о чем говорится в первом предложении, Что говорится?), смысловую сторону предложения. Воспитатель подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.

  Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.

    Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному: белка прыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево. 

    На этом этапе можно использовать следующее задание: «Я придумала предложение про кошку. Оно начинается со слова кошка. Какое предложение я придумала?» Дети составляют разные предложения.

   Далее целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его — длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:      

  •  придумывание предложений с заданным словом;
  • придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам;  
  • придумывание «веселого» предложения;
  • составление предложений по «живым сценкам».

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит из предложений, что о каждом предмете можно сказать предложение. Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение».

 II этап. Ознакомление со словесным составом предложений

Овладение понятием предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов.

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы:

  • рассматривание игрушек,
  • демонстрация действий с игрушками,
  • рассматривание картин,
  • пространственное моделирование.

Одновременно ведется работа по составлению предложений. В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло). Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи. На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает). Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 — 3 слов. В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения. С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».

Можно применять и другие виды моделирования: каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой.

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.

В процессе работы над предложением и словосочетанием необходимо уделить внимание предлогам. Для детей называют: предлоги - «маленькие слова».

С предлогами знакомят в такой последовательности: В, НА, НАД, ПОД, ЗА, У, ИЗ, К.

Предлагают детям выполнить задание: «Возьмите карандаш и положите его ... стол». Дети не могут правильно выполнить задание, так как оно им непонятно. Тогда спрашивают «Почему?», «Какое слово я пропустила». Выясняем, что пропущено слово «В» или «НА». Проводят упражнение «Какое слово пропущено». Диктуют предложения с пропущенными предлогами: Высоко ... небе летит самолет. Дети купаются ... речке. Ребята катаются...лыжах. И другие. Дети по смыслу догадываются, какое слово пропущено. Договариваются, что «маленькие» слова будем отмечать

          Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте.   Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами. Формирование элементарных знаний о речи оказывает влияние на общее речевое развитие детей, повышает речевую культуру, помогает дошкольникам  в совершенствовании речевых умений и навыков,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Моделирование в развитии математических представлений дошкольников"

В консультации представлены методические рекомендации о видах моделей, которые можно использовать в работе по развитию математических способностей у детей....

Консультация для педагогов "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"

   Развитие связной речи, овладение родным языком - сложнейшая задача дошкольного образования. Эффективный способ решения проблемы - моделирование, благодаря которому дети учатся обоб...

Консультация для педагогов «Моделирование двигательной активности старших дошкольников в летний период».

       В современных условиях развития общества проблема воспитания и развития здорового ребёнка является как никогда наиболее актуальной. Это объясняется тем, что к ребёнку...

Консультация для педагогов:"Моделирование ППРС в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО"

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

Консультация для педагогов «Моделирование, как форма работы по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников.Что же такое моделирование? В чем особенность и значение моделирования? Сущность метода моделирования. Закономерности форм...

Консультация для педагогов "Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через дейсАктуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего эко...