Постановка звука "Р": С чего начать?
консультация по логопедии (средняя группа)
Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р. В статье расскажется о причинах неправильного выговаривания вибрантов и этапов построения работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_zvuka_r.docx | 64.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Постановка звука «Р»: С чего начать?
Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р.
У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:
- Аномалии уздечки — она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
- Особенности строения языка — его сужение или увеличение (макроглоссия);
- Анатомия челюстей — узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
- Аномалии неба — с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
- Неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
- Аномалии слуха — в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация — нарушения физического слуха;
- Гипотонус — слабые мышцы характерны для дизартрии;
- Подражание. Часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят». И он начинает повторять за ними — навык утрачивается.
Характеристика звука и правильное положение органов речи при его произношении:
«Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибрант, язычно-альвеолярный звук.
Правильная артикуляция звука «Р» заключается в следующем:
- губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
- зубы - разомкнуты;
- язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
- голосовые связки - вибрируют, давая голос;
- воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.
Мягкий звук [Рь] отличается по артикуляции от парного твердого звука[Р] дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.
Виды нарушения звуков [Р] и [Рь]
- Отсутствие звука. Звук лишён присущей ему артикуляции, о чём в речи свидетельствует удлинение смежного гласного.
- Замены звука. (параротацизмы) на другие звуки.
- Искажения звуков (ротацизмы). Виды ротацизмов:
велярный – язык не принимает участие в артикуляции, вибрирует мягкое нёбо. Произнесение напоминает французское [Р];
увулярный – вибрирует не язык, а увула (маленький язычок);
носовой – слышится сочетание звуков [Н] и [Г];
боковой – слышится «хлюпающий» звук;
щёчный – при выдохе раздуваются щеки;
кучерский – вибрируют сомкнутые губы;
двугубный – звук похож на английский [W];
одноударный – кончик языка не вибрирует, а только один раз ударяет по альвеолам. - Смешения звуков- чаще [Р] и [Л]; [Рь] и [Ль]; [Р] и [Й]; [Рь] и [Й].
Как строится коррекционно-логопедическая работа?
1. Подготовительный этап
Сопоставление и определение на слух звука [Р] [Рь] и его заменителя.
Сравнительный анализ артикуляции звуков [Р] - [Рь] и его заменителей.
Формирование артикуляционных навыков, необходимых для постановки данных звуков. Для этого выполняются различные артикуляционные упражнения для губ, нижней челюсти и языка. А также формируется сильная направленная воздушная струя.
2. Постановка звука.
Может осуществляться по подражанию; от других звуков и звукосочетаний; с помощью специальных упражнений, а также механическим способом с помощью логопедических зондов и зондозаменителей.
3. Автоматизация звука.
Проводится (по нарастанию) в слогах с разным ударением и с разной гласной; в обратных слогах; в словах; в словосочетаниях и чистоговорках; во фразах, стихах, скороговорках.
4. Введение звука в связную речь.
Период окончательного формирования звука 25-40 дней, иногда до 2 месяцев. Но достаточно часто встречаются случаи, требующие более длительной коррекции или автоматизации. В крайнем случае прибегают к компенсаторной артикуляции, когда ставится одноударный звук [Р].
Частота занятий с логопедом должна быть не реже двух раз в неделю.
В любом случае очень важна помощь родителей, особенно на подготовительном этапе и в ходе автоматизации. Необходимо регулярно выполнять рекомендуемые упражнения и контролировать речь ребёнка дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - развлечение «Путешествие в Звукарию-Букварию» в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Игра - развлечение «Путешествие в Звукарию-Букварию»...
Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Путешествие в страну Звукария"
Конспект предназначен для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. С помощью занятия решаются коррекционно- образовательные задачи, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие....
Дидактическая игра «Из чего суп?» «Из чего компот?» «Из чего салат?» «Из чего сок?»
Развития навыков словообразования относительных прилагательных; расширение словарного запаса; слов обобщений; у детей дошкольного возраста....
В стране Звукарии.
Игра по станциям....
Речевой досуг "В гостях у феи Звукарии"
Речевой досуг «В гостях у феи Звукарии» — это своеобразный ввод и подготовка детей к учебному году в старшей логопедической группе. Проводится речевой досуг на второй неделе сентября...
Речевой досуг "Как в стране Звукарии появились новые звуки"
Речевой досуг с элементами логоритмики «Как в стране Звукарии появились новые звуки дружбы» был придуман с целью закрепления пройденного материала. Цель данного речевого ...
Речевой досуг "День ДРУЗЕЙ в стране Звукарии"
Речевой досуг с элементами логоритмики «День Друзей в стране Звукарии» был придуман с целью закрепления пройденного материала. Цель данного речевого досуга: развитие рече...