Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Ранняя осень»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
На занятии дети изучат названия осенних месяцев, признаков осени, научатся составлять рассказ об осени по мнемосхеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Ранняя осень" | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14» с. Борисовка
Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе
«Ранняя осень»
Подготовила учитель-логопед:
Даниелян Марина Яковлевна
Цели:
- коррекционно-образовательные цели:
1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Ранняя осень»
2. Совершенствование грамматического строя речи: образование притяжательных прилагательных, закрепление форм родительного падежа существительных, закрепление согласования существительных с числительными, обучение детей образованию уменьшительно-ласкательных прилагательных.
3. Закрепление глагольного словаря.
4. Изучить названия осенних месяцев, признаков осени.
5. Учить делать описание овощу, фрукту с наводящими вопросами.
6. Учить составлять рассказ об осени по мнемосхеме.
- коррекционно-развивающие цели:
1. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.
2. Развитие голоса и интонации.
3. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
4. Развитие эмоций, воображения, мышления, памяти, внимательности.
- коррекционно-воспитательные цели:
1. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.
2. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества в детском коллективе.
3. Воспитывать активность детей и инициативность.
Оборудование: музыкальный материал, компьютер, презентация «Ранняя осень».
Ход занятия:
1.Орг. момент
Логопед: Ребята к нам сегодня на занятие пришел гость. Я вам загадаю загадку, а вы мне скажете что-за гость. (Слайд 2)
Логопед: Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я …
Дети: Осень (Слайд №3)
Логопед: А сейчас начнем с артикуляционной гимнастики. (Слайд 4)
Логопед: Ребята, кто мне скажет, сколько длится осень? Кто знает названия осенних месяцев? Отгадайте загадки! (Слайд 5)
Логопед:
Дети: Октябрь
Логопед:
Дети: Ноябрь.
Логопед: Молодцы! Вот мы и узнали как называются осенние месяцы.
Логопед: Ребята самый первый месяц осени – это сентябрь на улице становится прохладно. Сентябрь - пора осенних ветров. (Слайд 6)
Как называется погода, когда дует ветер?
Дети: Ветреная
Логопед: Правильно! Ещё сентябрь - пора осенних туманов. Как называется погода, когда стоит туман? (Слайд 7)
Дети: Туманная
Логопед: Правильно! Также сентябрь - пора осенних дождей. Как называется погода, когда идет дождь? (Слайд 8)
Дети: Дождливая
Логопед: Молодцы! Сентябрь одарил богатым урожаем. А каким урожаем, мы узнаем, разгадывая загадки. (Слайд 9)
Логопед: Верите, не верите, мы родом из Америки. (Слайд 10)
В сказке мы сеньоры, на грядке …
Дети: Помидоры.
Логопед: А на этой грядке разыгрались прядки.
Зеленые хитрецы молодые …
Дети: Огурцы.
Логопед: Огурцы, помидоры и всё что растет на грядке в огороде, как можно назвать одним словом? (Слайд 11)
Дети: Овощи
Логопед: Правильно! А какие овощи вы знаете ещё?
Дети: Капуста, морковь, перец, картошка и т.д.
Логопед: Молодцы! У меня для вас ещё загадки.
Логопед: Она на вкус хорошая, на лампочку похожая.(Слайд 12)
Дети: Груша.
Логопед: Молодцы! Следующая загадка.
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его?
Дети: Лимон.
Логопед: Лимон, груша и всё что растет в саду на деревьях, как можно назвать одним словом? (Слайд 13)
Дети: Фрукты
Логопед: Молодцы! Правильно! А какие фрукты вы знаете ещё?
Дети: Яблоки, бананы, мандарины, виноград, ананас и т.д.
Логопед: Ребята посмотрите, какое яблоко я для вас нашла. Опишите яблоко. Скажите, какое яблоко? (Слайд 14)
Дети: Яблоко красное.
Логопед: Какая форма у яблока?
Дети: Яблоко круглое.
Логопед: А на вкус яблоко, может быть какое?
Дети: Кислое и сладкое.
Логопед: Молодцы! Ребята, а когда мы яблоко откусываем, что слышим?
Дети: Мы слышим хруст.
Логопед: Молодцы! Если мы слышим хруст, значит яблоко какое?
Дети: Яблоко хрустящее.
Логопед: Молодцы! Смотрите, когда мы яблоко откусываем сок выделяется?
Дети: Да сок выделяется.
Логопед: Ребята, если в яблоке есть сок, то яблоко какое?
Дети: Яблоко сочное.
Логопед: Молодцы! Мы сейчас с вами описали яблоко.
Логопед: Давайте ребята посчитаем наши огурцы. Игра «Веселый счет». (Слайд 15)
Дети: Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.
Логопед: Сейчас, посчитаем яблоки. (Слайд 16)
Дети: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Логопед: Сейчас немного отдохнем и сделаем физкультминутку «Капуста» (Слайд 17)
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем
Мы капусту солом, солим
Мы капусту жмем, жмем.
Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Скажи ласково» (Слайд 18)
Логопед: Скажи ласково, солнце - ….
Дети: Солнышко
Логопед: Скажи ласково, дождь - …
Дети: Дождик.
Логопед: Скажи ласково, лист - ….(Слайд 19)
Дети: Листик.
Логопед: Скажи ласково, лужа - …
Дети: Лужица.
Логопед: Туча, а ласково -…(Слайд 20)
Дети: Тучка
Логопед: Облако, а ласково -…
Дети: Облачко.
Логопед: Ребята послушайте красивое стихотворение и скажите, о каком осеннем явлении природы идет речь.
Осень краски разбросала
На деревья и кусты.
И горят они всё ярче,
Словно летние костры.
Золотистый и багровый,
Жёлтый праздничный наряд.
Опадает лист осенний,
Наступает ….
Дети: Листопад. (Слайд 21)
Логопед: Молодцы! Правильно! А сейчас встаем на физкультминутку и представим, что мы с вами осенние листики. (Слайд 22)
Мы листики осенние на веточках сидим,
(Стоят, раскачиваясь, держатся за веточки)
Ветер дунул, полетели, мы летели, мы летели
(Взмахи руками, ходьба кружась)
И на землю тихо сели.
(Присели на корточки)
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
(Снова встают, делают взмахи руками, кружатся)
Мы летели, мы летели и на стулья тихо сели.
(Садятся на стулья)
Логопед: Ребята, а сейчас поиграем в игру «Какой, какая, какие?» (Слайд 23)
Логопед: Если на улице дует ветер, то погода какая?
Дети: Погода ветреная
Логопед: Правильно!
Если на улице идет дождь, то погода какая?
Дети: Погода дождливая.
Логопед: Правильно!
Если на улице стоит туман, то погода какая? (Слайд 24)
Дети: Погода туманная
Логопед: Молодцы!
Если на улице светит солнце, то погода какая?
Дети: Погода солнечная.
Логопед: Молодцы! Правильно!
Логопед: Мы с вами изучили признаки осени, и я вам покажу, как составить описательный рассказ по мнемосхеме об этом времени года. (Слайд 25)
Логопед: В каждом квадратике мнемосхемы изображение какого-то признака осени его нужно назвать. Итак, начнем.
В первом квадратике у нас красавица…
Дети: Осень.
Логопед: Молодцы! Во втором квадратике солнышко выглядывает из-за тучки.
Дети: Это признак - солнце светит, но плохо греет, облачно
Логопед: Правильно! Давайте рассмотрим третий квадратик, что изображено в нем?
Дети: Тучка и дождик.
Логопед: Молодцы! Это признак осени – идет дождь. Давайте посмотрим на четвертый квадратик, что мы видим в нем?
Дети: Птицы улетают на юг.
Логопед: Молодцы! В пятом квадратике что?
Дети: Дети бегают под дождем в осенней одежде.
Логопед: Молодцы! Правильно! И в последнем что изображено?
Дети: Дует ветер и поднимает опавшие листья.
Логопед: Правильно! А сейчас Азалия составит рассказ об осени, обобщит все, что мы сейчас рассказали по этой схеме.
Азалия: На улице осень. На небе облачно, солнце светит, но плохо греет. Идет дождь. Перелетные птицы улетают в теплые края. На улице идет дождь, и дети одеваются по-осеннему. Дует ветер и поднимает опавшие листья.
Логопед: Молодцы ребята и спасибо Азалия за рассказ! Вот мы с вами вместе и составили рассказ об осени. Вам понравилось наше занятие?
Дети: Да.
Логопед: Ребята, спасибо за ваш труд. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия на тему: "Игрушки" группа раннего возраста для детей 2-х возрастов.
Конспект интегриованного занятия на тему: "Игрушки"...
Конспект кружковой работы На тему: «Рябина» Группа раннего возраста № 1 « Ладушки»
Цель:Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование пальчиками....
Конспект кружковой работы На тему: «Виноград» Группа раннего возраста № 1 « Ладушки»
Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - пальчиками...
Конспект кружковой работы На тему: «Кораблик» Группа раннего возраста № 1 « Ладушки»
Конспект кружковой работы На тему: «Кораблик»Группа раннего возраста № 1 « Ладушки»...
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе "Две осени"
Занятие с применением технологий: познавательной, музыкальной, коммуникативной,здоровье-сберегающей , коррекционной, эстетической Цель: Закрепить у детей знания об осени.Образовательные задачи:...
Конспект занятия по развитию речи (средняя группа) «Ранняя осень в природе. Сезонная одежда».
Цель: Расширение и активизация словаря по лексической теме.Задачи: 1. Учить образовывать множественное число существительных; - учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательн...
Консультации для родителей по лексическим темам (Логопедическая группа)
Консультации для родителей по лексическим темам (Логопедическая группа)...