Открытое занятие "Путешествие в осень"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Логопедические занятия и занятия по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_puteshestvie_v_osen_s_isp_kvest-tehnologii.docx | 454.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое подгрупповое занятие по развитию речи
Тема: «Путешествие в осень»
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- формировать связную речь;
- закрепить ранее приобретенные знания детей об осени и изменениях в природе;
- учить рассматривать сюжетные картины, и описывать их с опорой на наводящие вопросы;
-совершенствовать умение правильно выражать свои мысли и грамотно формулировать ответы;
- формировать грамматический строй речи;
- закрепить умение выделять первый звук в словах, объединять их в слова, делать звуковой анализ слова;
- активизировать и обогатить словарь детей по лексической теме: «Осень».
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать мышление и память;
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать носовой вдох и ротовой выдох во время дыхательной гимнастики;
- развивать общую моторику и координацию.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- прививать интерес к сказкам;
-воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе совместной деятельности.
Материал и оборудование: сюжетная картина с изображением осени в лесу; ковер (покрывало); корзины разного цвета (3 шт.); листья осенние (гербарий); костюм осени для девочки; конверты с картинками; конверты с письмами; стрелки с наклеенными листьями.
Подготовительная работа: беседы и чтения произведений об осени; наблюдения в природе; разучивание физкультминутки; индивидуальные разучивание стихотворений; речевые игры и упражнения.
Занятие проходит в зале или в экологическом центре, место должно быть большим, так как дети постоянно перемещаются. Зал украшается листьями, осенними деревьями.
Ход занятия:
Педагог
«Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!
Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!»
Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (ответы детей) Что происходит в природе с приходом осени? (ответы детей)
Вы хотите встретиться с осенью? (ответы детей) Тогда нас ждет веселая квест – игра. А что такое «Квест»? Это путешествие, это увлекательные задания и игры, а также интересные встречи. И так – вперед, нас ждет увлекательное путешествие в осень. Ребята, какой транспорт мы выберем? (дети предлагают транспорт). Ребята, страна эта волшебная, поэтому давайте вспомним сказки, и воспользуемся сказочным транспортом (дети предлагают различный транспорт из сказок: сапоги-скороходы, чудесные лапоточки, ковер-самолет. Ребята решают, что подойдет ковер - самолет, на котором все поместятся).
Давайте дружно и четко скажем волшебные слова:
«Раз, два, три – ковер-самолет к нам прилети,
Нас в волшебную страну отнеси»
Ребята, посмотрите, а ковер самолет уже тут, давайте его развернем, сядем на него и все вместе полетим (дети садятся на ковер, звучит музыка).
Итак, в добрый путь!
Педагог
И так игра началась, посмотрите ребята тут стрелки из осенних листьев, это начинается осенняя страна и возможно тут, мы встретим саму красавицу Осень (дети шагают по стрелкам) и первая наша остановка, лес, сюда осень заглянула в первую очередь.
«Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый»
(З.Федоровская)
Остановка «Лес»
( на мольберте появляется сюжетная картина «Осенний лес»)
Посмотрите, ребята это лес. (дети присаживаются и рассматривают иллюстрацию)
Вопросы детям:
- Ребята, что вы видите на картине (идет дождь; деревья желтеют и опадают листья; птицы улетают на юг; солнышко спряталось за тучи; насекомые прячутся в траву от холода; трава и цветы увядают);
- ребята, а что делают птицы и насекомые? (птицы улетают на юг; червяки, жуки прячутся глубоко в землю);
- ребята, а как светит солнышко и какое оно? (солнышко грустное и светит меньше, потому что наступила осень и день становиться короче );
- ребята, а деревья и трава, какие они? (деревья почти все пожелтели, некоторые деревья стали красными, только ели и сосны стоят зелеными. Трава, цветы желтеют, и увядают);
- ребята, а посмотрите какая земля? (она покрылась красивыми разноцветными листьями)
Ребята посмотрите, тут лежит конверт, этот конверт очень красивый он весь в ярких листьях и это письмо от самой красавицы Осени (педагог открывает конверт и читает письмо)
«Дорогие ребята я рада, что вы пришли в гости, но прежде чем мы с вами встретимся, вы должны отгадать слова. Задания вы найдете в конверте. Осень»
Игровое задание «Отгадай слова по первым звукам и расскажи».
( дети подходят к столу)
Посмотрите, здесь карточки с картинками, они разложены по маленьким конвертикам их три, нужно отгадать слово по первым звукам.
1.Слово: дом, енот, рак, ель, вода, оса (дерево).
Вот и готово первое слово и это «ДЕРЕВО», что же происходит с деревьями, когда наступает осень? (дети рассказывают о деревьях. Какие деревья в какой цвет окрашиваются, а какие не меняют своего цвета)
2.Слово: зебра, велосипед, ель, робот, иголка ( звери).Вот готово второе слово и это «ЗВЕРИ» , что же происходит с дикими животными осенью. (дети рассказывают о том, как звери ведут себя осенью)
3.Слово: лось, ирис, стол, топор, окно, парус, ананас, дом (листопад). Вот готово третье слово и это «ЛИСТОПАД» , что же это такое листопад? ( дети рассказывают о листопаде , когда он происходит)
Интересное слово «ЛИСТОПАД», от каких двух слов образовывается это слово (дети рассказывают)
Педагог
Миша знает стихотворение о листопаде.
Ребенок
Листопад
Листопад?
Листопад!
Лес осенний - конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
-Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
Автор: Н. Егоров
Педагог
Смотрите, ребята, какое здесь интересное дерево (сухой борщевик, украшен осенними листьями)
Дыхательная гимнастика
Педагог
Давайте мы с вами поиграем, представьте, что подул сильный ветер и листочки на деревце начали летать, быстро-быстро, а сейчас ветер утихает, и наши листочки медленно качаются:
«Ветер-ветер-ветерок, (дети дуют на листья то сильно, то слабо.
Ты подуй на мой листок! Воздух набирают через нос, выдыхают через рот)
Чтоб летел как мотылек…»
«Ветер северный подул – «С - с- с»,
Все листья с липы сдул.
Полетели, закружились
И на землю опустились…»
Автор: Е. Карельская
Педагог
Ребята посмотрите, здесь нарисованы стрелки, которые наконец нас приведут к красавице Осени, посмотрите я нашла еще один конверт. И здесь опять интересные задания
(дети подходят к столам, достают из конверта листы с заданиями)
Игровое задание № 1 «С какого дерева плод?»
«Расскажи, какой плод нашел каждый из лесных обитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором он вырос, и расскажи, что где растет.» (Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе и т. д. Составь предложения по образцу: «Ежик бежал, бежал и до дуба добежал»)
Игровое задание №2 «Скажи наоборот»
( дети отвечают)
«Отвечайте наоборот:
Сосна высокая, а рябина низкая.
У сосны иглы длинные, а у ели ....
У дуба ствол толстый, а у березы ....
У клена листья большие, а у березы ....
У березы ствол светлый, а у клена....»
Игровое задание №3 «Закончи предложения нужными словами»
« Посмотрите на картину и составьте предложения» (В поле росли березы и березки и т.д.)
Игровое задание №4 «Считай и называй»
«Расскажи, каких деревьев много (много дубов, елей...). Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их.» (Одна береза, две березы, ..., пять берез).
Игровое упражнение №5 «Лабиринт»
«Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзинку листья. Сначала проведем по очереди по каждой дорожке пальчиком, потом обведем дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашел?» (Белочка нашла зеленый дубовый лист и т. д.)
Педагог
Молодцы ребята справились с заданиями.
А теперь продолжаем наше путешествие. (дети идут, туда где разложены листья) Посмотрите, сколько, много красивых осенних листьев, давайте их соберем и разложим по корзинкам. А вот и корзиночки, это красавица Осень нам их приготовила. В красной корзинке, будут лежать кленовые листья. В синей корзине березовые листья и в желтой корзине липовые листья. Будьте внимательны.
Игра «Разложи листья»
( звучит спокойная музыка, дети собирают и раскладывают листья по корзинам)
Игра «С какого дерева лист?»
Дети называют, с какого дерева листья:
«Мой лист с березы. Это березовый лист»
«Мой лист с липы. Это липовый лист»
«Мой лист с клена. Это кленовый лист»
Выходит девочка в костюме осени
Девочка
Хожу я в нашем парке
Дарю я всем подарки:
Бусы красные -
Рябине,
Фартук розовый -
Осине.
Зонтик желтый -
Тополям.
Красоту дарю всем нам!
Здравствуйте ребята, я Осень, я рада вас видеть!
Вы молодцы, вы выполнили все мои задания, и мне хотелось бы с вами поиграть.
Физкультминутка «Ветер по лесу летал»
Ветер по лесу летал, (дети бегают, руки в разные стороны, машут руками)
Ветер листики считал: (дети остановились, загибают пальчики)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой, ( трясут кистями рук)
Вот последний лист с осинки ( дети бегают, машут руками)
Ветер бросил на тропинку. ( дети поднимают листья и бросают вверх)
Автор: Н. Нищева
Педагог
Ребята, сегодня мы с вами интересно провели время, но наше путешествие закончено, и нам пора возвращаться домой
Осень
Я хочу вам подарить красивые осенние листья, они вам пригодятся, вы сможете сделать из них красивые картины.
Дети и педагог
Спасибо.
До свидания.
(дети садятся на ковер)
Педагог
Давайте дружно и четко скажем волшебные слова:
«Раз, два, три – ковер-самолет лети»
Вот мы с вами и в детском саду.
Рефлексия
Ребята, вам понравилось путешествовать?
А где мы с вами были?
Что нового узнали?
Что было интересно?
Что вас удивило?
Что было трудно?
Все ли у вас получилось так, как хотелось?
А что вам понравилось и запомнилось в нашем путешествии?
А куда мы с вами отправимся в следующий раз?
А что вам нравиться в осени?
Почему осень называют золотой?
( ответы детей)
Список используемой литературы
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
- Молькова Н.В. Весенние путешествие : занятие / Н. В. Молькова // журнал Ребенок в детском саду . – 2017 . – № 3 . – С. 12-14.
- Молькова Н.В. Проект "Нет листвы осенней краше" / Н.В. Молькова, Н.Н. Бутылина // Ребенок в детском саду. – 2020. – № 9. – С. 56-61.
- Молькова Н.В."Деревце дыхания" : пособие для развития речевого дыхания / Н. Молькова // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал / Ред. Т.И. Гризик. – 2016. – №2 2016. – С. 98-99.
- Рыжова Н.В., Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах. – Ярославль: Академия развития, 2010.- 416 с
- Фалькович Т.А., Л.П. Барылкина. Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М ВАКО,2007.- 288 с.
- https://logopeddoma.ru/news/tema_derevja/2013-08-17-324
(Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н.Э. Теремкова. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "Путешествие в осенний лес, или как дикие животные готовятся к зиме"
Конспект открытого занятия для старшей группы детского сада....
Открытое занятие «Путешествие в осенний лес»
Нод "Путешествие в осенний лес"...
открытое занятие "Путешествие в осенний лес"
интегрированное занятие для средней группы...
Открытое занятие "Путешествие в осенний лес "
Открытое занятие в группе раннего возраста...
Конспект открытого занятия "Путешествие в осенний лес".
Цели занятия: Коррекционно-образовательная:- образовывать имена прилагательные и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже;- продолжать учить детей отве...
Конспект открытого занятия Путешествие в осенний лес
Конспект открытого занятия Путешествие в осенний лес в подготовительной группе...
Открытое занятие "Путешествие в осенний лес"
Занятие способствует речевому развитию детей среднего дошкольного возраста...