Игровая гостиная для родителей «Как превратить скучную автоматизацию звуков в интересную игру».
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В методической разработке предложены приемы, игры и упражнения для автоматизации поставленных звуков в совместной деятельности с родителями.Это позволит поддерживать эмоциональный фон ребенка и мотивацию к занятиям дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_gostinaya_dlya_roditeley.docx | 56.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая гостиная для родителей
«Как превратить скучную автоматизацию звуков в интересную игру».
ФГОС ДО указывает на необходимость сотрудничества педагогического коллектива с семьёй для «обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития». Это говорит о том, что родители должны выступать не в роли сторонних наблюдателей образовательного процесса, а быть его активными участниками, в том числе и по коррекции речи дошкольников.
Среди родителей есть те, кто заинтересован в развитии своего ребёнка, активно вступает в контакт со специалистами, пытается понять причины речевых дефектов, участвует в их устранении.
Но, к сожалению, немало и тех, кто считает, что вопросами коррекции должны заниматься учителя-логопеды и воспитатели. Необходимо переориентировать взгляды последних на проблему, дать понять родителям, что без их участия и повседневной помощи невозможно за короткий срок достичь качественных результатов в коррекции речевых нарушений дошкольника.
Для вовлечения родителей в коррекционную деятельность с их детьми выбрали три основных направления:
- осознание родителями сути речевой проблемы, которая существует у конкретного ребёнка, причин её возникновения и к чему приведут эти речевые нарушения в будущем, если их не устранить;
- знакомство родителей со спецификой существующих речевых нарушений;
- выбор совместно с родителями согласованных путей коррекции речи их ребёнка, т. е. конкретных для него методов и приёмов.
Выбранные направления позволяют делать родителей более активными участниками педагогического процесса. С этой целью мы используем такие формы работы с родителями, как родительские собрания, семинары-практикумы, круглые столы, открытые занятия, индивидуальные и подгрупповые консультации, совместные праздники, где знакомимся с семейными традициями, историей конкретной семьи. Именно там у родителей есть возможность с одной стороны совместно с детьми участвовать в их подготовке, а с другой — видеть, как раскрывается их застенчивый малоактивный дошкольник в игровой деятельности. На всех этих мероприятиях мы стремимся показать преимущество игры в решении коррекционных проблем.
Одним из самых трудных длительных и малоинтересных для ребёнка этапов коррекции речевых нарушений является автоматизация звука. Так как, родители должны быть непосредственными участниками этой деятельности, то задача учителя-логопеда научить их разнообразным видам игр при автоматизации звуков.
Звуки автоматизируем в следующей последовательности:
- изолированно,
- в слогах,
- в словах,
- в словосочетаниях,
- в предложениях,
- в связной речи.
Знакомство с игровыми приёмами происходит в течение всей коррекционной деятельности через различные формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, открытые занятия, консультации, семинары-практикумы, информационный стенд, информация в интернете, на сайте ДОУ (личная страница учителя-логопеда).
Все приёмы условно можно подразделить на следующие группы:
- пальчиковая гимнастика;
- координация речи с движением;
- продуктивная деятельность детей;
- приёмы с использованием информационно—компьютерных технологий.
- элементы игр по дороге из детского сада домой и, наоборот, по дороге в детский сад.
- приёмы с использованием различных предметов.
- приёмы с использованием различных игрушек.
- приёмы с использованием различных дорожек и лабиринтов.
- приёмы с использованием элементов грамоты.
Каждый приём может использоваться на разных этапах автоматизации. Рассмотрим это на примерах.
I. Приемы с элементами пальчиковой гимнастики.
Игра «Колобок».
Шарик «Су-Джок» - это наш Колобок. Рука — это дорожки в лесу, по которым будет катиться Колобок. Катится Колобок по дорожке туда и обратно и «свистит» звук [с]: ccccccc ... Так по каждой дорожке (пальцу). Устал Колобок, лёг отдохнуть на лесной полянке (ложится на ладоне), а заяц прикрыл его одеялом (накладываем сверху другой ладонью и прижимаем).)
Игра «Кто сильнее?» (Ребёнок соревнуется с родителем).
У каждого в руках лёгкий пластмассовый эспандер-кольцо. Каждый из участников на каждый жим называет автоматизируемый ребёнком звук. Кто больше и правильно назовёт звук, тот и выигрывает.
Игра «Пальчики здороваются».
При каждом соприкосновении подушечек одноимённых пальцев рук произносится автоматизируемый звук.
Игра «Лотос».
Два кулачка основаниями ладоней прижаты друг к другу. При названии автоматизируемого звука одноимённые пальцы кулачков разжимаются. Получается распустившийся цветок «Лотос».
Примечание. Аналогично с любым звуком, словом, фразой, предложением.
II. Приёмы с ucnoльзованием координации речи с движением.
Это всем нам известные игры - упражнения на постановку и автоматизацию изолированных звуков.
- Для [с] «Hacoc»,
- Для [з] «Стрекоза летит»,
- Для [ш] «Шар (мяч) спускает», «Мыши шуршат»,
- Для [ж] «Жучок (пчела, оса) летит,
- Для [ч] «Поезд набирает ход»,
- Для [щ] «Змея выбрасывает язык»,
- Для [л] «Пароход гудит»,
- Для [р] «Собака (лев, тигр) рычит».
Примечание. Таких игр-упражнений можно придумать множество.
Упражнение «Рыбка» (при автоматизации звука [р] в словах).
Рыбка плавает в водице, | Двигаемся, сложенными вместе ладонями изображаем, как плывет рыбка. |
Рыбке весело играть. | Весело бежим, поднимая ноги назад. |
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. | Весело бежим и изображаем, как руками ловим рыбу. |
Рыбка спинку изогнула, | Стоя на месте, выгибаем спину. |
Крошку хлебную взяла. | Двумя ладонями изображаем закрывающийся рот. |
Рыбка хвостиком махнула, | Правой рукой, отведённой за спин у, делаем движения, изображающие движения хвоста. |
Рыбка быстро уплыла. | быстро двигаемся и сложенными вместе ладонями изображаем, как уплывает рыбка. |
Упражнение «Белка Смелка» (при дифференциации звуков [с] - [ш]).
Белка Смелка в лес ходила, | Идут, высоко поднимая ноги. |
Белка с ёлки шишки сбила. | Останавливаются и делают 4 прыжка на носочках. |
Шишки сбила, шишки ела. Шишки ела, нам велела. | Поочерёдно подносят руки ко рту. |
А мы шишек не едим, | Бегут, высоко поднимая ноги. |
Белке Смелке отдадим. | Останавливаются, делают бросательные движения. |
Примечание. Для каждого из упражнений текст вместе с указанными движениями даётся сначала как рекомендация для домашних занятий с ребёнком, а затем упражнение выполняется как дома, так и в детском саду. Желательно, чтобы упражнение выполнялось сначала вместе со взрослыми, а затем ребёнок может делать это самостоятельно. Эти упражнения можно выполнять на улице и во время динамических пауз.
III. Приемы использования игр в продуктивной деятельности.
Большинство детей любят рисовать, лепить, выполнять аппликацию и используют это в качестве подарков, рисуют, лепят на тему увлекательного мультика, изображают на рисунке, в аппликации то, что понравилось в детском саду и т. д. Некоторые помогают родителям готовить, накрывать на стол, сажать цветы на даче, участвуют в уборке урожая в саду и огороде. Эту продуктивную деятельность детей можно превратить в игру коррекционной направленности. Приведу некоторые примеры.
1. В изобразительной деятельности (рисовать мoжнo на бумаге карандашами, красками, на стекле, на песке, на манке).
Игра «Художник» (автоматизация звука [з]).
«Давай представим, что мы с тобой художники, - говорит мама,- нарисуем бабушке ко дню рождения её любимые цветы. Это розы». После рисования готовят словесное поздравление, используя рисунок как поздравительную открытку. Оно может выглядеть следующим образом:
- Бабушка, я дарю тебе три розы: красную, белую и розовую. Чтобы они у тебя долго стояли, я поставила розы в хрустальную вазу. Ты долго будешь чувствовать их запах.
2. В аппликации (её можно выполнять на бумаге, на ткани, сочетать
то и другое).
Игра «Снеговичище» (автоматизация звука [щ]).
Взрослый предлагает: «Представь такую картину: Зима. На улице выпало много снега. Дети выбежали во двор и веселятся. А твой товарищ болеет, и мама его не пускает на улицу. Он стоит у окна и с грустью смотрит на забавы детей. Как ты можешь порадовать его?». Из множества предложений выбираем снеговика. Выясняем, что снеговик должен быть очень большим, т. е. СНЕГОВИЧИЩЕ. А какой будет шляпа-ведро? (Ведрище). При дальнейшем разговоре появятся слова: комище, метлища, глазище, ротище, носище, углище.
После такой подготовки ребёнок выполняет аппликацию больших размеров (во весь лист).
3. В лепке (лепим из пластилина, из глины, из теста, из песка)
Игра «Повар» (автоматизация звука [л']).
Для лепки в условиях дома хорошо использовать тесто. Бабушка спрашивает: «Ты у меня сегодня кто?» Ребёнок отвечает: «Повар».
- Что мы сегодня готовим?
- Пельмени.
- Раскатываем тесто в форме блина. Делаем из него маленькие блинчики. Кладём на блинчик мясо и крепко слепим (склеим) края. Получился пельмень. (Через некоторое время готовим сделанные пельмени к заморозке и считаем, кто, сколько пельменей сделал.)
- Считаем: 1 пельмень, 2 пельменя,..5 пельменей.
Когда сварили пельмени и поели, отвечаем на вопрос: «Какие у нас получились пельмени?» (Вкусные, сытные, ароматные).
4. В продуктивной деятельности взрослых (на кухне, в саду, в огороде, на работе, при походе в магазин и т. д.).
Игра «Достанем из кастрюли» (автоматизация звука [с]).
Мама говорит:
- Я приготовила борщ. Скажи, какие овощи я достану из кастрюли, в названии которых есть звук [с]? (Свёкла, капуста, фасоль).
IV. Приемы с использованием информационно-компьютерных технологий.
«Игры для Тигры».
Хорошо, если родители смогут купить эту компьютерную программу.
На открытых занятиях в подгруппах, на консультациях, в Дни открытых дверей показываю родителям эти упражнения—игры.
При сформированной артикуляционной позе постановка некоторых звуков затруднена из-за слабой или неправильно направленной воздушной струи. И здесь помогают упражнения-игры на развитие дыхания, которые сопровождаются длительным произнесением автоматизируемого звука. Это «Кораблики», «Одуванчики» (демонстрирую на звуках [с], [с’], [з], [з'], [ш], [ж], [ч], [щ], [р].)
Автоматизировать звук в слогах, односложных словах удобно и интересно в играх—упражнениях «Пиримидка», «Машина», «Домик», «Картннка». Результат достигается за счёт многократного повторения слога.
При автоматизации каждое из слов должно повторяться не менее 3- 5 раз. Здесь хорошо работают игры «Облако», «Часы», «Пузыри».
Эти же игры можно использовать для автоматизации звука в словах и предложениях.
«Учимся говорить правильно».
Если «Игры для Тигры» недоступны многим семьям, то в свободном доступе в Интернете есть компьютерная программа «Учимся говорить правильно».
«Калейдоскоп» (Мерсибо).
V. Элементы игр no дороге из детского сада .
Учитывая большую занятость некоторых родителей и нежелание других работать дома, рекомендую использовать время на дорогу продуктивно.
- Так удобно автоматизировать звуки изолированно по подражанию, используя уже названные выше игры.
- Можно использовать при автоматизации звуков в слогах такие игры, как «Шаги», «Кто больше придумает слогов с заданным (автоматизируемым) звуком», «Назови слог столько раз, сколько тебе лет», «Запомни и повтори» (цепочка слогов) и т. д.
- При автоматизации звука в словах могут быть использованы игры: «Шаги», «Слова», «Назови и раздели», «Один — много», «Кто это?», «Что это?», «Назови ласково», «Собери семейку слов» и т. д.. Очень хорошо вместе с детьми составлять чистоговорки. Идёт одновременно автоматизация звука, как в слогах, так и в словах. Например, взрослый называет цепочку слогов, а ребёнок подбирает соответствующее слово, затем вместе повторяют чистоговорку. Можно сделать наоборот: ребёнок даёт цепочку слогов, а взрослый подбирает слово.
- Игры, используемые при автоматизации звука во фразах. К ним можно отнести игры «Назови ласково», «Один — много», «Есть — нет», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Что делает?» и т. д.
VI. Приёмы с использованием различных предметов.
Игра «Мыльные пузыри».
Ребёнок выдувает мыльные пузыри и считает, сколько их получилось. Затем столько раз повторяет звук (cлoг, слово) с автоматизируемым звуком, сколько получилось пузырей.
Игра «Песочные часы».
Звук, слог, слово с заданным звуком повторяется до тех пор, пока в часах не закончится песок.
VII.Приёмы с использованием различных игрушек..
Игра «Учим куклу говорить».
Ребёнок проговаривает звук, слог, слово для куклы и «учит» её правильно говорить.
Игра «Загружаем в грузовик».
«Загружаем» в кузов грузовика только те предметы, в названии которых есть заданный звук.
VIII. Приёмы с использованием различных дорожек и лабиринтов.
Материал можно взять в газетах, детских журналах, в Интернете.
IX. Приёмы с испол ьзованием песен, частушек, распевок..
Воспроизводя текст, ребёнок выделяет в словах автоматизируемый звук. Например, в песне «Рыболов» выделяет звуки [р], [р'].
X. Приёмы с использованием элементов грамоты.
Для игр и занятий в домашних условиях можно использовать стенку холодильника в качестве магнитной доски, газеты и журналы с крупным шрифтом, палочки, пластилин, шнурки, камешки, жёлуди, каштаны, бумагу, краски, карандаши, магнитный алфавит, магнитные слоги, кубики и т. д.
Если мы хотим добиться хороших результатов в вопросах коррекции речевого развития дошкольников, учителям-логопедам необходимо сделать родителей детей своими помощниками, соратниками, сподвижниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игровой гостиной "Играя, готовимся к школе"
Конспект игровой гостиной для детей и родителей: "Играя готовимся к школе" "Поле чудес" посвящен вопросам подготовки к школе старших дошкольников с нарушением зрения". Наиболее важными для процесса об...
Конспект занятия-тренинга с родителями «Игровая гостиная, или «Давайте поиграем с детьми дома»» В подготовительной к школе группе комбинированной направленности детей с ОВЗ (речевые нарушения)
повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей седьмого года жизни...
Тематическая гостиная для родителей "Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму"
Существует немало конкретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда, изодеятельности, лепки и т.д. для развития мелкой моторики, совершенствования координационных с...
Памятка для родителей «Игровые технологии в логопедической работе на этапе автоматизации звуков у детей»
Автоматизация звуков - закрепление правильного произношения звуков в речи.Благодаря нашей с Вами совместной работе, дети быстрее и с радостью научатся произноситьновые звуки....
Игровая гостиная с родителями старшей группы. «Играйте вместе с детьми».
оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений;развитие эффективного стиля общения родителей с детьми;обогащение знаний родителей об игровой деятельности детей;создание доброжелательной атмосферы...
Игровая гостиная с родителями и детьми старшей группы. «Играйте вместе с детьми».(ПБП, ПДД)
Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую, наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача ...