«Детский сад №16 город Красноармейск Саратовской области» Из опыта работы «Взаимодействие воспитателя с учителем-логопедом» подготовительная группа Воспитатель высшей квалификационной категории: Юдина Алевтина Геннадьевна
консультация (подготовительная группа)

Юдина Алевтина Геннадьевна

Актуальность: Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, в современном мире, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_logopeda_i_vospitateley_bushmakina.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 город Красноармейск Саратовской области»

Из опыта работы

«Взаимодействие воспитателей с учителем-логопедом»

подготовительная группа

Воспитатель высшей квалификационной категории: Юдина Алевтина Геннадьевна

Актуальность: Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, в современном мире, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решении.

Cвoeвpeмeннoe oвлaдeниe пpaвильнoй, чиcтoй peчью имeeт oгpoмнoe знaчeниe для фopмиpoвaния пoлнoцeннoй личнocти. Taкoй чeлoвeк лeгкo вcтyпaeт в oбщeниe, oн мoжeт внятнo выpaжaть cвoи мыcли. Хopoшo paзвитaя peчь являeтcя oдним из ocнoвных пoкaзaтeлeй гoтoвнocти peбeнкa к ycпeшнoмy oбyчeнию в шкoлe.

Я  работаю  воспитателем  в подготовительной к школе группе, моя  работа строится на тесном контакте с учителем – логопедом.

В начале учебного года специалист знакомит воспитателей с результатами обследования речи детей. Я  заполняю  таблицу по звукопроизношению детей, в которой отражены уровень развития речи и состояние звуковой культуры речи. Эта таблица включается в рабочую программу группы.

В течение года я  веду  карты индивидуального развития каждого ребёнка. Раздел «речевое развитие» заполняем вместе с логопедом.. Совместно со специалистом обсуждаем перспективный план, уточняем наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Я  применяю следующие методы и формы работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии это:

  • ежедневное проведение артикуляционной гимнастики;
  • логочас (слоговая зарядка, придумывание чистоговорок, заучивание скороговорок, стихов, пословиц);
  • индивидуальные занятия с детьми, которые направлены на автоматизацию уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений).

Артикуляционная гимнастика помогает выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата. В группе есть картотека артикуляционной гимнастики,  картинки- схемы.

В утреннее время, на прогулке, в режимных моментах используем:

  • игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия «Найди первый и последний звук»«Прохлопай или прошагай слово»«Поймай звук»«Попугай»«Подбери слово»«Наоборот»«Скажи слова парами»);
  • на развитие лексической стороны речи (обогащение и активизация словарного запаса детей) «Отгадай и назови»«Новоселье»«Я знаю пять…»«Кот-наоборот»«Скажи по-другому»«Семья слов»);
  • на развитие и совершенствование звуковой культуры речи «Поймай слово»«Закончи фразу», для автоматизации звука в речи заучиваем чистоговорки, стихи);
  • на развитие грамматической стороны речи – упражнять в умение образовывать разные формы одного и того же слова, «Жадина»«Карлики и великаны» согласовывать различные части речи в роде, числе и падеже),

Взаимодействия с логопедом дает возможность:

  • взаимопосещать непосредственно организованную образовательную деятельность с детьми,
  • правильно планировать образовательную деятельность по закреплению материала в разных видах деятельности детей,
  • совместно подготавливать детей ко всем детским праздникам, т.к. логопед с учётом возможностей детей отбирает, корректирует речевой материал, определяет уровень сложности, дает рекомендации педагогам, помогает в заучивании стихов и ролей с детьми,

Работа воспитателя и работа логопеда различна. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а мы под руководством логопеда активно участвуем в автоматизации звуков, развитии лексики и грамматики, связной речи. Во время режимных моментов мы контролируем произношение детьми уже поставленных звуков.

В своей работе мы используем принцип системности и взаимосвязи учебного материала, его доступности, что положительно отражается на качестве речевого развития детей нашей группы.

По предупреждению дисграфии у детей с нарушением речи мы совместно с логопедом применяем пальчиковые игры, графические тренажеры, графические диктанты, игры «Буквы в зеркало смотрелись», зашумлённые картинки «Буквы перепутались», штриховки букв, лепку буквы из пластилина, выстригание букв, графические диктанты.

В соответствии с лексическими темами недели подбираем пальчиковые гимнастики со стихами. Чтобы было интереснее, в пальчиковые игры включаем игровые предметы (резинка, карандаш, шарик). Систематически организовываем продуктивную деятельность в технике Оригами, которая обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность мелких движений пальцев. Оригами это вид деятельности, в которой задействованы одновременно обе руки.

Дети с удовольствием путешествуют по лабиринтам. Игры в лабиринт – это забава не только учит ребенка сосредотачиваться на задании, но и развивает крупную моторику (движения руки и предплечья). При выполнении заданий необходимо следить, что бы изменялось положение руки, а не листа с заданиями. Детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики предлагаю собирать мозаику, пазлы, конструктор. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь. Графические диктанты способствуют ориентировке в пространстве, закреплению понятий верх, низ, право, лево, развивают зрительное восприятие и слуховое внимание.

Учитель- логопед помогает нам в работе: проводит непосредственно организованную образовательную деятельность по обучению грамоте, подбирает для нас литературу, речевой материал, дидактические игры, артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Мы помогаем тем, что создаю интерактивные игры на дифференциацию звуков, составление сложных предложений, на слоговую структуру слов, на закрепление звуков и букв. Также в группе ведется тетрадь по взаимодействию воспитателя и учителя-логопеда в которой прописаны мероприятия, игры, занятия, игровые упражнения которые рекомендует использовать в работе учитель логопед.

Любовь Викторовна  проводит для педагогов консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, в которых знакомит с речевыми играми для разного возраста детей, с литературой по данной теме, совершенствует наши умения правильно использовать методы и приёмы для развития речи детей.

Практикум для воспитателей:

- «Предупреждение и профилактика недостатков речевого развития у детей 5-7 лет». ( пополнение дидактического материала по артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик.);

 - Консультация для воспитателей подготовительных групп «Предупреждение ошибок письма и чтения»;

-Мастер-класс для воспитателей : «Дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как профилактика речевых нарушений ».

- Круглый стол для воспитателей. Выступление по теме: «Формирования фонематического слуха и восприятия - как основа правильного звукопроизношения».

      Эти формы работы формируют у дошкольников и их родителей, воспитателей представления о технологиях сотрудничества и проектирования, как ведущем способе учебной деятельности, повышают педагогическую компетентность воспитателей и родителей в вопросах  профилактики и преодолению речевых нарушений дошкольников.

Учитель-логопед активно участвует в экскурсиях, где проводит игры и упражнения в соответствии с темой экскурсии. Систематически Любовь Викторовна проводит логопедические развлечения для всей группы детей.

Необходимо отметить еще одно важное направление в совместной работе логопеда и воспитателя — это взаимосвязь с родителями. Для родителей мы консультации, оформляем папки-передвижки, подготавливаем совместные родительские собрания. У каждого ребёнка, посещающего логопункт, заведена тетрадь для индивидуальной работы, которую ведёт логопед и по которой имеют возможность заниматься как воспитатели группы, так и родители..

Мы работаем с детьми в течение всего дня, имея возможность многократно повторять речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь ребёнка.

Благодаря взаимосвязи логопеда и воспитателя можно более эффективно исправить дефекты речи и подготовить ребенка к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Воспитатель Юдина А.Г. МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Наша надежда» старшая группа.Тема: «Осенний пейзаж»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке. Учить детей наносить гуашь на пленку. З...

Конспект Воспитатель Юдина А.Г. МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Наша надежда» старшая группа.Тема: «Осенний лес»

Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке. Учить детей наносить гуашь на пленку. Закрепить знание детей о цветах.Материал: лист ватмана с нарисованными контурами...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 город Красноармейск Саратовской области» Из опыта работы «Взаимодействие воспитателей с учителем-логопедом» подготовительная группа Воспитатель высшей квалификационной категори

Актуальность: Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, в современном мире, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. В модернизации об...

Конспект Воспитатель Юдина А.Г. МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Наша надежда» подготовительная группа Тема занятия: «Осенний лес »

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке. Учить детей наносить гуашь на пленку. Закреп...

Конспект Воспитатель Юдина А.Г. МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Наша надежда» подготовительная группа Тема занятия: «Осенний лес »

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке. Учить детей наносить гуашь на пленку. Закреп...

Конспект кружкового занятия Воспитатель Юдина А.Г. МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Наша надежда» Подготовительная группа

Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учит...

МБДОУ «Детский сад №16 город Красноармейск Саратовской области»«По страницам культурного дневника дошкольника»«Малая родина: делимся находками»Воспитатель высшей квалификационной категории Юдина Алевтина Геннадьевна

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. ВераксыВозрастная группа: подготовительная к школе.Тема:  «Достопримечательность гор...