Конспект НОД в логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с воспитанниками 5-7 лет

Тема: «Широкая Масленица!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_shirokaya_maslenitsa.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с воспитанниками 5-7 лет

Тема: «Широкая Масленица!»

Цель: Приобщение детей к русской культуре через традиционные народные праздники

Задачи:

  • Расширять представления детей о народном празднике Масленица (его традиция и символах).
  • Развить слуховое внимание, пальчиковую моторику, координацию речи с движениями, темп и ритм речи.
  • Активизировать и обогащать словарный запас у детей.
  • Развивать познавательную, речевую, творческую активность детей.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление.
  • Воспитывать в детях уважение к традициям русского народа и внимательное отношение к друг другу во время занятий.

Предварительная работа: беседа о народных праздниках; чтение и разучивание потешек, колядок, стихов; рассматривание иллюстраций о различных традиционных русских народных праздниках, разучивание подвижных народных игр, хороводов.

Оборудование: презентация «Широкая Масленица!», сарафан для воспитателя, костюмы для детей в народном стиле, заготовки для кукол-оберегов.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова «традиция», «Масленица», «колядки», «потешки», «чучело».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие (музыка).

Методы и приемы: беседа, показ презентации, вопросы, загадки, пальчиковые игры.

Ход образовательной деятельности

Компоненты образовательной деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивация

Целеполагание

Воспитатель входит в группу в русском народном костюме, привлекая внимание детей на себя.

Воспитатель подходит к окну и рассуждает какая замечательная погода на улице, спрашивает у детей какое сейчас время года?

Любят ли они зиму?

А за что они ее любят? (катание на горке, коньках, праздники).

Воспитатель загадывает загадку:

Всю неделю мы гуляем,

Всех блинами угощаем,

Зиму, холод провожаем,

А весну теплом встречаем.

                                                   (Масленица).

Параллельно с презентацией идет рассказ воспитателя о Масленице.

 Дети читают стихи:

С Масленицей ласковой, поздравляем вас, Пирогам повластвовать наступает час.

Без блинов не сладятся проводы зимы,

К песне, к шутке, к радости приглашаем мы.

Воспитатель приглашает детей поиграть (пальчиковая игра «Солнышко-ведрышко»).

Солнышко-ведрышко,

(руки вверх имитируя лучи солнца)

Выгляни в окошко,

(руки полочкой, подтянуть к подбородку)

Там твои детки,

(показываем руками вниз)

Ждут твоего света,

(руки вверх, имитируя лучи солнца)

Лепешки валяют,

(имитируем движения)

Тебя поджидают.

(руки вверх и поклон).

Садимся на стульчики.

Дидактическая игра: «Назови ласково»

Зима- зимушка

Снеговик-снеговичек

Солнце- солнышко

Снег- снежок

Блин- блинок

Масленица- маслена, масленичка.

Воспитатель хвалит детей.

Рассказ воспитателя о том, что каждый день масленицы имеет свое название и обряды.

Веселись и радуйся утро, день и вечер!

Наступает первый день-понедельник встреча.

Воспитатель рассказывает детям о начале масленичной недели, о том, что делают в понедельник. В этот день мастерят куклу-чучело.

Воспитатель читает стихотворение:

У меня еще вопрос…

Понедельник пролетел,

 Вот и вторник зашумел,

Звучит веселый наигрыш,

А вторник у нас – заигрыш.

Воспитатель рассказывает, что во вторник начинаются игры и потехи, катание на лошадях и каруселях. Предлагает детям тоже поиграть в русскую народную игру «Карусели»

Еле, еле, еле, еле закружились карусели.

(дети медленно идут по кругу)

А потом, потом, потом,

 все бегом, бегом, бегом.

(дети бегут по кругу, не расцепляя рук)

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.

(замедляют бег)

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра.

(дети хлопают в ладоши).

Повторяем подвижную игру дважды.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель читает стихотворение:

Разгулялись господа, а на дворе уже среда,

Сладкая маковка, под названием - лакомка.

Воспитатель рассказывает, что в этот день родственники ходили друг к другу в гости, угощались блинами, пирогами.

Воспитатель загадывает загадки:

Что на сковороду наливают, а потом в четверо сгибают? (блины).

Мягкий, пушистый, душистый, он и черный бывает и белый, а иногда подгорелый? (хлеб).

В печь сперва его сажают,

 А как выйдет он оттуда,

 То кладут его на блюдо,

Ну, теперь зови ребят,

По кусочку все съедят. (пирог).

Воспитатель читает стихотворение:

Он и чистый, и широкий,

То четверг уж на пороге,

В этот день ты не зевай,

Он зовется –разгуляй.

Воспитатель рассказывает детям, что в этот день водили хороводы вокруг чучела, пели частушки, играли в зимние игры со снежками.

Воспитатель предлагает детям тоже поиграть в подвижную игру «Снежок».

1, 2, 3, 4 мы с тобой снежок лепили, (медленно двигаемся в центр круга, затем расходимся)

Круглый, крепкий, очень гладкий,(стоим, имитируя лепку снежка),

И совсем, совсем не сладкий (грозим пальчиком),

Раз- подбросили снежок,

Два- поймали,

Три- снежок мы бросили,

Четыре- растоптали.

Повторяем игру два раза.

Садимся на стульчики.

Воспитатель читает стихотворение.

Вот и пятница пришла,

Зятя в гости позвала,

Есть блины, кататься с горки,

Это тещины вечерки.

Воспитатель рассказывает детям, что в пятницу зять приглашал тёщу в гости на блины. Обогащаем словарный запас новыми словами «зять», «тёщу», объясняя их смысл.

Проводим игру: «Ням- ням, фу-фу».

Воспитатель читает текст, а дети отвечают.

Булочки хрустящие,

Тапки завалящие,

 Пирожки слоеные,

Валенки вареные,

Пряники вкуснющие,

Яблочки хрустящие,

Селедочка пряная,

Грибочки поганые,

Шишки еловые,

Табуретки новые,

Рваные карманы,

Воза три сметаны.

Слова воспитателя:

А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам дома не охота,

И резвятся словно белки,

Это золовки посиделки.

Воспитатель рассказывает, что в этот день, молодожёны приглашали к себе в гости родных и близких и вспоминали добрым словом даже тех, кого с нами нет и уже никогда не будет. А еще была традиция дарить подарки. Дети тоже подготовили подарки: Куклы- обереги.

Слова воспитателя:

А вот и последний день подошел,

Великий пост с собой привел,

Едим блины печенные,

А зовется воскресенье-прощенное.

Воспитатель рассказывает, что в этот день люди просили прощения и сжигали чучело Масленицы.

Дети встают и читают стихи:

Ты прощай, прощай наша Масленица,

Ты прощай, прощай наша великая,

Ты с добром пришла,

С сыром, с маслом и яйцом.

С блинами, пирогами, да оладьями,

Масленицу весело гуляли,

Песни распевали,

А теперь прощай, людям добро оставляй!

Подводим итоги занятия, делаем краткий анализ и даем установку на следующий вид деятельности.

Свободная деятельность детей

Дети подходят к воспитателю, любуются погодой, отвечают на вопросы воспитателя.

Ответы детей.

Дети отгадывают загадку, проходят к стульчикам

Начинаем просмотр презентации:

Слайд 1,2

Дети читают стихи

Презентация слайд 3

Дети повторяют движения за воспитателем.

Слайд 4

Дети подбирают и говорят слова в ласковой форме.

Слайд 5

Слайд 6

Дети повторяют движение за воспитателем.

             Слайд 7

Ответы детей

Дети дают ответы на загадки.

           Слайд 8

Дети делают движение в соответствие текста

Слайд 9

Дети отвечают хором

Ням- ням или фу- фу

Слайд 10

Дети подходят к гостям, дарят им куклы – обереги.

Слайд 11

Дети рассказывают стихотворение

         

Слайд 12

Дети высказываются,

делятся своими впечатлениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий в логопедической группе с использованием здоровьесберегающих технологий

Представлен материал для работы с детьми , обучающихся в логопедических группах старшего дошкольного возраста. Предложены занятия  с применением здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, г...

Конспект НОД в логопедической группе старший дошкольный возраст. Составила воспитатель 1 категории Тарасова Ольга Григорьевна « В школе пешеходных наук».

Закрепить знание правил дорожного движения: сигналов светофора, дорожных знаков.Учить различать и называть части предметов. Классифицировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный.Обо...

Конспект занятия в логопедической группе: "Человек. Части тела"

Конспект  занятия в логопедической группе "Человек. Части тела".Цель занятия: познакомить детей с частями тела человека....

Конспект занятия в логопедической группе "Лягушкины покупки"

Конспект занятия в логопедической группе "Лягушкины покупки"...

Конспект занятия в логопедической группе. Мои авторские разработки. Часть I

Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей; расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду. Расширение и активизация словаря по...

Конспект мероприятия в логопедической группе «Логопедический КВН»

Цель:Закрепить знания детей, полученные на логопедических занятиях в течение учебного  года....

Конспект НОД в логопедической группе (старшая группа). Тема занятия: «День Победы»

Представленный материал позволяет закрепить знания детей о празднике Победы, видах войск и их роли в военных действиях, воспитать любовь к Родине, гордость за свою страну....