Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе для детей с ТНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями в старшей логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателем | 217.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе для детей с ТНР
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Наш детский сад .
сад. | Детский сад, спальня, зал (музыкальный), кухня, кабинет, коридор, раздевалка, логопед, воспитатель, руководитель (музыкальный), повар, помощник воспитателя, заведующий, прививка, витамины, зеркало, хороший, ласковый, строгий, добрый, послушный, старательный, чистый, вкусный, здоровый, больной, говорить, лепить, считать, гулять, спать, слушать, играть, готовить, лечить, измерять. | Игра «Кому что нужно и для чего?» Игра «Кто держит предметы в левой руке?» | Упражнение «Тихий час». Предложить детям подышать спокойно: вдохнуть воздух через нос, не поднимая плеч, и выдохнуть через рот, сделав губы трубочкой. | Пальчиковая гимнастика «Наша группа». Координация речи с движением «Ванька-встанька». | Упр. «Продолжи предложения» Упр. «Один – много» (сад, спальня, зал, кухня, кабинет, коридор, раздевалка, логопед, воспитатель, руководитель (повар, заведующий, прививка). | Т. Лифшиц «Утро». К. Чуковский «Доктор Айболит». И. Турчин «Человек заболел». Составление предложений по картинке. |
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи | |||||||||||||||||||||||
Осень. Признаки осени. Деревья. | Осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, береза, дуб, клен, рябина, ель, каштан, осина, желтый, красный, разноцветный, сухой, холодный, мокрый, осенний, кленовый, березовый, дубовый, мокро, сыро, желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать вянуть, моросить. | Упр. «Какое слово отличается от других?» Лужа, лужа, стужа, лужа. Туча, куча, туча, туча. Трава, дрова, трава, трава. | Упр. «Осенний дождь». Отхлопать предложенный ритм: // ///; // //. | Пальч.гимнаст. «Вышел дождик погулять». Коорд.речи с движ. «Осень». | Упр. «Назови ласково» (туча, дождь, листья, облако, дерево, солнце) Упр. «Один-много» (серая туча, мелкий дождь, красный лист, облако, высокое дерево, грязная лужа) Упр. «Сосчитай до 5» (кленовый лист) | Упр. «Хлопушки» (туча, дожди, солнце, облако, дерево, листопад, рябина, куст, дуб) | А.Плещеев «Осень» Н. Сладков «Осень на пороге» Составление предложений по картинкам (признаки осени). Упр. «Что лишнее?» (по признакам времен года) (развитие слухового восприятия) | |||||||||||||||||||||||
Упр. «Какое слово отличается от других?» Ветка, конфетка, ветка, ветка. Зуб, дуб, дуб, дуб. Куст, куст, хруст, куст. Упр. «С какого дерева упали листья?» | Упр. «Вдыхаем аромат леса» Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом. | Упр. «Выложи из палочек ёлочку» Пальч. гимн. «Осенние листья» Подвижная игра «Листья». | Упр. «Сосчитай до 5» (названия деревьев). Упр. «С какого дерева лист» (кленовый, березовый, рябиновый, дубовый). | Упр. «Какое слово самое короткое?» (отхлопать) Сук, береза, листик. Веточка, дуб, крона. | В. Зотов «Дуб», «Клён» (из книги «Лесная мозаика») И. Токмакова «Дуб», «Осинка» Упр. «Что не так?» Желуди растут на клене. После осени наступает лето. У березы толстый ствол. Осенью на деревьях зеленые листья. | |||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
| Координация речи с движением «Осень»
| |||||||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
| Координация речи с движением Подвижная игра « Листья»
|
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Огород. Овощи. | Огород, грядка, овощи, морковь, капуста, свекла, помидор, лук, горох, репа, кабачок, перец, огурец, кочан, картофель, зеленый, желтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, срывать, собирать. | Упр. «Найди одинаковые овощи» Упр. «Что лишнее?» (на слух) Огурец, репа, клен, помидор. Лук, капуста, перец, гриб. Сажать, поливать, собирать, стирать. Упр. «Договорить слово в рифму». | Игра «Сказочный огород» (развитие речевого слуха и формирование понимания основного тона высказывания) | Пальч.гимнаст. «Огород» Подвиж. игра «В огороде» | Упр. «Сосчитай до 5» Упр. «Подбери признак» (по цвету и форме) Игра «Репка» (послед-ть) Упр. «Какой суп?» (образ. относ. прил.) | Задания на листе: раскрасить листья с буквой У, добавить недостающий элемент, обведи знакомую букву. | Русская народная сказка «Вершки и корешки», «Репка» Е.Стюарт «Огород», «Капуста», «Огурец», «Картошка» Чтение рассказа «Капустный листок», ответы на вопросы. |
Сад. Фрукты. | Сад, фрукты, дерево, куст, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, банан, ананас, вишня, мандарин, яблоня, компот, варенье, красивый, сочный, вкусный, нежный, ароматный, расти, собирать, срывать. | Упр. «Что перепутал художник?» (зрит. воспр.) Упр. «Договори слово в рифму» (слух. воспр.) Упр. «Яблоки», «Ёжик и яблоки» | Упр. для развития речевого ритма «Хлопаем в ладоши» | Пальч.гимнаст. «Фруктовый сад» Коорд.речи с движ. «Яблоня» | Упр. «Исправь ошибку»
Упр. «Какое варенье?» (образ. относ. прил.) Упр. «Скажи наоборот» (большой, мягкий, колючий, съедобный). | Составление предложений с предлогами А, У, И по картинкам. | Л. Толстой «Косточка» В. Сутеев «Яблоко» Упр. «Объясни словечко» - толстокожий. Упр. «Расскажи-ка!» (составление рассказа о фруктах по предложенному наглядному плану) |
Игра «Сказочный огород» (развитие речевого слуха и формирование понимания основного тона высказывания).
Помидор (весело): Я – помидор! Я красный, круглый, сочный! Очень вкусный! Огурец (грустно): А я – огурец! Я зеленый, длинный, крепкий, весь в пупырышках! Лук (сердито): А вот я – лук! Я очень, очень горький! И совсем не зеленый, а репчатый! | Текст для пересказа КАПУСТНЫЙ ЛИСТОК Щипал Телёнок травку возле забора. Подошёл к нему Петушок и принялся рядом зёрнышки в траве искать. Вдруг он увидел капустный листок. —Ко! — удивился Петушок и клюнул его. Не понравился ему листок. Решил он Телёнку предложить попробовать и говорит: —Ко! А Телёнок не понял, в чём дело, и спрашивает: —Му-у? —Ко! — говорит Петушок и снова показывает клювом на капустный листок. —Му-у? — не понимает Телёнок. Так стоят они около капустного листка и разговаривают: — Ко! Му-у? Ко-му? Услышала это Коза и как заблеет: — Ме-е-е! Мне-е!
Вопросы: Что нашёл Петушок в траве? Понравился ли ему капустный листок? Кому Петушок предложил листок капусты? Попробовал ли его Телёнок? Почему? Что сказала Коза? |
«Договорить слово в рифму»
Что за скрип, что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я... (капуста). | Кругла да гладка, Откусишь — сладка, Сидит на грядке крепко, А зовётся... (репка). | Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а... (лук). | На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков... (горох). | И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом... (картошка). | Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Зовусь я... (свёкла). |
Пальчиковая гимнастика «Огород»
| Координация речи с движением Подвижная игра «В огороде»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика «Фруктовый сад»
| Координация речи с движением «Яблоня»
|
Упражнение для развития речевого ритма и расширения высотного диапазона голоса «Хлопаем в ладоши».
Урожай мы собираем, Тихо песни напеваем: | Хлоп, хлоп – удары в ладоши в медленном темпе. |
Ля-ля-ля, Ля-ля-ля | Хлоп, хлоп – удары в ладоши в медленном темпе. |
………………………………
Урожай мы собираем, Громко песни напеваем: | Хлоп, хлоп, хлоп – удары в ладоши в быстром темпе. |
Ля-ля-ля, Ля-ля-ля | Хлоп, хлоп, хлоп – удары в ладоши в быстром темпе. |
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Лес. Грибы и лесные ягоды. | Лес, дерево, пень, боровик, мухомор, лисички, подосиновик, подберезовик, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, поляна, корзина, клюква, черника, брусника, компот, варенье, белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, рядом, далеко, близко, расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, варить. | Выучить потешку: «Вот – грибок, и вот – грибок, Соберем их в кузовок!» Упр. «Договори слово в рифму» Упр. «Веселые задачи» Упр. «Покажи на картинке сначала съедобные грибы, а потом – несъедобные». | Упр. «Расскажи потешку» (развитие направленного речевого выдоха). Игра «Дары леса» (разв. умения прав. ставить ударение в словах) | Пальчиковая гимнастика «За грибами» Подвижное упражнение «Боровик». | Упр. «Много чего?» (дерево, пень, мухомор, лисички, подосиновик, подберезовик, сыроежка, гриб, поляна, клюква, черника, брусника, варенье) Упр. «Исправь ошибки» (съедобная гриб, огромный корзина, большой поляна, густая лес). Упр. «Назови ласково (крупные, кислые, красные, вкусные, толстые). Упр. «Скажи наоборот» (кислый, крупный, высокий, съедобный, темный, большой, добрый, широкий). | Упр. «Какие гласные звуки (а, у, и) живут в словах: боровик, мухомор, лисички, , сыроежка, гриб, ножка, корзина, черника, брусника, компот. | В .Сутеев «Живые грибы», В. Катаев «Грибы», С. Есенин «Береза», М. Пришвин «Осинкам холодно», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой». Упр. «Одинаковые слова» (ножка, шляпка, лисичка) Составление предложений по картинке. |
Игрушки. | Игрушки, барабан, коляска, дорога (железная), кукла, матрешка, машинка, мяч, пирамидка, неваляшка, робот, скакалка, юла, конструктор, высокий, низкий, играть, катать, купать, кормить, заводить, запускать, нагружать, укладывать | Упр. «Помоги Андрюшке», «Договори слово в рифму». Упр. «Найди двух одинаковых клоунов» | Упр. «Мои игрушки» (разв. умения прав. ставить ударение в словах) - игрушка, барабан, коляска, кукла, машинка, робот, скакалка. | Коорд.речи с движ. «Мячик мой». Пальчиковая гимнастика «Игрушки». | Упр. «Чья игрушка?» (Это Ванин робот.) Упр. «Скажи наоборот», «Из чего – какой?», «Что без чего?», «Считай и называй». Упр. «Подбери слово» - согласование сущ-ых с числительными два, две. | «Игра в прятки». | А. Барто «Игрушки» С. Маршак «Мяч» Е. Серова «Нехорошая история» Составление предложений по картинкам. |
Пальчиковая гимнастика «За грибами»
| Подвижное упражнение «Боровик»
| ||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
| Координация речи с движением «Мячик мой»
|
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Перелётные птицы. | Ласточка, журавль, грач, лебедь, утка, птица, клин, перелетный, утиный, журавлиный, лететь, улетать, зимовать, кормиться. | Выучить считалку: «Начинается считалка: на дубу скворец и галка. Улетел домой скворец, и считалочке конец». Упр. «Договори словечко. Раскрась картинку-отгадку». «Какое слово отличается от других?» Стриж, чиж, стриж, стриж. Уточка, удочка, уточка, уточка. Грач, грач, врач, грач. Кукушка, кукушка, кормушка, кукушка. | Упр. «Продолжи предложение» | Пальчик. гимнаст. «Перелетные птицы». Коорд.речи с движ. «Грач». | Упр. «Закончи предложение» Осенью перелетные птицы улетают … Утки, гуси и грачи вернутся к нам … Птицы улетают, потому что … Упр. «Чьи крылья?» (у журавля, у гуся, у утки, у грача). Крупенчук с.54 Упр. «Много кого?» (ласточка, журавль, грач, лебедь, утка, птица) | Упр. «Продолжи ряд», «Где звук?». | А. Плещеев «Дети и птичка», А. Фет «Ласточки пропали», Л. Толстой «Птичка», В. Гаршин «Лягушка-путешественница», Укр. сказка «Хроменькая уточка». Упр. «Что общего и чем отличаются друг от друга? – скворечник и дом. Чтение рассказа «Улетают журавли», ответы на вопросы |
Одежда. | Одежда, комбинезон, плащ, пальто, платье, кофта, брюки, футболка, рубашка, куртка, сарафан, майка, шарф, свитер, варежки, перчатки, колготки, носки, воротник, рукав, карман, пояс, пуговица, петля, теплый, легкий, удобный, шерстяной, шелковый, носить, надевать. | Упр. «Найди парные носки» Упр. «Четвертый лишний». Одежду стирают, купают, гладят, сушат. Одежду моют, чистят, отжимают, складывают. | Игра «Продолжи предложение» | Пальчик. гимнаст. «Одежда». Коорд.речи с движ. «Вова-растеряшка». | Упр. «Из чего – какой?», «Скажи наоборот». Упр. «Подбери признак» (одежда, комбинезон, плащ, пальто, платье, брюки, футболка, рубашка, куртка, сарафан, шарф, свитер, варежки, носки). Упр. «Виталик и Лена все делали наоборот». | Упр. «Продолжи ряд», «Где звук?». | Г.Снегирёв «Верблюжья варежка», Рус.нар.сказка «Василиса Прекрасная», Украинск. сказка «Рукавичка». |
Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»
| Координация речи с движением «Грач»
| ||||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика «Одежда»
| Координация речи с движением «Вова-растеряшка»
|
Упражнение «Укололи пальчик» (развитие дыхания и голоса, развитие переключаемости органов артикуляции). Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!» | Игра «Продолжи предложение» (развитие речевого дыхания, работа над увеличением продолжительности речевого выдоха). На картинке стая лебедей летит над озером. Сделать вдох, а на выдохе произнести фразы
Затем взрослый предлагает ребенку продолжить это предложение, добавляя по одному слову, с условием: каждое предложение произносить на одном выдохе.
|
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Обувь. | Обувь, тапки, туфли, сандалии, ботинки, кроссовки, сапоги, каблук, носок, молния, удобный, теплый, легкий, высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий, надевать, обувать, носить, ходить, бегать, прыгать, топать, протирать, сушить. | Упр. «Чего не хватает? Дорисуй» Упр. «Узнай предмет по теневому силуэту. Найди пару. Что лишнее? Упр. «Что лишнее?» (на слух). | Фонетическая ритмика звук [х] - «Греем ручки». Подносим обе ладошки ко рту и дышим на звук «х-х-х». Ха – ах Хо –ох Ху -ух | Коорд.речи с движением «Башмачок». Пальчик.гимнаст. «Мои сапожки». Упр. «Продолжить ряд» (по клеточкам). Задание с картинками:
| Упр. «Где какой сапожок стоит?» Упр. «Из чего – какой?» (кожа, замша, мех, резина). Упр. «Один – много» (тапки, туфли, сандалии, ботинки, кроссовки, сапоги, каблук, носок, молния). Упр. «Назови ласково» (тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапоги, каблук). Упр. «Скажи наоборот» (завязывать, застегивать, испачкать, мокрые). Упр. «Какая обувь?». | Упр. «Найди и обведи все буквы Х». Упр. «Скажи наоборот» (ха, хо, ху, хы, ах, ох, их, ух). Упр. «Где звук?» | Ш. Перро «Кот в сапогах» Л. Воронкова «Маша-растеряша» Е. Благинина «Научу обуваться и братца» Саша Чёрный «На коньках» Составление описательного рассказа об обуви по картинному плану. |
Пальчиковая гимнастика «Мои сапожки»
| Координация речи с движением «Башмачок»
|
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Зима. Зимующие птицы. | Зима, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, мороз, голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, белый, легкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, красногрудый, летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, идти, падать, покрывать, замерзать, выпадать, сковывать. | Упр. «Найди зимние картинки» Упр. «Соедини снежинки от самой большой до самой маленькой» | Упр. «Зимние слова и зимующие птицы» (развитие умения правильно ставить словесное ударение): голубь, снегирь, синица, воробей, ворона, мороз, зима, сосулька, снежинка, холод, снегопад.
| Коорд.речи с движ. «Зимний день». Пальчик.гимнаст. «Зима» | Упр. «Подбери признак» (зима, мороз, сосулька, воробей, снегирь, сова) Упр. «Один-много» (снег, лед, снежинка, снегопад, мороз, голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел). Упр. «Пересчитай» (зимующая птица, белая снежинка) Упр. «Подскажи словечко» | Упр. «Где звук?» III) Упр. «Составь по цифрам слова и запиши их». | Русская народная сказка «Снегурочка» К. Бальмонт «Снежинка» В. Бианки «Синичкин календарь» М. Пришвин «Птицы под снегом» Г. Скребицкий «На лесной полянке» Пересказ рассказа «Признаки зимы». Составление предложений по картинке «Птицы у кормушки» |
Домашние животные. | Кошка, кот, котенок, собака, щенок, корова, теленок, коза, козел, козленок, лошадь, конь, свинья, поросенок, овца, баран, пушистый, гладкий, рогатый, ласковый, упрямый, мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять. | Упр. «Помоги котёнку найти колбасу» Упр. «Добавлялки», «Назови лишнее слово» | Игра «Послушай и повтори так же» | Коорд.речи с движ.«Что же могут делать кошки?» Пальчик. гимнаст. «Котенок» Упр. «Сложи будку из палочек» | Упр. «Назови ласково» (кошка, кот, собака, корова, коза, лошадь, баран). Упр. «Кто как голос подаёт?» (собака, корова, коза, свинья) Кошка – мяу-мяу – мяукает. Упр. «Жадина» (кошка, кот, котенок, собака, щенок, корова, теленок, коза, козел, козленок, лошадь, конь, свинья, поросенок, овца, баран). | Упр. «Раскрасить картинки, в названии которых есть звук [ы]». | Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка», В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?», А.Шибаев «Кто кем становится», К. Чуковский «Путаница» Составление предложений по картинке. |
Пальчиковая гимнастика «Зима»
| Координация речи с движением «Зимний день»
| ||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика «Котенок»
| Координация речи с движением «Что же могут делать кошки?»
|
Упражнение «Подскажи словечко» (тема: «Зимующие птицы») Дети слушают текст и дополняют предложения словом «летел», употребив его с нужной приставкой. Летел голодный, замерзший воробей. Вдруг он увидел открытую форточку. Воробей в форточку (летел). Смотрит, а на столе лежит свежий хлеб. Воробышек к столу (летел) и стал быстро клевать хлеб. Вдруг в комнату вбежал мальчик. Воробей вспорхнул к потолку и в форточку (летел). Но не забыл прихватить с собой кусочек хлебушка. Вокруг двор (летел), сел на землю и спокойно склевал хлебный кусочек. | Упражнение «Назови лишнее слово» (по теме «Домашние животные»).
|
Упражнение «Добавлялки» (по теме «Домашние животные»).
| Игра «Послушай и повтори так же» (по теме «Домашние животные»).
- - --- (Громкие удары кулаками по столу с одинаковой силой, но через разные промежутки времени). А теперь на дорожке показался кролик, он прыгает тихо-тихо, вот так: / / / // (Тихие удары кончиками всех пальцев по столу, выполненные через разные промежутки времени). А вот по дорожке побежал поросенок. Его копытца застучали так: -/-/-/ (По очереди тихие и громкие хлопки в ладоши). |
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Дикие животные зимой. | Животное, лес, нора, дупло, берлога, волк, волчонок, лиса, лисенок, заяц, зайчонок, медведь, медвежонок, белка, бельчонок, ёж, барсук, голова, уши, лапа, хвост, ловить, охотиться, впадать (в спячку), ходить, прыгать, бегать, рычать, теплый, толстый, густой. | Упр. «Какие животные нарисованы на картинке?» Упр. «Повтори». Воспитатель называет 5 животных или 3 признака, ребенок запоминает и повторяет. | Игра «Сосчитай зайчат» (развитие речевого дыхания и силы голоса). Сосчитаем, сколько зайчат увидела Маша под кустиком. Сделать вдох, а на выдохе ясно, четко, в одном темпе произнести без дополнительного добора воздуха: «Один зайчонок и т.д. до пяти». | Коорд.речи с движ. «Зайки на зарядке». Пальчик.гимнаст. «Зима в лесу». | Упр. «Скажи наоборот» (смелый, крупный, старый, злой, голодный). Упр. «Подбери признак» (заяц, лиса, волк). Упр. «У кого - кто?» Упр. «Чей? Чья? Чьё?» (медведь, лиса, еж). | Упр. «Найди картинки со звуком [н]». Чтение слоговых таблиц. | Л. Толстой «Белка и волк» И. Соколов-Микитов «В берлоге», «На лесной дороге», «Белки» Русская народная сказка «Хвосты» Упр. «Кто лишний?» (домашнее – дикое животное, взрослое животное – детеныш, спит зимой животное – не спит). Упр. «Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки» (с объяснением). |
Зимние забавы. Новый год. | Лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, елка, украшения (елочные), праздник (Новый год, рождество), лопата, хоккей, быстрый, острый, зимний, скользкий, ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, уставать, украшать, танцевать, праздновать. | Упр. «Хлопушки» Упр. «Найди елочку» | Упр. «Поющие игрушки» (расширение высотного диапазона голоса) | Коорд.речи с движ. «Спасибо зиме!» Пальчик.гимнаст. «На елке» | Упр. «Что где?» Упр. «Исправь ошибки» (новая год, нарядное елка, новогодние костюм, много игрушка, добрая Дед Мороз, деревянный лыжи, снежная крепости). Упр. «Скажи на оборот» (высокий, тихо, веселый, упасть) | Чтение слоговых таблиц. | С. Маршак «Двенадцать месяцев» З. Александрова «Дед Мороз» К. Чуковский «Ёлка» Упр. «Что сначала, что потом?» |
Пальчиковая гимнастика «Зима в лесу»
| Координация речи с движением «Зайки на зарядке»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика «На елке»
| Координация речи с движением «Спасибо зиме!»
|
Упр. «Поющие игрушки» (расширение высотного диапазона голоса). На картинке нарисована елка с игрушками, на которых изображены гласные буквы.
Сначала взрослый поет «Песенку елочки» с повышением голоса. Следует сделать вдох, а на выдохе пропевать гласные с постепенным повышением голоса, с одновременным движением руки от игрушки к игрушке вверх по елочке. Теперь можно выполнить задание вместе с ребенком. Затем нужно сделать вдох и пропеть гласные с понижением голоса с одновременным движением руки вниз по елочке от игрушке к игрушке. |
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Транспорт. Правила дорожного движения. | Транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, метро, машина, самолет, корабль, самосвал, фургон, колесо, руль, дверца, стекло, кузов, кабина, дорога, пешеход, улица, переход, фара, светофор, поворот, скорая, пожарная, наземный, воздушный, подземный, подходить, останавливаться, пропускать, перебегать. | Упр. «Дорисуй недостающие детали». Упр. «Ехали медведи» | Выучить загадку: «Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками». (Троллейбус) Загадывать загадку от лица грустного, веселого и озабоченного пассажира. | Коорд.речи с движением «Теплоход». Пальчик.гимнаст. «Светофор». | Упр. «Какая остановка?» (автобуса, трамвая). Упр. «Как назвать колеса: у автомобиля, у велосипеда». Упр. «Назови ласково» (паровоз, самолет, машина, велосипед, самокат, корабль, лодка, катер, пароход, теплоход, вертолет). | Упр. «Найди буквы». | Б. Житков «Железная дорога» С. Сахаров «Самый лучший пароход» М. Ильин «Как ребята переходили улицу» К. Чуковский «Тараканище» А. Иванов «Азбука безопасности», С. Михалков «Дядя Стёпа» Упр. «Составь предложение из заданных слов». Чтение, ответы на вопросы по тексту «Хорошо, когда много снега». |
Профессии на транспорте. | Транспорт, шофер, водитель, машинист, кондуктор, летчик, капитан, руль, билет, водить, управлять, нужный, полезный, трудный. | Упр. «Что перепутал художник?» Упр. «Что лишнее и почему?» - Направо, налево, красиво, вперед. | Упр. «Повтори» (развитие речевого дыхания и голоса). | Коорд.речи с движением «Лётчик». Подвижная игра «Машинист». | Упр. «Один-много» (шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, таксист). Упр. «Кто чем управляет?» (водитель, машинист, летчик, мотоциклист, велосипедист, космонавт, капитан). | Чтение слоговых таблиц. | В. Маяковский «Кем быть?» А. Введенский «Песня машиниста» В. Степанов «Моряк» Б. Заходер «Шофёр» Упр. «Подумай и отгадай» (отгадывание и Упр. «Продолжи предложение». |
Пальчиковая гимнастика «Светофор»
| Координация речи с движением «Теплоход»
| ||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика «Машинист»
| Координация речи с движением «Летчик»
|
Упражнение «Повтори» (развитие речевого дыхания и голоса).
| Упражнение «Ехали медведи» (развитие слухового внимания). Перечислить, какой транспорт упоминается в стихотворении. Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперёд. А за ним комарики На воздушном шарике. А за ними раки На хромой собаке. Волки на кобыле. Львы в автомобиле. Зайчики В трамвайчике. Жаба на метле... |
Упражнение «Составь предложение из заданных слов».
ХОРОШО, КОГДА МНОГО СНЕГА Хорошо, когда много снега: можно бабу лепить, можно крепость строить и в снежки играть, можно с горок кататься и на лыжах ходить… А вот машинам и трамваям, когда много снега, - плохо. Если снег не уберут, то не привезут машины ни хлеба, ни молока, ни бензина. Даже доктор в «скорой помощи» не сможет приехать. Чтоб такого не случилось, в снегопад выезжают специальные машины. Они убирают снег и посыпают улицу песком, чтобы не скользко было.
| Упражнение «Продолжи предложение».
|
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Посуда. | Посуда, тарелка, чашка, кастрюля, сковорода, чайник, стакан, ложка, вилка, нож, масленка, солонка, ковш, хлебница, стеклянный, фарфоровый, пластмассовый, деревянный, металлический, глубокий, мелкий, чайный, варить, готовить, есть, пить, варить, резать, чистить, жарить. | Упр. «Слушай и считай» Упр. «Найди на картинке» | Упр. для развития речевого дыхания и голоса. Пьём коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.) Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пух! Пых-пих-пых-пих!» | Коорд.речи с движ. «Посуда». Пальчик.гимнаст. «Стол я чисто вытираю …» | Упр. «Подбери признак». Упр. «Из чего – какой?»(стеклянный, фарфоровый, пластмассовый, деревянный, металлический, бумажный) Упр. «Где ложка?» | Упр. «Учим буквы». | Т. Сорокина «Семья» Составление описательного рассказа о посуде по плану. |
Электроприборы. | Телевизор, магнитофон, пылесос, люстра, телефон, радио, лампа, компьютер, обогреватель, холодильник, миксер, утюг, стиральная машина, плита, фен, вентилятор, микроволновая печь, провод, розетка, вилка, электричество, цветной, большой, маленький, моющий, настольная, высокий, низкий, горячий, холодный, стиральная, электрический, смотреть, , слушать, чистить, пылесосить, светить, разговаривать, проветривать, согревать, показывать, гладить, стирать, готовить. | Упр. «Найди отличия» Упр. «Договори слово в рифму». Упр. «Небылицы». | Упр. «Речевая зарядка». | Коорд.речи с движением «Ток бежит по проводам» Пальчик.гимнаст. «Электроприбо- ры». | Упр. «Пересчитай» (стиральная машина, новый холодильник). Упр. «Что делают эти предметы?» (мясорубка, холодильник, пылесос, утюг, соковыжималка, стиральная машина, микроволновая печь, миксер) Упр. «Закончи предложение» | Упр. «Письмо» (дифференциац. звуков п – пь) | Н. Носов «Как Винитик и Шпунтик сделали пылесос» Составление предложений по схемам. |
Пальчиковая гимнастика «Стол я чисто вытираю»
| Координация речи с движением «Посуда»
| ||||||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика «Электроприборы» Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строчку.
| Координация речи с движением «Ток бежит по проводам»
|
Упражнение «Договори слово в рифму»
Гладит платья и рубашки, Отутюжит нам кармашки. Он в хозяйстве верный друг – Имя у него…. (утюг) | Греет воду – кипятильник | Вышла на пенсию наша духовка, | Позабыты лыжи, велик – |
День-деньской у нас трезвон – | Лампу мы вкрутили шустро – | Чтобы пыль не лезла в нос, Пыль всю съест наш … (пылесос) | В доме нашем льётся трель – Стену сверлит с песней … (дрель) |
Упражнение «Небылицы». Мне приснился чудный сон, Пылесосит холодильник, Крутит фарш магнитофон. | Упражнение «Речевая зарядка». Произносить чистоговорку от лица персонажей сказки «Теремок»: Мышки (тоненьким голоском), Медведя (низким голосом) и др. Фон-фон-фон, зазвонил наш телефон. Чтение стихотворения по ролям. - Пылесос, пылесос, Ты куда суешь свой нос? - Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я порядок навожу! |
Упражнение «Закончи предложение»
Мама стирает белье в ... (стиральная машина).
Папа чистит ковер .,. (пылесос).
Дочь гладит одежду ... (утюг).
Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).
Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).
Даша готовит обед на ... (плита).
Антон разговаривает с другом по ... (телефон).
Фильмы и мультфильмы показывают по ,.. (телевизор).
Вера читает книгу под настенной ... (лампа).
.
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Инструменты. | Инструменты, молоток, топор, пила, ножницы, лопата, отвертка, иголка, металлический, острый, тяжелый, забивать, рубить, пилить, шить, резать, копать. | Упр. «Вопрос на засыпку!» Маша потеряла иголку, которую взяла у Даши. Чья была иголка? Упр. «Назови инструменты. Для чего они нужны?» | Упр. «Лесорубы» (развитие речевого дыхания, увеличение продолжительности речевого выдоха). | Коорд.речи с движ. «Гвоздик» Пальчик.гимнаст «Инструменты» | Упр. «Назови ласково» (молоток, топор, лопата, отвертка, иголка). Упр. «Подбери признак» (молоток, пила, лопата, отвертка). Упр. «Жадина», «1-2-5». | Чтение слогов и слов с буквой К. Упр. «Где звук?» | С. Маршак «Как рубанок сделал рубанок» Чтение рассказа «Дубовая доска», ответы на вопросы. |
Наша Армия. | Солдат, Родина, защитники, армия, автомат, танк, самолёт, летчик, пограничник, герой, парашют, корабль, ракета, танкист, храбрый, военный, сильный, отважный, героический, воевать, защищать, стрелять, летать, драться, ранить, победить, сражаться. | Упр. «Что забыл нарисовать художник?» Упр. «Какое слово не подходит?» Воин, воинский, воет, воевать, война. Рана, ранить, охрана, раненый, ранение. Таня, танк, танкист, танковый. | Упр. «Пулемёт» (развитие речевого дыхания). И.п.: лежа на полу. 1-имитировать стрельбу из пулемета (вдох); 2-на выдохе произносить: «Д-д-д-д-д-д-д!». Повторить 3-4 раза. | Коорд.речи с движением «В пограничников играем…» Пальчик.гимнаст «Наши воины» | Упр. «Пересчитай» (тяжелый танк, большая пушка, новый автомат, быстрый самолет). Упр. «Один-много» (солдат, защитник, автомат, танк, самолёт, летчик, пограничник, герой, парашют, корабль, ракета, танкист). Упр. «Подбери признак» (солдат, Родина, парашют). | Упр. «Придумай слово». | А. Митяев «Почему Армия родная?», «Мешок овсянки», С. Алексеев «Первая колонна», Е. Благинина «Шинель» Упр. «Объясни словечко» (подводник, бомбоубежище, пограничник), «Найди ошибки художника» |
Пальчиковая гимнастика «Инструменты»
| Координация речи с движением «Гвоздик»
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика «Наши воины»
| Координация речи с движением «В пограничников играем»
|
Упражнение «Лесорубы» (развитие речевого дыхания, увеличение продолжительности речевого выдоха). Встать прямо, ноги – на ширине плеч. Разводя руки в стороны и прогибаясь назад, сделать вдох носом. Затем наклониться вперед, соединив руки вместе, - имитировать движения топора при рубке дров. Выполнять медленный выдох через рот, произнося: «У-у-у-у-у-у!» | ДУБОВАЯ ДОСКА На верстаке лежит дубовая доска. Она вся в трещинах. Цвет у неё как у гнилого сена. Но Алёша видит не только это. Он видит, что в доске скрыт столик на острых точёных ножках. Началась работа. Инструменты в порядке. Алёша первый раз в жизни строгал брусок. Рубанок полз тяжело. Дерево сопротивлялось. Но как приятно чувствовать, как рождается новая вещь.
Вопросы: Какая доска лежала на верстаке? Опишите её. Что увидел в доске Алёша? Как началась работа? Почему Алёше было приятно? |
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Профессии на стройке. | Стройка, каменщик, крановщик, маляр, кладка, кирпич, стена, крыша, краска, кран, электрик, сантехник, высокий, низкий, красивый, кирпичный, деревянный, городской, деревенский, поднимать, класть, управлять, красить, собирать, строить. | Упр. «Найди отличия» Игра «Кто лишний?» Врач, воспитатель, каменщик, логопед. Маляр, продавец, штукатур, электрик. Кондуктор, крановщик, экскаваторщик, сантехник. Летчик, капитан, каменщик, машинист. | Упр. «Строители» (развитие умения передавать ритм). | Коорд.речи с движ. «Маляры» Пальчик.гимнаст. «Новый дом» Упр. «Сложить домик из палочек по образцу» | Упр. «Скажи наоборот». Упр. «Какой дом?» (одноэтажный, двухэтажный, пятиэтажный, многоэтажный). Упр. «Кому что нужно для работы?» | Игра «Квадраты». Определить, какой гласный звук есть в каждом слове; сделать звуковой разбор слов «конь, мак, ком». | В. Степанов «Каменщик», «Маляр», «Крановщик», «Плотник», А. Матутис «Кирпичик» «Плотник» В. Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяк «Для чего руки нужны» |
Пальчиковая гимнастика «Новый дом»
| Координация речи с движением «Маляры»
|
Упражнение «Строители» (развитие умения передавать ритм). Мы все так стараемся помочь зайчику, что будем ритмично работать своими воображаемыми отбойными молоточками. Я буду прохлопывать ритм, а вы будете изображать, что работаете с отбойным молотком и повторять этот ритм, произнося слог: ТА, та, та, ТА, ТА ТА, ТА, ТА, та, та та, та, та, ТА, ТА | Упражнение «Скажи наоборот». Этот дом большой, а этот домик … Эта крыша черная, а та крыша … Этот дом высокий, а тот дом … В этом доме окна широкие, а в том доме окна … Этот дом городской, а тот дом … Этот подъезд темный, а тот … Этот двор чистый, а тот … |
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Весна. Мамин праздник | Весна, март, сосулька, оттепель, проталинка, подарок, цветы, мама, бабушка, праздник, букет, тюльпан, праздничный, солнечный, красивый, радостный, веселый, любимый, много, весело поздравлять, дарить, желать, петь, танцевать. | Упр. «Какое слово отличается от других?» Мама, мама, рама, мама. Забота, работа, забота, забота. Дочь, дочь, ночь, дочь. Упр. «Найди различия» | Упр. «Тихо-громко» (развитие умения изменять силу голоса). Взрослый составляет предложение по картинке и произносит его тихо. Ребенок должен громко повторить предложение. Затем ребенок составляет предложение и произносит его тихо, а взрослый – повторяет громко. | Коорд.речи с движ. «Букет». Пальчик.гимнаст. «Для мамы» Упр. «Выложить вазу из палочек по образцу». | Упр. «Пересчитай» (цветок, торт, подарок). Упр. «Измени слова по образцу» (доброта – добрая, любовь, красота, ум, забота). Упр. «Образуй новое слово» ( жить – живущий, уважать, любить, заботиться, расти, стараться, думать). Упр. «Скажи наоборот» (добрая, веселый, большое) | Игра «Квадраты». Раскрасить картинки, в названиях которых есть звук [т], сделать звуковой разбор слова «кот». | В. Осеева «Женский день», Д. Габе «Мама» Составление рассказа из жизненного опыта «Как мы готовились к маминому празднику». |
Моя семья. | Мама, бабушка, папа, дедушка, сын, дочь, брат, сестра, любовь, забота, родная, любимая, заботливая, маленькая, ласковая, старший, младший, молодой, большой, послушная, взрослая, строгая, дружный, вежливая, заботиться, любить, уважать, помогать, ухаживать , работать, мыть, протирать, вытирать, гладить, накрывать, убирать, стирать, радоваться. | Упр. «Доскажи словечко. Раскрась картинки – отгадки». Игра «Лабиринт». | Упр. «Бабушка ругается» (развитие речевого дыхания). И. п.: о.с. 1 – грозить указательным пальцем левой руки (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Ай-я-яй!». Повторить 3-4 раза. | Коорд.речи с движ. «Повара». Пальчик.гимнаст. «Квартирная считалка». | Упр. «Скажи наоборот» (старше, злой, маленький, взрослый). Упр. «Один – много» (семья, дедушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, родственник). Упр. «Ты чей?» (мамин, папин, бабушкин т.д.) | Упр. «Где заук?» | Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Е. Благинина «Посидим в тишине», А. Крестинский, Н. Полякова «Заколдованная девочка», Немецкая сказка «Кукушка». Составление предложений по картинкам (Ткаченко). |
Пальчиковая гимнастика «Для мамы»
| Координация речи с движением «Букет»
| ||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика «Квартирная считалка»
| Координация речи с движением «Повара»
|
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Профессии мам. | Профессия, врач, фотограф, повар, парикмахер, библиотекарь, продавец, медсестра, бухгалтер, экономист, юрист, учительница, завод, фирма, больница, салон, компьютер, школа, добрая, внимательная, заботливая, ответственная, профессиональная, умелая, знающая, лечить, учить, готовить, фотографировать, стричь, продавать, считать, ухаживать. | Упр. «Найди пуговицу». Упр. «Ходим – прыгаем». Подпрыгнуть на слово «продавец». Продавец, молодец, продавец, продавец, удалец, продавец, молодец, продавец, холодец, продавец. | Дыхательное упражнение «Ткачиха». И.п.: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки перед собой. 1 – двигать плавно руками из стороны в сторону (вдох); 2 – на выдохе произносить «Ток-ток-ток! Ток-ток-ток!» Повторить 3-4 раза. | Коорд.речи с движ. «Мамы разные важны!» Пальчик.гимнаст. «Моя мама». | Упр. «Один – много». Упр. «Пересчитай» (известный врач, хорошая портниха). Упр. «Подбери действие» (врач, парикмахер, учитель). | Упр. «Гномы Том и Тим» (звуки [т] - [т,]). | Отгадывание загадок по теме. |
Пальчиковая гимнастика «Моя мама»
| Координация речи с движением «Мамы разные важны!»
|
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Весна. Приметы весны. | Весна, март, апрель, май, солнце, небо, первоцвет, ледоход, лужа, ручей, верба, почка, подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик, яркий, рыхлый маленький, мелкий, звонкий, радостный, душистый, гладкий, хрупкий, нежный, пушистый, таять, греть, расцветать, распускаться, набухать, журчать, ломаться, просыпаться. | Упр. «Хлопни в ладоши, когда услышишь весенние слова». Упр. «Помоги ручейку добежать до реки». | Упр. «Весенняя природа» (развитие чувства ритма). Послушай и повтори так же. Капель звенит так: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап» (с одновременным отхлопыванием ритма в ладоши) Грачи кричат: «Крак-крак, крак-крак» (с одновремненным отстукиванием ритма кулаками обеих рук по столу). Ручейки бегут и поют песенку: «Ля-ля-ля-ля, ля-ля,ля-ля» (прошагать ритм) | Коорд.речи с движ. «Клен» Пальчик. гимнаст. «Весна». | Упр. «Исправь предложение». Солнце взошло потому, что стало тепло. Солнце светит потому, что звенит капель. Упр. «Пересчитай» (звонкий ручеек). Упр. «Назови ласково» (мороз, земля, лужа, роща) | Упр. «Найди букву Р». Упр. «Где звук? | Чтение, ответы на вопросы, пересказ текста «Подснежники». |
Пальчиковая гимнастика «Весна»
| Координация речи с движением «Клен»
|
ПОДСНЕЖНИКИ По опушкам лесов, на солнечных полянах ранней весной расцветают подснежники. Снег еще не растаял в глубоких оврагах. А под деревьями цветут, белым и голубым ковром расстилаются цветы. Это подснежники – первые весенние цветы нашего леса.
Какого они бывают цвета?
|
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Пресноводные и аквариумные рыбы. | Аквариум, река, озеро, пруд, рыба, малек, икра, охота, хищник, рыбка (золотая), меченосец, гуппи, скалярия, щука, сом, окунь, лещ, карась, прозрачный, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистый, плавать, охотиться, притаиться, питаться. | Графический диктант «Рыбка». Упр. «Найди рыбу, которая отличается от всех», «Найди двух одинаковых сомов». | Проговаривание стих. «Золотая рыбка» с изменением силы голоса (упр. для развития речевого дыхания). | Коорд.речи с движ. «Рыбалка». Пальчик.гимнаст. «Рыбы». Упр. «Сколько рыбок в аквариуме?» (раскраска по номерам) 1 – красный; | Упр. «Рассмотри и расскажи» Упр. «Подбери признак», «Сосчитай до 5», Упр. «Собери семью» (подбор однокоренных слов к слову «рыба») | Упр. «Найди картинки со звуком ». | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Б. Житков «Кружечка пол ёлочкой», Н. Калинина «Как Вася ловил рыбу», И. Токмакова «Где спит рыбка?», В. Орлов «Золотые рыбки». Составление описательного рассказа об аквариумной рыбке по плану. |
Пальчиковая гимнастика «Рыбы»
| Координация речи с движением «Рыбалка»
|
«Золотая рыбка» Золотая рыбка чешуей сверкает: Ах-ах-ах, ах-ах-ах.(громко и быстро) Хвост, как из вуали, Нежно распускает Так-так-так, так-так-так.(нормальным голосом и быстро) Машет плавниками, еле шевелит. Не спит, не спит, не спит.( нормальным голосом и медленно) В водорослях спрятаться Поскорей спешит. Спешит, спешит, спешит.(тихо и медленно) | Графический диктант «Рыбка» |
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Домашние птицы. | Птица, петух, курица, цыпленок, цыплята, утка, утенок, утята, гусь, гусенок, индюк, индюшонок, корм, зерно, кормить, ухаживать, клевать, ловить, плавать, клевать, пищать, крякать, домашний, пушистый, разноцветный, голосистый, пестрый. | Упр. «Угадай по силуэтам. Кто это?» Упр. «Хлопни в ладоши, когда услышишь название домашней птицы». | Дых. упр. «Утки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки отведены назад. 1 – перевалиться с ноги на ногу, вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!» повторить 3-4 раза. | Коорд.речи с движ. «Петух». Пальчик.гимнаст. «Малыши». | Упр. «Назови ласково» (птица, петух, курица, цыпленок, цыплята, утка, утенок , голова, хвост, гребешок, борода). Упр. «Кто как голос подает?» Упр. «1-3-5» | Чтение слов. Упр. «Раскрасить картинки со звуком». | Г.Х. Андерсен «Бременские музыканты», М.Пришвин «Ребята и утята», сказка «Цыпленок Чик и кот Фёдор», «Петушок и бобовое зернышко». Упр. «Четвертый лишний». Закончить рассказ «Как утки курам помогли» |
Пальчиковая гимнастика «Малыши»
| Координация речи с движением «Петух»
|
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Космос. | Космос, космонавт, ракета, корабль, спутник, полёт, планета, звёзды, Солнце, Земля, Луна, апрель, космический, далёкий, первый, последний, запускать, солнечный, лунный, земной, звездный, космический, летать, изучать, наблюдать, приземляться, взлетать. | Упр. «Найди одинаковые ракеты и соедини их». Упр. «Договори слово в рифму». | Упр. для увеличения продолжительнос- ти речевого выдоха - «Шар, лети!» Сделать вдох, а на выдохе произнести команду: «Раз, два, три – в космос, шар, лети!» | Коорд.речи с движ. упр-е «Космонавты». Пальчик.гимнаст. «Комета» | Упр. «Где какой?», «Скажи наоборот» (высокий, тесный, темный, улетать, подниматься, далекий), «Сосчитай до 5». | Упр. «Обведи картинки, которые начинаются со звука [с]». Чтение слогов и слов с буквой С. | К. Булычёв «Тайна третьей планеты» (главы) В. Степанов «Космонавт», «Астроном», Е. Стюарт «Наш спутник», А. Матутис «Ракета и я». Чтение, ответы на вопросы, пересказ текста «Солнце» |
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
15.04 – 19.04 – Хлеб. | Хлеб, злак, пшеница, рожь, колос, хлебороб, мельник, комбайн, комбайнер, тракторист, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, хлеб, сухарь, кекс, булка, рулет, бублик, сушка, пряник, золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, вкусный, сдобный, растить, ухаживать, убирать, молоть, месить, печь. | Упр. «В какой форме хлеб пекли? Упр. «Найди лишнее» (слух.) | Упр-е для увеличения длительности речевого выдоха: проговаривание стих-я «Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют». | Коорд.речи с движ. подвижная игра «Золотая рожь». Пальчик.гимнаст. «Мы спросили нашу печь». Упр. «Сложить мельницу из палочек». | Упр. «Назови ласково» (булка, колос, зерно, хлеб, сухарь, пряник). Упр. «Есть – нет» (батон, колос, зерно булка, комбайн, крошка). | Упр. «Раскрасить картинки, в названиях которых есть звук [с,]». | Е. Стюарт «Пекари», В. Степанов «Слышен летом до заката …», Я. Дягутите «Земля», «Каравай». Я. Тайц «Все здесь». Послушать рассказ «Весной в поле», ответить на вопросы по тексту. |
Пальчиковая гимнастика | Координация речи с движением «Золотая рожь»
|
Упражнение «Сложить мельницу из палочек». | Упражнение «НАЙДИ ЛИШНЕЕ». Сухари, печенье, вермишель, варенье. Коржики, пирожные, бублики, мороженое. Блинчики, котлеты, торты и конфеты. Баранки и батоны, кексы, макароны. Булки, пирожки, Рулеты и сырки. Вафли и омлет, пончик, винегрет |
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Мебель. | Мебель, стол, стул, диван, шкаф, кровать, полка, спинка, сидеть, лежать, хранить, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, круглый, квадратный, деревянный. | Упр. «Найди и раскрась мебель». Упр. «Чего не хватает?» | Упр. для разв.реч.дыхания «Дверь скрипит». И.п.: о.с. – 1 – поворот туловища вправо (вдох); 2- на выдохе произносить: «Скри-и-и-п!»; 3 – и.п. (вдох); 4 - на выдохе произносить: «Скри-и-и-п!». Повторить 2-3 раза. | Коорд.речи с движ. «Мебельный магазин» Пальчик.гимнаст. «Кресло» Упр. Выложи из палочек» | Упр. «Назови ласково» Упр. «Много чего?» Упр. «Скажи наоборот» (мягкий диван, старая мебель, тяжелая, большая, грязная, высокий, широкий). Упр. «Назови части» (стол, кресло, стул, шкаф). Упр. «Что для чего нужно?» | Упр. «Составь слово из первых букв названий картинок». | К. Чуковский «Мойдодыр» Чтение, ответы на вопросы, пересказ рассказа «Новый шкаф» |
Пальчиковая гимнастика «Кресло»
| Координация речи с движением «Мебельный магазин»
|
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
День Победы. | Праздник, салют, победа, война, Родина, защитники, ветераны, враги, огонь, памятник, солдат, воин, народ, май, цветы, память, парад, Великая, Отечественная, прекрасный, неизвестный, смелый, вечный, праздновать, помнить, вспоминать, гордиться, воевать, победить, погибать, защищать. | Игра «Звенят колокольчики». Упр. «Лабиринт». | Упр. для развития речевого дыхания «Солдаты». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на диафрагме. 1 – вдох; 2 – на выдохе произносить протяжно: «Ур-а-а!» Повторить 3 -4 раза.
| Коорд.речи с движением «Как солдаты на параде».
Пальчиковая гимнастика «День Победы». Выложить из палочек башню по образцу. | Упр. «Скажи наоборот» (мир, враг, смелый). Упр. «Подбери по два признака к слову» (победа, салют, воин). Упр. «Один –много» (салют, цветок, флажок, шар, победа) | Составить и напечатать предложение из данных слов: усы, киски, У. | Объяснить значение пословицы: «Мир строит, а война разрушает». Чтение рассказа «О мальчике Тишке и отряде немцев», ответы на вопросы. |
Насекомые. | Насекомые, бабочка, жук, стрекоза, муравей, комар, пчела, паук, муха, гусеница, трудолюбивый, быстрый, вредный, полезный, летать, ползать, вредить, помогать. | Упр. «Какое слово отличается от других?», «Какие насекомые изображены на картинке?», | Игра «Произнеси по-разному» (формирование умения пользоваться интонационными средствами для выражения эмоций). Ребенку предлагается произнести одну и ту же фразу разным тоном, соответствующим передаче эмоций радости, удивления, гнева, печали. Жук залетел в комнату. Бабочка села на цветок. | Коорд.речи с движением «Кузнечик». Пальчиковая гимнастика «Пчелы». | Упр. «Продолжи предложение». Упр. «Чьё крыло?» (бабочки, жука, мухи, пчелы) Упр. «Кто как передвигается?» Упр. «Сосчитай до 5». | Упр. «Где звук?» | К. Чуковский «Тараканище», К.Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Бальмонт «Комарики-макарики», Э. Мошковская «Кузнечик», А. Плещеев «Мой садик», Л. Мадзалевский «Мотылёк». Чтение, ответы на вопросы по рассказу «Ивовый пир» Крупенчук, с.179 |
Дата, лекс. тема | Словарь | Развитие слухового и зрительного восприятия | Развитие общих речевых навыков | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие лексико-грамматических процессов | Подготовка к обучению грамоте | Чтение художествен. литературы Развитие связной речи |
Лето. Цветы на лугу. | Лето, жара, мак, колокольчик, ромашка, лютик, клевер, незабудка, красивый, нежный, душистый, золотистый, розовый, теплый, солнечный, радостный, рвать, нюхать, играть. | Упр. «Будь вниматель- ным» | Упр. «Кто говорит?» (развитие умения изменять тембр голоса). Ребенку предлагается произнести фразу от лица папы, мамы , бабушки, дедушки, Маши, Миши так, чтобы все догадались, кто говорит: «Хорошо у нас на даче!»
| Коорд.речи с движением «Замечательный букет». Пальчиковая гимнастика «Лето». | Упр. «Назови ласково» (красивые, прекрасные, крупные, мелкие, душистые, красные, желтые, голубые). Упр. «Сколько?» Упр. «О чем можно сказать?» (летний, солнечное, веселые, зеленые, вкусная). | Упр. «Подпиши картинки». | В. Берестов « Весёлое лето», К. Ушинский «Ветер и солнце», Г. Виеру «У моря», Я. Аким «Лето». В.Зотов «Ромашка», «Колокольчик», «Иван-да-Марья». Упр. «Что перепутал художник?» |
Наш город. | Город, Санкт-Петербург, Нева, проспект (Невский), площадь (Дворцовая), площадь, музей, Эрмитаж, собор (Исаакиевский), красивый, прекрасный, замечательный, великолепный, возникать, стоять, раскинуться, течь, возвышаться. | Упр. «Лабиринт», «Что сначала, что потом», «Чья тень?», «Какое слово отличается от других?» | Упр. «Я живу…» (развитие речевого выдоха, силы голоса) Сделать вдох. А затем на одном выдохе громко назвать свою улицу. - Я живу на ….. | Коорд.речи с движением «Мы по городу шагаем». Пальчиковая гимнастика «Город». Упр. «Выложить дом из палочек». | Упр. «Слова-родственники» (упражнение в подборе и употреблении однокоренных слов: Петербург, петербургский, петербуржец, петербурженка, петербуржцы). Упр. «Пересчитай» (красивый фонтан, старинный дворец). | Упр. «Где звук?» | Л. Ермолаева, И. Лебедева «Чудесный город». Пересказ рассказа «Санкт-Петербург». Мы живем в Санкт-Петербурге. Он стоит на Неве. Город основан Петром I. Санкт – Петербург один из самых красивых городов мира. Мы гордимся родным городом. |
Пальчиковая гимнастика «Лето»
| Координация речи с движением «Замечательный букет»
| ||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика «Город»
| Координация речи с движением «Мы по городу шагаем»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".
«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...
Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.
Тема : "Лес. Деревья" Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада....
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе детского сада общеразвивающего вида.
Данный материал - конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Занятие проводится совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом. Помимо традицион...
Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем "Платье для Золушки"для детей старшей группы с ОНР
Конспект НОД может быть использован в работе учителя-логопеда, воспитателя в группе для детей с ОНР. Интеграция областей : коммуникация и худоожественно-эстетическое развитие...
Комплексное занятие учителя – логопеда и педагога - психолога в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Весна в лесу».
Интегрированное занятие учителя – логопеда и педагога – психолога Тема: «Весна в лесу»Цель:1. Пополнение и уточнение словаря по лексической теме «Весна»;2....
Интегрированное обобщающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе для детей с ОНР тема: «Домашние и дикие животные»
Интегрированное обобщающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием интерактивных, игровых технологий помогает не только обобщить знания детей по теме неделе, но и решать коррекц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда коррекционно–развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год.
Оглавление 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка……..……………………&helli...