"Общее недоразвитие речи. Причины. Пути коррекции."
статья по логопедии
Консультация для родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
что такое ОНР, причины и пути коррекции | 481.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Общее недоразвитие речи.
Причины. Пути коррекции.
Общее недоразвитие речи встречается у 40% дошкольников.
Общее недоразвитие речи – это форма речевого расстройства, при котором нарушено развитие всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором не сформированы компоненты языковой системы, а именно:
- Фонетические нарушения;
- Лексические нарушения;
- Грамматические нарушения;
- Нарушение развития связной речи.
Причины недоразвития речи
Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.
Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:
- Здоровье матери. Перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери - как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.;
- Гипоксия. Недостаточное снабжение кислородом. При плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга.
- Родовая травма. Непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга.
Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок:
- общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
- неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
- нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь - «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
- отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).
Коррекция ОНР
Коррекционную работу необходимо вести по тем областям, которые нарушены:
1) Фонетические нарушения – по данному компоненту необходима работа по развитию слоговой структуры - т. е. работа над объяснением места звука в слове («Куда спрятался звук?» - в начало в середину или в конец слова?), какие звуки называются гласными, согласными и как они произносятся; перестановкой слогов в слове (барелина вместо балерина), пропуском и их заменой (гебемот вместо бегемот); работа по произношения звуков, их постановке и автоматизации в речи (объяснении места положения – артикуляции, языка, губ, зубов, воздушной струи и что они при этом должны делать), а так же по дифференциации звуков в речи со сходными по звучанию словами, объяснению смысла слов. Например: КОЗА-КОСА, МИШКА-МИСКА, ДОСКА-ТОСКА. Донесите до ребёнка, что это разные слова, а изменение позиции языка меняет смысл и само произношение слова. Так же можно играть в игру
«Запомни, повтори» слоги:
Ба-ба-па-ба; Сы-шы-шы-сы;
Ка-га-ка-га; За-за-жа-жа;
То-то-то-до; Са-са-за-са и т.д.
2) Лексико-грамматические нарушения (развиваем, пополняем словарный запас детей, формируем правильное употребление грамматических категорий) – наполняем его словами-прилагательными, глаголами, числительными, обобщающими понятиями, словами-антонимами, синонимами, знакомим детей с новыми неизвестными им словами, формируем правильное употребление окончаний, падежных и родовых окончаний количественных числительных, окончаний глаголов в прошедшем времени. Так же необходимо проработать употребление в речи предлогов и т. д.
Например: игра «Назови одним словом»:
- яблоко, апельсин, банан, груша – это овощи.
- шкаф, диван, кресло, кровать – это мебель и т. д.
Игра «Какой, какая, какие?»:
- Солнышко (какое?) – яркое, тёплое, жёлтое и т.д.
- День (какой?) – пасмурный, солнечный ….
Игра «Скажи наоборот»: Жарко - холодно, светлый - тёмный, большой - маленький, высокий – низкий и т. д.
Игра «Где спряталась кукла?» - Кукла сидит под столом, на столе, в коробке, за коробкой, выглядывает из-за (из-под) коробки, над столом, около стола, достаю куклу из шкафа.
3) Игры на развитие грамматических категорий:
«Назови сколько?» - 1 цыпленок - мяч, 2 цыпленка - мяча, 5 цыплят - мячей, 8 цыплят – мячей и т.д.
Игра «Кто что делает?» - красные яблоки растут (а не растёт), мальчик играет с красненькими флажками (а не с красненький флажком) и т.п.
4) Развиваем связную речь (умение отвечать полным ответом, составлять предложения и говорить предложениями, вести диалог) – для этого необходимо читать и пересказывать сказки, рассказы; придумывать предложения по предметным картинкам, наполняя их словами прилагательными, наречиями, числительными; составлять предложения и рассказы по серии сюжетных картинок, по план-схемам. Поначалу необходимо задавать ребёнку наводящие вопросы и требовать от него не односложного, а полного ответа.
Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, требующий терпения и кропотливости, который должен начинаться, как можно раньше.
Последствия
Глубокие недостатки развития устной речи неизбежно приводят к нарушению письменной речи.
Игнорирование признаков подобного недуга может привести к последствиям:
- полное отсутствие речи;
- эмоциональная замкнутость ребёнка, который замечает, что он отличается от сверстников;
- дальнейшие трудности в обучении и в выборе профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поисково-исследовательская деятельность детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекции и развития средств родного языка
В статье раскрыто значение организации поисково- исследовательской деятельности дошкольников при проведении коррекционной работы с детьми с логозаключением ОНР, показаны особенности поиска и исследова...
Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....
Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса.Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных нарушений является лексико-гра...
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ РОДНОГО ЯЗЫКА
Дошкольники-прирождённые исследователи....
Нарушения лексики и пути их коррекции у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
данная статья посвящена проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Недоразвитие лексической стороны речи является одним и...
Консультация для родителей. Что такое ОНР (общее недоразвитие речи у дошкольников). Коррекци ОНР у дошкольников в условии компенсирующей группы
Данный материал адресован родителям, учителям-логопедам, воспитателям компенсирующих групп...