Конспект ООД по обучению грамоте "Звук А (буквы Аа)"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В структуре занятия выделены 5 этапов (вступительная часть, мотивационно-ориентировочный этап, поисковый этап, практический этап и рефлексионно- оценочный этап). В конспекте используются занимательные игры и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_a_bukva_a.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
Звук[А] (буквы Аа)
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цели:
коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [А];
- учить выделять его из ряда гласных звуков, из начала и конца слова в ударной позиции;
- упражнять в образовании формы винительного падежа одушевленных существительных мужского рода единственного числа;
коррекционно-развивающая:
- развивать дыхание, голос;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать умение работать в коллективе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Методы и приёмы: игровой, сюрпризный момент; наглядный, практический, исследовательский, проблемные ситуации, словесный, поощрение, индивидуальный подход.
Форма организации детей: подгрупповая, индивидуальная.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физминутка, изменение статического положения.
Развивающая среда: предметные картинки на звук [А], зеркала, буквы Аа, сигнальные карточки.
Ход образовательной деятельности.
1. Вступительная часть.
- Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня Варе, Арише, Диме ... (перечисляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги).
- А что вы хотите пожелать мне?
- Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.
- Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
- Ребята в нашем городе правильной речи живет принцесса Гласия и принцесса Согласия. Они часто устраивают праздники, на которых танцуют гласики с согласиками (гласные буквы с согласными буквами). Когда они кружатся, то получаются слоги и даже слова.
- На чердаке замка принцессы Гласии жил гном Звукоежка. Он наблюдал за всем происходящим на празднике. Однажды подумав, Звукоежка понял, сколько ребят в этом году научатся правильно и красиво говорить, писать и читать. А Звукоежка нет, потому что его заколдовала тетушка Лень. Именно поэтому он и пришел к нам со своей проблемой.
3. Поисковый этап.
- Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Звукоежке. Что для этого нам нужно сделать?
- Правильно. Отправиться в путешествие в Страну правильной речи, по дороге выполняя различные задания.
4.Практический этап.
1.Игра «Запомни и повтори»
Жук – сук – тук сухо – ухо – муха будь – дуть – путь
Суп - дуб – зуб пух – сух – дух дом – сом – ком
Мак – лак- рак бык – бок – бук
2.Артикуляционная гимнастика.
«Покусать верхнюю губу»
«Покусать нижнюю губу»
«Окошко» (рот открыть – закрыть).
3.Знакомство со звуком [А].
а) Колыбельку мышь качала,
Мышка тихо напевала: А-а-а!
Мышка губы округляла,
Широко рот открывала: А-а-а!
- Покажите, как пела мышка.
Дети, наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивидуально произносят звук [А].
б) Работа над голосом и дыханием.
- Мышка очень старалась усыпить мышонка. Она спела ему длинную песенку: аааааааааа. Спойте и вы так же.
- Короткую: а-а-а-а-а.
- Тихую.
- Громкую.
- С постепенным усилением голоса.
- С постепенным ослаблением голоса.
в) Анализ артикуляции звука: рот широко открыт, воздушная струя идет легко, свободно. В образовании звука участвует голос. Значит, это гласный звук.
- Как вы думаете, какой фишкой мы будем обозначать этот звук?
4.Упражнение в интонировании звука [А].
Долго пела мышка-мать,
Но сынок не хочет спать.
Прибегают к ней собака,
Гусь, лягушка помогать.
- Как собака лает? Как гусь гогочет? Как квакает лягушка?
- Какой одинаковый звук слышится в их голосах?
Дети произносят звукоподражания, выделяя голосом звук [А].
5. Игра «Зажги фонарик» - развитие фонематического слуха.
Работа с сигнальными карточками.
а) выделение звука [А] из ряда гласных звуков: а, у, и, а, о, э, а…
б) выделение звука [А] из ряда слогов: ах, ум, от, ас, уш, ма, вы, та,…
6. Игра «Доскажи словечко».
Он большой, как мяч футбольный, Чтоб тебя я повез,
Если спелый – все довольны. Мне не нужен овес.
Так приятен он на вкус, Накорми меня бензином,
И зовут его - …(арбуз). На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…(автомобиль).
Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,
И однажды из болота вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит.
Это доктор …(Айболит).
7.Игра « Кто лечился у Айболита» - упражнять в образовании формы
единственного числа винительного падежа одушевленны существительных.
- Ребята, а вы помните, кто приходил лечиться к доктору Айболиту?
Ну тогда я буду называть этих животных, а вы будете говорить кого он
вылечил.
Морж – моржа лев – льва слон – слона бобер – бобра
Тигр – тигра волк – волка удав –удава заяц – зайца
- Скажите, где спрятался звук [А] в этих словах?
8.Физминутка « А – начало алфавита».
9.Работа над предложением. Дополнить предложение, построить схему.
Дети рисуют красками в…( альбоме).
Мама купила большой …(арбуз).
На крышу поставили …(антенну).
10.Знакомство с буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
- На что еще похожа буква А?
- Найдите букву А в кассе букв.
5. Рефлексионно-оценочный этап.
- Ребята, я думаю, что Звукоежке понравилось на занятии, и он будет приходить к нам почаще, будет знакомится с новыми буквами, научится читать. А я предлагаю букву А поселить во дворце принцессы Гласии, потому что буква А обозначает гласный звук [А].
Игра «Испорченный телефон».
…рбуз, …нтенна…пельсин,…нанас,…брикос,…втобус,…втомобиль,…льбом, …втомат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"
Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...
Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...
Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.
Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"
Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"
конспект занятия в средней группе...