Образовательный проект "Песочная страна - тстрана чудес"
проект по логопедии
Образовательный проект "Песочная страна - страна чудес".
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Песочница объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательный проект "Песочная страна - страна чудес" | 924.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад №171»
Образовательный проект
«Песочная страна – страна чудес»
Г.ОРЕНБУРГ
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой
Игрушек маленький набор
Возьмем в игру….Подобно богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу
«Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно».
К. Юнг
Содержание
1.Паспорт проекта
2.Актуальность проекта
3.Цель и задачи образовательного проекта
4.Принципы реализации проекта
5. Тип проекта
6.Направления реализации проекта
7.Этапы проекта
8.Планируемые результаты
9.План реализации проекта
10.Взаимодействие с семьей
11.Заключение
12.Используемая литература
Паспорт проекта
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
База внедрения проекта: средняя группа МДОАУ №171
Возраст дошкольников: 4-5 лет
Срок реализации проекта: 1 год
Проект разработала: учитель-логопед Мутовина О.В.
Актуальность проекта
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в ФГОС. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно.
Песочница объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Цель проекта:
Коррекция речевых нарушений средствами песочной терапии
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу
5. Закрепить представления об окружающем мире
Развивающие:
1. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений
2. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
4. Развивать умение действовать по инструкции
5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми
2.Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности
3.Воспитывать слуховое внимание и память
4.Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому
5.Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке
Принципы реализации проекта:
*Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
*Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
*"Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
*дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
*развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
*сочетание научности и доступности материала;
*наглядность обучения;
*характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
*принцип от близкого к далекому;
*принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Тип проекта:
информационно-творческий
Продолжительность проекта:
долгосрочный (2013 – 2014 учебный год)
Участники проекта:
Учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитанники группы, родители
Проект реализуется по двум направлениям:
1.Совместная деятельность с детьми.
2.Взаимодействие с родителями.
Основные формы, средства и методы реализации:
Форма организации – подгрупповая; индивидуальная.
Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений
§ Дискуссии
§ Беседы
§ Игры – коммуникации
§ Экологические и исторические игры
§ Проективные игры
§ Познавательные игры
§ Рисование цветным песком
§ Просыпание цветной морской солью
§ Конструирование из песка
§ Составление узоров на песке
§ Создание картин на песке и «песочного мира»
§ Экспериментирование
§ Создание песочных композиций
§ Элементы сказкотерапии
§ Музыкальное сопровождение
§ Взаимодействие (семья)
Условия работы с детьми:
*Согласие и желание ребенка.
*Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
*У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Этапы проекта:
Проект осуществлялся в несколько этапов
*подготовительный
*основной
*заключительный
Подготовительный этап был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Составлен поэтапный план работы, анализ проблемы. Кроме того было подобрано необходимое оборудование и пособия для практического обогащения проекта.
Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий.
На заключительном этапе было осуществлено подведение итогов и анализ результатов проекта. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности. Презентация проекта на родительском собрании.
Планируемые результаты проекта:
Дети:
Возрастет интерес к логопедическим занятиям;
Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
Развитие связной речи;
Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
Формирование самосознания и адекватной самооценки;
Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
Педагоги:
Повышение знаний по данному направлению:
1.Повышение уровня профессиональной компетентности по изучаемому вопросу;
2.Оптимизация ВОП (использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников);
3.Создание положительного психологического климата между логопедом и воспитателями;
4.Вызвать заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
Родители:
*Проявление интереса к данному вопросу;
*Активное участие в воспитательно – образовательном процессе;
*Готовность и желание помогать в коррекционном процессе;
*Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
*Дальнейшее использование знаний по пескотерапии в развитии детей
Планирование и реализация проекта
(совместная деятельность педагога с детьми)
Система работы | Форма работы | Период |
Занятие №1 «Чувствительные ладошки» Занятие №2 «Знакомство с Песочным Человечком» Игровые задания: Развитие диафрагмального дыхания: «Выровняй дорогу» Артикуляционные упражнения: «Качели», «Часики» Развитие фонематического слуха: «Спрячь ручки» Познавательные игры: «Чувственные ладошки» «Здравствуй, песочек» «Топчем дорожки» Игры на развитие лексико-грамматических категорий: «Общим слово назови и запомни» | Подгрупповая Индивидуальная | Сентябрь |
Занятие №3 «Осень в песочной стране» Занятие №4 «В гостях у Песочной Феи» Занятие №5 «Путешествие золотой рыбки» Игровые задания: Развитие диафрагмального дыхания: «Что под песком» Артикуляционные упражнения: «Индюки», «Накажи непослушный язычок» Развитие фонематического слуха: «Найди звук» Познавательные игры: «Отпечатки рук» «Во саду ли во огороде» Игры на развитие лексико-грамматических категорий: «Чего не стало» | Подгрупповая Индивидуальная | Октябрь |
Занятие №6 «Солнечный мальчик» Занятие №7 «Колобок» Занятие №8 «Волшебный цветок» Игровые задания: Развитие диафрагмального дыхания: «Ямка» Артикуляционные упражнения: «Индюки», «Лошадка» Развитие фонематического слуха: «Клад» Познавательные игры: «Песочный дождик» «Новая квартира куклы Маши» Игры на развитие лексико-грамматических категорий: «Зверюшки на дорогах» | Подгрупповая Индивидуальная | Ноябрь |
Занятие №9 «Сказочная страна» Занятие №10 «Город игрушек» Занятие №11 «Пироги пекла лиса» Игровые задания: Развитие диафрагмального дыхания: «Помоги зайцу» Артикуляционные упражнения: «Накажи непослушный язычок» Развитие фонематического слуха: «Мой город» Познавательные игры: «Дорожки из песка» «Необыкновенные следы» «Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели» Игры на развитие лексико-грамматических категорий: «Какой, какая, какое, какие?» | Подгрупповая
Индивидуальная | Декабрь |
Занятие №12 «У солнышка в гостях» Занятие №13 «Город веселых музыкантов» Игровые задания: Развитие диафрагмального дыхания: «Дорога к другу» Артикуляционные упражнения: «Лошадка», «Качели» Развитие фонематического слуха: «Назови звук» Познавательные игры: «Узоры на песке» «Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели» Игры на развитие лексико-грамматических категорий: «Волшебный клад» | Подгрупповая Индивидуальная | Январь |
Занятие №14 «Грамматика в Песочной стране» Занятие №15 «Путешествие в страну А» Занятие №16 «Путешествие на паровозике» Игровые задания: Развитие диафрагмального дыхания: «Секрет» Артикуляционные упражнения: «Накажи непослушный язычок», «Часики» Развитие фонематического слуха: «Кто это был?» Познавательные игры: «Мы создаем мир» «Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы». Игры на развитие лексико-грамматических категорий: «Подбери слово» | Подгрупповая Индивидуальная | Февраль |
Занятие №17 «Путешествие в страну О» Занятие №18 «Путешествие к гномам в горы» Занятие №19 «Приключения Квака» Игровые задания: Развитие диафрагмального дыхания: «Добрый великан» «Путешествие» Артикуляционные упражнения: «Индюки», «Лошадка» Автоматизация звуков: «Совпадение» Развитие фонематического слуха: «Какой звук лишний?» Познавательные игры: «Напиши на песке» «Четвертый урок волшебства: деревня и ее жители». Игры на развитие лексико-грамматических категорий: «Я делал - я сделал» | Подгрупповая Индивидуальная | Март |
Занятие №20 «Сказка об умном мышонке» Занятие №21 «Сказка о гномах» Игровые задания: Развитие диафрагмального дыхания: «Буря» Автоматизация звуков: «Горочка» Развитие фонематического слуха: «Какой отличается?» Познавательные игры: «Песочная аппликация» «Пятый урок волшебства: космическое путешествие, встреча с инопланетянами» «Рисуем фигуры на песке» Игры на развитие лексико-грамматических категорий: «Напиши на песке» | Подгрупповая Индивидуальная | Апрель |
Занятие №22 «Дифференциация [с-ш]» Игровые задания: Развитие диафрагмального дыхания: «Песочный ветер» Автоматизация звуков: «Дорожка», «Клад» Развитие фонематического слуха: «Эхо» Познавательные игры: «Цветы на клумбе» «Песочные прятки»«Волшебные отпечатки на песке» «Песочный праздник» «Археология» Игры на развитие лексико-грамматических категорий: «Строители» | Подгрупповая Индивидуальная | Май |
Взаимодействие с семьей
В ходе реализации проекта происходило тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей, направленное на речевое развитие дошкольников. Такая совместная работа создает благоприятные условия для коррекции речевых нарушений и полноценного личностного развития детей.
При работе с родителями использовались такие формы работы как:
*Анкетирование, тестирование родителей;
*Консультация: «Логопедические игры в песочной стране», «Возможности песочной терапии»;
*Беседа о пользе песочной терапии;
*Знакомство с техникой работы с песком;
*Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
*Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).
*Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги ДОУ , родители);
*Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”, «Малыш играющий в песок»;
*Индивидуальная консультативная работа;
*Тренинговые упражнения: «Учим детей игре с песком»;
*Родительские собрания с показом практической работы с детьми;
*Проведение открытого занятия с участием родителей и детей;
Заключение
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что включение в коррекционно-логопедическую работу нетрадиционных приемов, благоприятно сказывается на развитие речи, звукопроизношении и мелкой моторики детей дошкольного возраста. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
Внедрение в практику работы педагогов элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Ведь развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Известно, если ребенок проговаривает то, что он делает – его речь развивается лучше. Большинство приемов, игр, упражнений на занятиях по обучению грамоте с использованием песочницы направлено на развитие зрительного внимания и памяти, мышления, творческой фантазии, связной речи. В процессе игр ребенок учится не только на слух выделять заданные звуки, но и соотносить их с буквами, которые он может нарисовать пальцем, палочкой, вылепить или вырыть на песке.
Таким образом, в результате проведенных мною циклов интегрированных коррекционно-логопедических мероприятий, с включением в их содержание элементов песочной терапии, у дошкольников значительно возрастает интерес к индивидуальной, подгрупповой и непосредственно образовательной деятельности по коррекции речи и звукопроизношения, на которой нет места монотонности и скуке, и где воспитанники чувствуют себя более успешными, освобождаясь от фиксации на своем дефекте
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что систематизированный материал, основанный на использовании различных дидактических игр и упражнений, может быть использован учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями и родителями при развитии звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у детей с различными нарушениями речи.
Используемая литература
1. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. 2010. №2
2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010 – 74с
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь «особому» ребенку. – Спб., 1998.
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
5.ГрабенкоТ. М. Игры с песком, или песочная терапия//Дошкольная педагогика,2004 г.-№5
6.Довгаль Н.В. Логопедические игры в песочной стране. Логопед №3, 2004г, 84с
7.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
8.Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.
9.Зейц М. Пишем и рисуем на песке.
10.Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
11.К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2005.
12.Кузуб Н.В., Э.И. Осипук В ГОСТЯХ У ПЕСОЧНОЙ ФЕИ
13. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – Спб.: Речь, 2007.
14.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.
15. Шиманская А. Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010.
16.Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия. – СПб.: Речь, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебники в стране детей-чудес
Гумманость и необходимость профессии воспитателя ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познание» (ФЭМП) в старшей группе по теме: «Путешествие в страну математических чудес»
Цель: обобщить полученные знания по математике; формировать навыки счета и знания геометрических фигур.Задачи:Образовательная: учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры.Раз...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТ в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математических чудес»
Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТв старшей группеТема: «Путешествие в страну математических чудес»...
Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе на октябрь тема недели «В стране шахматных чудес».
Цель: Создание условий для интеллектуального развития детей посредством обучения игре в шахматы и шашки. Активизировать познавательный интерес детей; Знакомить с историей игры, ее правилами...
Проект педагог – психолога «Песочная страна- страна полна чудес» 2015 -2016 год.
Цель проекта: обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии....
Проект педагог – психолога «Песочная страна- страна полна чудес»
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Ко...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «Планета чудес – Звездная страна»
Цель:Закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.Возрастная группа:Средняя группа...