консультация для воспитателей
консультация по логопедии

Евтушенко Людмила Павловна

У большинства детей нарушен фонематический слух.Учитель-логопед предлагает воспитателям игры и игровые упражнения со звуками  для  развития у детей фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.dlya_vospit.formir.ffs_.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей      

 учителя – логопеда Евтушенко Людмилы Павловны

Формирование фонематического слуха

у детей дошкольного возраста

с использованием  дидактических игр

 Фонематический слух – это различение (анализ и синтез) звуков (фонем), частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

   Дети учатся ориентироваться в пространстве с учетом звучания голоса другого человека, узнавать животное по его голосу в интересной и занимательной форме: дети отгадывают кто к ним пришел в гости, прислушиваться к шепоту  (голос разной громкости), узнавать по голосу сверстников (игры: «Отгадай, кто пришел в гости», «Угадай, кто я») Развивать умение детей различать слова-паронимы (которые сходны по звучанию): мышка-мишка, мошка-кошка, коза-коса. При этом дети должны показать соответствующую игрушку или картинку.

Гласные звуки -  А, У, О, И, Ы  

А – укладываем куколку спать,    О – болит зуб,  У – летит самолет

И – катимся с горки,     Ы – гудит пароход.

Игры «Запомни и назови» «Какой картинки не стало»

Игра: «Магазин» (педагог продавец, ребенок – покупатель. Назвать первый звук своей покупки)

Тема: «Овощи, фрукты» (огурец, апельсин, абрикос, ананас, арбуз)  «Подарки» (очки, утюг, ослик, ирисы, утенок, игрушка, избушка, ангел, аквариум)

Игра: «Я знаю  имена девочек (мальчиков)»…

Игра: «Кто больше назовет слов на звук …»…

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа у старших дошкольников – одна из основных задач по подготовке  к школе.

К 5 годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие звука в слове, подбирать слова на заданный звук.

При несформированности  речевого звукоразличения, особенно ярко это проявляется в школе при обучению письму и чтению, ответственными за оптимальное протекание процесса любого обучения.

Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха должно уделяться предостаточно времени в дошкольном возрасте.

Использование занимательного наглядного материала по обучению  грамоте – залог успешного обучения и развития фонематических процессов.

Ребенку непросто осознать что такое звук слог слово предложение, если объяснение педагога не подкрепляются иллюстрироованным материалом.

Основная задача в процессе обучения грамоте: формирование у дошкольников ориентировки в звуковой системе языка, обучение звуковому анализу слова(определение порядка следования звуков в слове)

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука. Детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.

Помимо общепринятых обозначения звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными, используют символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так звук «А» - большой кружок и т.д. Использование данного наглядного  материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи

Усложнение работы – добавляются схемы

Пособие «Паровоз» - используется с целью использования позиции звука в слове (3 вагона – 1- звук в начале слова 2 – в середине, 3 – в конце)

Слогоделение. При делении слова на слоги мы используем приемы направленные на совместную деятельность слухового, зрительного, кинестетического анализаторов (схемы)

 Упражнение «Телега» дети произносят слово, делят его на части, загружают столько мешков, сколько слогов в слове

Игра «Паровоз»- умение по  слоговой схеме подбирать слова и размещать их в вагончики (3 вагона- 1 – в слове один слог, 2 – два слога, 3 – три слога) 

Настольная игра «По дороге в школу» (подготовит.гр)

Картонное поле с изображением дороги ведущей к школе из желтых кружков с изображением предметов необходимых в школе, работа со звуком «Р»(позиция звука в слове). Фишки, кубик (краски, карандаш, ручка, циркуль, транспортир, тетрадь, компьютер, резинка, фломастеры, рюкзак) Если нет звука  «Р»в слове, переход к др. ребенку            

Игры: «Цепочка слов» (называем слова на последний звук предыдущего слова)…

«Звук заблудился» (развитие фонематического слуха)…

«Необыкновенные превращения» Слово   «СОМ» (замени 1 букву на Д,К,Л,Р) Замени последнюю букву СОМ-СОК-СОР-СОЛЬ…

«Ступеньки» (начинаем  называть самое короткое слово (из 2-х звуков),   с каждым разом слово становится длиннее на 1 звук)…

Многофункциональная игра «Звукаринка»  (артикуляционные схемы, работа по дифференциации гласных и согласных звуков, твердых-мягких звуков).

Вывод: Работа по развитию фонематического слуха проводится в детском саду    с раннего возраста  только в игровой форме с заранее продуманной и подготовленной наглядностью. Игры должны соответствовать возрасту детей. Работа ведется по данному направлению по принципу от простого к сложному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...