Постановка звука "Р": С чего начать?
консультация по логопедии (средняя группа)

Кожегачева Анна Андреевна

Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р. В статье расскажется о причинах неправильного выговаривания вибрантов и этапов построения работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_zvuka_r.docx64.21 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка звука «Р»: С чего начать?

Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р.

У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:

  • Аномалии уздечки — она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
  • Особенности строения языка — его сужение или увеличение (макроглоссия);
  • Анатомия челюстей — узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
  • Аномалии неба — с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
  • Неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
  • Аномалии слуха — в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация — нарушения физического слуха;
  • Гипотонус — слабые мышцы характерны для дизартрии;
  • Подражание. Часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят». И он начинает повторять за ними — навык утрачивается.

Характеристика звука и правильное положение органов речи при его произношении:
«Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибрант, язычно-альвеолярный звук.

Правильная артикуляция звука «Р» заключается в следующем:

  • губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_566887d2e1a70/mietodichieskaia-razrabotka-kharaktieristika-zvukov-i-pravil-noie-polozhieniie-orghanov-riechi-pri-ikh-proiznoshienii_1.png
  • зубы - разомкнуты;
  • язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки - вибрируют, давая голос;
  • воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

Мягкий звук [Рь] отличается по артикуляции от парного твердого звука[Р]  дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

Виды нарушения звуков [Р] и [Рь]

  • Отсутствие звука. Звук лишён присущей ему артикуляции, о чём в речи свидетельствует удлинение смежного гласного.
  • Замены звука. (параротацизмы) на другие звуки.

http://belikcenter.ru/im/poi.jpg  http://belikcenter.ru/im/poiu.jpg

  • Искажения звуков (ротацизмы). Виды ротацизмов:
    велярный – язык не принимает участие в артикуляции, вибрирует мягкое нёбо. Произнесение напоминает французское [Р];
    увулярный – вибрирует не язык, а увула (маленький язычок);
    носовой – слышится сочетание звуков [Н] и [Г];
    боковой – слышится «хлюпающий» звук;
    щёчный – при выдохе раздуваются щеки;
    кучерский – вибрируют сомкнутые губы;
    двугубный – звук похож на английский [W];
    одноударный – кончик языка не вибрирует, а только один раз ударяет по альвеолам.
  • Смешения звуков- чаще [Р] и [Л]; [Рь] и [Ль]; [Р] и [Й]; [Рь] и [Й].

Как строится коррекционно-логопедическая работа?

1. Подготовительный этап

Сопоставление и определение на слух звука [Р] [Рь] и его заменителя.

Сравнительный анализ артикуляции звуков [Р] - [Рь] и его заменителей.

Формирование артикуляционных навыков, необходимых для постановки данных звуков. Для этого выполняются различные артикуляционные упражнения для губ, нижней челюсти и языка. А также формируется сильная направленная воздушная струя.
2. Постановка звука.

Может осуществляться по подражанию; от других звуков и звукосочетаний; с помощью специальных упражнений, а также механическим способом с помощью логопедических зондов и зондозаменителей.

3. Автоматизация звука.

Проводится (по нарастанию) в слогах с разным ударением и с разной гласной; в обратных слогах; в словах; в словосочетаниях и чистоговорках; во фразах, стихах, скороговорках.

4. Введение звука в связную речь.

Период окончательного формирования звука 25-40 дней, иногда до 2 месяцев. Но достаточно часто встречаются случаи, требующие более длительной коррекции или автоматизации. В крайнем случае прибегают к компенсаторной артикуляции, когда ставится одноударный звук [Р].

 Частота занятий с логопедом должна быть не реже двух раз в неделю.

В любом случае очень важна помощь родителей, особенно на подготовительном этапе и в ходе автоматизации. Необходимо регулярно выполнять рекомендуемые упражнения и контролировать речь ребёнка дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Путешествие в страну Звукария"

Конспект предназначен для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. С помощью занятия решаются коррекционно- образовательные задачи, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие....

Дидактическая игра «Из чего суп?» «Из чего компот?» «Из чего салат?» «Из чего сок?»

Развития навыков словообразования относительных прилагательных; расширение словарного запаса; слов обобщений; у детей дошкольного возраста....

В стране Звукарии.

Игра по станциям....

Речевой досуг "В гостях у феи Звукарии"

Речевой досуг «В гостях у феи Звукарии» — это своеобразный ввод и подготовка детей к учебному году в старшей логопедической группе. Проводится речевой досуг на второй неделе сентября...

Речевой досуг "Как в стране Звукарии появились новые звуки"

Речевой досуг с элементами логоритмики «Как в стране Звукарии появились новые звуки дружбы» был придуман с целью закрепления пройденного материала.    Цель данного речевого ...

Речевой досуг "День ДРУЗЕЙ в стране Звукарии"

Речевой досуг с элементами логоритмики «День Друзей в стране Звукарии» был придуман с целью закрепления пройденного материала.    Цель данного речевого досуга: развитие рече...