Образовательный проект "Песочная страна - тстрана чудес"
проект по логопедии

Мутовина Оксана Викторовна

Образовательный проект "Песочная страна - страна чудес". 

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Песочница объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад №171»

Образовательный проект

«Песочная страна – страна чудес»

      C:\Users\я\Desktop\песочная терапия\article120056.jpg

Г.ОРЕНБУРГ

                                  Что нужно для игры в песок?

                 А нужно, в сущности, так мало

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру….Подобно богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу

C:\Users\я\Desktop\16022012518.jpg

                                         

«Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно».

                                                                        К. Юнг  

C:\Users\я\Desktop\99066268_large_360324.jpg

                                                    Содержание

1.Паспорт проекта

2.Актуальность проекта

3.Цель и задачи образовательного проекта

4.Принципы реализации проекта

5. Тип проекта

6.Направления реализации проекта

7.Этапы проекта

8.Планируемые результаты

9.План реализации проекта

10.Взаимодействие с семьей

11.Заключение

12.Используемая литература

            C:\Users\я\Desktop\0914a20a012f4c0292cc56325f63e770.jpeg

                       

Паспорт проекта

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: 

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»  

База внедрения проекта: средняя группа МДОАУ №171

Возраст дошкольников: 4-5 лет

Срок реализации проекта: 1 год

Проект разработала:  учитель-логопед Мутовина О.В.

      C:\Users\я\Desktop\песочная терапия\xata_2153944.jpg

                                                Актуальность проекта

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в ФГОС. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно.  

Песочница объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Цель проекта:

Коррекция речевых нарушений средствами песочной терапии

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета

2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера

3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми

4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу

5. Закрепить представления об окружающем мире

Развивающие:

1. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений

2. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению

3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику

4. Развивать умение действовать по инструкции

5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности

Воспитательные:

1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми

2.Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности

3.Воспитывать слуховое внимание и память

4.Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому

5.Совершенствовать навыки позитивной коммуникации

6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке

                                   C:\Users\я\Desktop\песочная терапия\19fe98e05e63q.jpg

Принципы реализации проекта:

*Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.

*Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.

*"Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

*дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

*развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

*сочетание научности и доступности материала;

*наглядность обучения;

*характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

*принцип от близкого к далекому;

*принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

                                                                    Тип проекта:

                                                         информационно-творческий

Продолжительность проекта:

долгосрочный (2013 – 2014 учебный год)

Участники проекта:

Учитель-логопед, воспитатели,  музыкальный руководитель,  воспитанники группы, родители

Проект реализуется по двум направлениям:

1.Совместная деятельность с детьми.

2.Взаимодействие с родителями.

Основные формы, средства  и методы реализации:

Форма организации – подгрупповая; индивидуальная.

Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений

§   Дискуссии

§   Беседы

§   Игры – коммуникации

§   Экологические и исторические игры

§   Проективные игры

§   Познавательные игры

§   Рисование цветным песком

§   Просыпание цветной морской солью

§   Конструирование из песка

§   Составление узоров на песке

§   Создание картин на песке и «песочного мира»

§   Экспериментирование

§   Создание песочных композиций

§   Элементы сказкотерапии

§   Музыкальное сопровождение

§   Взаимодействие (семья)

Условия работы с детьми:

*Согласие и желание ребенка.

*Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

*У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

                                                                                         C:\Users\я\Desktop\онере.jpeg

                                                     

Этапы проекта:

                                Проект осуществлялся в несколько этапов

*подготовительный

*основной

*заключительный

Подготовительный этап был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были  обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Составлен поэтапный план работы, анализ проблемы. Кроме того было подобрано необходимое оборудование и пособия для практического обогащения проекта.

Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий.

На заключительном этапе было осуществлено подведение итогов и анализ результатов проекта. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности. Презентация проекта на родительском собрании.

                            C:\Users\я\Desktop\замок.jpeg

                           

Планируемые результаты проекта:

Дети: 

Возрастет интерес к логопедическим занятиям;

Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

Развитие связной речи;        

Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

Формирование самосознания и адекватной самооценки;

Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

Педагоги:

Повышение знаний по данному направлению:

1.Повышение уровня профессиональной компетентности по изучаемому вопросу;

2.Оптимизация ВОП (использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников);

3.Создание положительного психологического климата между логопедом и воспитателями;

4.Вызвать заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

Родители:

*Проявление  интереса к данному вопросу;

*Активное участие в воспитательно – образовательном процессе;

*Готовность и желание помогать в коррекционном процессе;

*Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

*Дальнейшее использование знаний по пескотерапии в развитии детей

                                 Планирование и реализация проекта

         (совместная деятельность педагога с детьми)

Система работы

Форма работы

Период

Занятие №1

«Чувствительные ладошки»

Занятие №2

«Знакомство с Песочным Человечком»

Игровые задания:

Развитие диафрагмального дыхания:

«Выровняй дорогу»

Артикуляционные упражнения:

«Качели», «Часики»

Развитие фонематического слуха:

«Спрячь ручки»

Познавательные игры:

«Чувственные ладошки»

«Здравствуй, песочек»

«Топчем дорожки»

Игры на развитие лексико-грамматических категорий:

«Общим слово назови и запомни»

Подгрупповая

Индивидуальная

Сентябрь

Занятие №3

«Осень в песочной стране»

Занятие №4

«В гостях у Песочной Феи»

Занятие №5

«Путешествие золотой рыбки»

Игровые задания:

Развитие диафрагмального дыхания:

«Что под песком»

Артикуляционные упражнения:

«Индюки», «Накажи непослушный язычок»

Развитие фонематического слуха:

«Найди звук»

Познавательные игры:

«Отпечатки рук»

«Во саду ли во огороде»

Игры на развитие лексико-грамматических категорий:

«Чего не стало»

 Подгрупповая

Индивидуальная

Октябрь

Занятие №6

«Солнечный мальчик»

Занятие №7

«Колобок»

Занятие №8

«Волшебный цветок»

Игровые задания:

Развитие диафрагмального дыхания:

«Ямка»

Артикуляционные упражнения:

«Индюки», «Лошадка»

Развитие фонематического слуха:

«Клад»

Познавательные игры:

«Песочный дождик»

 «Новая квартира куклы Маши»

Игры на развитие лексико-грамматических категорий:

«Зверюшки на дорогах»

 Подгрупповая

Индивидуальная

Ноябрь

Занятие №9

«Сказочная страна»

Занятие №10

«Город игрушек»

Занятие №11

«Пироги пекла лиса»

Игровые задания:

Развитие диафрагмального дыхания:

«Помоги зайцу»

Артикуляционные упражнения:

«Накажи непослушный язычок»

Развитие фонематического слуха:

«Мой город»

Познавательные игры:

«Дорожки из песка»

«Необыкновенные следы»

«Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели»

Игры на развитие лексико-грамматических категорий:

«Какой, какая, какое,  какие?»

Подгрупповая

 

Индивидуальная

Декабрь

Занятие №12

«У солнышка в гостях»

Занятие №13

«Город веселых музыкантов»

Игровые задания:

Развитие диафрагмального дыхания:

«Дорога к другу»

Артикуляционные упражнения:

«Лошадка», «Качели»

Развитие фонематического слуха:

«Назови звук»

Познавательные игры:

«Узоры на песке»

«Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели»

Игры на развитие лексико-грамматических категорий:

«Волшебный клад»

 Подгрупповая

Индивидуальная

Январь

 Занятие №14

«Грамматика в Песочной стране»

Занятие №15

«Путешествие в страну А»

Занятие №16

 «Путешествие на паровозике»

Игровые задания:

Развитие диафрагмального дыхания:

«Секрет»

Артикуляционные упражнения:

«Накажи непослушный язычок», «Часики»

Развитие фонематического слуха:

«Кто это был?»

Познавательные игры:

«Мы создаем мир»

«Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы».

Игры на развитие лексико-грамматических категорий:

«Подбери слово»

 Подгрупповая

Индивидуальная

Февраль

 Занятие №17

«Путешествие в страну О»

Занятие №18

«Путешествие к гномам в горы»

Занятие №19

«Приключения Квака»

Игровые задания:

Развитие диафрагмального дыхания:

«Добрый великан»

«Путешествие»

Артикуляционные упражнения:

«Индюки», «Лошадка»

Автоматизация звуков:

«Совпадение»

Развитие фонематического слуха:

«Какой звук лишний?»

Познавательные игры:

 «Напиши на песке»

«Четвертый урок волшебства: деревня и ее жители».

Игры на развитие лексико-грамматических категорий:

«Я делал - я сделал»

 Подгрупповая

Индивидуальная

Март

Занятие №20

«Сказка об умном мышонке»

Занятие №21

«Сказка о гномах»

Игровые задания:

Развитие диафрагмального дыхания:

«Буря»

Автоматизация звуков:

«Горочка»

Развитие фонематического слуха:

«Какой отличается?»

Познавательные игры:

«Песочная аппликация»

«Пятый урок волшебства: космическое путешествие, встреча с инопланетянами»

«Рисуем фигуры на песке»

Игры на развитие лексико-грамматических категорий:

«Напиши на песке»

 Подгрупповая

Индивидуальная

Апрель

Занятие №22

«Дифференциация  [с-ш]»

Игровые задания:

Развитие диафрагмального дыхания:

«Песочный ветер»

Автоматизация звуков:

«Дорожка», «Клад»

Развитие фонематического слуха:

«Эхо»

Познавательные игры:

«Цветы на клумбе»

«Песочные прятки»

«Волшебные отпечатки на песке»

«Песочный праздник»

«Археология»

Игры на развитие лексико-грамматических категорий:

«Строители»

Подгрупповая

Индивидуальная

Май

Взаимодействие с семьей

          В ходе реализации проекта происходило тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей, направленное на речевое развитие дошкольников. Такая совместная работа создает благоприятные условия для коррекции речевых нарушений и полноценного личностного развития детей.

При работе с родителями использовались такие формы работы как:

*Анкетирование, тестирование родителей;

*Консультация: «Логопедические игры в песочной стране», «Возможности песочной терапии»;

*Беседа о пользе песочной терапии;

*Знакомство с техникой работы с песком;

*Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;

*Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).

*Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги ДОУ , родители);

*Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”, «Малыш играющий в песок»;

*Индивидуальная консультативная работа;

*Тренинговые упражнения: «Учим детей игре с песком»;

*Родительские собрания с показом практической работы с детьми;

*Проведение открытого занятия с участием  родителей и детей;

                                              C:\Users\я\Desktop\children-0783-chld-0783.jpg       

                                                                   

Заключение

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что включение в коррекционно-логопедическую работу нетрадиционных приемов, благоприятно сказывается на развитие речи, звукопроизношении  и мелкой моторики детей дошкольного возраста. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается  мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более  интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

Внедрение в практику работы педагогов  элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Именно в песочнице создается дополнительный  акцент на тактильную чувствительность. Ведь развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук.  Известно, если ребенок проговаривает то, что он делает – его речь развивается лучше.  Большинство приемов, игр, упражнений на занятиях по обучению грамоте с использованием песочницы направлено на развитие зрительного внимания и памяти, мышления, творческой фантазии, связной речи. В процессе игр ребенок учится не только на слух выделять заданные звуки, но и соотносить их с буквами, которые он может нарисовать пальцем, палочкой, вылепить или вырыть на песке.

Таким образом, в результате проведенных мною циклов интегрированных коррекционно-логопедических мероприятий, с включением в их содержание элементов песочной терапии, у дошкольников значительно возрастает интерес к индивидуальной, подгрупповой и непосредственно образовательной деятельности по коррекции речи и звукопроизношения, на которой нет места монотонности и скуке, и где воспитанники чувствуют себя более успешными, освобождаясь от фиксации на своем дефекте

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что систематизированный материал, основанный на использовании различных дидактических игр и упражнений, может быть использован учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями и родителями при развитии звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у детей с различными нарушениями речи.

                                           Используемая литература

1. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. 2010.  №2

2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010 – 74с

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь «особому» ребенку. – Спб., 1998.

4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.

5.ГрабенкоТ. М. Игры с песком, или песочная терапия//Дошкольная педагогика,2004 г.-№5

6.Довгаль Н.В. Логопедические игры в песочной стране. Логопед №3, 2004г, 84с

7.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.

8.Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.

9.Зейц М. Пишем и рисуем на песке.

10.Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.

11.К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2005.

12.Кузуб Н.В., Э.И. Осипук В ГОСТЯХ У ПЕСОЧНОЙ ФЕИ

13. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – Спб.: Речь, 2007.

14.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.

15. Шиманская А. Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010.

16.Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия. – СПб.: Речь, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебники в стране детей-чудес

Гумманость и необходимость профессии воспитателя ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познание» (ФЭМП) в старшей группе по теме: «Путешествие в страну математических чудес»

Цель: обобщить полученные знания по математике; формировать навыки счета и знания геометрических фигур.Задачи:Образовательная: учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры.Раз...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТ в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математических чудес»

Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТв старшей группеТема: «Путешествие в страну математических чудес»...

Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе на октябрь тема недели «В стране шахматных чудес».

Цель: Создание условий для интеллектуального развития детей посредством обучения игре в шахматы и шашки. Активизировать познавательный интерес детей; Знакомить с историей игры,  ее правилами...

Проект педагог – психолога «Песочная страна- страна полна чудес» 2015 -2016 год.

Цель проекта: обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии....

Проект педагог – психолога «Песочная страна- страна полна чудес»

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Ко...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «Планета чудес – Звездная страна»

Цель:Закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.Возрастная группа:Средняя группа...