Методическая разработка закрепления лексической темы "Зимующие и перелетные птицы"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам "Зимующие птицы" и "Перелетные птицы"; развитие фонематического восприятия; совершенствование лексико-грамматического строя речи; развитие координации речи с движением; воспитание бережного отношения к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект учебно-игровой занимательной деятельности по развитию речи
Тема «Наши пернатые друзья»
Цель: развитие в игровой форме речевой деятельности детей.
Задачи: активизация и обогащениесловарного запаса по лексическим темам «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; развитие фонематического восприятия; совершенствование лексико-грамматического строя речи; развитие координации речи с движением; создание эмоционального настроения, доброжелательных отношений, воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: изображения перелетных и зимующих птиц, мини-картинки с птицами для каждого ребенка, игрушка-птица, паззлы с изображениями птиц, мяч, видео и музыкальные материалы.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку и рассаживаются на стульях полукругом.
В.Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Мы начнем наше занятие с прослушивания стихотворения.
Р. Над померкшими лесами и над озером седым Облака летят волнами и клубятся, словно дым Отправляясь в путь опасный без предела и границ Покидают край ненастный в день осенний стаи птиц Долго –долго им тянутся над пучиною морской, И не все они вернутся в дни весенние домой… Мы их встретим на пороге теплых дней: «Летят, летят!!!» Как трудны у них дороги, но как весел их возврат!
В. О чем это стихотворение? (Ответы детей) Сегодня у нас будут интересные игры и задания. Говорить мы будем о птицах.
В. А какие бывают птицы? Почему мы их так называем?
Ответы детей.
В. А сейчас отгадайте загадки:
1.Пестрая крякуша ловит лягушек. Ходит вразвалочку – спотыкалочку (утка)
2.Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины (ласточка)
3.Любит плавать эта птица, и плывет – точь в точь царица. Величава, белоснежна, выгибает шею нежно (лебедь)
В. Какие это птицы? А еще каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей
3.Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее …(сорока)
4.Озорной мальчишка в сереньком пальтишке по двору шныряет, крошки собирает (воробей)
В: а сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм о перелетных птицах и послушать их голоса. (демонстрация фильма)
Пальчиковая гимнастика
1.Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей, дятел в пестрых перышках
Всем хватило зернышек.
Самомассаж рук
Ласточка, ласточка, милая касаточка, ты где была, ты с чем пришла?
-За морем бывала, весну добывала. Несу, несу весну-красну.
Упражнение с мячом «Назови одним словом»
1.У сороки белые бока, поэтому ее называют …(белобокая)
2. У синицы желтая грудь, она …
3. У дятла ,красная голова, он…
4. У грача черные крылья, он…
5. У соловья звонкий голос, его называют…
6. У аиста длинные ноги, он…
7. У ласточки длинный хвост, она..
8. У дятла острый клюв, его называют…
9. У журавля большие крылья, он …
В. Предлагает детям вспомнить скороговорки о птицах
Скороговорки:
Разделил воробей зерна поровну, три зерна взял себе и три ворону.
Сорока трещала, сорока стрекотала, сорока по-сорочьи все вести рассказала.
Вороны и вороны разлетелись в стороны.
Дятел елку долбил подолгу.
Взяла синица спицы, связала рукавицы.
У лебедя и лебедушки белее белого перышки.
Пословицы и поговорки:
Слово не воробей: вылетит, не поймаешь.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Красна птица опереньем, а человек уменьем.
Белая ворона. Считать ворон. Проворонить что-либо.
Игра подвижная:
Среди белых голубей скачет шустрый воробей. (Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби». В центре скачет на корточках один ребенок – «воробей»)
Воробушек-пташка, серая рубашка. Откликайся воробей, вылетай-ка, не робей. (Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом. «Воробей пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают.)
Упражнение «Чей, чья, чье?» - образование притяжательных прилагательных.
У журавля крылья –журавлиные
У утки чей клюв?
У гуся чье перо?
У вороны чей хвост?
У соловья чей голос?
У лебедя чья песня?
У синицы чьи лапки?
Упражнение «Подбери слова» - образование приставочных глаголов.
В. А сейчас поиграем с синичкой. Расскажите, что она делала в лесу.
Синичка с веточки …(слетела)
Синичка от елки …(улетела)
Синичка к кормушке …(подлетела)
Синичка с ветки на ветку …(перелетела)
Синичка от кормушки …(отлетела)
Синичка вокруг кормушки …(облетела)
Дети передают друг другу синичку и заканчивают предложение.
Игра «Что лишнее, почему?» - закрепление представления о родственных словах.
В. Внимательно послушайте слова и скажите, какое слово лишнее и почему?
1. Лебедь, лебединый, лебеда, лебедушка.
2. Журавль, журавлиный, журнал, журавушка.
3. Утка, утиный, уточка, минутка.
4. Голубь, голубок, голубизна, голубятня.
5. Сова, совушка, совет, совиный.
В. Делит детей на команды и предлагает собрать паззлы с изображением птиц
Игра «Улетают – не улетают» - развитие зрительного и слухового внимания.
Дети под музыку бегут вокруг предметных картинок с птицами, делая взмахи руками. По окончании музыки дети переворачивают картинки. Дети с картинками зимующих птиц приседают, с перелетными – делают взмахи руками.
Игра «Птицы на веточках»
В.Посмотрите, это веточки для птиц. Вы должны разделить названия своих птиц на слоги. Если в названии птицы один слог, то птичка сядет на одну веточку, если два – на две веточки, три на три веточки.
В. Предлагает детям послушать стихи о птицах
Р. Аист свил гнездо на крыше, и отныне всей семьей Клекот аиста мы слышим у себя над головой. По секрету вам признаюсь, что увидела во сне, Как летит по небу аист и несет сестренку мне
Р.Летят высоко журавли над опустевшими полями Лесам, где лето провели, они кричат: «Летите с нами!» А в роще сонной и пустой дрожат от холода осины И долго листик золотой летит за стаей журавлиной…
В. Предлагает детям посмотреть видеосюжет о птицах, которых не встретишь в нашем лесу (лебеди, аисты, журавли).
В. Ребята, наше занятие подходит к концу, вы сегодня очень хорошо поработали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах. Закрепление знаний по теме "Перелетные птицы"».
Целями данного занятия являются дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах; закрепление знаний по теме «Перелетные птицы». ...
Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме: "Осень. Перелетные птицы."
Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме: "Осень. Перелетные птицы."...
Рекомендации для родителей дошкольников по ознакомлению и закреплению лексической темы «Зима. Зимующие птицы»
Данный материал содержит рекомендации для родителей дошкольников по ознакомлению и закреплению лексической темы «Зима. Зимующие птицы»....
Методическая разработка к занятию НОД по формированию фонематического восприятия у дошкольников ОНР с Использованием современных технологий. Фонетическая тема «Звук «Л», буква Л». Лексическая тема «Весна. Перелетные птицы».
Методическая разработка адресована учителям-логопедам компенсирующих групп ДОУ для детей с ТНР ОНР....
Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.
Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...
Методическая разработка по лексической теме "Перелетные птицы"
Данный материал поможет организовать работу с детьми, обогатить словарь по лексической теме, усовершенствовать грамматические категории в речи, улучшить внимание, память, мышление у детей дошкольного ...
Методические рекомендации для родителей по закреплению лексической темы "Зима. Зимующие птицы"
Набор дидактических игр и упражнений для проработки лексической темы "Зима. Зимующие птицы". Может быть использовано как педагогами во время занятий в детском саду, так и родителями дома. Пр...